СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 68. Жизненный и творческий путь писателя Ф. М. Достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Жизненный и творческий путь писателя  Ф. М. Достоевского. 2. Своеобразие творческого метода Достоевского.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 68. Жизненный и творческий путь писателя Ф. М. Достоевского»

Вопрос № 68. Жизненный и творческий путь писателя Ф. М. Достоевского


Детство

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года, в семье врача Московской больницы для бедных. Говорить, что Достоевские были бедным семейством, не вполне правомерно. У них прислуживала няня, две горничные; были кухарка, кучер и лакей; когда рождались дети, нанимали кормилицу. Держали четырех лошадей.

Семья была большая. Кроме Федора, был еще старший его брат, Михаил, с которым они были очень дружны. Помимо него была сестры Варвара, Вера, Александра, братья Андрей и Николай.


Отец будущего писателя был человеком крайне неуравновешенным, вспыльчивым, мнимым. Некоторые его черты унаследовал и Федор Михайлович. Типичной была ситуация: «Батюшка закричал», «матушка плакала» (Это выражения из повести «Бедные люди».)

Отец учитывал тряпки за прачкой. Приходил в бешенство, не досчитав серебряной ложечки. Чем-то патологическим кажется его подозрение в измене жены.

Все эти обстоятельства очень рано, в возрасте 37 лет, Марию Федоровну, мать писателя; она умерла от чахотки в 1837 г.


Мать была совсем другого склада: веселая, общительная, хозяйственная – в свою купеческую родню, однако не отличалась грамотностью.

После смерти жены Михаил Андреевич предался зеленому змию, волочился за горничными, одна из которых была его сожительницей. (Этот факт дал основание отождествить с отцом писателя крайне непривлекательного персонажа романа «Братья Карамазовы» – Федора Карамазова.)

Смерть отца писателя загадочна. По легенде, его убили крестьяне. Однако не все здесь ясно, и не все согласны с тем, что смерть отца была насильственной. Исследователь Кулешов настаивает на том, что Михаил Андреевич умер своей смертью от «апоклепсического удара».

Все эти впечатления детства очень серьезно повлияли на жизнь и творчество писателя.


Образование

В 1837 году Федор был принят в Инженерное училище в Петербурге (это военное учебное заведение). Там он оказался в особом замкнутом мире. Большинство учеников происходило из знатных и богатых семей, смотрело на себя как на будущих важных сановников и естественно, что «плебей» Достоевский чувствовал себя в этой среде неуютно.

Угнетало безденежье. Многие воспитанники тратили немало денег на свои нужды и прихоти. Федор не мог себе позволить того же, и самолюбие его сильно страдало. Достоевский был замкнут, необщителен, но всегда защищал других, особенно новичков.

Страсть к литературе отделяла Достоевского от веселых, часто беззаботных товарищей. Он страстно любил поэзию, декламировал стихи Пушкина, Жуковского. Всецело поглощенному литературой, Достоевскому тягостно было заниматься фортификацией, артиллерией, алгеброй. Тем не менее, он успевал неплохо и не был переведен во 2-й класс только из-за того, что преподаватель алгебры припомнил о какой-то грубости Достоевского.

Все, что видел и чувствовал Достоевский, наполняло его ощущением неблагополучия бытия, несовершенства мира. «Не знаю, стихнут ли когда мои грустные идеи?» - пишет он брату.


Какие впечатления детства, юности определили тематику, про­блематику произведений будущего писателя?

Достоевский рано столкнулся с бедностью, приниженно­стью и незащищенностью человека. Над семьей постоянно ви­тал страх оказаться в сетях нужды. Будущий писатель остро переживал постоянное безденежье после смерти отца во время учебы в Главном инженерном училище, и позднее, приняв ре­шение уйти в отставку, чтобы посвятить себя литературному труду. Он хлебнул унизительной, полуголодной жизни того бедного петербургского служилого люда, мещан, мелких чи­новников, обитателей углов и чердаков, которые затем и предстанут на страницах его произведений. Достоевский увидел в том мире остроту социальных контрастов, он научился по­нимать значение будничных трагедий, подстерегавших человека в повседневной, обыденной жизни, трагедий, страшных именно своей будничностью и незаметностью. Именно это по­солило назвать Достоевского «певцом бедных людей», «защит­ником униженных и оскорбленных». Уже в это время будущий Писатель чувствовал несправедливость существующего миро­устройства.


Служба

12 августа 1843 года Достоевский окончил Инженерное училище – одним из лучших учеников.

Затем он поступил в чертежную Инженерного департамента. Служба тяготила его не меньше, чем учение, и только материальная зависимость от богатых родственников, желавших видеть его на государственной службе, удерживала Достоевского в чертежной.

В октябре 1844 вышел в отставку. Он много читает и неустанно учится. Достоевский очень требователен к себе и работает не щадя сил. «Я хочу, чтобы каждое произведение мое было отчетливо хорошо».

Достоевский продолжает читать, переводит роман Бальзака «Евгения Гранде». В то же время он мечтает о великом «начале», о произведении, с которого начнется его настоящая жизнь. Он сообщает брату, что кончает «довольно оригинальный» роман: это были «Бедные люди» – произведение, написанное в старинной форме романа в письмах. Достоевский очень требователен к себе и работает не щадя сил. Писатель то был доволен получившемся текстом, то переделывал его – он не хочет, чтобы его первое произведение затерялось на страницах журналов. Особенно его волновало, как отнесется Белинский к этому тексту.


Первое произведение

Одно майское утро 1845 года Достоевский вспоминал всю жизнь. «Воротился я домой уже в четыре часа, в белую, светлую как днем петербургскую ночь… Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут. Они накануне вечером взяли мою рукопись и стали читать на пробу: «С десяти страниц видно будет». Но, прочтя 10 страниц, решили прочесть еще 10, а затем, не отрываясь, просидели уже всю ночь до утра, читая вслух и чередуясь, когда один уставал».


В тот же день Некрасов передал рукопись Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!» - «У вас Гоголи-то как грибы растут», – строго заметил ему Белинский, но рукопись взял. В тот же вечер, когда Некрасов опять зашел к нему, Белинский встретил его в волнении: «Приведите, приведите его скорее!».


Успех романа был необычайным. Вдумчивые читатели увидели в романе Достоевского продолжение гуманистических традиций Пушкина и Гоголя. На это указал и сам Достоевский. Макар Девушкин, главный герой «Бедных людей», читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Достоевский придал своему произведению форму переписки между пожилым чиновником, стоящим в самом низу соц. лестницы, и совсем молодой женщиной, которой довелось уже испытать самое горькое в жизни: смерть отца, матери, любимого, преследования грязной сводни и ее «клиентов».

Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди изумительной душевной чистоты, доброты, деликатности. Каждый из них ради другого готов на любые лишения. Макар Алексеевич доходит до самой крайней нищеты, чтобы помочь Вареньке, которая скрывается от преследователей, но вместе с желанием помочь Вареньке им движет желание поднять себя в собственных глазах.

Но беззащитны и забиты они до того, что их протест против несправедливости – это «бунт на коленях», это вопль безнадежности: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши!»


1840-е годы

Герои произведений Достоевского 40-х годов – это чаще всего мелкие чиновники, жители петербургских углов. Писателя привлекает в них возвышенное благородство, духовная красота и поэтичность натуры. Таковы, например, герои романа «Белые ночи» (1848).


Что привело Достоевского в кружок Петрашевского?

Поиск ответа на вопрос, как изменить существующий мир, в котором возможно жестокое и безжалостное унижение человека, попрание его достоинства и чести, надругание над его личностью, существование на грани нищеты.


Кружок Петрашевского

С весны 1847 года Достоевский стал посещать собрания кружка Петрашевского. Петрашевский с воодушевлением излагал идеи общего труда, равенства, любви и братства. Одно время Достоевский даже жил в квартире-коммуне с общим хозяйством. Кружок Петрашевского не был кучкой заговорщиков, мечтавших о государственном перевороте. Первой своей задачей петрашевцы считали просвещение. Затем они собирались «приготовлять способных людей на случай какой-нибудь революции», а «массы к восприятию всяких перемен».

Достоевский был противником революционного изменения действительности, но понимал, что если освобождение крестьян не будет предпринято, то дело должно произойти революционным путем.

В апреле 1849 Достоевский прочитал на собрании петрашевцев знаменитое письмо Белинского к Гоголю, которое ходило по рукам в списках.

Участие Достоевского в кружке кончилось катастрофой. Писатель вместе с другими петрашевцами был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.


Приговор и казнь

21 петрашевец, и среди них Достоевский, был приговорен к смертной казни. Церемония казни была разработана под личным руководством царя. Он следил за тем, чтобы инсценировка казни стала сильнейшей психологической пыткой. По его воле все должно было быть выполнено так, как будто казнь действительно совершится. И только в оставшуюся секунду для произнесения последней команды должен был появиться посланец с другим приговором. Достоевского приговорили к 4 годам каторги, и разжаловали в рядовые.

Каторга

В 1854 его перевели в Семипалатинск. Он получил разрешение читать и писать. После многолетнего перерыва взявшись за перо, писатель создает потрясающую книгу о виденном и пережитом «Записки из Мертвого дома». Именно здесь, в стенах каторжной казармы, несмотря на пьянство и драки, на страшные, безобразные сцены, Достоевский узнает величие и красоту народной души.


В 1859 кончился срок наказания, но в Петербург Достоевскому было разрешено вернуться лишь через год.


Как изменилось мировоззрение Достоевского за годы, прой­денные на каторге и в солдатчине?

Годы каторги и ссылки были для Достоевского годами перелома. В этот период усилились религиозные тенденции в сознании писателя. Революционное движение стало представляться ему беспочвенным, бессильным, далеким от народной жизни. Достоевский настойчиво утверждает идею особой роли русского народа, который чужд революции и вдохновляется Христианскими заповедями всепрощения и смирения. Писа­тель убежден, что дворянство и народ составляют одно целое, потому что национальная самобытность «пошире сословной вражды». И он ищет идеал новой жизни и нового человека в .православии, полагая, что нравственные идеи формируются на основе религиозного чувства, которое присуще разным Сословиям и способно объединить Россию. Призыв к борьбе Достоевский объявил гордыней, проявлением доктринерства и оторванности от народа. «Смирись, гордый человек, и преж­де всего сломи свою гордость». Вопрос о свободе переносится л плоскость самовоспитания и саморазвития: «Победишь себя, Усмиришь — и станешь свободен, как никогда и не воображал Себе». Достоевский утверждал, что человек должен измениться «не от внешних причин», а «не иначе как от перемены нравст­венной».


Возвращение. Журнал «Время»

В г. Кузнецке Ф. М. Достоевский познакомился со своей будущей женой – Марией Дмитриевной Исаевой. Мария Дмитриевна была натурой неуравновешенной, мятущейся, и некоторые черты ее личности воплотились во многих героинях романов Достоевского. (В «Преступлении и наказании» это Катерина Ивановна.)

С января 1861 Достоевский вместе с братом начинает издавать журнал «Время». В основу направления журнала была положена идея «почвенничества», сближения интеллигенции с народом. Непонимание между народом и образованным классом он считал главной бедой. По его мнению, нужно было преодолеть разрыв между дворянством и народом.

В первом же номере журнала «Время» Достоевский начал печатать свой роман «Униженные и оскорбленные». Он писал о неравенстве, о людях, забытых всеми и страдающих, о несправедливости, лежащей в самой основе существующих человеческих отношений.

В печати появляются «Записки из Мертвого дома» (1861), романы «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880), множество статей, заметок, зарисовок. Достоевский становится одним из крупнейших писателей не только России, но и всего мира.


Какие журналы издавал Достоевский? Дайте характеристику идеологической позиции издателей журналов.

В 1860 г. Достоевский вместе с братом Михаилом начи­нает издавать журнал «Время», а после его закрытия в 1864 г. — журнал «Эпоха». В этих журналах оформилось то общественное и литературное движение, которое получило название «почвен­ничество». Возникло оно как протест против нигилистический тенденций. Не выступая против западной науки, искусства, ли­тературы, издатели журнала подчеркивали, что искусственное пересаживание в иную историческую почву тех или иных общественных форм способно привести к расшатыванию национальных корней. Полезны лишь те заимствования, которые m противоречат логике исторического развития народа, усиливают его коренные традиции и добродетели. Между тем отечественная история развивается, по мнению издателей, по иному сценарию, когда господство чужеродного иссушало национальную почву, воспитывало шаткость ума, заставляло бросаться из одной крайности в другую. Именно на такой почве не питавшейся национальными ценностями, возможно формирование и распространение революционных и социалистических идей Запада.


Смерть

27 января 1881 Достоевский скончался. Он был похоронен в Александро-Невской лавре. В последнее время писатель страдал от горловых кровотечений. За два дня до смерти к Федору Михайловичу пришла его сестра с требованием изменить завещание. У взволнованного Достоевского вновь пошла кровь горлом, и это кровотечение было последним. Похороны превратились в настоящее событие. Процессия растянулась на огромное расстояние – за гробом шло более 50 тысяч человек.


Своеобразие творческого метода Достоевского

Достоевский – писатель очень своеобразный. Основные особенности его творческого метода:

  1. Общий смысл деятельности Достоевского заключается в решении двух вопросов: о высшем идеале общества и о настоящем пути его достижения.

  2. Достоевскому представлялось, что мир неуклонно движется к катастрофе. Мироощущение Достоевского – трагическое мироощущение. Он смотрел на свое творчество как на возможность предотвратить катастрофу, он хотел бы быть пророком.

  3. Его настольная книга – Библия – книга человечества, но писатель по-разному относился к Ветхому и Новому Завету. Ветхий Завет – это прошлое человечества. Новый Завет – пророчества о нынешней истории и о будущем человечества. Согласно глубокому убеждению Достоевского, общество должно сверять жизнь с Новым Заветом. Вообще, все творчество Достоевского, по мнению религиозного исследователя Дунаева, – это путь к осмыслению истинной роли христианства. Именно религия, по Достоевскому, может спасти человечество от неминуемой беды.

  4. Большое место в произведениях писателя занимают бытовые картины, но сквозь этот быт просвечивает бытие – то есть вечное.

  5. Достоевский – это тот писатель, который создавал характеры особым способом типизации: типическое содержание героев Достоевского – вне времени. Каждая клетка художественного организма Достоевского пронизана вечным содержанием.

  6. Смысл его произведений складывается из бесконечных цепей ассоциаций. Каждая ситуация и деталь несут в себе символический смысл.

  7. Достоевский создал свою антропологию (то есть учение о человеке), и такой глубокой не ни одного другого писателя.

  8. Все произведения Достоевского – о счастье. Согласно глубокому убеждению писателя, «счастье покупается страданием, человек заслуживает счастья. Страдание – закон планеты».


Какими событиями была насыщена современная писателю дей­ствительность? В обстановке каких социальных, политических и идейных битв он развивался?

Достоевский сформировался под влиянием демократических идей 1840-х гг., идей Гоголя и Белинского, участвовал в кружке петрашевцев, был осужден наряду с другими петрашевцами, вместе с ними стоял на Семеновском плацу, ожидая расстрела; четыре года провел на каторге, 5 лет в солдатчине. Он пережил Крымскую войну, революционную ситуацию 1859 1861 гг., годы разгула реакции, нарастание нового революционного подъема в 1870-х гт. и новую волну репрессий и реакци­онного произвола. Грандиозная ломка общественных устоев, страдания трудящихся масс в России — и крепостнической, и пореформенной, — упадок дворянства и укрепление капита­лизма, всестороннее обострение социальных, идейных, нравст­венных противоречий — вот черты жизни страны, неизбежно влиявшие на Достоевского, человека и писателя. Достоевского можно назвать художником «критической», переломной эпохи. Поэтому ему было свойственно особое, обостренное внимание к кризисным состояниям в развитии общества и отдельного человека.


В чем сказалась противоречивость мировоззрения писателя?

Никогда не принимая революцию, Достоевский видел и изобразил такие бездны несправедливости в мире, такой не выносимый гнет «одной десятой» «девяти десятых», что становилось ясно: революционный взрыв неизбежен. И все же чем яснее становилась для него неизбежность революции, тем сильнее делалось желание избежать ее.

«Моя идея в том, что социализм и христианство — антитезы». Это и было главное непримиренное — его противоречие, раздиравшее писателя вен жизнь. «Жажда верить тем сильнее, чем более доводов противных». Достоевский осуждал революцию — и не мог примириться с несправедливостью существующего строя; призывал к смирению — и с гневным осуждением говорил о тех, кто попирал достоинство человека; обращался к Богу — и показывал как жизнь разрушает религиозные представления.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!