СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный аспект произведений Л. Н. Толстого

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

       «Учитесь и читайте. Жизнь сделает всё остальное», – говорил Ф. М. Достоевский. Ни телевидение, ни другие современные средства массовой инфор­мации не заменят книги. Место произведений Л. Н. Толстого, несомненно, одно из глав­ных в этом процессе.

***

См.:                                                                             

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Толстой Л. Н.

https://multiurok.ru/blog/tolstoi-l-n-9.html

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный аспект произведений Л. Н. Толстого»

4







ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО

Вся творческая деятельность Л. Н. Толстого определялась стремлением через художественное слово влиять на духовно-нравственное воспитание не только детей, но и взрослых. К практическому участию в деле народного просвещения писатель стремился с юношеских лет. Об этом повествует его ранний автобиографический рассказ «Утро помещика». Высказанные в нём гуманистические идеи не остались пустой деклара­ций, благим пожеланием, но выразились и в его педагогической деятельности, и в художественном творчестве.

При правильном подходе к воспита­нию дети знакомятся с произведениями Л. Н. Толстого ещё в раннем возрасте. Благотворное влияние на развитие души ребёнка оказывают рассказы и сказки писателя. Многое зависит в этот период нравственного становления человека от родите­лей, их желания принимать активное уча­стие в воспитании сына или дочери. Читая вместе с ребёнком рассказы, басни, сказки Л. Н. Толстого из книг «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения», обсуждая с ним непростые жизненные ситуации, в которые попадают герои («Мать и дочь», «Старый дед и внучек», «Косточка», «Собака Якова», «Птичка» и др.), родители и педагоги (если ребёнок посещает детский сад) способствуют фор­мированию у него чёткой установки: так делать можно и нужно, а так нельзя. В этом возрасте дитя пока ещё оперирует только понятиями «хорошо» – «плохо», для него не существует промежуточных, нейтральных позиций, поэтому этические нормы, заложенные в раннем детстве, не­пременно дадут свои результаты по мере его взросления.

«Учитесь и читайте. Жизнь сделает всё остальное», – говорил Ф. М. Достоевский. Ни телевидение, ни другие современные средства массовой инфор­мации не заменят книги. Место произведений Л. Н. Толстого, несомненно, одно из глав­ных в этом процессе.

Более крупные произведения Толстого попадают на книжную полку школьника в V-VI классах. «Кавказский пленник» учит верности в дружбе (когда Жилин, совершив побег из плена, не бросает бес­помощного Костылина), милосердию (участие Дины в судьбе Жилина), состра­данию и благодарности за помощь, уме­нию жить в поликультурном мире.



Трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «От­рочество», «Юность» помогает подростку принимать взрослый мир с меньшими ра­зочарованиями и потерями. Остановимся только на некоторых моментах первой книги трилогии. Мало кого из ребят оставляет равнодушным эпизод, в котором рассказывается о переживаниях Николеньки из-за своей внешности, так как многих из них волнует та же пробле­ма. Когда в классе вместе с учителем дети читают эпизод разговора мальчика с мате­рью на эту тему, они начинают понимать, что красота души важнее красоты лица, так как она и есть тот свет, который даже не­красивого делает привлекательным. Николенька запомнит наказ матери: «...ты дол­жен стараться быть умным и добрым маль­чиком» – и потом будет постоянно думать о том, что нужно стать «вполне хорошим».

Слёзы мальчика «от любви и стыда» (глава «Наталья Савишна») заставляют подростков задуматься над своими по­ступками, осознать и прочувствовать, как часто мы обижаем тех, кто любит нас и поэтому прощает нашу невнимательность, а подчас жестокость и неблагодарность.

Не бывает человека без недостатков, и, к сожалению, нельзя прожить жизнь без ошибок. «Чтобы жить честно, надо р­ваться, путаться, биться, ошибаться, начи­нать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость», – эта позиция Толстого характерна как для его творчества, так и для собственной жизни.

Став старшеклассником, школьник знакомится с великим романом-эпопе­ей «Война и мир»; это поистине кладезь мудрости и сокровищница, содержащая ответы на многие вопросы, волнующие юношей и девушек. Здесь есть всё: и про­блемы воспитания детей в семье, и уст­ройство самой семьи, и самоопределение человека, и объяснение «скрытой теплоты» патриотизма, и философские раз­мышления писателя.

Но мы обратимся к тем проблемам ге­роев романа, которые в первую очередь волнуют шестнадцатилетних. Каждый из них, хотя и обуреваем комплексами, тем не менее уверен в собственной уникаль­ности, а порой и превосходстве. Им по­нятен князь Андрей Болконский, одержи­мый идеей подвига, стремлением просла­виться, желанием сравниться в героизме и народном почитании с Наполеоном, кумиром многих не только в веке XIX, но и в XX, так как подростки сами мечтают о чём-то подобном, пусть и с поправкой на нынешние приоритеты. Толстой, гениальный педагог, приводит своего читателя к пониманию неприемлемости такого пути реализации личности. Ошибки князя Андрея, как и ошибки современных юношей, неизбежны: через многое нужно пройти человеку, чтобы стать мудрым. Сравним, к примеру, два эпизода, доказывающих нашу мысль.

Вот князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения... Он готов ради минуты славы пожертвовать всем, что у него есть, даже самыми дорогими для него людьми, в том числе и не родившимся ещё сыном: «...я всех их отдам сейчас за минуту сла­вы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей...» И как же тяжела расплата за подобную горды­ню! Но писатель даёт своему герою воз­можность понять опасность такого реше­ния, и в результате постоянной работы мысли Болконский придёт наконец к по­ниманию вечных истин, провозглашён­ных Пьером Безуховым на пароме: «Надо жить, надо любить, надо верить...» К со­жалению, это случится только на Боро­динском поле, когда смертельно раненный князь Андрей заплачет «нежными, любов­ными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».

Все любимые герои писателя пройдут через испытания, через нравственные муки, их жизненный путь не будет глад­ким, но ведь только выстраданное счас­тье оценивается высоко и бережно сохра­няется человеком.

Вот Пьер, молодой наследник милли­онного состояния. Сделало ли оно его счастливым? Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера, зная его с детства как доброго и умного юношу: «Столь молодому быть отягощённым та­ким огромным состоянием, – через сколько искушений надо будет пройти ему!» И неудачная женитьба (а разве сей­час все браки удачны?), и угрызения со­вести после дуэли с Долоховым, и увле­чение ложными истинами масонов... Чи­татель понимает, что, по мысли автора, едва человек научится думать, он должен воспитать себя сам. Так и Пьер в муках рождает себя – человека, живущего не бесцельно. Он научился видеть в людях их лучшие стороны и, «беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их». Это уме­ние необходимо и нашим сегодняшним школьникам, взрослеющим в очень не­простое, полное противоречий время.

Женские образы романа... Какой благодатный материал для воспитания! Для со­временной девушки, жаждущей любви и счастья, Наташа Ростова во многом стано­вится помощницей в выборе образца для подражания, ведь ей, как и героине Толсто­го, хочется, чтобы её любили, ею восхища­лись. А княжна Марья, с её некрасивостью, тяжёлой поступью, кажется поначалу жал­кой и несчастной. Не сразу разглядев сокро­вища её души, наши юные современницы, читая роман, постепенно понимают, что без той внутренней духовной работы, которая идёт в героине и должна происходить в каж­дом, любая девушка превратится в Элен.

Обращаясь вновь и вновь к тексту ро­мана «Война и мир», перечитывая знако­мые строки, постоянно открываешь для себя что-то новое, неизведанное, и хочет­ся поделиться со своими учениками бес­конечной мудростью великой книги.

Тот круг чтения, которому подросток оказы­вает предпочтение, имеет огромное значение для фор­мирования личности человека. Произведения Л. Н. Толстого по степени воспитательно­го влияния превосходят многие другие и практически все сегодняшние книги-од­нодневки, обладающие занимательнос­тью, но не трогающие душу и забываю­щиеся сразу, как только перелистывается последняя страница.

«Анна Каренина», «Воскресе­ние», драмы «Власть тьмы», «Плоды про­свещения», «Живой труп» – все эти про­изведения представляют богатейший ма­териал для формирования духовно-нрав­ственной позиции человека. Самостоя­тельно шестнадцатилетний ученик вряд ли сможет понять всю глубину писатель­ской мысли.

«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» часто многими сводится к афоризму о счастливых и несчастливых семьях. Но это не так. «Замковый камень» романа, на котором держится его идейно-художественное своеобразие, – это нрав­ственный закон. Именно следование ему или не следование определяют судьбу ге­роя. Анна Каренина не соблюдает нрав­ственного закона, она «изменяет» своему предназначению, отступая ради любви от своей роли хранительницы домашнего очага, обрекая на страдания близких лю­дей, в том числе и своего сына. Для Л. Н. Тол­стого это противоестественно. Вспомним Наташу, княжну Марью. Существует мне­ние, и оно неизменно вызывает интерес у юных, что писатель судьбой Анны хотел показать, что ожидало бы пушкинскую Татьяну, если бы она, будучи замужем, ответила на чувства Онегина. Толстой раз­деляет точку зрения А. С .Пушкина, высказан­ную устами Татьяны: «...я другому отдана; я буду век ему верна».

Не нужно обходить и пытаться сгла­дить идейно-мировоззренческие противо­речия Толстого, его нравственно-религи­озные искания: знание этой стороны лич­ности писателя будет способствовать раз­витию интереса к его творчеству. А опа­сения, что старшеклассники в силу свое­го возраста не смогут понять их суть, во­обще беспочвенны.

На школьников производит впечатле­ние, что знаменитый писатель всю свою жизнь проводил в поиске истинного пути, не останавливаясь на достигнутом, и по­стоянно занимался самосовершенствова­нием. Разве это не пример для подража­ния? Особенно ярко эти искания отрази­лись в произведениях позднего периода его творчества, в 80-е гг. XIX в. Труды, созданные в это время, связаны с пропагандиру­емым писателем-просветителем мораль­но-этическим учением. Л. Н. Толстой ут­верждал, что в деле общественного бла­госостояния исключительная роль при­надлежит религиозному воспитанию. В одном из поздних своих дневников он писал, что «нельзя быть добрым челове­ку, неправильно живущему». Этическое требование писателя этого периода мож­но сформулировать следующим образом: чтобы сказать всю правду, надо говорить прямо и договаривать всё до конца. Мно­гие страницы его поздней прозы и драма­тургии объясняются именно этим убежде­нием. Отсюда – «грубая правда» драмы «Власть тьмы», в которой идейно-мировоз­зренческие и просветительские позиции заявлены очень чётко: власть тьмы может быть побеждена только светом совести.

«Исповедь» – одна из самых глубоких и сильных книг Толстого, книга о смысле жизни и личной ответственности за её ус­тройство. Она начата в 1879 г., когда, пе­режив мучительный идейный и нрав­ственный кризис, писатель пришёл к но­вому пониманию смысла жизни – своей собственной и каждого человека вообще.

Л. Н. Толстой посмотрел на свою прошлую жизнь и на жизнь людей своего круга с высоты нового миросозерцания и не на­шёл в ней того смысла, какой он теперь придавал всякому человеческому суще­ствованию. Главная задача «Исповеди» – обличить свою прошлую жизнь, чтобы тем самым отвергнуть всё жизненное уст­ройство общества, к которому по рожде­нию и воспитанию принадлежал он сам.

Большое впечатление на чуткую душу подростка оказывает произведение этого периода, в полной мере раскрывающее мировоззрение Толстого, – повесть «Холстомер», строящаяся на контрастных сопо­ставлениях. Рассказывая историю лошади, погубленной людьми, писатель утвержда­ет: естественные сила и красота гибнут от искусственных понятий, выдуманных людьми. Авторскому суду подвергаются все те, кто живёт, нарушая заповеди Христа.

Постоянный интерес писателя к внут­реннему миру человека сопровождается показом полного переворота в сознании героя. Чтобы совершился этот переворот, нужна катастрофа. Она присутствует во всех поздних произведениях Л. Н. Толстого и определяет их композиционное построе­ние. Катастрофа служит тем толчком, от которого пробуждается человек. Процесс мучительной борьбы всегда завершается «просветлением». В центре внимания – душевная жизнь героя, осуждающего своё прошлое и взаимоотношения с людьми.

На этом принципе строится и драма «Власть тьмы», написанная специально для народа. Здесь катастрофу пережива­ет Никита, совершивший преступление, но покаявшийся перед людьми и тем са­мым обретший надежду на спасение. Власть тьмы, охватившая героев пьесы (Матрёну, Анисью, Никиту), будет по­беждена светом совести. К её пробужде­нию взывает отец Никиты – старик Аким. Его нравственная позиция, выра­женная в словах и поступках, побеждает: сын кается перед людьми, собравшими­ся на свадьбу Акулины, и просит проще­ния. «Бог простит, дитятко родимое, – в восторге произносит Аким, обнимая сына. – Себя не пожалел. Он тебя пожа­леет. Бог-то. Бог-то! Он во!..»

Главное, чему учит Л. Н. Толстой наших со­временников в своём творчестве, – про­славление жизни и радостное её приятие. Он никогда не был певцом страдания, хотя изобразил сцены страданий во мно­гих своих произведениях. Он всегда учил состраданию как чувству, объединяющему людей. Братство всех народов, любовь, жалость друг к другу он противопоставлял эгоизму – личному, социальному, рели­гиозному, национальному.

По Толстому, человек обязан быть доб­рым, даже вопреки своей природе, так как только таким путём может осуществиться в жизни идея всеобщего братства.



ЛИТЕРАТУРА

Соловьёва С., Семёнов Ю. «Нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему» (к 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого) // Воспитание школьников. 2007. № 9. С. 11-14.








http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8#urlhash=7948349335530021656


Скачать

© 2016 5171 36

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!