СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы для проведения внутришкольной олимпиады по истории в 8 кл.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы предназначены для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. также возможно использовать для проверки знаний в 8-9 кл.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для проведения внутришкольной олимпиады по истории в 8 кл.»

Вопросы для проведения внутришкольной олимпиады по истории в 8 кл.

1. Перечисленные ниже сведения рассказывают о трех выдающихся полководцах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Впишите в приведенную ниже таблицу их ФАМИЛИИ и распределите сведения о них по соответствующим столбцам, записав в них порядковые номера фрагментов.

1. Когда сложилась крайне критическая обстановка под Ленинградом и встал вопрос о том, быть или не быть этому славному городу на Неве, 11 сентября 1941 г. он был назначен командующим войсками Ленинградского фронта. Ценой невероятных усилий ему удается мобилизовать все резервы, поднять на борьбу всех, кто способен был внести свою лепту в защиту города. Войска фронта совместно с силами Балтийского флота и при активной поддержке трудящихся Ленинграда остановили врага, сорвали его попытки захватить город. Жуков

2. Летом 1942 года в связи со стремительным наступлением немцев и разгромом советских дивизий на Дону (операция «Блау») Ставка образовала два новых фронта – Донской и Сталинградский (до этого был только Юго-Восточный фронт). Принял командование Донским фронтом. В январе 1943 года приказом Сталина он был назначен ответственным за проведение операции «Кольцо» по окончательному уничтожению 6-й армии. Рокоссовский.

3. Постановление ГКО гласило: «Сим объявляется, что оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100–120 километров западнее Москвы, поручена командующему Западным фронтом» Жуков.

4. В октябре 1941 потерпел сокрушительное поражение под Орлом и Вязьмой, за что был понижен до заместителя командующего фронтом. Сталин хотел отдать его под суд, но спас Г.К.Жуков, который заступился за него. Конев.

5. В ходе Берлинской операции искусно провел маневр танковыми армиями 1-го Украинского фронта с целью быстрейшего окружения берлинской группировки противника, а затем в короткие сроки подготовил и совместно с войсками 2-го и 4-го Украинских фронтов успешно провел Пражскую наступательную операцию, в ходе которой была освобождена Прага. Конев

6. 24 июня 1945 года командовал парадом победы в Москве. Жуков

7. После войны – главнокомандующий Группой советских войск в Германии и

главноначальствующий Советской военной администрации. Жуков

8. В Курском сражении войска под его командованием освободили Белгород и Харьков. Конев

9. Был первым награжден орденом «Победы».Жуков

10. В августе 1937 г. был арестован по обвинению в связях с польской и японской разведками. Два с половиной года провел под следствием. В марте 1940 был освобожден в связи с прекращением дела, при ходатайстве С. К. Тимошенко к И. В. Сталину, и реабилитирован. Рокоссовский.


А Б В

Портрет


А

Б

В

ФАМИЛИИ

полководцев

конев

рокоссовский

жуков

№ фрагмента


4,5,8

2,10

1,3,6, 7,9


2. Соотнесите фрагмент биографии исторических деятелей российской и мировой истории с изображением, связанным с деятельностью этого персонажа и назовите его ФАМИЛИЮ. Ответ внесите в таблицу.

1. Этот человек прожил интересную жизнь. В 1813 году он возглавил интендантскую службу всей действующей армии, участвовал в разработке Таможенного устава 1822 года. С его именем тесно связаны укрепление протекционной системы и улучшение государственной отчетности и счетоводства. Он отличался бескомпромиссностью в вопросах экономии государственных средств, слыл честным и неподкупным человеком. Когда в 1840 году он попросил у Николая I об отставке, тот ответил: «Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я». Канкрин .

2. Зачем толпой стоит народ?

Чего в безмолвии он ждет?

В чем горе, в чем недоуменье?

Не крепость пала, не сраженье

Проиграно, — пал ! не стало

Той силы, что была страшней

Врагу десятка крепостей...

Той силы, что богатырей Скобелев.

Нам сказочных напоминала.

Талантливый военачальник, противник телесных наказаний, заботившийся об обучении и достойном быте армии, продолжатель суворовских традиций. Его имя носят пять болгарских сел.

В 1912 г. в Москве на народные средства ему был воздвигнут красивый памятник, но в 1918 г. он был снесен согласно декрету "О снятии памятников царей и их слуг …".

3. Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей. Ещѐ в детстве обнаружил природный талант к искусству. В сентябре 1759 года он был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. «Мои товарищи, французы молодые, у меня крадывали мои прожекты и с жадностию их копировали», - рассказывал потом он по возвращении. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины II. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы. Вступив на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии. Баженов

4. Мундир английский, Колчак.

Погон французский,

Табак японский,

Правитель Омский

…люди хотевшие видеть в нем диктатора, должны были разочароваться. Человек тонкой духовной организации, чрезвычайно впечатлительный, более всего склонный к углубленной кабинетной работе, влиял на людей своим моральным авторитетом, но совершенно не умел управлять ими

5. В 1856 году защитил диссертацию о физических свойствах газов, за которую он получил звание магистра химии. Работа сыграла важную роль в развитии воздухоплавания. В 1887 провел уникальные наблюдения солнечного затмения и верхних слоев атмосферы. Он создал точную теорию весов, предложил точнейшие приемы взвешивания. Он считал необходимым введение в России метрической системы мер. Ученый был также выдающимся экономистом, обосновавшим главные направления хозяйственного развития России. ―Русские, — писал ученый, — готовятся стать народом передовым, владыками природы и истории, а не их рабами‖.

Особое внимание уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической

промышленности. Менделеев.

6. Получил образование в кадетском корпусе в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера. Переведенный в Россию, он служит в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 уходит в отставку и переезжает в Петербург. В Петербурге сближается со столичными литераторами, становится членом "Вольного общества любителей российской словесности", литературные собрания которого, часто проходят в его доме.

В подготовке восстания 14 декабря ему принадлежала одна из ведущих ролей. Находясь в заключении, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора. Рылеев

7. Он начал свою военную карьеру в 17 лет, когда был определен Г.Потемкиным в Кавказский мушкетерский полк сержантом. Он стал незаменимым помощником Суворова в Итальянском и Швейцарском походах, за что фельдмаршал подарил ему свою шпагу, с которой тот не расставался до конца жизни. В ходе русско-шведской войны главнокомандующие русской армией и другие генералы высказывались против движения русской армии через Ботнический залив к берегам Швеции, считая, что поход в зимнее время, по льдам и глубокому снегу, невозможен. Он же сказал военному министру Аракчееву, присланному руководить походом: "Прикажите - пойдем". Командуя одной из трех колонн, он успешно преодолел сложнейший путь по

замерзшему заливу из Або до Аландских островов, за 6 суток занял их. В ходе последней военной кампании, ему, воспитанному в суворовском наступательном духе в период отступления было морально очень тяжело. "Стыдно носить мундир, - писал он начальнику штаба 1-й армии. - ...Я не понимаю ваших мудрых маневров. Мой маневр - искать и бить!". В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие Ро ссии» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории есть его изображение. Багратион.

8. …Сын казака, казак…

Так начиналась—речь.

—Родина.—Враг.—Мрак.

Всем головами лечь.

Бейте, попы, в набат.

—Нечего есть.—Честь.

—Не терять ни дня!

Должен солдат

Чистить коня…

Этот генерал имел возможность повторить судьбу Наполеона Бонапарта. Однако в условиях революции, профессиональные политики А.Ф. Керенский и В.И. Ленин смогли быстро переиграть его. … Он смотрел на себя, как на могучий таран, который должен был пробить брешь в

заколдованном круге сил, облепивших власть, обезличивших и обескровивших ее. Корнилов

А Б


В Г

Д Е

Ж З


Порядковый №

текстового

фрагмента


Имя персонажа

Буквенное

обозначение

иллюстрации


1

1канкрин

а

2

2 скобелев

д

3

3баженов

е

4

4колчак

в

5

5менделеев

г

6

6 рылеев

б

7

7 багратион

з

8

8 корнилов

ж

3. Расположите приведенные ниже высказывания в хронологической последовательности

1. «До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной»1956

2. «Так, значит, ты меня, князь Василий Лукич, обманул!» 1730

3. «Караул устал»1918

4. «Каждый год человечество делает шаг к коммунизму. Может быть, не вы, но ваши внуки будут жить при коммунизме» 1960

5. «Ох, жаль мне Павла Петровича, как бы окаянные злодеи его не извели»1799

6. «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере»1878

7. «Перестаньте ребячиться. Ступайте царствовать»1801

8. «Правда, что зело жесток, сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен»1702

9. «Экономика должна быть экономной»1980

10. «Жить стало лучше, жить стало веселей»1935

8-2-5-7-6-3-10-1-4-9


4. Перед вами краткие характеристики российских исторических деятелей и их оценки современниками или историками. Напишите имена этих исторических деятелей, соотнеся их с соответствующими оценками. Свой ответ внесите в таблицу в соответствии с заголовками столбцов.

1. Является потомком Стародубских князей суздальской земли. При Иване Грозном семья его деда была выслана в низовские земли, где в Жарской волости было их родовое имение. Служил, Годунову, Шуйскому, от которого получил в воеводское правление Зарайск. Всегда был верен присяге. На грамоте Земского Собора об избрании на российский престол царѐм М. Ф. Романова его подпись идѐт десятой по списку. В дни смертельной опасности, нависшей над Москвой в 1941г., И.В. Сталин призвал советский народ вспомнить о его мужественном образе, ставшем символом борьбы с иноземными захватчиками. Пожарский

2. При венчании его на царство гетман литовский сказал: «Ну мы раздражили Москву; как бы она, поправившись, не заплатила нам и не забрала своего с лихвою». Были примирены враждующие группировки, отражены интервенты. В его правление несколько меняется государственный герб: впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами. Михаил Романов

3. Должность губернатора он ухитрился получить за восемь лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии. Он же стал первым русским генералом от кавалерии, будучи неграмотным. Он первым из русских стал членом иностранной академии наук, причем извещение об этом ему направил не кто иной, как Исаак Ньютон. Меньшиков

4. В молодости этот генерал, прославившийся в Средней Азии и на Балканах, чуть не утонул в болоте, из которого его вытащила крестьянская лошадь белой масти. По легенде, именно этим объясняется его тяга к лошадям – и в обществе, и в армии он появлялся в белом кителе и на белом коне. Скобелев

5. Способствовал развитию градостроительства. По его инициативе были заложены города Самара, Саратов, Царицын, Тюмень, Тобольск. С его ведома был сооружен водопровод с насосом в Московском Кремле. Он впервые в истории России послал за границу «для науки разных языков и обучения грамоте» четырех дворян. Сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье. Б.Годунов

6. Рано стал соправителем отца. На монетах Московского государства появляется надпись «осподари всея Руси», сам он, так же как и отец его, носит титул «великий князь». Практически завершает «собирание земель» .В его правление происходит окончательное оформление независимости Российского государства. Сделал Крымское ханство союзником Московского государства, ведя совместные войны против общих врагов — Великого княжества Литовского и Большой Орды. Начинает масштабное строительство в Кремле, пригласив для этого итальянских мастеров. Иван Третий

А). Из хронографа: «Осторожный и принципиальный, вероломный и щедрый. Он умел быть всяким, точнее таким, каким требовали обстоятельства. ….Ревностный наблюдатель всех уставов церковных и правил благочиния, трезвый, выдержанный, трудолюбивый».

Б). В.О. Ключевский, историк: « Смелый, ловкий, самоуверенный, он пользовался полным доверием царя и беспримерными полномочиями, отменял распоряжения его фельдмаршалов, не боялся противоречить ему самому и оказывал Петру услуги, которых он никогда не забывал». Меньшиков

В). Из газет: « Имя Ваше не нуждается в новых победах. Слава приобретена вами навсегда. Живите, генерал, величие и счастье славянского мира этого требуют». Скобелев

Г). Н.М. Карамзин, историк: «…как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит, как государь, на высшей степени величия». Иван Третий

Д). С.М. Соловьев, историк: « Его личность как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя произвела на народ самое выгодное для центральной власти впечатление».м.Романов

Е). Н.И. Костомаров, историк: «… не выдавался никакими особенными способностями, исполнял в военном деле второстепенные поручения, но зато в прежние времена не лежало на нем никакой неправды». Пожарский


характеристики


Имя исторического деятеля


Оценка историками, современниками


1.

Пожарский

е

2.

М. Романов

д

3.

Меншиков

б

4.

Скобелев

в

5.

Годунов

а

6.

Иавн 3

г

5. Решите историческую задачу

В 1787 г. два корабля кругосветной экспедиции, возглавляемой Ж.-Ф. Лаперузом, становились в Петропавловске-Камчатском, где встретили самый радушный прием. В дальнейшем корабли бесследно пропали в Тихом океане. Первые находки с погибших кораблей были сделаны лишь в 1827 г. на острове Ваникоро, недалеко от Австралии, а систематическое изучение и поднятие на поверхность сохранившихся предметов производилось во второй половине ХХ в. В ходе этого было обнаружено большое количество российских монет XVIII в., взятых на память участниками экспедиции на Камчатке. Ниже приводится таблица с перечнем найденных русских монет:


Монеты

Количество

Петра I

4

Екатерины I

2

Петра II

4

Анны Иоанновны

16

Елизаветы Петровны

30

Екатерины II

15


Ознакомившись с приведенными сведениями, сделайте и обоснуйте 3 возможных вывода о характере денежного обращения на Камчатке в конце 80-х гг. XVIII в.

судя по разбросу дат выпуска монет, денежное обращение было очень вялым, поскольку старые монеты не изымались (и не стирались). 
наверное, в основном по старинке торговали - вместо денег использовали натуральный обмен или какие-нибудь звериные шкурки

6. Как вы думаете, почему Первая мировая война не стала для России «Второй

Отечественной», как по аналогии с 1812 г.?

Приведите не менее трех аргументов.__

7.Урочные лета – это…

1). Годы, которые должен был отработать крепостной, получивший волю.

2). Годы, когда запрещались выходы крестьян в Юрьев день.

8. Срок сыска беглых крестьян.

4). Бессрочный розыск беглых крестьян.

9. Сгруппируйте памятники архитектуры по архитектурным стилям:

А) нарышкинский стиль

Б).барокко

В). классицизм

1). Дом Пашкова

2). Екатерининский дворец (Петергоф)

3). Церковь Покрова в Филях

4). Сенат (Москва)

5). Собор Смольного монастыря (Петербург)

6). Зимний дворец (Петербург)

7). Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

8). Московский университет

9). Таврический дворец (Петербург)

10). Меншикова башня (церковь архангела Гавриила на Чистых прудах)

10. Соотнесите высказывания с личностями, которым они принадлежали.

1). «От этого ли черепа принять мне смерть» г

2). «Да не посрамим земли русской» а

3). «Кто не придет завтра на реку, да будет мне враг» в

4). «Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть» д

5). «Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить» б

6). «А русскую землю Бог да сохранит!» е

А). Святослав

Б). Владимир Мономах

В). Владимир Святой

Г). Олег

Д). Дмитрий Донской

Е). Афанасий Никитин

11. Кого в России 19 века называли комиссаром?

1). Полицейского пристава

2). Чиновника 1 Отделения еивк

3). Городского голову

4). Политического преступника

12. Из перечисленных исторических личностей три человека – современники. Назовите их, написав номера, под которыми они указаны в списке.

1) Софья Ковалевская. 2) Ярослав Домбровский. 3) Симон Боливар. 4) Сергей Юльевич Витте. 5) Феофан Прокопович. 6) Сальвадор Альенде.


13.Укажите, по какому принципу составлены ряды.

1) А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, М.М. Голицын, А.И. Остерман. – верховный тайный совет

2) Ф.И. Мстиславский, И.М. Воротынский, А.В. Трубецкой, А.В. Голицын, Б.М. Лыков, И.Н. Романов, Ф.И. Шереметев.- семибоярщина

3) Б.Н. Ельцин, Н.И. Рыжков, В.В. Жириновский, В.В. Бакатин, А.М. Макашов, А.Г. Тулеев.-кандидаты в презтденты


14. Ученик дал проверить приятелю свою работу по истории. Тот оказался не на высоте, и вместо 3 ошибок обнаружил 7. Ваша задача: выписать номера подчеркнутых предложений, написать рядом с верными утверждениями «да», а с неверными – «нет» и кратко объяснить ошибки проверяющего.

«В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление – от Рождества Христова (1), а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции (2). 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой печатной газеты «Куранты» (3). Взамен прежнего церковно-славянского был введен латинский алфавит (4). Но особенно большое внимание Петр уделял школе. В Москве и Петербурге были открыты Морская академия, инженерная, навигацкая, медицинская школы (5). Во всех губерниях стали открываться гимназии (6). При мануфактурах создавались ремесленные школы (7). 1-да;2-3-4-5-да 6-7-нет


15. Какое историческое событие изображено на рисунке? В каком году произошло это событие? К какому жанру изобразительного искусства относится данное произведение?

сожжение древлянских послов в бане по приказу княгини Ольги


16. Кто из министров в правительстве Александра 3 издал циркуляр о «кухаркиных детях»?

1). Победоносцев

2). Толстой

3). Делянов

4). Ростовцев

17. Кому принадлежат слова?

А. «Если кто-либо повредит глазу свободного, то должно повредить глаз ему самому»

1). Платон

2). Хаммурапи

3). Юстиниан

4). Солон

Б «У нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни».

1). Перикл 2). Хаммурапи 3). Ликург 4). Нерон

В. «Когда есть мы – нет смерти, когда есть смерть – нет нас»

1). Аристотель 2).Диоген 3). Эпикур 4). Платон

Г. До сих пор еще ни один принцепс не знал, как далеко он может зайти».

1). О.Август 2). Нерон 3). М.Аврелий 4). Цезарь

17. По какому принципу образованы ряды?

А. 1535, 1654, 1768, 1839-43, 1897, 1924, 1947, 1961-денежные реформы в России

Б. 1906, 1907, 1912, 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 –выборы в думу

18. Соотнесите современные и древнеславянские названия месяцев.

А) январь

1) серпень Сечень

Б) февраль

2) травень Лютый

В) март

3) грудень Березозол

Г) апрель

4) сечень Цветень

Д) май

5) березозол Травень

Е) июнь

6) вересень Червень

Ж) июль

7) студень Липец

З) август

8) лютый Серпень

И) сентябрь

9) цветень Вересень

К) октябрь

10) червень Листопад

Л) ноябрь

11) липец Грудень

М) декабрь

12) листопад Студень





19. Перед вами фрагмент из сочинения историка. Назовите ВСЕХ исторических деятелей, о которых говорится в нем:

  1. «Как нарочно, великий князь московский женится на греческой царевне, воспитанной в Италии…Сын ее, воспитанный в борьбе, крепко в нее запутанный, вступает на великокняжеский престол по смерти отцовской». Иван 3, Софья Палеолог, Василий 3.

20. О каком историческом событии идет речь в книге Д.Ортенберга: «Наше внимание сразу привлекло Дорохово. От него недалеко Бородино. Я тут же позвонил члену военного совета 5 армии бригадному комиссару И.Иванову: «Когда возьмете Бородино?» - «Придется подождать», - многозначительно, но весело ответил он». О взятии Бородина советскими войсками в 1942


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!