СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Александра I и реформы Сперанского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация позволяет рассмотреть основные направления реформ первой волны Александра I

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Александра I и реформы Сперанского»

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.   Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.    История России. 8 класс.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

История России. 8 класс.

Современники и историки об Александре I

Современники и историки об Александре I

Современники и историки об Александре I

Современники и историки об Александре I

Александр I 1777-1825 гг. Екатерина II Павел I Ф. Лагарп

Александр I

1777-1825 гг.

Екатерина II

Павел I

Ф. Лагарп

Фредерик Лагарп  дал наследнику европейское образование и хотел привить либеральные идеи   Что такое ЛИБЕРАЛИЗМ? Идеи либерализма: Отрицательное отношение к крепостничеству Введение конституции: Управление на основе законов Участие выборных учреждений в принятии законов Предоставление гражданских свобод

Фредерик Лагарп дал наследнику европейское образование и хотел привить либеральные идеи

Что такое ЛИБЕРАЛИЗМ?

Идеи либерализма:

  • Отрицательное отношение к крепостничеству
  • Введение конституции:
  • Управление на основе законов
  • Участие выборных учреждений в принятии законов
  • Предоставление гражданских свобод

заговор 1801 г. АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ Император Всероссийский 1801-1825 гг. Император Всероссийский 1796-1801 гг.

заговор 1801 г.

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

Император Всероссийский

1801-1825 гг.

Император Всероссийский

1796-1801 гг.

Управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой» (из Манифеста Александра I) МАНИФЕСТ «Дней Александровых прекрасное начало». А.С.Пушкин

Управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой» (из Манифеста Александра I)

МАНИФЕСТ

«Дней Александровых прекрасное начало». А.С.Пушкин

Строганов П.А. Кочубей В.П. Александр I «Негласный комитет» Стр.8. Назвать первые мероприятия «Негласного комитета». Новосильцев Н.Н. Чарторыйский А.А.

Строганов П.А.

Кочубей В.П.

Александр I

«Негласный

комитет»

Стр.8. Назвать первые мероприятия «Негласного комитета».

Новосильцев Н.Н.

Чарторыйский А.А.

Создан Ввоз Амнистия Открыты границы

Создан

Ввоз

Амнистия

Открыты границы

Первые преобразования «Жалованная грамота дворянству» «Жалованная грамота городам» 1801 г. Вспомните , когда и кем были дарованы Жалованные грамоты? В чем суть данных документов? 1785 г., Екатерина II Великая

Первые преобразования

«Жалованная грамота дворянству»

«Жалованная грамота городам»

1801 г.

  • Вспомните , когда и кем были дарованы Жалованные грамоты? В чем суть данных документов?

1785 г., Екатерина II Великая

Первые преобразования Свобода пропуска российских произведений за границу Свобода пропуска российских произведений за границу 1801 г. 1801 г. 1801 г. Улучшение содержания заключённых Улучшение содержания заключённых Рассмотрение всех судебных дел в Сенате Рассмотрение всех судебных дел в Сенате

Первые преобразования

Свобода пропуска российских произведений за границу

Свобода пропуска российских произведений за границу

1801 г.

1801 г.

1801 г.

Улучшение содержания заключённых

Улучшение содержания заключённых

Рассмотрение всех судебных дел в Сенате

Рассмотрение всех судебных дел в Сенате

Первые преобразования Подумайте , привёл ли данный запрет к каким либо положительным изменениям в жизни крестьян? Почему? Прекращены пожалования дворянам государственных крестьян Запрещены публикации о продаже крепостных крестьян без земли Дано право крестьянам и мещанам покупать незаселённые земли

Первые преобразования

Подумайте , привёл ли данный запрет к каким либо положительным изменениям в жизни крестьян? Почему?

Прекращены пожалования дворянам государственных крестьян

Запрещены публикации о продаже крепостных крестьян без земли

Дано право крестьянам и мещанам покупать незаселённые земли

1802 г. Реформа высших органов власти СЕНАТ КОЛЛЕГИИ Министерства (органы исполнительной власти)  Высший судебный орган Комитет министров Вспомните , когда появился Сенат? Какими функциями он обладал? Подумайте , в чём состоит принципиальное отличие министерств от коллегий?

1802 г.

Реформа высших органов власти

СЕНАТ

КОЛЛЕГИИ

Министерства (органы исполнительной власти)

Высший судебный орган

Комитет министров

  • Вспомните , когда появился Сенат? Какими функциями он обладал?

Подумайте , в чём состоит принципиальное отличие министерств от коллегий?

 Принцип единоначалия МИНИСТЕРСТВА военное морское иностранных дел юстиции внутренних дел финансов коммерции народного просвещения

Принцип единоначалия

МИНИСТЕРСТВА

военное

морское

иностранных дел

юстиции

внутренних дел

финансов

коммерции

народного просвещения

1803 г. Реформа народного просвещения Учреждение Министерства народного просвещения Образование 6 учебных округов 4 разряда учебных заведений: Приходские Губернские училища гимназии Университеты  Уездные училища Низшие слои общества получили доступ к образованию.

1803 г.

Реформа народного просвещения

Учреждение Министерства

народного просвещения

Образование 6 учебных округов

4 разряда учебных заведений:

Приходские

Губернские

училища

гимназии

Университеты

Уездные

училища

Низшие слои общества получили доступ к образованию.

Крестьянский вопрос Указ о «вольных хлебопашцах» Указ «Об Остзейских крестьянах» 1803 г. 1804 г. Работа с док. на стр.11 (из «Записок» И.Д.Якушкина)  крестьянская реформа в Прибалтике:  определены размеры крестьянских повинностей, крестьяне признаны наследственными владельцами их земельных наделов Назовите условие, необходимое для освобождения крестьян. Почему крестьяне отказывались от предложения И.Д. Якушкина об освобождении? 3. Каковы, на ваш взгляд, были результаты данного указа?

Крестьянский вопрос

Указ о «вольных хлебопашцах»

Указ «Об Остзейских крестьянах»

1803 г.

1804 г.

Работа с док. на стр.11 (из «Записок» И.Д.Якушкина)

крестьянская реформа в Прибалтике:

определены размеры крестьянских повинностей, крестьяне признаны наследственными владельцами их земельных наделов

  • Назовите условие, необходимое для освобождения крестьян.
  • Почему крестьяне отказывались от предложения И.Д. Якушкина об освобождении?

3. Каковы, на ваш взгляд, были результаты данного указа?

ПОВТОРИМ! Период умеренных реформ 1802 г. – введение министерской реформы (в основе принцип единоначалия) Реформа государственного аппарата Сенат стал высшим судебном органом

ПОВТОРИМ!

Период умеренных реформ

1802 г. – введение министерской реформы (в основе принцип единоначалия)

Реформа государственного аппарата

Сенат стал высшим судебном органом

Указ о «вольных хлебопашцах» (добровольное право помещиков освобождать от зависимости своих крепостных) Начало аграрной реформы в Прибалтике (государством определён максимум крестьянских повинностей перед помещиком) Запрещена публикация в газетах объявлений о продаже крепостных Ликвидация монополии дворянства на землевладение ПОВТОРИМ! АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ 1801 г. 1803 г. 1804 г

Указ о «вольных хлебопашцах» (добровольное право помещиков освобождать от зависимости своих крепостных)

Начало аграрной реформы в Прибалтике (государством определён максимум крестьянских повинностей перед помещиком)

Запрещена публикация в газетах объявлений о продаже крепостных

Ликвидация монополии дворянства на землевладение

ПОВТОРИМ!

АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ

1801 г.

1803 г.

1804 г

ПОВТОРИМ! РЕФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ Создание новых * Церковно-приходские школы; * Уездные училища; * Гимназии; *Университеты Автономия Создание учебных округов Система

ПОВТОРИМ!

РЕФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Создание новых

* Церковно-приходские школы;

* Уездные училища;

* Гимназии;

*Университеты

Автономия

Создание учебных округов

Система

Когда началось правление Александра I ? 1) в 1796 г. 2) в 1801 г. 3) в 1802 г. 4) в 1803 г.

Когда началось правление Александра I ?

1) в 1796 г.

2) в 1801 г.

3) в 1802 г.

4) в 1803 г.

Органы какой власти назывались министерствами? 1) законодательной 2) исполнительной 3) законосовещательной 4) судебной

Органы какой власти назывались министерствами?

1) законодательной

2) исполнительной

3) законосовещательной

4) судебной

Упорядочение системы образования, предоставление значительной автономии университетам свидетельствовало о стремлении Александра I: 1) ввести всеобщее среднее образование 2) следовать политическому курсу Павла I 3) прекратить все культурные контакты с Западом 4) проводить либеральный внутриполитический курс

Упорядочение системы образования, предоставление значительной автономии университетам свидетельствовало о стремлении Александра I:

1) ввести всеобщее среднее образование

2) следовать политическому курсу Павла I

3) прекратить все культурные контакты с Западом

4) проводить либеральный внутриполитический курс

Что предусматривал указ о «вольных хлебопашцах»? 1) отмену крепостного права 2) ликвидацию рекрутских наборов 3) освобождение крестьян с землёй за выкуп с согласия помещика 4) переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины

Что предусматривал указ о «вольных хлебопашцах»?

1) отмену крепостного права

2) ликвидацию рекрутских наборов

3) освобождение крестьян с землёй за выкуп с согласия помещика

4) переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины

Отмена запрета на выезд за границу, снятие ограничений на европейскую одежду и литературу свидетельствовали о стремлении Александра I: 1) сблизиться с Наполеоном I 2) следовать политическому курсу Павла I 3) осуществить переход от абсолютной монархии к конституционной 4) проводить либеральный внутриполитический курс

Отмена запрета на выезд за границу, снятие ограничений на европейскую одежду и литературу свидетельствовали о стремлении Александра I:

1) сблизиться с Наполеоном I

2) следовать политическому курсу Павла I

3) осуществить переход от абсолютной монархии к конституционной

4) проводить либеральный внутриполитический курс

Что предусматривала министерская реформа 1802 года? 1) ликвидацию петровских коллегий 2) передачу министерствам высшей исполнительной власти 3) ослабление централизации и усиление местных начал 4) выборность чиновников высшего и среднего звена

Что предусматривала министерская реформа 1802 года?

1) ликвидацию петровских коллегий

2) передачу министерствам высшей исполнительной власти

3) ослабление централизации и усиление местных начал

4) выборность чиновников высшего и среднего звена

Когда был принят указ, отрывок из которого приведён?  «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского представителя к министру внутренних дел для рассмотрения…»  в 1796 г. 3) в 1802 г.  в 1801 г. 4) в 1803 г.

Когда был принят указ, отрывок из которого приведён?

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского представителя к министру внутренних дел для рассмотрения…»

  • в 1796 г. 3) в 1802 г.
  • в 1801 г. 4) в 1803 г.
О чьей деятельности идёт речь в сочинении В.О.Ключевского?  «С первых дней нового царствования императора окружали люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада… Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований» О «Негласном комитете»

О чьей деятельности идёт речь в сочинении В.О.Ключевского?

«С первых дней нового царствования императора окружали люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада… Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований»

О «Негласном комитете»

Кто не входил в «Негласный комитет»? 1) Строганов 2) Сперанский 3) Чарторыйский 4) Новосильцев

Кто не входил в «Негласный комитет»?

1) Строганов

2) Сперанский

3) Чарторыйский

4) Новосильцев

ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО Сын священника, ставший вторым человеком в государстве. Один из образованнейших людей России Официально занимал должность государственного секретаря. Наполеон, по достоинству оценив ум М.М. Сперанского, в шутку предложил Александру I обменять российского чиновника на одно из своих королевств. Автор «Введения к уложению государственных законов», т. е. плана преобразования Российской Империи.

ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО

  • Сын священника, ставший вторым человеком в государстве.
  • Один из образованнейших людей России
  • Официально занимал должность государственного секретаря.
  • Наполеон, по достоинству оценив ум М.М. Сперанского, в шутку предложил Александру I обменять российского чиновника на одно из своих королевств.
  • Автор «Введения к уложению государственных законов», т. е. плана преобразования Российской Империи.
ПРОЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ Используя текст учебника (с.20-22), выделите цель и основные идеи политической реформы М.М. Сперанского Цель – поэтапное введение конституционной монархии и отмены крепостного права Основные идеи Разделение властей : законодательная власть – Государственная дума, исполнительная – министерства, судебная – Сенат. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект император Создание Госсовета – совещательная власть Общество на 3 сословия : дворянство, «среднее сословие» (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные, рабочие, прислуга) Политические права у 1 и 2 сословий , третье сословие могло получить права по мере роста собственности  Реализовано только одно – создан Госсовет

ПРОЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

Используя текст учебника (с.20-22), выделите цель и основные идеи политической реформы М.М. Сперанского

Цель поэтапное введение конституционной монархии и отмены крепостного права

Основные идеи

  • Разделение властей : законодательная власть – Государственная дума, исполнительная – министерства, судебная – Сенат. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект император
  • Создание Госсовета – совещательная власть
  • Общество на 3 сословия : дворянство, «среднее сословие» (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные, рабочие, прислуга)
  • Политические права у 1 и 2 сословий , третье сословие могло получить права по мере роста собственности

Реализовано только одно – создан Госсовет

ПРИЧИНЫ ОТСТАВКИ М.М. СПЕРАНСКОГО В марте 1812 г. М.М. Сперанский сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Причины отставки: Недовольство реформами среди дворян (почему?). Среди противников – историк Н.М.Карамзин, консерватор по взглядам Перед войной 1812 г. необходимо сплотить общество  1816 - возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора  1819 - генерал-губернатор Сибири и инициатор реформ управления Сибирью  1821 - возвращен в Петербург, назначен членом Госсовета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. Позже член Верховного уголовного суда над декабристами.  с 1826 – занимается кодификацией законов  в 1835-1837 – преподаватель юридических наук будущего императора Александра II

ПРИЧИНЫ ОТСТАВКИ М.М. СПЕРАНСКОГО

В марте 1812 г. М.М. Сперанский сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Причины отставки:

  • Недовольство реформами среди дворян (почему?). Среди противников – историк Н.М.Карамзин, консерватор по взглядам
  • Перед войной 1812 г. необходимо сплотить общество
  • 1816 - возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора
  • 1819 - генерал-губернатор Сибири и инициатор реформ управления Сибирью
  • 1821 - возвращен в Петербург, назначен членом Госсовета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. Позже член Верховного уголовного суда над декабристами.
  • с 1826 – занимается кодификацией законов
  • в 1835-1837 – преподаватель юридических наук будущего императора Александра II
 что необычного можно выделить в биографии М.М. Сперанского  назовите должность которую он занимал с 1810 по 1812 гг. Выберите взгляды М.М.Сперанского: Любое изменение в государстве есть зло Крепостное право отменить немедленно Все население страны разделить на 3 сословия Идея разделения властей Политические права только у дворян Учреждение Госсовета    на какие сословия предлагал разделить общество М.М.Сперанский?   в чем суть его идеи разделения властей?   в чем значение его реформ, что было реализовано? Дайте определение:  либерал  консерватор  госсовет
  • что необычного можно выделить в биографии М.М. Сперанского
  • назовите должность которую он занимал с 1810 по 1812 гг.

Выберите взгляды М.М.Сперанского:

  • Любое изменение в государстве есть зло
  • Крепостное право отменить немедленно
  • Все население страны разделить на 3 сословия
  • Идея разделения властей
  • Политические права только у дворян
  • Учреждение Госсовета

  • на какие сословия предлагал разделить общество М.М.Сперанский?

  • в чем суть его идеи разделения властей?

  • в чем значение его реформ, что было реализовано?

Дайте определение:

  • либерал
  • консерватор
  • госсовет
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ! 22

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

НА УРОКЕ!

22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!