СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы и задания по творчеству Л. Толстого

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вопросы и задания по творчеству Л. Толстого»

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

«Чем дальше движешься в направлении самосовершенствования, тем больше видишь в себе недостатки, и, правду говорил Сократ о том, что высшей степенью совершенства человека есть знание того, что ты ничего не знаешь» (Лев Толстой)

І. Хронологический диктант.

28 августа 1828; 1837; 1847; 1851; 1852; 1853; 1855; 1856; 1857; 1877; 28 октября 1910; 7 ноября 1910.

ІІ. Ассоциативный диктант.

Ясная Поляна; Федор Иванович; муравейные братья; зеленая палочка; Казань; Пелагея Ильинична Юшкова; Кавказ; «Детство»; «Кавказский пленник»; «Севастополь в декабре»; «Севастополь в мае»; Софья Андреевна; «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение»; толстовцы; Астапово.

ІІІ. Диктант «Афоризмы Л.Толстого»

Запишите высказывания Толстого, которые стали крылатыми.

Для справки:

...чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим.

...пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо - худой разум.

Старайся дать уму как можно больше пищи.

Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

Непризнание несправедливости своих поступков требует лжи.

Что бы ни случилось, не теряй бодрости...

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

Любить значит жить жизнью того, кого любишь.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеливается уязвимость, болезненность.

Избегай всех расходов, которые делаешь из тщеславия.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах.

Искусство есть одно из средств единения людей.

...искусство, поставившее себе целью поставку потех для богатых классов, не только похоже на проституцию, но есть не что иное, как проституция.

До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Знание - орудие, а не цель.

Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.

Недостаточно отвращать людей от зла, нужно еще их поощрять к добру.

Истина есть высшая святыня.

Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.

Уметь любить - значит уметь все.

Смех рождает свежесть.

Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом.

Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Для того, чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

Кто самый главный человек? - Самый главный человек - тот, с которым ты в данную минуту общаешься.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Недостаточные заботы наносят больший вред, чем недостаточные знания.

Утверждать, что социальный прогресс производит нравственность, всё равно, что утверждать, что постройка печей производит тепло.

Ты говоришь, что вокруг тебя все дурные люди. Если ты так думаешь, то это верный признак того, что ты сам очень плох.

Время проходит, но сказанное слово остается.

Доброго и умного человека можно узнать по тому, что такой человек считает других людей и лучше, и умней себя.

Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

Чем лучше живут люди, тем они меньше жалуются. А чем хуже живет человек, тем больше он недоволен не собой, но другими.

Чаще всего мы раскаиваемся не в том, что мы не сделали чего-либо, а в том, что мы делали то, чего не надо было делать.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

Освобождение себя от труда есть преступление.

Нельзя царствовать невинно.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - всё гладко.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т.е. только тогда, когда невозможно иначе.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.



Если жизнь - благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Любить - значит делать доброе.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Для того, чтобы быть услышанными людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше - смертью.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнает, что он царь.

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее.

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи в чем ошибка.

Самая обычная и распространенная причина лжи - есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

Слово есть поступок.

Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить.

Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его.



Как только поступок объясняется сложным рассуждением, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести прямы и просты.

Нет ничего хуже притворства доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Быть хорошим значит только то, чтобы желать чаще быть хорошим.

Настоящее познание дается только сердцем. Мы знаем только то, что любим.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Ругают, осуждают - радуйся; хвалят, одобрят - бойся, огорчайся.

Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхостные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

Высшая мудрость человечества не за тысячи лет до нас, а теперь, сейчас.

Мир, наверное, не такой, каким мы его познаём: будут другие орудия познания и будет другой мир.

Добро есть то, что никем не может быть определено, но это определяет всё остальное.

Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.

ІV. Дать ответы на вопросы

На какие этапы делится биография и духовная эволюция Л.Толстого? Какие важные идеи и темы интересовали его всю жизнь?

В каких прозаических жанрах работал Л.Толстой? В чем состоит его новаторство как прозаика?

Каким образом изменялись философские, религиозные, етические и эстетические взгляды Л.Толстого вследствие кризиса?

Что такое «толстовство»?

Какие идеи Толстого воздействовали на мировую культуру конца ХІХ-ХХ века?

Охарактеризуйте жанровое своеобразие романа «Война и мир». В чем новаторство писателя?

Что такое единство по мнению Толстого?

Какие три формы единства рассматривает писатель в романе?

Что такое природность? Почему Толстой уделяет такое большое внимание этому качеству?

Раскройте основные черты трактовки истории Л.Толстым.

Как трактует писатель роль личности в истории?

Что, по мнению писателя, делает Кутузова идеальным историческим деятелем и полководцем?

Сравните образы Наполеона и Кутузова.

Что такое «диалектика души»?

Охарактеризуйте образ князя Андрея.

Каков итог поиска идеала князя Андрея?

Охарактеризуйте образ Пьера Безухова.

Какую роль в становлении личности графа Безухова играет война 1812 года?

Раскройте жизненную позицию Платона Каратаева. Почему общение с ним было так важно для Пьера Безухова?

Каков итог поиска идеала Пьера Безухова?

Сравните образы и судьбы князя Андрея и Пьера Безухова.

Составьте характеристику образа Наташи Ростовой. Каким образом в нем отразился идеал природной женщины?

Как изменилась Наташа после замужества?

Каким образом взгляды Толстого на предназначение женщины и брак воплотились в образе Наташи в епилоге романа?

Составьте характеристику образа княжны Марьи Болконской. Как в нем отразились черты духовного аристократизма?

Изменяется ли духовно княжна Мария после замужества?

Сравните образы Наташи и княжны Марии.

Какую функцию выполняет внутренний монолог в романе «Война и мир»?

Какое значение имеют пейзажи для раскрытия внутренней жизни героев романа?

В чем новаторство Толстого-психолога?

Каким образом соотносятся три плана произведения: военно-исторический, семейный и авторско- философский?

Каким образом соотносятся «мысль семейная» и «мысль народная» в романе «Война и мир»?

В чем состоит противоречивость образов Каренина и Вронского?

Сравните образы Анны Карениной и Константина Левина. В чем трагедия Анны? В чем трагедия Левина?

В чем трагизм любви Анны Карениной?

Как отразились в романе «Анна Каренина» духовные искания Л.Толстого?

V. Блиц-диктант

Назовите год рождения писателя. (1828)

Название Тульского имения Толстых, в котором писатель провел детство и долгие годы взрослой жизни.(Ясная Поляна)

В какой журнал Лев Николаевич отнес свое первое произведение, и как оно называлось? («Детство» в «Современник»)

Героем какого рассказа был Дмитрий Лиходеев? («Утро помещика»)

Какие страны посетил Толстой в 1857 году? (Франция, Швейцария, Италия, Германия)

В центре какого романа находится судьба Катюши Масловой?( «Воскресение»)

Назовите год и день смерти Л.Н.Толстого. (7ноября 1910г.)

Причина и место смерти Толстого? (Воспаление легких, станция Астапово Рязанской ж/д (ныне «Лев Толстой»)



VІ. Вопросы и задания второго уровня

Составить цитатный план характеристики образа Левина.

Проследить эволюцию духовных поисков Константина Левина.

Сравнить и прокомментировать начало и финал романа «Анна Каренина».

Найти персонажей и сюжетные линии, которые не имеют непосредственной связи с историей Анны. Объяснить их художественную роль.

Проанализировать последний внутренний монолог Анны.

VІІ. Вопросы и задания третьего уровня

Составить план к сочинению на тему «Зачем людям нужна семья?» ( по роману Л.Толстого «Анна Каренина»)

Найти фрагменты текста в романах «Война и мир» и «Анна Каренина», где звучит голос автора. Объяснить их роль в композиции романов.

Сравнить произведения Достоевского и Толстого. Найти в них общее и различия.

VІІІ. Темы для письменных работ

Толстой-мыслитель и Толстой-писатель о роли личности в истории.

В чем смысл духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова?

Что есть красота по мнению Толстого? Какого человека он считает красивым?

Самый привлекательный женский образ в романе «Война и мир»?

Наполеон и Кутузов в изображении Толстого.

Сложен или прост мир Долохова.

Докажите, что Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир»

Кто виноват в трагедии Анны Карениной ( по роману Л.Толстого «Анна Каренина»)

Зачем людям нужна семья? ( по роману Л.Толстого «Анна Каренина»)

Духовные поиски Константина Левина ( по роману Л.Толстого «Анна Каренина»)

ІХ. Творческие задания.

Напишите эссе на тему « Взгляд Толстого на роль женщины в обществе»

Подготовьте доклад на тему «Музыка в жизни Л.Толстого. Л.Толстой в музыке»

Соберите материалы об имении Л.Толстого Ясная Поляна и проведите заочную экскурсию на тему «Сила притяжения Ясной Поляны»

Напишите эссе-сравнение «Моисей-Микеланджело-Лев Толстой»

Подготовьте доклад на тему «Поетика символов в романе «Анна Каренина».

Подготовить реферат компаративного характера «Мадам Бовари» Флобера и «Анна Каренина» Толстого»

Х. Коммуникативно-ситуативные упражнения

Тебе нравится фильм С. Бондарчука «Война и мир»? Такими ли представлял ты себе героев романа Л. Толстого? Оцени подбор режиссером актеров для экранизации.

Ты знаешь, что Лев Николаевич Толстой открыл в своем имении школу для крестьянских детей. Дай оценку его педагогической деятельности. Хорошим ли учителем был Л. Толстой?

Какие ассоциации вызывают у тебя слова «Ясная Поляна»? Что можно сказать о хозяине, имение которого носит такое название?

Известно ли тебе, что в кармане Л. Толстого, заболевшего в поезде и сошедшего на станции Астапово, лежал билет до Чечни? Проведи расследование и установи, почему именно на Кавказ ехал Толстой, сбежав из дома. С результатами своего расследования выступи на страницах школьной печати.

Исследуй причины того, что Л. Толстой из «комильфо» становится «защитником народа». На какие размышления наводит такое молниеносное изменение? Поделись с одноклассниками выводами, к которым ты пришел.

Составь монолог маленького Левушки Толстого, объясняющего, для чего он ищет волшебную «зеленую палочку».

Встань на место одного из университетских сокурсников Льва Николаевича и попробуй рассказать о Толстом-студенте, чем он живет, как проводит свободное время, как учится.

Составь рецензию на план самообразования Л. Толстого, оцени его масштабность и выполнимость. Все ли удалось Толстому?

Период с 1848 по 1851 гг. Толстой называл «беспутно проведенными годами». Объясни от имени писателя, почему он так считает.

В 19 лет Л. Толстой начал вести дневник. Один дневник был у него для себя, он прятал его в сапог и никому не давал читать, даже жене, а в другой записывал то, что считал полезным помнить для себя и прочесть - для других. Как-то в этом дневнике появилась запись, что любви нет на свете. Прочитав это, Софья Андреевна, жена писателя, устроила мужу скандал, и тому пришлось извиняться и убеждать ее, что написал это не нарочно и к их отношениям данная запись не относится. Как вы думаете, как могло случиться, что Толстой, не раз воспевавший любовь как чувство, возрождающее человека, заявил о том, что ее не существует? Предложи этот вопрос для дискуссии в классе.

Составь письмо Л. Толстого к Татьяне Ергольской, в котором он, находясь на Кавказе, сообщает о своем литературном дебюте - написании повести «Детство».

И. Тургенев симпатизировал молодому писателю Толстому и так отзывался о нем: «Это вино еще молодо, но когда оно перебродит, из него выйдет напиток, достойный богов». Прокомментируй высказывание Тургенева и уточни, какое произведение Толстого вызвало такие положительные отклики.

Что общего у М. Лермонтова и Л. Толстого во взгляде на кавказскую войну? Сделай сравнительный анализ произведений писателей, их писем с высказыванием о войне.

«Черт знает, что у него в голове! Жаль, если следы барского и офицерского влияния не перемелются в нем. Пропадет громадный талант», - так говорил о Толстом Н. Некрасов. Составь объяснительную записку Н. Некрасова о том, почему у Л. Толстого, печатавшегося в «Современнике», не складываются отношения с группой писателей и критиков, составляющих «ядро» и журнала, и почему он покидает журнал.

Нарисуй панораму Обороны Севастополя и раскрой роль Толстого в военной кампании.

Работа Л. Толстого народным педагогом, в должности мирового посредника по разрешению спорных вопросов между помещиками и крестьянами, а также активная общественная деятельность привели к тому, что за писателем был установлен тайный надзор. В жандармерию поступает много доносов на «сомнительного графа». Подумай, что могло сообщаться в этих доносах, и составь текст подобного анонимного письма с соблюдением подобающей лексики, стиля и др.

Напиши доклад на тему «Как работал Лев Толстой над романом «Война и мир». Эпиграфом к нему возьми изречение Гете: «Гений - это терпение».

К концу жизни Л. Толстой знал следующие языки: французский, немецкий, английский (в совершенстве), итальянский (свободно переводил), древнегреческий, латинский, древнееврейский (знал хорошо), польский, чешский, сербский, болгарский, голландский, украинский. В его яснополянской библиотеке было более двадцати пяти тысяч книг на четырнадцати языках. Подготовь сообщение в научно-публицистическом стиле об энциклопедизме знаний Л. Толстого.

Л. Толстой в своей школе в центре педагогического процесса поставил личность учащегося, боролся за воспитание «свободной личности». Соотнеси педагогические методы Толстого с методами современной украинской школы и поделись с классом своими соображениями.

Лев Толстой - писатель, философ, учитель, военный. А знаешь ли ты, что Толстой был еще и книгоиздателем? Подготовь ряд вопросов и проведи пресс-конференцию о деятельности Толстого по организации книжного издательства «Посредник».

Сделай словесный коллаж на тему «Война и мир» в одноименном романе Л. Толстого.

В последние годы жизни Л. Толстой сделал в дневнике такую запись: «Все больше и больше, почти физически, страдаю от неравенства, богатства, излишества нашей жизни среди нищеты и не могу уменьшить это неравенство. В этом тайный трагизм моей жизни». Оцени душевное состояние Толстого, объясни его причины и мотивируй решение писателя покинуть родное имение.

Главный герой «Севастопольских рассказов», по утверждению Толстого, - правда. Дай характеристику этого главного героя.

Л. Толстой - мастер детали. Вспомни, к каким портретным деталям, характеризующим героев, постоянно возвращается Толстой в романе «Война и мир». Расскажи в классе о том, что тебе удалось обнаружить.

Составь два монолога-рассуждения о том, с какой целью идут на войну Андрей Болконский и Борис Друбецкой. Сравни их отношение к долгу и службе.

Девочка Наташа повстречала князя Андрея, приехавшего к ним по делам. Не могла же она его не заметить, не заинтересоваться им! Но в романе нет ее мыслей и разговоров о Болконском. Дополни роман, передай мысли Наташи о князе. Какое впечатление он мог на нее произвести?

Каким ты представляешь Отрадное? Сделай пейзажную зарисовку имения Ростовых.

Что можно сказать о человеке, если он приказал забросать снегом дорогу к дому, которую до этого расчистили слуги? Дай характеристику старого князя Болконского.

Нарисуй панораму Бородинского сражения (глазами Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наполеона).

Проведи исследование и установи, кто были прототипы многих действующих лиц романа Толстого «Война и мир» (Ильи Андреевича Ростова, Николая Ростова, княжны Марьи, Наташи и др.)

Нарисуй портрет Наполеона (глазами Андрея Болконского и других героев).

Составь попурри из мелодий, которые звучат в романе «Война и мир» (вальс Наташи и князя Андрея, мазурка В. Денисова, барабанная дробь перед наступлением в сражениях, песни Наташи и т.д.).

В зеркале отражаются наши черты. Что отражается в зеркале, когда в него смотрятся Наташа Ростова, Элен Курагина, Лиза Болконская, Соня и другие героини? Составь монолог зеркала с характеристикой данных героинь.

Передай душевное состояние Тушина в ставке главнокомандующего, когда него обвинили в невыполнении приказа об отступлении. Что думал он? Как воспринял заступничество Андрея Болконского?

Близко ли тебе понимание «истинного патриотизма» Толстого? Расскажи, что ты понимаешь под патриотизмом и кого можно назвать настоящим патриотом Украины?

Построй краткую характеристику романа Толстого «Война и мир» на приеме антитезы.

Православная церковь предала анафеме Л. Толстого. Проведи расследование, определи, какое «преступление перед Богом» писателя привело к столь тяжелой мере наказания. С какими художественными произведениями Толстого или его высказываниями это было связано? Результаты своих наблюдений сообщи на одном из уроков.

Любовь к природе, неосознанная и естественная, как любовь к жизни. Подумай и расскажи, какое место в романе «Война и мир» занимает природа. А что природа значит для тебя? Дополни высказывание и своим ощущением природы.

Мы в театре, перед нами на сцене герои романа Толстого «Война и мир», но только те герои, к которым сам автор не испытывает ни любви, ни уважения. Что общего у всех этих людей? Опиши их, объясни, с чего они ждут от жизни, как относятся к другим людям.

Напиши сочинение-миниатюру на тему «Что рассказал мне Лев Николаевич Толстой о войне?» Сравни свое представление о войне с тем, что говорит Л. Толстой.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!