СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание семейных ценностей на уроках орксэ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  статье приведены практические задания, которые можно проводить заранее перед изучением данных тем. Они помогают учителю построить диалог с детьми на уроке, способствуют развития интереса к изучаемой проблеме, как у учеников, так и родителей.

А также приведены примеры внеурочных форм работы, способствующих  формированию представлений о положении в семье папы как главы.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание семейных ценностей на уроках орксэ»

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ОРКСЭ

Ширибазарова Наталия Юрьевна,

учитель ОРКСЭ, МБОУ СОШ № 52

С 2012 года я начала преподавать новый предмет для четвероклассников «Основы религиозных культур и светской этики». Данный предмет изучают только четвероклассники, уроки проводятся один раз в неделю. Существуют 6 модулей по курсу, именно родители выбирают, что будут изучать дети. Все понимают, что введение данного курса является требованием времени. Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у подрастающего поколения «мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России».

Школа является основным звеном в системе воспитания  подрастающего поколения. В школе дети познают правила поведения, принятые в обществе, нравственно-моральные нормы, учатся общаться со сверстниками и взрослыми, участвует в общественных мероприятиях и движениях. Но в школе ребенок проводит 4-7 часов, а остальное время в кругу своей семьи. Поэтому все нравственные поступки, стремления, мысли и размышления ученика, которым так много внимания уделяется в школе, должны поддерживаться и развиваться в семье.

Сейчас большое влияние на развитие детей имеет телевидение и Интернет. С экранов льётся пропаганда нетрадиционных для России семейных ценностей: свободные отношения, ранние браки, не почитание отца и матери и другое. Понятия верности и уважения в семье отошли на задний план. Главное в семье - достаток, а этические нормы подстраивают под современную модель семьи.

В курсе ОРКСЭ во всех шести модулях есть темы, которые посвященные изучению семейных ценностей, традиций, культуре поведения в семье, с учетом традиций и норм, принятых в той или иной религии. Например, в блоке «Основы православных культур» есть тема «Христианская семья», в модуле «Основы буддийских культур» - тема «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Семья» так звучит тема в «Основах мировых религиозных культур», в модуле «Основы светской этики» изучается тема «Род и семья – исток нравственных отношений».

Во все религиях в семье в ребенке воспитывают любовь и уважение к ближнему, доверие и взаимопонимание, почитание старших, милосердие и сопереживание. Именно семья должна в дошкольный период заложить фундамент для развития нравственных качеств человека, и именно в семье формируется модель поведения человека в обществе. Часто ребенок копирует поведение своих родителей, манеру и стиль общения, особенно с противоположным полом. Свою будущую семью ребенок построит, воспользовавшись семейным опытом родителей, как положительным, так и отрицательным.

Перед проведением уроков ОРКСЭ, посвященных воспитанию семейных ценностей, на уроке прошу написать учащихся, что для них главное в семье сейчас. Задание звучит следующим образом: продолжи фразу «Главное в семье….» Листочки я прошу детей не подписывать, чтобы они были откровенны.

Вот ответы, которые встречаются чаще других. «Главное в семье, чтобы все любили друг друга… Главное в семье любовь, радость и счастье… Главное в семье понимание... Главное в семье забота, здоровье, счастье…» Интересно, что дети не затрагивают материальную сторону жизни. Никто не написал, что главное в семье деньги. Всем важно, чтобы их окружала любовь, забота, понимание, уважение.

На следующем уроке через неделю попросила детей продолжить другую фразу «Когда я вырасту, моя семья будет…» Я прошу представить себя взрослыми, когда у них уже будут собственные дети. Скажу честно, что ожидала, что в первую очередь дети напишут, что моя семья будет богатой. Но к моему удивлению, таких ответов было мало. Ребята написали, что видят свою семью дружной, это самый частый ответ; так же счастливой, весёлой, успешной, большой. Кто-то написал так, потому что видит перед собой положительный пример своих родителей, а кто-то мечтает создать свою семью, возможно, такой, потому что этого сейчас так не хватает ребенку.

На последующих уроках мы обсуждаем ответы. Порой четвероклассники поражают меня своими взрослыми рассуждениями. Иногда это очень жаркие споры, причем ребята сами могут предложить ситуацию. Я надеюсь на то, что у ребят эти дискуссии вызовут мысли и образы об истинных семейных ценностях, которые веками создавались в нашей стране. Некоторые дети рассказывают родителям об уроках, поэтому разговор может продолжаться и дома. Но все мы понимаем, что с каждым годом ритм жизни увеличивается, и, в следствии нехватки времени, а порой и нежелания, некоторые родители почти не беседуют откровенно со своими детьми об этической, нравственной стороне того или иного поступка. Поэтому предмет ОРКСЭ особенно необходим таким детям, а порой он заставляет задуматься и родителей. Приведу пример. Попросила нарисовать детей герб семьи, перед этим разобрали, что герб может отображать увлечения всей семьи, традиции и обычаи, семейные ценности. Кто-то приступает к работе сразу, а кому-то очень тяжело даётся данное задание. Прошу в таком случаи посовещаться с родителями и дома продолжить работу. На следующем уроке ученики поясняют, что изобразили и почему. Перед уроком ко мне подошла мама одной из учениц и сказала, что, наверное, впервые она задумалась над тем, а что они делают все вместе: папа, мама и дочь. Вместе выезжают на природу, часто с друзьями, где взрослые сидят перед столом, а дети предоставлены сами себе. Это задание заставило маму задуматься. Надеюсь, что бесследно оно не прошло, и в этой семье совместным делам, праздникам, разговорам станут уделять больше внимания, а это в свою очередь создаст в семье хороший микроклимат, укрепит семью и заложит базу для формирования семейных традиций.

Поразил меня герб ученицы, на котором крупно изображена собака. Девочка так описала: « У нас есть собака. Мы все её любим». Выходит, главным в семье является собака, вокруг которой все объединились. Собаке уделяется внимания больше, чем детям.

Чтобы сплотить семьи, мы проводили праздник «Кто глава семьи?», на котором в шуточной форме выясняли, кто в семье главный – мужчины или женщины. Родители подключились к подготовке и проведению праздника. Папы приняли в нем активное участие, что бывает не часто. Для мальчиков и девочек это очень важно, так как с детства должны формироваться представления о положении в семье папы как главы. Этому учит и православная культура, и буддийская. А православие и буддизм всегда были наиболее распространены на Забайкальской земле.

В заключении хочу сказать, что мир для ребенка начинается с семьи. Семья – это очаг, который должен объединять и согревать души всех родственников.





1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!