Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе
«В гостях у дедушки Корнея»
Учитель : Романченко Е.А.
Приозхёрск-2013г.
Цели : расширять представления учащихся о жизни и творчестве К.И. Чуковского, расширять читательский кругозор, речь, воображение, память, любознательность, воспитывать интерес к творчеству К.И. Чуковского и чтению его книг ,чувство к прекрасному
Оборудование: презентация, аудиотехника, фонограмма голоса Чуковского, карточки-задания по сказкам Чуковского, картинки- герои сказок Чуковского, рисунки учащихся к сказкам писателя, маски к сказке «Телефон», игрушечные телефоны.
Ход мероприятия:
Психологический настрой:
Учитель: ,В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и те только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
Вступительное пожелание:
Учитель: Мои дорогие девчонки и мальчишки,
Пока не берите тетради и книжки,
Глаза поднимите на чудо-указку
Я вас приглашаю в волшебную сказку.
Кто автор её вы ответите хором
Лишь выставку книг вы окинете взором.
Вы на обложке названье прочтите,
И мненье своё от других не таите.
- Вот « Путаница»,»Телефон», « Айболит», « Тараканище», « Муха- Цокотуха», « Краденое солнце», « Крокодил»и « Бармолей»
A кто же написал всё? –
Ответьте скорей
Конечно же это –Чуковский Корней.
Сегодня мы побываем с вами в гостях у дедушки Корнея
- Ребята , что вы знаете об этом человеке?
Биография: Настоящие имя и фамилия - Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 марта 1882г. в Петербурге, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, занимался самообразованием, изучил английский язык. Он брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья жила очень бедно. Когда он вырос и занялся журналистикой, он стал подписываться Корней Иванович Чуковский. Так это имя за ним и осталось. К сожалению, нет фотографий дома где родился писатель. Но зато есть Дом-музей Чуковского, где он жил и работал с 1838-1969г. Интерьер дома сохранён таким, каким он был при жизни писателя. Самая большая и значительная комната- кабинет писателя, где он работал, сочинял, треть своей долгой насыщенной событиями жизни.
Дети всегда были желанными гостями в доме. Он собирал детишек со всего Переделкино- читал им свои произведения, играл с ними, вёл разговоры. Дом – музей настолько живой, что создаётся ощущение, что вот –вот навстречу выйдет сам хозяин. Сюда приезжают много детей из разных уголков страны чтобы окунуться в волшебный сказочный мир дедушки Корнея, узнать многие факты жизни писателя полных необыкновенных приключений, встреч и знакомств.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Чуковского.
Взгляните в лицо этого человека.
-Какова его главная черта? (Доброта.)
-Да .Чуковский настоящий добрый волшебник. Он написал очень много сказок, а это могут делать только настоящие волшебники. Дедушка Корней очень любил детей. Но детским сказочником он стал случайно. А произошло это так.
Заболел его маленький сынишка, а они ехали в ночном поезде- домой. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его отец стал рассказывать ему сказку
Жил да был Крокодил,
Он по улице ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Прошло время. Чуковский забыл некоторые строчки , а его сынишка запомнил сказку слово в слово. Так родилась сказка « Крокодил»
Это была первая сказка Корней Ивановича, появилась она в 1916 году
Назови сказку, в которой К.И.Чуковский борется с грязнулями?
- Правильно , это «Мойдодыр». А знаете историю написания этой сказки?
Чуковский работал в своём кабинете и услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочка Мурочка. Она ревела в три ручье, потому, что не хотела умываться. Тогда папа подошёл, взял её на руки и совершенно неожиданно ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам.
Так и появилась на свет сказка «Мойдодыр». Она появилась в 1923 году, а в 2013 году ей исполняется 90 лет.
Сейчас мы послушаем сказку в исполнении самого автора и поучимся мастерству чтения произведения.
После прослушивания сказки учитель задаёт вопросы.
- Чему учит сказка?
-Зачем нужно соблюдать чистоту?
2 июля в 2012 г. в парке «Сокольники» был открыт памятник Мойдодыру. Скульптура Мойдодыра не выглядит строгим начальником, любой ребёнок или просто турист может прикоснуться к скульптуре и потереть нос, тем самым прикоснуться к частичке сказки. Основной смысл памятника- соблюдение личной гигиены и чистоты. Он напоминает живого учителя из книжки.
Я Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников Начальник
И мочалок Командир.
Игра «Чудесные предметы»
Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он не был: в трамвае, в очереди, в приёмной у зубного врача, он не любил тратить время попусту, сочинял загадки для детей.
(Учитель делит детей на 2 группы и по очереди загадывает загадки каждой группе)
-Послушайте загадки , и постарайтесь ответить о каких чудесах в них говорит автор.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. ( яйцо)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю! (рот и зубы)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (коньки)
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл. (пароход)
Мудрец в нём видел мудреца
Глупец - глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху
Увидел лохматого. (зеркало)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня (крапива)
Учитель: Название сказки, которую будем читать,
Вам из букв придётся собрать.
Дети из предложенных букв составляют слово телефон. Потом называют сказку с одноимённым названием.
Сказка « Телефон « была написана в 1924 году, а в 2014 ей исполнится 90 лет.
Инсценировка сказки « Телефон» (выступление учащихся, в роли героев сказки-учащиеся, в роли автора- родитель)
Игра «Узнай сказку»
- Кроме сказок Мойдодыр и Телефон Чуковский написал и другие сказки. Ребята нашего класса сейчас прочитают отрывки из сказок, а вы постарайтесь отгадать название сказки.
Ученик 1: И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
Не лучше ль вернуться?» ( « Федорино горе»)
Учитель: - Какое отчество было у Федоры? ( Егоровна)
Ученик 2: И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
«Кто злодея не боится
И с чудовищем сразиться,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!» ( «Тараканище»)
Учитель: - Кто победил его?
-Что сделал воробей с ним?
Ученик 3: Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось,
закружилось
И помчалось колесом? ( «Мойдодыр»)
Учитель: -Кто такой Мойдодыр?
- Как звали крокодильчиков? ( Тотоша и Кокоша)
Ученик 4: Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал. ( « Краденое солнце»)
Учитель: - Кто украл?
- Кто и как вернул солнце на небо?
Ученик 5: И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь, и дифтерит к них,
И голова болит у них,
И горлышко болит. («Айболит»)
Учитель: - Кого ещё лечил Айболит?
- Чем лечил зверей Айболит в Африке?
Ученик 6: Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Учитель: - Кто хотел погубить Муху?
- Какой отмечала Муха?
Игра « Кто какие поступки совершил»
( Учитель раздаёт каждой группе по 5 картинок-героев сказок. Учитель по карточках читает действие героя, а ученики находят картинку героя, прикрепляют картинку магнитами .)
1 группа : Зажгли море. Лисички
Проглотил солнце. Крокодил
Помыла свою посуду. Федора
Вернул солнце в небо Медведь
Потушила море Бабочка
2 группа: Спас Муху – Цокотуху. Комар
Съел таракана. Воробей
Вылечил зверей. Айболит
Кто обижал Ванечку и Танечку. Бармалей
Держал зверей в страхе. Тараканище.
Выставка работ рисунков учащихся « Сказки Чуковского глазами детей»
Учитель обращает внимание на выставку рисунков, читает отрывки из сказок, дети показывают свой рисунок, называют сказку и что изобразили на рисунке.
- Сегодня мы открыли только первую страницу большого творчества Чуковского. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И. Чуковского. Познакомимся с Чуковским- переводчиком, прочитаем повесть « Серебряный герб» и книгу о русском языке « Живой как жизнь»
Подружитесь с книгами Чуковского. Сказки Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя участником воображаемых битв за справедливость, доброту и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Сказки Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек не человек. И. Андроников писал, что « Талант у Чуковского неиссякаемый , умный , блистательный весёлый, праздничный. Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!» Нет среди нас писателя, но книги Чуковского живут и будут жить.
В конце праздника дети получают угощение.