Информационная карта инновационной деятельности учителя
Воспитание толерантности и установка толерантного сознания в полиэтническом классе на уроках русского языка (Обмен опытом)
| Параметры информации | информации |
1 | Общие сведения |
1.1 | ФИО автора нововведения | Коваленка Светлана Викторовна |
1.2 | Учреждение, в котором работает автор | МБОУ «СШ № 18» |
1.3 | Должность с указанием преподаваемого предмета | Учитель русского языка и литературы |
1.4 | Стаж работы в должности | 23 года |
2 | Классы и количество обучающихся, участвующие в реализации нововведения | 6 кл – 21 8 кл - 19 |
3 | Тема инновации (нововведения) | Воспитание толерантности и установка толерантного сознания в полиэтническом классе на уроках русского языка |
3.1 | Цель инновации (нововведения) | Апробация идеи воспитания толерантной личности, способной к признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, способной реализоваться в многонациональной среде |
3.2 | Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения) | Создание условий для формирования толерантного сознания и поведения учащихся в образовательном пространстве, позволяющем на практике осуществлять воспитание личности. Развитие понимания многомерности национально-культурного пространства. Воспитание уважительного отношения к национальным духовным и культурным традициям, формирование поликультурного диалога на уроках русского языка под девизом: «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила» Увидеть сходные черты и точки соприкосновения, так как в культуре каждого народа много общего, обусловленного многовековым общением и взаимодействием с другими народами |
3.3 | Сроки реализации инновации (нововведения) | 2016-2019 гг |
3.4 | Направления инновационной работы (нововведения) | Приобщить учащихся к изучению богатого культурного наследия своего народа, пробудить интерес к изучению культуры народов ближнего национального окружения: адыгов, греков, армян и тд |
3.5 | Характеристика инновации (нововведения) по сфере обновления | Развитие своего опыта |
3.6 | Использование новых технологий (Методик) | В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю различные педагогические технологии: - развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критического мышления; - дифференцированный подход к обучению; - создание ситуации успеха на уроке. Основными принципами инновационного обучения являются: - креативность (ориентация на творчество); - усвоение знаний в системе; - нетрадиционные формы уроков; - использование наглядности. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы: - ассоциативный ряд; - опорный конспект; - мозговая атака; - групповая дискуссия; - создание проектов и презентаций; - упражнения-энергизаторы - кластеры; - синквейн; - эссе; - ключевые термины;
|
4 | Обеспечение инновационной деятельности (нововведения) |
4.1 | Учебно-методическое (Имеющееся и планируемое) | В школе имеется необходимое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, принтер и сканер, сеть ИНТЕРНЕТ Комплект дидактических материалов в виде тематических текстов в печатном и электронном варианте Электронные папки слайд-презентаций по отдельным темам |
4.2 | Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности в условиях эксперимента | Использование различных методик предъявления информаций с учетом психологических особенностей учащихся. |
5 | Теоретическая интерпретация опыта учителя |
5.1 | Источник изменений | Проблема воспитания толерантного сознания и поведения учащихся приобретает особую актуальность в современном мире. Можно считать это социальным заказом системе образования для успешного развития полиэтнического общества. Но проблема толерантности, найдя отражение в педагогической теории, не получила необходимого решения в практике, так как отсутствует достаточное количество учебно-методических рекомендаций и пособий по проблеме. |
5.2 | Идея изменений | Введение этнокультурного компонента в содержание образования |
5.3 | Концепция изменений | I Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения “принятия инаковости”, но и с целью выработки умений адекватного реагирования на поведение инокультурного собеседника. II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования: 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности |
5.4 | Результаты инновационной деятельности (нововведения) с указанием сроков достижения | Освоение учащимися социально-практической значимости учебного материала. Расширение кругозора Повышение уровня самостоятельности и творческой активности. Принятие толерантности Становление толерантной личности, понимающей и уважающей людей разных национальностей |
5.5 | Формы предоставления инновационного педагогического опыта | Выступление на методического объединении школы Страничка школьного сайта www.sch18.adygnet.ru Размещение материалов на личном сайте учителя http/multiurok/ru/kovalenko1970 |
6 | Способы диагностики результатов инновационной практики | Участие школьников в конкурсах и проектах, позволяющих ученикам проявить умения и навыки, приобретенные в урочной и внеурочной деятельности. Мониторинговые процедуры: диагностические исследования. Внутренняя диагностика педагогом и школой |
7.2 | Где можно познакомится с результатами инновации (нововведения) | На страничке школьного сайта www.sch18.adygnet.ru Обмен опытом на личном сайте учителя http/multiurok/ru/kovalenko1970 |
8 | Краткое содержание инновационного опыта учителя |
| Проект «Воспитание толерантности и установка толерантного сознания в полиэтническом классе на уроках русского языка» формирует национальное самосознание, позволяющее изучать культурные традиции народов и способствует формированию толерантного сознания и поведения, формирует негативное отношение к агрессии и насилию в любой форме. Проект «Воспитание толерантности и установка толерантного сознания в полиэтническом классе на уроках русского языка» имеет практическую направленность и может быть использован на уроках русского языка в образовательных учреждениях. В ходе апробации проекта были разработаны методические материалы, включая внеклассные занятия по русскому языку «Живое слово» Для школы данный проект является возможностью модернизации традиционного школьного обучения в соответствии с современными представлениями о целях и задачах образования. |
Приложение 1
Дидактический материал по теме «Воспитание толерантности в полиэтническом классе на уроках русского языка»
Представление и знакомство в 5 классе. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»
Ученики встают все по очереди, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».
Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление
Разносклоняемые имена существительные. Проект «Что в имени тебе моем?» (В полиэтническом классе.) Артем – «невредимый, безупречного здоровья», Рузанна – «дочь света, светлая, счастливая» Русский аналог – Светлана. Нанэ – армянская богиня войны, мудрости и материнства, Гаянэ – «земная», Ярослав – «яркий, сильный, славный своей жизненной силой», Динара – «ценная, дорогая, серебряная или золотая монета», Ибрагим – «отец народов, то же что Авраам», Илья (Элайдж) – «сила Бога, вера. Значит то же, что и Авраам», Арина – «мир, покой. От имени богини мирной жизнт Эйрены», Алексис – «защитник» и т.д.
Лексическое значение слова.
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Этимология слова «толерантность»
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Создание синквейна к слову «толерантность»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:
– тема-существительное,
– два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
– три глагола по теме,
– осмысленная фраза на данную тему,
– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание)
Например:
Толерантность?
Терпимый, снисходительный.
Принимает, понимает, прощает.
Как хорошо жить в таком обществе!
Спокойствие.
Толерантность?
Чуткий, милосердный.
Понять, принять примирить.
Гармония взаимоотношений непохожих личностей.
Мир.
Принятие
Терпеливое, уважительное.
Поддерживать, примирять, доверять
Способность устанавливать и сохранять общность с людьми, отличающимися от нас.
Понимание.
Создание цветка толерантности
Создание ассоциативной цепочки к слову «толерантность»
Синтаксис.
Спишите предложения, вставляя недостающие знаки препинания. Составьте схему предложений.
Дружба великая сила.
Скатерть со стола и дружба сплыла.
Друг твоё зеркало.
Для дорогого друга ворота настежь.
Единственный способ иметь друга это быть другом.
В долг давать дружбу терять.
Были бы пирожки будут и дружки.
Друг в беде друг вдвойне.
Назвался другом - помогай в беде.
Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятых
Дружба крепка не лестью а правдой и честью.
Врагу не кланяйся для друга жизни не жалей.
Вода у друга лучше чем у врага мёд.
Друзьями хвались но и сам в хвосте не плетись.
Дерево держится корнями а человек друзьями.
Лучше друг верный чем камень драгоценный.
Ложь дружбу губит почему дружба её не любит.
Не годы сближают людей а минуты.
Дружба не служба а кому дружить на того служить.
Человек без друга что земля без воды.
Что за тем гоняться кто не хочет знаться.
Дружба дружбой а в карман не лезь.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там где начинается ложь.
Дружба дружбе рознь а иную хоть брось.
Друг не испытанный что орех не расколотый.
Друг спорит а недруг поддакивает.
Знал дружка в радости не оставляй в горести.
Кто ищет друга без недостатков тот останется без друга.
Не тот друг кто мёдом мажет а тот кто правду в глаза скажет.
Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
Не делай зла вернется бумерангом,
Не плюй в колодец будешь воду пить,
Не оскорбляй того кто ниже рангом,
А вдруг придется что нибудь просить.
Не предавай друзей их не заменишь,
И не теряй любимых не вернешь,
Не лги себе со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
Чтение с остановками. Диалог. Выпишите один из диалогов, объясните знаки препинания при нем
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой — музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
— Что это такое? — спросил путешественник у привратника.
— Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
— А есть там вода?
— Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны...
— А поесть дадут?
— Все, что захочешь.
— Но со мной собака.
— Сожалею, но с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.
И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
— Я хочу пить, — попросил путешественник.
— Заходи, во дворе есть колодец.
— А моя собака?
— Возле колодца увидишь поилку.
— А поесть?
— Могу угостить тебя ужином.
— А собаке?
— Найдется косточка.
— А что это за место?
— Это рай.
— Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай — там.
— Врет он все. Там ад.
Чтение с остановками. Диалог. Выпишите один из диалогов, объясните знаки препинания при нем
Притча о Доброте и Вежливости
Однажды к старцу пришёл юноша и попросил разрешения учиться у него.
— Зачем тебе это? — спросил тот.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость дадут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к старцу.
— Что тебе нужно? — спросил старец.
— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли Вы в помощи…
Что тут можно ещё добавить, мудрость, она и в Африке мудрость. Желаю найти в себе силы, чтобы применять эту информацию хотя бы лет десять, жизнь изменится кардинально. А там, глядишь, и до автоматизма дойдёт.
Развитие речи Сочинение-миниатюра «Милосердие, сострадание» Опишите, что вы видите на фотографии
Сочинение 15.3 ОГЭ по русскому языку. Что такое толерантность? (Сострадание, терпимость, милосердие, доброта, выбор) Текст 1 Перед вами две дороги, выбирайте Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь, что я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой. - я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату. - Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье. |
Вопросы к учащимся: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? Используя речевые клише, напишите сочинение по данному тексту: ….это… На мой взгляд (Я думаю, мне кажется)….. ….человеком можно назвать того, кто… …человек- это тот, кто… …, как мне кажется похож (а, е) на…. |
Чтение с остановками.
Птицы
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всякий, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Чтение с остановками. Китайская притча «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. |