Просмотр содержимого документа
«Восстановительные средства и мероприятия»
Восстановительные средства и мероприятия
Яценко Е.И., тренер-преподаватель
МКУ ДО «Петропавловская ДЮСШ
Петропавловского района Воронежской области»
Восстановление организма обучающегося - неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса. В целях более быстрого восстановления организма после нагрузок применяются различные средства и методы.
Под восстановлением следует понимать применение системы педагогических, психологических, медико-биологических средств, позволяющих занимающимся в группах начальной подготовки вернуться к уровню работоспособности, в той или иной степени утраченной после интенсивного тренировочного процесса, соревнований, травмы, болезни, перетренировки.
Для восстановления работоспособности обучающихся отделения настольного тенниса используется широкий круг средств и мероприятий (педагогических, психологических и медико-гигиенических) с учетом возраста, этапа подготовки, интенсивности тренировочных нагрузок и индивидуальных особенностей каждого спортсмена.
Разная продолжительность общего времени восстановления тех или иных функций определяет выделение различных уровней восстановления.
«Основной уровень» относится к суммарной нагрузке тренировочного микроцикла. В связи с этим планируется разгрузочные дни и дни отдыха.
«Текущий уровень» восстановления рассматривается в связи с тренировочной нагрузкой одного занятия или одного тренировочного дня.
«Оперативный уровень» восстановления предполагает срочную стимуляцию работоспособности непосредственно в процессе занятия или, в особенности, соревнования.
По характеру воздействия восстановительные процедуры подразделяются на глобальные (охватывающие практически весь организм), локальные (избирательно стимулирующие отдельные системы организма, звенья опорно-двигательного аппарата) и общетонизирующие (фоновые воздействия, способствующие общему восстановлению).
Система педагогических средств восстановления используется тренером-преподавателем постоянно в структуре круглогодичной подготовки.:
рациональное планирование тренировочной нагрузки в соответствии с возрастом и квалификацией занимающихся, при котором предусматриваются переходные периоды, восстановительные микроциклы и разгрузочные дни;
планирование занятий с чередованием видов упражнений, исключающим одностороннюю нагрузку на организм;
применение упражнений на расслабление, восстановление дыхания между упражнениями и в заключительной части занятия.
К этому добавляются психоэмоциональные методы регуляции состояния, приемы аутогенной тренировки, а также использование игрового метода, что очень важно в занятиях с детьми и подростками.
Медико-биологическая система восстановления предполагает использование комплекса физических и физиотерапевтических средств восстановления, фармакологических препаратов (не противоречащих требованиям антидопингового контроля), рациональное питание (включающее продукты и препараты повышенной биологической ценности), а также реабилитацию-восстановление здоровья и должного уровня тренированности после заболеваний, травм.
На этапе начальной подготовки при планировании занятий на каждый день недели достаточно обговорить с родителями общей режим занятий в школе, дать рекомендации по организации питания, отдыха.