Возможности ЭФУ на уроках русского языка и литературы Л.В. Бугрова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г. Химки
Содержание
- Электронный учебник – новая образовательная реальность. Какие новые возможности электронного учебника позволяют говорить о повышении его педагогического потенциала?
- Отличия и преимущества ЭФУ по сравнению с традиционными учебниками.
- Приёмы эффективного обучения с помощью ЭФУ в системе учебных задач работы с текстом в основной и старшей школе на уроках русского языка
- Каковы дидактические ресурсы ЭФУ для работы с текстом? Какие группы учебно-практических задач решает использование электронного учебника на разных этапах урока? Особенности применения ЭФУ на уроках литературы.
Как привлечь электронные ресурсы на службу пониманию ?
Обновление образования
Интеграция новых информационных и традиционных образовательных технологий
Мотивация к процессу обучения
Использование ЭФУ
Интерактивность
Создание условий для творческого самовыражения
Индивидуализация
Направленность на самообучение
Увлекательная динамическая форма представления материала
Оптимизация учебного пространства урока
Проблемы, которые решает использование ЭФУ в учебном процессе
- Как повысить интерес к изучаемому предмету в целом?
- Как научить школьника самостоятельно ставить учебные задачи и оценивать свои достижения?
- Как научить работать с текстом – развить ключевую компетенцию школьника?
- Как учитывать индивидуальные особенности школьника ?
- Как технические возможности поставить на службу понимания и эстетического переживания?
- Как сократить время для выполнения учебных заданий и высвободить временной ресурс для эффективных методов работы на уроке?
ЭФУ – инструменты новой школы. Особенности ЭФУ
- Расширяют и дополняют содержание учебника, находятся в системной связи с изучаемым материалом
- Содержат:
- мультимедийные ресурсы
- средства организации практической деятельности, самостоятельной работы, контроля и самоконтроля
- гиперссылки
- Предоставляют возможность создания заметок и закладок для работы с текстом
- Отличаются удобной навигацией
- Имеют опцию «Поиск по тексту»
Электронная форма учебника: особенности применения
Трудности применения ЭФУ: попытка работать с электронным учебником как с печатным средством
Возможности ЭФУ для организации работы с текстом
Поиск по тексту
Заметки, закладки
- Поиск и обработка информации; работа с текстами разной стилевой, жанровой направленности
- Организация творческой деятельности, подготовка проектных, исследовательских работ
- Возможность использования новых приёмов работы, новых технологий
Учебно-практические задачи на основе работы с текстом с помощью ЭФУ
Организация групповой работы
с использованием новых инструментов:
поиск по тексту, заметки
Вопрос:
Как понять смысл высказывания?
1. Как связаны родной язык и народ: сформулируйте собственное высказывание
Объясните, сравнивая значения слов родной (язык) и народ в контексте. Дополните ряды однокоренных слов
(1 группа)
2. Растолкуйте лексическое значение слова одухотворяется , используя однокоренные слова. Дополните ряды однокоренных слов . На основе данного высказывания создайте другую метафору, ответив на вопрос: Что такое язык?
(2 группа)
Функция выделения однокоренных слов
Учебник М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Русский язык. 9 класс. Дрофа.
Учебно-практические задачи на основе работы с текстом с помощью ЭФУ
Работа 1 группы
Работа 2 группы
Народ-родина –народный (дух) – воздух - родной природа- родное (слово) - рождение (т.е. жизнь )
Одухотворяется (дух) – воздух – духовной (жизни)- душа (т.е. жизнь )
Язык – это жизнь народа, его душа,
способ существования человека
Заметки: комментарий
Организация проектной деятельности
Учебно-практические задачи на основе работы с текстом с помощью ЭФУ
Задания
- Чем различаются выделенные слова и что общего в их значении?
- Составьте словарик сочетаемости слов с корнем –дух- и -душ-, используя функцию поиска. Сравните, что объединяет эти ряды однокоренных слов и чем они различаются?
- Нарисуйте ценностную иерархию значений этих слов.
- Оформите свои наблюдения в виде мини-статьи
Использование новых инструментов:
поиск по тексту, заметки
Организация групповой, индивидуальной или парной работы
Учебно- практические задачи на основе работы с текстом с помощью ЭФУ
Работа 2 группы: анализ языкового материала
Работа 1группы: анализ языкового материала
Душа
Воздушных
Душеврачевание
Добродушно
Душистая
Душно
Развиваем чувство языка, обогащаем речь, расширяем кругозор,
актуализируем личностные смыслы
Тренировочные задания разного типа: работа над произношением и интонацией
Нормативное
произношение
Работа над интонацией
Тренировочные задания разного типа: анализ текста, подготовка к изложению
Тесты. Ответы на вопросы являются итогом
глубокого, вдумчивого анализа текста
Варьирование контроля и самоконтроля Возможность оперативной проверки и самопроверки
Формирование прочных орфографических
умений и навыков
Индивидуализация обучения
- Учёт индивидуальных особенностей восприятия, что обеспечивается разнообразием электронных образовательных ресурсов
- Возможность в режиме реального времени оценивать достижения учащихся
- Возможность работы с сервисом заметок и закладок, что помогает организовать различные формы работы на уроке
- Построение индивидуального образовательного маршрута
Использование ЭФУ на уроках русского языка и литературы: как современные технологии поставить на службу понимания
Снижение рефлексивного, обдумывающего понимания
Активизация внимания
Использование ЭФУ
Опасность подмены слова внешними красками
Наглядность, красочность
Новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования
Как повысить интерес к изучаемому предмету в целом?
Взаимодействие текстового и внетекстового пространства
Эмоциональный настрой учащихся;
эмоционально-образное «погружение» в культурно-исторический контекст эпохи, в художественный мир произведения;
место для вопроса, ситуационной задачи;
художественное воздействие средствами разных искусств
Слайд-шоу
Чтение художественного текста, дополненное видеорядом
Учебник «Литература. 5 класс». Автор-составитель
Т.Ф. Курдюмова.
Ч.2. С.144
33
17
Какие возможности предоставляет ЭФУ учителю для формирования творческой активности обучаемого?
- ЭФУ – новые методы работы с художественным текстом за счёт использования опции «Поиск по тексту. Мотивный анализ: специфика использования в ЭФУ
- ЭФУ – ресурс для создания ситуационных задач, реализующих стратегию проблемного обучения
- Новые возможности организации творческой деятельности и учебных исследований
Организация учебных исследований
Использование опции Поиск по тексту для мотивного анализа
Учебник «Литература. 5 класс». Т.Ф. Курдюмова. Ч.1.
Организация творческой деятельности и учебных исследований
Как устроена загадка
17
Ситуационная задача
О ком могли быть сказаны эти слова?
В его творческом воображении возникали неясные очертания предметов, которые то тревожно «тонули» в едва различимом пространстве, то неожиданно всплывали, мерцали, переливались загадочными световыми бликами.
В его творческом воображении возникали неясные очертания предметов, которые то тревожно «тонули» в едва различимом пространстве, то неожиданно всплывали, мерцали, переливались загадочными световыми бликами.
Ситуационная задача
В его творческом воображении возникали неясные очертания предметов, которые то тревожно «тонули» в едва различимом пространстве, то неожиданно всплывали, мерцали, переливались загадочными световыми бликами.
Почему слова, сказанные о творческой манере художника, оказались применимы к творчеству Бальмонта?
За счёт чего создаётся «мерцание» слов?
Эффективность ЭФУ
- Новые ресурсы для работы с текстом: быстрый поиск нужной информации, заметки, закладки, настройки
- Интерактивность, оперативная связь с учеником, возможность быстро проверить знания по определённой теме, учитывая при этом индивидуальные особенности школьника
- Моделирование урока с использованием новейших, в том числе мультимедийных технологий, развитие творческого потенциала школьника
- Организация самостоятельной, групповой, индивидуальной работы; организация творческой деятельности
- Учёт индивидуальных особенностей школьника
- Экономия времени
Какие новые возможности электронного учебника позволяют говорить о повышении его педагогического потенциала?
Оптимизация учебного пространства урока с помощью ЭУ
17
Список литературы и Интернет-ресурсов
- Приемы педагогической техники. Е.С. Полат. Метод проектов. История и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «Академия», 2010
- На путях к новой школе.- №3, 2016 (По материалам Всероссийской научно-практической конференции «развитие мотивации к изучению русского языка» (опыт передовых педагогических практик)». Санкт-Петербург, 2016
- https://шцв.рф/электронные-учебники