СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста» (родительское собрание в группе раннего возраста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни и воспитывать его необходимо с раннего детства.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста» (родительское собрание в группе раннего возраста)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Зиняковский детский сад»

Нижегородская область Городецкий район










«Воспитание самостоятельности

у детей раннего возраста»

(родительское собрание в группе раннего возраста)




















Воспитатель:

Корчик Е.А.










2017

«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»

(родительское собрание в группе раннего возраста)


Цель: воспитание самостоятельности у детей раннего возраста через совместную деятельность взрослых и детей, педагогическое просвещение родителей по теме собрания.


План работы собрания:

1.Раздать родителям памятки: «Возрастные особенности детей раннего возраста»,

«Правила обучения детей самостоятельности»

2. Выступление воспитателя на тему: «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»

3.Работа с анкетами

4.Решение проблемных ситуаций.

4.Выборы родительского комитета.

5.Разное.

6. Фотовыставка «Что мы делаем в саду». Выставка «Газета ДОУ».


Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как самостоятельность, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, упорство в её достижении.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития. Концепция дошкольного образования положила начало реформам дошкольного образования. В законе РФ «Об образовании» ст.18 п.1 подчеркивается, что родители являются первыми педагогами. Они должны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни и воспитывать его необходимо с раннего детства.

Дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте рассмотрим перечень действий, доступных для выполнения детьми раннего возраста. Сейчас я вам раздам анкету «Что в этом возрасте может делать ребенок». Прочитайте ее, пожалуйста, отметьте то, что ваш ребенок умеет делать ( собрать в конце собрания).

Работа с анкетой.

- мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем;

- с помощью взрослого приводить себя в порядок;

- умеет пользоваться личными предметами (носовым платком, расческой, полотенцем, горшком);

- держит ложку во время еды в правой руке;

- одевается и раздевается в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду, снимать обувь;

- поддерживает порядок в игровой комнате, убирает игрушки на место;
- выполняет простейшие поручения (ставит на стол салфетницы , хлебницы (без хлеба), раскладывает ложки…).

Что для вас явилось новым в данной анкете?


По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто, по различным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – взрослые стремятся сделать все за ребенка сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете (вопрос к родителям)? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным (вопрос к родителям)? Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать необходимые условия: выделить по росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место, для хранения предметов туалета (носков, носовых платков), игрушек, постоянное и удобное место для полотенца и т.п.

Но хотелось бы отметить, что создание условий еще не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо так же правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности, его необходимо научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая ребенка тем или иным действиям (застегивать застежку «липучку», намыливать руки, рисовать карандашом ) не только объясняем, но и наглядно демонстрируют способ их выполнения. Когда вы просите выполнить то или иное действие, учитывайте их опыт. Ребенку следует предъявлять новое, более сложное требование лишь после того, как он овладел предшествующим умением или усвоил какое -либо правило. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой (3.5 года), если он еще не научился, правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности, позволяют совершенствовать навыки. Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для него сложна для исполнения ребенок выполняет вместе со взрослым, вникая в объяснение, а потом он сам начинает выполнять отдельные действия. И далее делает работу полностью сам, хотя и под контролем взрослого.

Для закрепления навыков и различных правил поведения требуется, чтобы установленный порядок соблюдали в первую очередь все лица, воспитывающие детей. Кроме того, надо следить, чтобы и дети повседневно выполняли правила.

Кроме того при закреплении различных навыков большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании, знания о правилах поведения за столом, на дороге, в гостях и др. Воспитывая самостоятельность, старейтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям раннего возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще научаться. За что можно похвалить ребенка? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.


Итак, уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнения в отношениях ребенка и взрослого. Это может привести к негативизму (т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указание взрослого, а стремление делать все наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших), упрямству ( не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он этого потребовал.), строптивости (ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.) и наконец, к своеволию (ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.). Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.


Практическая часть.

А сейчас мы разберем несколько ситуаций.

1. Ванечка с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» Мать отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы. Правильно ли поступила мать? Обоснуйте.

Как вы думаете, почему она так поступила?

(Мама поступила неправильно, т.к. она может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно».)

2. Алеша по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять ботинки или варежки не может, застегнуть липучку на тапочках не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «не хочу, не умею». Зато дома со взрослыми у Алеши властный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой маленький, беспомощный!», «Нервный ребенок, требует заботы». Это часто произносится в присутствии мальчика.

Вопросы. Чем обусловлена беспомощность ребенка? Какую оценку вы дадите взрослым?

Можно ли такими методами воспитывать у ребенка самостоятельность?

3. Научившись убирать за собой после еды, Женя принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тот час же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».

Вопрос. Какие действия нужно предпринять взрослым?

4. На даче мама дала Маше несколько ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на столе. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минуту и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним играть. Вопрос. Как должна поступить мама в этой ситуации? (Важнейшее правило воспитания: «Не следует делать за ребенка того, что он может сделать сам».)


В раннем возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!