Внеклассное мероприятие "Знатоки права"
Учитель: Чумакова М.И. , учитель истории и обществознания МОУ «СОШ» п. Каджером
Тема: «Права детей»
Дата проведения: 13. 03. 2014 г.
Форма проведения: игра – конкурсное соревнование.
Класс: 9
Цель: повышение уровня правовой культуры учащихся; формирование у учащихся активной гражданской позиции и осознания приоритета прав личности.
Задачи:
1. Обучающая: повторить основные возрастные вехи в жизни ребенка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.
2. Развивающая: уметь выявлять связь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями. Уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.
3.Воспитательная: воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
Оборудование:
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Оборудование и материалы:
«Декларация прав ребенка» от 20 ноября 1959 г.,
«Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ, 12 декабря 1993 г.,
Закон об образовании РФ.
Дидактический материал:
карточки для игры «Группа прав и свобод»,
электронная презентация «Знатоки права»,
Для команд:
Форма проведения занятия - индивидуально-групповая с применением беседы и тренировочных упражнений
Для проведения игры формируются 3 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.
В начале игры учитель дает возможность выбрать название команды и обосновать его смысловое содержание. Каждая команда сидит за отдельным столом. Игра состоит из 7 конкурсов. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.
ХОД ИГРЫ
Наша игра посвящена теме “Права ребенка”.
Презентация
Слайд № 2.
1 конкурс «Правовые документы»
На слайде – международные документы, призванные защитить права ребёнка. Соотнесите документ с датой принятия
Слайд № 3.
Правильный ответ
Слайд № 4-12.
2 конкурс «Права литературных героев»
Командам раздаются карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Необходимо определить, название произведения, в которых права сказочных героев нарушены. Время на размышление – 6 минут. За каждый правильный ответ команда
получает 0,5 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 3 балла.
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
( Ответ: “Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (Ответ: “Ледяная избушка”).
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (Ответ: “Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Ответ: “Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (Ответ: “Айболит”).
В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (Ответ: “По щучьему велению, по моему хотенью”).
Слайд 13
3 конкурс «АФОРИЗМЫ»
1.Команды получают по три набора карточек, на каждой из которых написано по 1 слову. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 3 балла.
2.1 набор: добродетели, должны, законы, и, искоренять, насаждать, пороки (Цицерон, древнеримский оратор).
3.2 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, не-виновного (Екатерина II, русская императрица).
4.3набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны (Цицерон, древнеримский оратор).
Слайд 14
Ответ. 1) Законы должны насаждать добродетели и искоренять пороки. 2) Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить. 3) Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.
4 конкурс “Песня о правах”.
Слайд № 15-21.
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.
“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
“Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
“ На крутом бережку” (право на отдых).
“Наташка-первоклашка” (право на образование).
“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян)
5 конкурс «Правовой статус ребенка»
Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает 2 набора карточек: 1) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за 3 минуты должны разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. За каждую правильно соотнесенную карточку игроки получают 0,5 балла. Всего во втором наборе 12 карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 6 баллов.
1 набор – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».
2 набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:
1) Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
2) Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
3) Несет уголовную ответственность за любые преступления.
4) Подлежит административной ответственности.
5) Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
6) Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
7) Имеет право на получение паспорта.
8) Имеет право на вступление в брак.
9) Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
10) Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
11) Имеет право на имя, отчество и фамилию.
12) Приобретает право на гражданство.
Правильный ответ: А – 11, 12; Б – 10; В – 7, 9; Г – 3, 4, 5, 6; Д – 2; Е – 1, 8.
6 Конкурс « Ситуации».
Слайд № 22-25.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
7 Конкурс « Кроссворд».
Слайд № 26.
Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.
По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.
(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин.
Сообщение информации ведущим: За последние 10 лет в нашей стране наблюдается заметный рост количества обращений детей с просьбой защитить их права. Как вы думаете, с чем связан этот факт?
Возможные варианты ответов:
- растёт количество нарушений прав детей;
- дети больше доверяют взрослым, т. к. обращаются за помощью чаще;
- эффективнее работают правоохранительные органы.
Слайд № 27-28.
Напоминание основных прав ребёнка
Кто может помочь детям в трудной ситуации?
Слайд № 29-30.
Возможные варианты ответа:
- Семья, учителя, полиция, органы соц. защиты, детские правозащитные организации.
В нашей стране действует единый общероссийский телефон доверия,
позвонив по которому, вы можете получить совет как вам поступить.
8-800-2000-122 - единый общероссийский телефон доверия для детей.
Подведение итогов.
Слайд № 31. Спасибо за работу!