Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №11»
Методическое объединение воспитателей
Тема: «Воспитание взаимопомощи и дружеских отношений
в коллективе детей, проживающих в интернате»
Материал подготовлен: С.В. Таирова (воспитатель)
2016г.
«Заметки по теме»
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка:
Учеб, пособие для студентов по спец. «Дефектология» /А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова.
«При поступлении в школу умственно отсталые дети объединяются в официальную (формальную) группу - класс. Многие из них, долгое время не вступают между собой в выраженные контакты. Особенно ярко это проявляется у детей с преобладанием процесса торможения, с грубым недоразвитием личности, с некоторыми текущими заболеваниями.»
«Каждый ученик имеет цели, интересы, связанные с учебной, трудовой и общественной деятельностью. Создание коллектива в среде умственно отсталых детей процесс сложный, это объясняется сниженной потребностью в общении, малой инициативой, отсутствием интереса к совместной игровой и учебной деятельности, такое состояние может сохраняться вплоть до старших классов. К тому же группам умственно отсталых часто свойственны аморфность и ситуативность.»
«Создание коллектива в группе/классе умственно отсталых детей возможно только при коррекционном влиянии со стороны педагога, если есть общая цель, планируется ее выполнение, намечаются перспективы и линии развития коллектива, а члены коллектива стремятся к осуществлению общей деятельности, оказывая взаимопомощь.
Однако в связи с тем, что ученики вспомогательной школы не могут самостоятельно намечать цели, планировать их выполнение, предвидеть перспективные линии развития, особенность их коллективной среды заключается в том, что руководящая и корригирующая роль всегда будет
«Системе отношений умственно отсталых школьников присущ ряд особенностей:
а) сравнительно с нормой низкий уровень активности отношений;
б) затрудненность процесса формирования отношений из-за недоразвития психических свойств и процессов, пониженной потребности в общении, недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;
в) сравнительно элементарная мотивация отношений;
г) недостаточно осознанный характер отношений и их регуляции;
д) нарушение избирательности отношений.»
«Нужно тщательно следить за поведением детей с умственной отсталостью, в коллективной среде, помня о специфичности дефекта личности, которой присуща двойственность в поведении (почтительности к сильным и деспотичности к слабым).»
«Несмотря на все эти недостатки, следует иметь в виду, что в процессе обучения и воспитания система отношений умственно отсталых школьников в значительной мере корригируется.»
Учащиеся, зачисленные на проживание в интернат уже имеют опыт взаимодействия с окружающими их взрослыми, сверстниками. Каков он? У всех он свой. Нельзя не отметить, что низкий социальный и культурный статус семей оказывает неблагоприятное воздействие на ребёнка, где ценности воспитательного процесса идут вразрез с семейным укладом, усугубляясь дефектом развития учащегося.
Такие учащиеся, в основном, проживающие в условиях школы-интерната, часто недостаточно подготовлены к большинству ситуаций жизни, у них сужены социальные модели поведения, недостаточен иной социальный опыт, который мог бы стать социальным образцом.
Таким образом, у учащихся, формируется искажённое понимание нравственных норм, которые лежат в основе поведения (взаимопомощь, выстраивание дружеских отношений) среди сверстников.
С учётом диагностических показателей, в группе девочек, выявлены навыки культуры общения-ниже среднего. По результатам наблюдений отмечено, что такие учащиеся, как Юля Г., Кристина Г., Аня К., Даша С., Катя Х. могут быть грубы и не корректны в отношении к сверстникам, что выражается в вербальной и невербальной коммуникации, хотя отмечаются и доброжелательные взаимоотношения. В разговорах можно услышать ненормативную лексику у таких учащихся, как Яна К., Саша Т., Юля Г. Отмечено выраженное агрессивное поведение у Карины К.. Учащиеся, Даша С., Юля Г., Маша М., в отношениях со сверстниками могут кривляться, паясничать вместо конструктивных действий и поступков.
Учащимся, Кристина Г., Влада Б., Катя Х., Маша М. требуется помощь воспитателей для решения конфликтных ситуаций, т.к. эти воспитанницы не замечают причин, приводящих к возникновению проблем в общении, а есть учащиеся, которые умышлено создают их – это Юля Г., Даша С. Хочется отметить, что в группе есть дети, Яна К., Таня Б., Наташа С., Вера Ф., Настя Ц., Лина П., поведение которых более стабильно по отношению к окружающим, что объясняется заниженной самооценкой, низкой речевой мотивацией или избирательности в контактах. У учащихся Карина К., Саша Т., отмечено неосознанное, слабо анализируемое поведение, что изолирует этих детей из среды общения сверстников.
Вывод:
Несправедливость в отношении к сверстникам проявляется в отсутствии чувства групповой сплоченности, неумении поддерживать доверительные отношения, анализировать своё поведение. Выявлена недоброжелательность, неумение оказывать взаимопомощь и выстраивать дружеские отношения в группе, грубость как вербального, так и не вербального характера в тех случаях, когда пытаются добиться чего-то лично для себя.
Проект «Школа Дружбы»
Тип проекта: социально-познавательный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возрастная категория: 8-11 лет.
Проблема: налаживание взаимопонимания и дружеских взаимоотношений между учащимися, проживающими в интернате.
*Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе с детьми, т.к. большинство детей агрессивны, конфликтны и сам процесс формирования межличностных отношений включает в себя прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребёнка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми.
Цель проекта:
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений, формирование представления о дружбе, внимательного отношения к окружающим, способствование сплочённости детского коллектива.
Задачи проекта:
для детей
Формирование ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми, умение устанавливать положительные взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование умения участвовать в коллективных играх и занятиях.
Формирование представления о себе как личности и члене группы.
для воспитателей
Улучшение эмоционального фона в группе.
Налаживание дружеских партнёрских взаимоотношений ребёнок-взрослый.
Способствование поддержанию положительной самооценки на основе выделения ребёнком собственных достоинств.
для родителей
Распознание значимых личностных качеств и перспектив в развитии ребёнка.
Улучшение взаимопонимания ребёнок-родитель и взаимоотношений в семье.
Оптимизация работы в системе «педагог-родитель».
Этапы проекта:
Подготовительный – выявление проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта.
Деятельностный – непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка.
Завершающий – презентация продуктов проекта и рефлексия/ размышление над новым знанием или опытом.
Мероприятия по реализации проекта:
«Детская онлайн библиотека»
Рассказы В. Осеевой
Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой помогают формировать понятия «друг», «дружба», мотивируют учащихся объяснять свои поступки, развивают коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми. Рассказы короткие и ясные, что способствует эффективному восприятию и обсуждению сюжета.
«Синие листья»
«До первого дождя»
«Сторож»
«Обидчики»
«Кто наказал его?»
«Все вместе»
«Пёрышко»
«Навестила»
«Долг»
«На катке»
Правило - «Помогайка»
В группе «прижилось» правило, действующее до настоящего времени – у каждого учащегося младшего звена есть своя «подшефная», более старшая девочка, вместе с которой они проживают в одной комнате. Этот метод способствует «взаимовыгодному» развитию личностных качеств, как у младших школьников, так и закрепляет практические навыки и умения, и такие качества личности, как взаимопомощь, внимание, доброжелательность у более старших. Помогают в таких делах: «Как правильно заправить постель», «Как аккуратно сложить вещи в гардеробе», «Как расправить постель», «Как хранить предметы личной гигиены», «Порядок в портфеле», «Как правильно повесить школьную форму», «Как составить аккуратно обувь школьную и где хранить обувь домашнюю», «Как правильно постирать носки, колготки с использованием щётки».
Правило - «Пятиминутка»
Включение в режимный момент метода «пятиминутка» полезно для учащихся тем, что они учатся выстраивать беседу, задавать вопросы, поблагодарить за достойное поведение своих сверстников, проанализировать как своё, так и поведение других, что также способствует воспитанию коллектива в целом и личности в нём.
Цикл занятий
Информационно-коммуникативные технологии обогащают знания детей в виде просмотра фильмов, слайд-программ, презентаций
«Поговорим о дружбе»
«Доброе дело»
«Помоги мне»
«День ласковых имён»
«Кого из сказочных героев ты бы выбрал в друзья»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Подарок другу»
Дидактические игры: «Оцени поступок», «Так – не так»
«Страна добрых Фей» из цикла «Большие игры»
Цель: развитие доброты, умения видеть плоды добра.
Методика организации: игра активна в течение всего дня/недели/месяца.
Идея игры: действия происходят в небольшом городке в котором живут 6 Фей. Каждая из них обитает на отдельном общественном объекте (школа, интернат, урок, перемена, занятие, столовая и т.д.) и напоминает людям/детям о правильном поведении, добре и взаимопомощи. В конце дня Феи собираются в своём сказочном городе и делятся своими Добрыми Делами.
Детский мини-проект «Игрульки»
Детский мини-проект «Игрульки», знакомит учащихся с новыми играми и в дальнейшем они могут самостоятельно применять их, во время игрового часа, прогулки, способствует формированию сплочённости детского коллектива, коммуникативных навыков, воспитывает взаимовыручку, дружеские отношения, чувство товарищества.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры учат согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных «предлагаемых обстоятельств», что способствует воспитанию дружеских взаимоотношений в группе. В корпусе есть возможность организации таких игровых ситуаций как, «Кафе», «Строители», «Хозяйка», «Салон красоты», «Дочки-матери», «Школа».
«Учат нас дружить так сильно персонажи из мультфильмов»
Мультфильмы и фильмы заставляют детей смеяться и сопереживать, волнуясь за героев, учат отличать добро от зла, правду от лжи, дают первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и заслуженном наказании, они заставляют любить окружающий мир.
Коллективная творческая деятельность (КТД)
Коллективное творческое дело позволяет обеспечить психологический комфорт. Совместные эмоциональные переживания, возникающие в процессе такой деятельности, сплачивают детей, помогают лучше узнать друг друга. В групповой деятельности формируются умения применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности внутри группы. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности школьника.
Социальный проект «Игрушка на Большую Ёлку»
Оформление снежных построек
Спортивный «Черлидинг»
Хореографическая композиция «Россия»
Экскурсии, целевые прогулки
Досугово - познавательное направление данной формы внеурочной деятельности, способствуют, также сплочённости в коллективе детей, где учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия со сверстниками, людьми разных профессий, разного возраста и разного образа жизни.
Дети, включённые в такие коммуникативные отношения, получают возможность в процессе общения и совместной деятельности в дружественном им коллективе формировать свой взгляд на мир и его ценности, накапливать жизненный опыт. Они учатся воспринимать и принимать себя такими, какие они есть, компенсируя проблемы в развитии приобретёнными знаниями и умениями, учатся выстраивать межличностные отношения.