СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантности и установка толерантного сознания на уроках русского языка в полиэтническом классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная карта инновационной деятельности учителя. Проект "Воспитание толерантности и установка толерантного сознания на уроках русского языка в полиэтническом классе"

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности и установка толерантного сознания на уроках русского языка в полиэтническом классе»

Информационная карта инновационной деятельности учителя

Воспитание толерантности и установка толерантного сознания в полиэтническом классе на уроках русского языка (Обмен опытом)


Параметры информации

информации

1

Общие сведения

1.1

ФИО автора нововведения

Коваленка Светлана Викторовна

1.2

Учреждение, в котором работает автор

МБОУ «СШ № 18»

1.3

Должность с указанием преподаваемого предмета

Учитель русского языка и литературы

1.4

Стаж работы в должности

23 года

2

Классы и количество обучающихся, участвующие в реализации нововведения

6 кл – 21

8 кл - 19

3

Тема инновации (нововведения)

Воспитание толерантности и установка толерантного сознания в полиэтническом классе на уроках русского языка

3.1

Цель инновации (нововведения)

Апробация идеи воспитания толерантной личности, способной к признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, способной реализоваться в многонациональной среде

3.2

Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения)

  1. Создание условий для формирования толерантного сознания и поведения учащихся в образовательном пространстве, позволяющем на практике осуществлять воспитание личности.

  2. Развитие понимания многомерности национально-культурного пространства.

  3. Воспитание уважительного отношения к национальным духовным и культурным традициям, формирование поликультурного диалога на уроках русского языка под девизом: «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

  4. Увидеть сходные черты и точки соприкосновения, так как в культуре каждого народа много общего, обусловленного многовековым общением и взаимодействием с другими народами

3.3

Сроки реализации инновации (нововведения)

2016-2019 гг

3.4

Направления инновационной работы (нововведения)

Приобщить учащихся к изучению богатого культурного наследия своего народа, пробудить интерес к изучению культуры народов ближнего национального окружения: адыгов, греков, армян и тд

3.5

Характеристика инновации (нововведения) по сфере обновления

Развитие своего опыта

3.6

Использование новых технологий (Методик)

В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю различные педагогические технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- создание проектов и презентаций;

- упражнения-энергизаторы

- кластеры;

- синквейн;

- эссе;

- ключевые термины;








4

Обеспечение инновационной деятельности (нововведения)

4.1

Учебно-методическое (Имеющееся и планируемое)

В школе имеется необходимое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, принтер и сканер, сеть ИНТЕРНЕТ

Комплект дидактических материалов в виде тематических текстов в печатном и электронном варианте

Электронные папки слайд-презентаций по отдельным темам

4.2

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности в условиях эксперимента

Использование различных методик предъявления информаций с учетом психологических особенностей учащихся.


5

Теоретическая интерпретация опыта учителя

5.1

Источник изменений

Проблема воспитания толерантного сознания и поведения учащихся приобретает особую актуальность в современном мире. Можно считать это социальным заказом системе образования для успешного развития полиэтнического общества. Но проблема толерантности, найдя отражение в педагогической теории, не получила необходимого решения в практике, так как отсутствует достаточное количество учебно-методических рекомендаций и пособий по проблеме.


5.2

Идея изменений

Введение этнокультурного компонента в содержание образования

5.3

Концепция изменений

I Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями  социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения “принятия инаковости”, но и с целью выработки умений адекватного  реагирования на поведение инокультурного собеседника.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения  и воспитания

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности

5.4

Результаты инновационной деятельности (нововведения) с указанием сроков достижения

Освоение учащимися социально-практической значимости учебного материала.

Расширение кругозора

Повышение уровня самостоятельности и творческой активности.

Принятие толерантности

Становление толерантной личности, понимающей и уважающей людей разных национальностей

5.5

Формы предоставления инновационного педагогического опыта

Выступление на методического объединении школы

Страничка школьного сайта

www.sch18.adygnet.ru

Размещение материалов на личном сайте учителя http/multiurok/ru/kovalenko1970

6

Способы диагностики результатов инновационной практики

Участие школьников в конкурсах и проектах, позволяющих ученикам проявить умения и навыки, приобретенные в урочной и внеурочной деятельности. Мониторинговые процедуры: диагностические исследования.

Внутренняя диагностика педагогом и школой

7.2

Где можно познакомится с результатами инновации (нововведения)

На страничке школьного сайта

www.sch18.adygnet.ru

Обмен опытом на личном сайте учителя http/multiurok/ru/kovalenko1970

8

Краткое содержание инновационного опыта учителя


Проект «Воспитание толерантности и установка толерантного сознания в полиэтническом классе на уроках русского языка» формирует национальное самосознание, позволяющее изучать культурные традиции народов и способствует формированию толерантного сознания и поведения, формирует негативное отношение к агрессии и насилию в любой форме.

Проект «Воспитание толерантности и установка толерантного сознания в полиэтническом классе на уроках русского языка» имеет практическую направленность и может быть использован на уроках русского языка в образовательных учреждениях. В ходе апробации проекта были разработаны методические материалы, включая внеклассные занятия по русскому языку «Живое слово»

Для школы данный проект является возможностью модернизации традиционного школьного обучения в соответствии с современными представлениями о целях и задачах образования.


Приложение 1

Дидактический материал по теме «Воспитание толерантности в полиэтническом классе на уроках русского языка»


  Представление и знакомство в 5 классе. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики встают все по очереди, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».

Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление



Разносклоняемые имена существительные. Проект «Что в имени тебе моем?» (В полиэтническом классе.) Артем – «невредимый, безупречного здоровья», Рузанна – «дочь света, светлая, счастливая» Русский аналог – Светлана. Нанэ – армянская богиня войны, мудрости и материнства, Гаянэ – «земная», Ярослав – «яркий, сильный, славный своей жизненной силой», Динара – «ценная, дорогая, серебряная или золотая монета», Ибрагим – «отец народов, то же что Авраам», Илья (Элайдж) – «сила Бога, вера. Значит то же, что и Авраам», Арина – «мир, покой. От имени богини мирной жизнт Эйрены», Алексис – «защитник» и т.д.



Лексическое значение слова.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.


Этимология слова «толерантность»

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:



В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.



Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

 

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.



В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.



В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). 





Создание синквейна к слову «толерантность»



Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:

  1. – тема-существительное,

  2. – два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,

  3. – три глагола по теме,

  4. – осмысленная фраза на данную тему,

  5. – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание)


Например:

    1. Толерантность?

Терпимый, снисходительный.

Принимает, понимает, прощает.

Как хорошо жить в таком обществе!

Спокойствие.


    1. Толерантность?

Чуткий, милосердный.

Понять, принять примирить.

Гармония взаимоотношений непохожих личностей.

Мир.


    1. Принятие

Терпеливое, уважительное.

Поддерживать, примирять, доверять

Способность устанавливать и сохранять общность с людьми, отличающимися от нас.

Понимание.

Создание цветка толерантности


Создание ассоциативной цепочки к слову «толерантность»





Синтаксис.

Спишите предложения, вставляя недостающие знаки препинания. Составьте схему предложений.

  1. Дружба великая сила.

  2. Скатерть со стола и дружба сплыла.

  3. Друг твоё зеркало.

  4. Для дорогого друга ворота настежь.

  5. Единственный способ иметь друга это быть другом.

  6. В долг давать дружбу терять.

  7. Были бы пирожки будут и дружки.

  8. Друг в беде друг вдвойне.

  9. Назвался другом - помогай в беде.


Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятых

  1. Дружба крепка не лестью а правдой и честью.

  2. Врагу не кланяйся для друга жизни не жалей.

  3. Вода у друга лучше чем у врага мёд.

  4. Друзьями хвались но и сам в хвосте не плетись.

  5. Дерево держится корнями а человек друзьями.

  6. Лучше друг верный чем камень драгоценный.

  7. Ложь дружбу губит почему дружба её не любит.

  8. Не годы сближают людей а минуты.

  9. Дружба не служба а кому дружить на того служить.

  10. Человек без друга что земля без воды.

  11. Что за тем гоняться кто не хочет знаться.

  12. Дружба дружбой а в карман не лезь.

  13. Дружба заботой да подмогой крепка.

  14. Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там где начинается ложь.

  15. Дружба дружбе рознь а иную хоть брось.

  16. Друг не испытанный что орех не расколотый.

  17. Друг спорит а недруг поддакивает.

  18. Знал дружка в радости не оставляй в горести.

  19. Кто ищет друга без недостатков тот останется без друга.

  20. Не тот друг кто мёдом мажет а тот кто правду в глаза скажет.


Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.



Не делай зла вернется бумерангом, 
Не плюй в колодец будешь воду пить, 
Не оскорбляй того кто ниже рангом, 
А вдруг придется что нибудь просить. 
Не предавай друзей их не заменишь, 
И не теряй любимых не вернешь, 
Не лги себе со временем проверишь, 
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.



Чтение с остановками. Диалог. Выпишите один из диалогов, объясните знаки препинания при нем

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой — музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых. 

— Что это такое? — спросил путешественник у привратника.
— Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
— А есть там вода?
— Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны...
— А поесть дадут?
— Все, что захочешь.
— Но со мной собака.
— Сожалею, но с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.

И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

— Я хочу пить, — попросил путешественник.
— Заходи, во дворе есть колодец.
— А моя собака?
— Возле колодца увидишь поилку.
— А поесть?
— Могу угостить тебя ужином.
— А собаке?
— Найдется косточка.
— А что это за место?
— Это рай.
— Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай — там.
— Врет он все. Там ад.


Чтение с остановками. Диалог. Выпишите один из диалогов, объясните знаки препинания при нем

Притча о Доброте и Вежливости

Однажды к старцу пришёл юноша и попросил разрешения учиться у него.

— Зачем тебе это? — спросил тот.

— Хочу стать сильным и непобедимым.

— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость дадут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

— Почему?

— Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к старцу.

— Что тебе нужно? — спросил старец.

— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли Вы в помощи…

Что тут можно ещё добавить, мудрость, она и в Африке мудрость. Желаю найти в себе силы, чтобы применять эту информацию хотя бы лет десять, жизнь изменится кардинально. А там, глядишь, и до автоматизма дойдёт.



Развитие речи Сочинение-миниатюра «Милосердие, сострадание» Опишите, что вы видите на фотографии



Сочинение 15.3 ОГЭ по русскому языку.

Что такое толерантность? (Сострадание, терпимость, милосердие, доброта, выбор)

Текст 1

Перед вами две дороги, выбирайте

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь, что я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.


Вопросы к учащимся: 

  1. Почему молодой человек отказался помочь?

  2. Как бы вы поступили в этом случае?

  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

  4. Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?


Используя речевые клише, напишите сочинение по данному тексту:

  • ….это…

  • На мой взгляд (Я думаю, мне кажется)…..

  • ….человеком можно назвать того, кто…

  • …человек- это тот, кто…

  • …, как мне кажется похож (а, е) на….






Чтение с остановками.

Птицы

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всякий, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

 



Чтение с остановками.

Китайская притча «Ладная семья» 

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;

  • прощение;

  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!