КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
5 класса
Тема «Восстание Спартака»
2015
Технологическая карта урока.
1.Ф.И.О учителя: Цыганков Сергей Александрович
2.Класс: 5
3. Предмет: история
4. Тема урока: «Восстание Спартака».
Цели: Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме.
Задачи:
Образовательная – способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
Развивающая – развивать интерес к истории, мотивацию к учению;
Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;
Здоровье сберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование:
Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванин Э.В. История Древнего мира: 5 класс. М.; Вентана-Граф, 2012.
компьютер,
презентация,
контурная карта «Восстание Спартака»
Цели урока направлены на достижение обучающимися:
1. Личностных результатов:
- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.
- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
2. Метапредметных результатов:
В области регулятивных УУД:
- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)
- осуществлять целеполагание
- планировать пути достижения цели
- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
- самостоятельно контролировать своё время
- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
В области познавательных УУД:
Общеучебные:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- владеть смысловым чтением
- реализовывать исследовательскую деятельность
- искать информацию
- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Логические:
- установливать причинно-следственные связи.
- анализировать
В области коммуникативных УУД:
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В области личностных УУД:
- осуществлять нравственно-этическое оценивание
3. Предметных результатов:
- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.
Тип урока – изучение нового материала
Педагогическая деятельность была построена на методах:
по источнику знаний:
- словесные (объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация презентации);
- практические (работа с картой, работа с историческими документами)
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний:
- восприятие нового материала;
по характеру движения мысли:
- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:
- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).
- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).
- социальные (работа в группах).
На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая,
С целью здоровье сбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.
Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.
Домашнее задание носит творческий характер.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент Цель: -содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте ребята! Я очень рад вас видеть сегодня на уроке. Мы с вами вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму и узнаем об одном из самых значимых событий в истории этого Великого государства Древности. | Приветствуют учителя. | Личностные УУД: Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему) |
2. Актуализация знаний. Цели: -установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; -устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН. | - социальный (работа в группах). - словесный (беседа); | Проблемное задание. Давайте определимся с темой урока. Для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чём говорится в тексте? «Свобода! Свобода! Богиня богинь! Когда нападут легионы врагов, В мечи превратишь ты оковы рабов! И в странах позора, где царствует гнёт, Пусть самый ленивый оружье возьмёт. Свобода! Свобода! Богиня богинь!» Организует работу обучающихся в группах. А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме. Мы будем работать в группах. Каждой группе даётся задание, которое она должна выполнить за 3 минуты. Я могу спросить любого из группы и по его ответу будет оценена вся группа. Задание 1 группе: источники рабства. Задание 2 группе: применение труда рабов. Задание 3 группе: Отношение к рабам. Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме. Проблемный вопрос: подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам? Итак, тема нашего урока: «Восстание Спартака». | Высказывают свои предположения (О борьбе рабов за свободу) Работа в группах. 1 группа: 1. завоевания 2. дети рабов 3. ограбление провинций 2 группа: 1. в с/х: на виллах рабовладельцев 2. прислуга в доме рабовладельца 3. рабы-гладиаторы 3 группа: 1. работа от зари до зари 2. кормили впроголодь 3. подвергали истязаниям. 4. не заботились о здоровье. Высказывают предположения: заговорам, неподчинению, восстаниям. Записывают в тетрадь тему урока. | Регулятивные УУД: Прогнозирование (предвидение будущих событий и развития процесса) Коммуникативные УУД: - организация учебного сотрудничества со сверстниками, определение функций участников, способов взаимодействия - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. Познавательные УУД: Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме Логические: установление причинно-следственных связей. |
3. Целеполагание. Цели: -подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока; -организовать составление совместного плана действий; | - дедуктивный (от общего к частному). - познавательный | Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока. Какова цель нашего урока? Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме. Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи: 1. Каковы причины восстания? 2. Ход восстания. 3. Итоги восстания. 4. Значение восстания. | Участвуют в постановке цели и задач урока. Высказывают предположения | Регулятивные УУД - осуществление целеполагания - планирование путей достижения цели. |
4. Открытие нового знания. Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала - содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) - обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | по источнику знаний: - словесные (объяснение, беседа); - наглядные (демонстрация презентации); - практические (работа с картой, работа с историческими документами) по характеру познавательной деятельности: - объяснительно – иллюстративный по принципу распределения знаний: - восприятие нового материала; по характеру движения мысли: - дедуктивный (от общего к частному). методы мотивации: - эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов). - познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт). - социальные (работа в группах). | 1.Определяет задачу для обучающихся и способы её решения. Причины восстания. Мы продолжаем работу в группах. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документ, определите причины восстания. Делаем схему «Фишбон». Начинаем с причин восстания. Физминутка 2. Определяет задачу для обучающихся и способы её решения. Ход восстания: Учитель: Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие. Просмотр видеофрагмента. Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их. Ваш помощник – карта в учебнике. 3.Ораганизует взаимопроверку. 4. Подводит итоги восстания: Как вы поняли из видеофрагмента, чем закончилось восстание? Вопрос к видеофрагменту? Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение? 4. Определяет значение восстания: Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам. | Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины восстания. Причины восстания: 1. недовольство рабов своим положением 2. насильное обучение военному делу 3. несправедливое отношение хозяина
Заполнение контурной карты после просмотра видеофрагмента
Проверка выполнения задания другой группы по вопросам к контурной карте. Отвечают на поставленный вопрос: Восстание закончилось поражением. Высказывают предположения 1. Неопытность воинов армии Спартака. 2. Отсутствие чёткого плана действий восставших. 3. Обман пиратов. | Познавательные УУД: Общеучебные: - владение смысловым чтением - реализация исследовательской деятельности - поиск информации - структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий Логические: - анализ - выделение причинно- следственных связей Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: - самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале - самостоятельный контроль своего времени |
5. Применение нового знания. Цели: -обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | - познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт). - социальные (работа в группах). | Организует работу с кроссвордом. | Заполняют кроссворд. | Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
6. Рефлексия Цели: - выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий; -выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся; -обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. | - эмоциональные (поощрение,). | Продолжение схемы «Фишбон». Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке. Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок. | Самооценка и взаимооценка деятельности групп на уроке. | Регулятивные УУД: саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами) |
7. Домашнее задание. Цель: -обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | | Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. Составить рассказ от имени участника восстания. | Записывают задание в дневник. | |
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=KwWgnd8Bd6g
Кроссворд
Раб, возглавивший одно из крупнейших восстаний рабов в Италии в I в. до н.э.
Вулкан, где восставшие рабы устроили лагерь.
Полководец, который «запер» Спартака с армией на юге Италии.
Люди, находящиеся в неволе и прислуживающие хозяевам.
Рабы-воины.
Горы, делящие Италию на Цизальпийскую и Трансподанску
Восстание рабов под руководством Спартака было самым крупным в Древнем мире
Заморские походы разоряли землевладельцев и ухудшалось положение рабов
Причины восстания Спартака
Свободного Спартака сделали рабом
Гражданские войны
Тяжелое положение рабов
1. Неопытность рабов в военном деле.
2.Обман пиратов
3. Отсутствие четкого плана
Гладиаторские бои
Отношение римлян к гладиатором было похоже на наше отношение к преступникам, это была смесь страха, ненависти и призрения
Разгром Спартака