4
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО Вся творческая деятельность Л. Н. Толстого определялась стремлением через художественное слово влиять на духовно-нравственное воспитание не только детей, но и взрослых. К практическому участию в деле народного просвещения писатель стремился с юношеских лет. Об этом повествует его ранний автобиографический рассказ «Утро помещика». Высказанные в нём гуманистические идеи не остались пустой деклараций, благим пожеланием, но выразились и в его педагогической деятельности, и в художественном творчестве.
При правильном подходе к воспитанию дети знакомятся с произведениями Л. Н. Толстого ещё в раннем возрасте. Благотворное влияние на развитие души ребёнка оказывают рассказы и сказки писателя. Многое зависит в этот период нравственного становления человека от родителей, их желания принимать активное участие в воспитании сына или дочери. Читая вместе с ребёнком рассказы, басни, сказки Л. Н. Толстого из книг «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения», обсуждая с ним непростые жизненные ситуации, в которые попадают герои («Мать и дочь», «Старый дед и внучек», «Косточка», «Собака Якова», «Птичка» и др.), родители и педагоги (если ребёнок посещает детский сад) способствуют формированию у него чёткой установки: так делать можно и нужно, а так нельзя. В этом возрасте дитя пока ещё оперирует только понятиями «хорошо» – «плохо», для него не существует промежуточных, нейтральных позиций, поэтому этические нормы, заложенные в раннем детстве, непременно дадут свои результаты по мере его взросления.
«Учитесь и читайте. Жизнь сделает всё остальное», – говорил Ф. М. Достоевский. Ни телевидение, ни другие современные средства массовой информации не заменят книги. Место произведений Л. Н. Толстого, несомненно, одно из главных в этом процессе.
Более крупные произведения Толстого попадают на книжную полку школьника в V-VI классах. «Кавказский пленник» учит верности в дружбе (когда Жилин, совершив побег из плена, не бросает беспомощного Костылина), милосердию (участие Дины в судьбе Жилина), состраданию и благодарности за помощь, умению жить в поликультурном мире.
Трилогия Л. Н. Толстого
«Детство», «Отрочество», «Юность» помогает подростку принимать взрослый мир с меньшими разочарованиями и потерями. Остановимся
только на некоторых моментах первой книги трилогии. Мало кого из ребят оставляет равнодушным эпизод, в котором рассказывается о переживаниях Николеньки из-за своей внешности, так как многих из них волнует та же проблема. Когда в классе вместе с учителем дети читают эпизод разговора мальчика с матерью на эту тему, они начинают понимать, что красота души важнее красоты лица, так как она и есть тот свет, который даже некрасивого делает привлекательным. Николенька запомнит наказ матери: «...ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком» – и потом будет постоянно думать о том, что нужно стать «вполне хорошим».
Слёзы мальчика «от любви и стыда» (глава «Наталья Савишна») заставляют подростков задуматься над своими поступками, осознать и прочувствовать, как часто мы обижаем тех, кто любит нас и поэтому прощает нашу невнимательность, а подчас жестокость и неблагодарность.
Не бывает человека без недостатков, и, к сожалению, нельзя прожить жизнь без ошибок. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость», – эта позиция Толстого характерна как для его творчества, так и для собственной жизни.
Став старшеклассником, школьник знакомится с великим романом-эпопеей «Война и мир»; это поистине кладезь мудрости и сокровищница, содержащая ответы на многие вопросы, волнующие юношей и девушек. Здесь есть всё: и проблемы воспитания детей в семье, и устройство самой семьи, и самоопределение человека, и объяснение «скрытой теплоты» патриотизма, и философские размышления писателя.
Но мы обратимся к тем проблемам героев романа, которые в первую очередь волнуют шестнадцатилетних. Каждый из них, хотя и обуреваем комплексами, тем не менее уверен в собственной уникальности, а порой и превосходстве. Им понятен князь Андрей Болконский, одержимый идеей подвига, стремлением прославиться, желанием сравниться в героизме и народном почитании с Наполеоном, кумиром многих не только в веке XIX, но и в XX, так как подростки сами мечтают о чём-то подобном, пусть и с поправкой на нынешние приоритеты. Толстой, гениальный педагог, приводит своего читателя к пониманию неприемлемости такого пути реализации личности. Ошибки князя Андрея, как и ошибки современных юношей, неизбежны: через многое нужно пройти человеку, чтобы стать мудрым. Сравним, к примеру, два эпизода, доказывающих нашу мысль.
Вот князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения... Он готов ради минуты славы пожертвовать всем, что у него есть, даже самыми дорогими для него людьми, в том числе и не родившимся ещё сыном: «...я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей...» И как же тяжела расплата за подобную гордыню! Но писатель даёт своему герою возможность понять опасность такого решения, и в результате постоянной работы мысли Болконский придёт наконец к пониманию вечных истин, провозглашённых Пьером Безуховым на пароме: «Надо жить, надо любить, надо верить...» К сожалению, это случится только на Бородинском поле, когда смертельно раненный князь Андрей заплачет «нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».
Все любимые герои писателя пройдут через испытания, через нравственные муки, их жизненный путь не будет гладким, но ведь только выстраданное счастье оценивается высоко и бережно сохраняется человеком.
Вот Пьер, молодой наследник миллионного состояния. Сделало ли оно его счастливым? Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера, зная его с детства как доброго и умного юношу: «Столь молодому быть отягощённым таким огромным состоянием, – через сколько искушений надо будет пройти ему!» И неудачная женитьба (а разве сейчас все браки удачны?), и угрызения совести после дуэли с Долоховым, и увлечение ложными истинами масонов... Читатель понимает, что, по мысли автора, едва человек научится думать, он должен воспитать себя сам. Так и Пьер в муках рождает себя – человека, живущего не бесцельно. Он научился видеть в людях их лучшие стороны и, «беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их». Это умение необходимо и нашим сегодняшним школьникам, взрослеющим в очень непростое, полное противоречий время.
Женские образы романа... Какой благодатный материал для воспитания! Для современной девушки, жаждущей любви и счастья, Наташа Ростова во многом становится помощницей в выборе образца для подражания, ведь ей, как и героине Толстого, хочется, чтобы её любили, ею восхищались. А княжна Марья, с её некрасивостью, тяжёлой поступью, кажется поначалу жалкой и несчастной. Не сразу разглядев сокровища её души, наши юные современницы, читая роман, постепенно понимают, что без той внутренней духовной работы, которая идёт в героине и должна происходить в каждом, любая девушка превратится в Элен.
Обращаясь вновь и вновь к тексту романа «Война и мир», перечитывая знакомые строки, постоянно открываешь для себя что-то новое, неизведанное, и хочется поделиться со своими учениками бесконечной мудростью великой книги.
Тот круг чтения, которому подросток оказывает предпочтение, имеет огромное значение для формирования личности человека. Произведения Л. Н. Толстого по степени воспитательного влияния превосходят многие другие и практически все сегодняшние книги-однодневки, обладающие занимательностью, но не трогающие душу и забывающиеся сразу, как только перелистывается последняя страница.
«Анна Каренина», «Воскресение», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» – все эти произведения представляют богатейший материал для формирования духовно-нравственной позиции человека. Самостоятельно шестнадцатилетний ученик вряд ли сможет понять всю глубину писательской мысли.
«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» часто многими сводится к афоризму о счастливых и несчастливых семьях. Но это не так. «Замковый камень» романа, на котором держится его идейно-художественное своеобразие, – это нравственный закон. Именно следование ему или не следование определяют судьбу героя. Анна Каренина не соблюдает нравственного закона, она «изменяет» своему предназначению, отступая ради любви от своей роли хранительницы домашнего очага, обрекая на страдания близких людей, в том числе и своего сына. Для Л. Н. Толстого это противоестественно. Вспомним Наташу, княжну Марью. Существует мнение, и оно неизменно вызывает интерес у юных, что писатель судьбой Анны хотел показать, что ожидало бы пушкинскую Татьяну, если бы она, будучи замужем, ответила на чувства Онегина. Толстой разделяет точку зрения А. С .Пушкина, высказанную устами Татьяны: «...я другому отдана; я буду век ему верна».
Не нужно обходить и пытаться сгладить идейно-мировоззренческие противоречия Толстого, его нравственно-религиозные искания: знание этой стороны личности писателя будет способствовать развитию интереса к его творчеству. А опасения, что старшеклассники в силу своего возраста не смогут понять их суть, вообще беспочвенны.
На школьников производит впечатление, что знаменитый писатель всю свою жизнь проводил в поиске истинного пути, не останавливаясь на достигнутом, и постоянно занимался самосовершенствованием. Разве это не пример для подражания? Особенно ярко эти искания отразились в произведениях позднего периода его творчества, в 80-е гг. XIX в. Труды, созданные в это время, связаны с пропагандируемым писателем-просветителем морально-этическим учением. Л. Н. Толстой утверждал, что в деле общественного благосостояния исключительная роль принадлежит религиозному воспитанию. В одном из поздних своих дневников он писал, что «нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему». Этическое требование писателя этого периода можно сформулировать следующим образом: чтобы сказать всю правду, надо говорить прямо и договаривать всё до конца. Многие страницы его поздней прозы и драматургии объясняются именно этим убеждением. Отсюда – «грубая правда» драмы «Власть тьмы», в которой идейно-мировоззренческие и просветительские позиции заявлены очень чётко: власть тьмы может быть побеждена только светом совести.
«Исповедь» – одна из самых глубоких и сильных книг Толстого, книга о смысле жизни и личной ответственности за её устройство. Она начата в 1879 г., когда, пережив мучительный идейный и нравственный кризис, писатель пришёл к новому пониманию смысла жизни – своей собственной и каждого человека вообще.
Л. Н. Толстой посмотрел на свою прошлую жизнь и на жизнь людей своего круга с высоты нового миросозерцания и не нашёл в ней того смысла, какой он теперь придавал всякому человеческому существованию. Главная задача «Исповеди» – обличить свою прошлую жизнь, чтобы тем самым отвергнуть всё жизненное устройство общества, к которому по рождению и воспитанию принадлежал он сам.
Большое впечатление на чуткую душу подростка оказывает произведение этого периода, в полной мере раскрывающее мировоззрение Толстого, – повесть «Холстомер», строящаяся на контрастных сопоставлениях. Рассказывая историю лошади, погубленной людьми, писатель утверждает: естественные сила и красота гибнут от искусственных понятий, выдуманных людьми. Авторскому суду подвергаются все те, кто живёт, нарушая заповеди Христа.
Постоянный интерес писателя к внутреннему миру человека сопровождается показом полного переворота в сознании героя. Чтобы совершился этот переворот, нужна катастрофа. Она присутствует во всех поздних произведениях Л. Н. Толстого и определяет их композиционное построение. Катастрофа служит тем толчком, от которого пробуждается человек. Процесс мучительной борьбы всегда завершается «просветлением». В центре внимания – душевная жизнь героя, осуждающего своё прошлое и взаимоотношения с людьми.
На этом принципе строится и драма «Власть тьмы», написанная специально для народа. Здесь катастрофу переживает Никита, совершивший преступление, но покаявшийся перед людьми и тем самым обретший надежду на спасение. Власть тьмы, охватившая героев пьесы (Матрёну, Анисью, Никиту), будет побеждена светом совести. К её пробуждению взывает отец Никиты – старик Аким. Его нравственная позиция, выраженная в словах и поступках, побеждает: сын кается перед людьми, собравшимися на свадьбу Акулины, и просит прощения. «Бог простит, дитятко родимое, – в восторге произносит Аким, обнимая сына. – Себя не пожалел. Он тебя пожалеет. Бог-то. Бог-то! Он во!..»
Главное, чему учит Л. Н. Толстой наших современников в своём творчестве, – прославление жизни и радостное её приятие. Он никогда не был певцом страдания, хотя изобразил сцены страданий во многих своих произведениях. Он всегда учил состраданию как чувству, объединяющему людей. Братство всех народов, любовь, жалость друг к другу он противопоставлял эгоизму – личному, социальному, религиозному, национальному.
По Толстому, человек обязан быть добрым, даже вопреки своей природе, так как только таким путём может осуществиться в жизни идея всеобщего братства.
ЛИТЕРАТУРА
Соловьёва С., Семёнов Ю. «Нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему» (к 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого) // Воспитание школьников. 2007. № 9. С. 11-14.
http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8#urlhash=7948349335530021656