СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности ЭФУ на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Возможности ЭФУ на уроках русского языка и литературы». (04. 04. 2018).

На вебинаре рассмотрены новые дидактические инструменты для организации поисковой и творческой деятельности обучающихся, предложены варианты использования ЭФУ в учебном процессе на уроках русского языка и литературы.

Автор: Бугрова Лариса Васильевна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории; разработчик программ повышения квалификации педагогов по педагогическим технологиям достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами различных УМК по русскому языку.

***

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

Просмотр содержимого документа
«Возможности ЭФУ на уроках русского языка и литературы»

Возможности ЭФУ  на уроках русского языка  и литературы    Л.В. Бугрова, учитель русского языка  и литературы МБОУ СОШ № 5 г. Химки

Возможности ЭФУ на уроках русского языка и литературы Л.В. Бугрова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г. Химки

Содержание Электронный учебник – новая образовательная реальность. Какие новые возможности электронного учебника позволяют говорить о повышении его педагогического потенциала? Отличия и преимущества ЭФУ по сравнению с традиционными учебниками. Приёмы эффективного обучения с помощью ЭФУ в системе учебных задач работы с текстом в основной и старшей школе на уроках русского языка Каковы дидактические ресурсы ЭФУ для работы с текстом? Какие группы учебно-практических задач решает использование электронного учебника на разных этапах урока? Особенности применения ЭФУ на уроках литературы. Как привлечь электронные ресурсы на службу пониманию ?

Содержание

  • Электронный учебник – новая образовательная реальность. Какие новые возможности электронного учебника позволяют говорить о повышении его педагогического потенциала?
  • Отличия и преимущества ЭФУ по сравнению с традиционными учебниками.
  • Приёмы эффективного обучения с помощью ЭФУ в системе учебных задач работы с текстом в основной и старшей школе на уроках русского языка
  • Каковы дидактические ресурсы ЭФУ для работы с текстом? Какие группы учебно-практических задач решает использование электронного учебника на разных этапах урока? Особенности применения ЭФУ на уроках литературы.

Как привлечь электронные ресурсы на службу пониманию ?

 Обновление образования Интеграция новых информационных и традиционных образовательных технологий  Мотивация к процессу обучения  Использование ЭФУ Интерактивность Создание условий для творческого самовыражения Индивидуализация Направленность на самообучение Увлекательная динамическая форма представления материала Оптимизация учебного пространства урока

Обновление образования

Интеграция новых информационных и традиционных образовательных технологий

Мотивация к процессу обучения

Использование ЭФУ

Интерактивность

Создание условий для творческого самовыражения

Индивидуализация

Направленность на самообучение

Увлекательная динамическая форма представления материала

Оптимизация учебного пространства урока

Проблемы, которые решает использование ЭФУ в учебном процессе Как повысить интерес к изучаемому предмету в целом? Как научить школьника самостоятельно ставить учебные задачи и оценивать свои достижения? Как научить работать с текстом – развить ключевую компетенцию школьника? Как учитывать индивидуальные особенности школьника ? Как технические возможности поставить на службу понимания и эстетического переживания? Как сократить время для выполнения учебных заданий и высвободить временной ресурс для эффективных методов работы на уроке?

Проблемы, которые решает использование ЭФУ в учебном процессе

  • Как повысить интерес к изучаемому предмету в целом?
  • Как научить школьника самостоятельно ставить учебные задачи и оценивать свои достижения?
  • Как научить работать с текстом – развить ключевую компетенцию школьника?
  • Как учитывать индивидуальные особенности школьника ?
  • Как технические возможности поставить на службу понимания и эстетического переживания?
  • Как сократить время для выполнения учебных заданий и высвободить временной ресурс для эффективных методов работы на уроке?
ЭФУ – инструменты новой школы. Особенности ЭФУ Расширяют и дополняют содержание учебника, находятся в системной связи с изучаемым материалом Содержат:  мультимедийные ресурсы средства организации практической деятельности, самостоятельной работы, контроля и самоконтроля гиперссылки Предоставляют возможность создания заметок и закладок для работы с текстом Отличаются удобной навигацией Имеют опцию «Поиск по тексту»

ЭФУ – инструменты новой школы. Особенности ЭФУ

  • Расширяют и дополняют содержание учебника, находятся в системной связи с изучаемым материалом
  • Содержат:
  • мультимедийные ресурсы
  • средства организации практической деятельности, самостоятельной работы, контроля и самоконтроля
  • гиперссылки
  • Предоставляют возможность создания заметок и закладок для работы с текстом
  • Отличаются удобной навигацией
  • Имеют опцию «Поиск по тексту»
Электронная форма учебника: особенности применения Трудности применения ЭФУ: попытка работать с электронным учебником как с печатным средством

Электронная форма учебника: особенности применения

Трудности применения ЭФУ: попытка работать с электронным учебником как с печатным средством

Возможности ЭФУ для организации  работы с текстом         Поиск по тексту Заметки, закладки Поиск и обработка информации; работа с текстами разной стилевой, жанровой направленности Организация творческой деятельности, подготовка проектных, исследовательских работ Возможность использования новых приёмов работы, новых технологий

Возможности ЭФУ для организации работы с текстом

Поиск по тексту

Заметки, закладки

  • Поиск и обработка информации; работа с текстами разной стилевой, жанровой направленности
  • Организация творческой деятельности, подготовка проектных, исследовательских работ
  • Возможность использования новых приёмов работы, новых технологий
Учебно-практические задачи на основе  работы с текстом с помощью ЭФУ Организация групповой работы  с использованием новых инструментов:  поиск по тексту, заметки Вопрос: Как понять смысл высказывания? 1. Как связаны родной язык и народ: сформулируйте собственное высказывание Объясните, сравнивая значения слов родной (язык) и народ в контексте. Дополните ряды однокоренных слов (1 группа) 2. Растолкуйте лексическое значение слова одухотворяется , используя однокоренные слова. Дополните ряды однокоренных слов . На основе данного высказывания создайте другую метафору, ответив на вопрос: Что такое язык? (2 группа) Функция выделения однокоренных слов Учебник М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Русский язык. 9 класс. Дрофа.

Учебно-практические задачи на основе работы с текстом с помощью ЭФУ

Организация групповой работы

с использованием новых инструментов:

поиск по тексту, заметки

Вопрос:

Как понять смысл высказывания?

1. Как связаны родной язык и народ: сформулируйте собственное высказывание

Объясните, сравнивая значения слов родной (язык) и народ в контексте. Дополните ряды однокоренных слов

(1 группа)

2. Растолкуйте лексическое значение слова одухотворяется , используя однокоренные слова. Дополните ряды однокоренных слов . На основе данного высказывания создайте другую метафору, ответив на вопрос: Что такое язык?

(2 группа)

Функция выделения однокоренных слов

Учебник М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Русский язык. 9 класс. Дрофа.

Учебно-практические задачи на основе работы с текстом с помощью ЭФУ Работа 1 группы Работа 2 группы Народ-родина –народный (дух) – воздух - родной природа- родное (слово) - рождение (т.е. жизнь ) Одухотворяется (дух) – воздух – духовной (жизни)- душа (т.е. жизнь ) Язык – это жизнь народа, его душа,  способ существования человека Заметки: комментарий

Учебно-практические задачи на основе работы с текстом с помощью ЭФУ

Работа 1 группы

Работа 2 группы

Народ-родина –народный (дух) – воздух - родной природа- родное (слово) - рождение (т.е. жизнь )

Одухотворяется (дух) – воздух – духовной (жизни)- душа (т.е. жизнь )

Язык – это жизнь народа, его душа,

способ существования человека

Заметки: комментарий

Организация проектной деятельности Учебно-практические задачи на основе  работы с текстом с помощью ЭФУ Задания Чем различаются выделенные слова и что общего в их значении? Составьте словарик сочетаемости слов с корнем –дух- и -душ-, используя функцию поиска. Сравните, что объединяет эти ряды однокоренных слов и чем они различаются? Нарисуйте ценностную иерархию значений этих слов.  Оформите свои наблюдения в виде мини-статьи  Использование новых инструментов:  поиск по тексту, заметки Организация групповой, индивидуальной или парной работы

Организация проектной деятельности

Учебно-практические задачи на основе работы с текстом с помощью ЭФУ

Задания

  • Чем различаются выделенные слова и что общего в их значении?
  • Составьте словарик сочетаемости слов с корнем –дух- и -душ-, используя функцию поиска. Сравните, что объединяет эти ряды однокоренных слов и чем они различаются?
  • Нарисуйте ценностную иерархию значений этих слов.
  • Оформите свои наблюдения в виде мини-статьи

Использование новых инструментов:

поиск по тексту, заметки

Организация групповой, индивидуальной или парной работы

Учебно- практические задачи на основе  работы с текстом с помощью ЭФУ Работа 2 группы: анализ языкового материала Работа 1группы: анализ языкового материала  Душа Воздушных Душеврачевание Добродушно Душистая Душно Развиваем чувство языка, обогащаем речь, расширяем кругозор, актуализируем личностные смыслы

Учебно- практические задачи на основе работы с текстом с помощью ЭФУ

Работа 2 группы: анализ языкового материала

Работа 1группы: анализ языкового материала

Душа

Воздушных

Душеврачевание

Добродушно

Душистая

Душно

Развиваем чувство языка, обогащаем речь, расширяем кругозор,

актуализируем личностные смыслы

Тренировочные задания разного типа: работа над произношением и интонацией Нормативное произношение Работа над интонацией

Тренировочные задания разного типа: работа над произношением и интонацией

Нормативное

произношение

Работа над интонацией

Тренировочные задания разного типа: анализ текста, подготовка к изложению Тесты. Ответы на вопросы являются итогом глубокого, вдумчивого анализа текста

Тренировочные задания разного типа: анализ текста, подготовка к изложению

Тесты. Ответы на вопросы являются итогом

глубокого, вдумчивого анализа текста

Варьирование контроля и самоконтроля  Возможность оперативной проверки и самопроверки Формирование прочных орфографических умений и навыков

Варьирование контроля и самоконтроля Возможность оперативной проверки и самопроверки

Формирование прочных орфографических

умений и навыков

Индивидуализация обучения Учёт индивидуальных особенностей восприятия, что обеспечивается разнообразием электронных образовательных ресурсов Возможность в режиме реального времени оценивать достижения учащихся Возможность работы с сервисом заметок и закладок, что помогает организовать различные формы работы на уроке Построение индивидуального образовательного маршрута

Индивидуализация обучения

  • Учёт индивидуальных особенностей восприятия, что обеспечивается разнообразием электронных образовательных ресурсов
  • Возможность в режиме реального времени оценивать достижения учащихся
  • Возможность работы с сервисом заметок и закладок, что помогает организовать различные формы работы на уроке
  • Построение индивидуального образовательного маршрута
 Использование ЭФУ на уроках русского языка и литературы:  как современные технологии поставить на службу понимания Снижение рефлексивного, обдумывающего понимания  Активизация внимания  Использование ЭФУ Опасность подмены слова внешними красками Наглядность, красочность   Новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования

Использование ЭФУ на уроках русского языка и литературы: как современные технологии поставить на службу понимания

Снижение рефлексивного, обдумывающего понимания

Активизация внимания

Использование ЭФУ

Опасность подмены слова внешними красками

Наглядность, красочность

Новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования

Как повысить интерес к изучаемому предмету в целом? Взаимодействие текстового и внетекстового пространства  Эмоциональный настрой учащихся; эмоционально-образное «погружение» в культурно-исторический контекст эпохи, в художественный мир произведения; место для вопроса, ситуационной задачи; художественное воздействие средствами разных искусств Слайд-шоу Чтение художественного текста, дополненное видеорядом Учебник «Литература. 5 класс». Автор-составитель  Т.Ф. Курдюмова.  Ч.2. С.144 33 17

Как повысить интерес к изучаемому предмету в целом?

Взаимодействие текстового и внетекстового пространства

Эмоциональный настрой учащихся;

эмоционально-образное «погружение» в культурно-исторический контекст эпохи, в художественный мир произведения;

место для вопроса, ситуационной задачи;

художественное воздействие средствами разных искусств

Слайд-шоу

Чтение художественного текста, дополненное видеорядом

Учебник «Литература. 5 класс». Автор-составитель

Т.Ф. Курдюмова.

Ч.2. С.144

33

17

Какие возможности предоставляет ЭФУ учителю для формирования творческой активности обучаемого?   ЭФУ – новые методы работы с художественным текстом за счёт использования опции «Поиск по тексту. Мотивный анализ: специфика использования в ЭФУ ЭФУ – ресурс для создания ситуационных задач, реализующих стратегию проблемного обучения Новые возможности организации творческой деятельности и учебных исследований

Какие возможности предоставляет ЭФУ учителю для формирования творческой активности обучаемого?

  • ЭФУ – новые методы работы с художественным текстом за счёт использования опции «Поиск по тексту. Мотивный анализ: специфика использования в ЭФУ
  • ЭФУ – ресурс для создания ситуационных задач, реализующих стратегию проблемного обучения
  • Новые возможности организации творческой деятельности и учебных исследований
Организация учебных исследований Использование опции Поиск по тексту  для мотивного анализа Учебник «Литература. 5 класс». Т.Ф. Курдюмова. Ч.1.

Организация учебных исследований

Использование опции Поиск по тексту для мотивного анализа

Учебник «Литература. 5 класс». Т.Ф. Курдюмова. Ч.1.

 Организация творческой деятельности и учебных исследований   Как устроена загадка 17

Организация творческой деятельности и учебных исследований

Как устроена загадка

17

Ситуационная задача О ком могли быть сказаны эти слова? В его творческом воображении возникали неясные очертания предметов, которые то тревожно «тонули» в едва различимом пространстве, то неожиданно всплывали, мерцали, переливались загадочными световыми бликами. В его творческом воображении возникали неясные очертания предметов, которые то тревожно «тонули» в едва различимом пространстве, то неожиданно всплывали, мерцали, переливались загадочными световыми бликами.

Ситуационная задача

О ком могли быть сказаны эти слова?

В его творческом воображении возникали неясные очертания предметов, которые то тревожно «тонули» в едва различимом пространстве, то неожиданно всплывали, мерцали, переливались загадочными световыми бликами.

В его творческом воображении возникали неясные очертания предметов, которые то тревожно «тонули» в едва различимом пространстве, то неожиданно всплывали, мерцали, переливались загадочными световыми бликами.

Ситуационная задача В его творческом воображении возникали неясные очертания предметов, которые то тревожно «тонули» в едва различимом пространстве, то неожиданно всплывали, мерцали, переливались загадочными световыми бликами. Почему слова, сказанные о творческой манере художника, оказались применимы к творчеству Бальмонта?  За счёт чего создаётся «мерцание» слов?

Ситуационная задача

В его творческом воображении возникали неясные очертания предметов, которые то тревожно «тонули» в едва различимом пространстве, то неожиданно всплывали, мерцали, переливались загадочными световыми бликами.

Почему слова, сказанные о творческой манере художника, оказались применимы к творчеству Бальмонта?

За счёт чего создаётся «мерцание» слов?

Эффективность ЭФУ Новые ресурсы для работы с текстом: быстрый поиск нужной информации, заметки, закладки, настройки Интерактивность,  оперативная связь с учеником, возможность быстро проверить знания по определённой теме, учитывая при этом индивидуальные особенности школьника Моделирование урока с использованием новейших, в том числе мультимедийных технологий, развитие творческого потенциала школьника Организация самостоятельной, групповой, индивидуальной работы; организация творческой деятельности Учёт индивидуальных особенностей школьника Экономия времени Какие новые возможности электронного учебника позволяют говорить о повышении его педагогического потенциала? Оптимизация учебного пространства урока с помощью ЭУ 17

Эффективность ЭФУ

  • Новые ресурсы для работы с текстом: быстрый поиск нужной информации, заметки, закладки, настройки
  • Интерактивность, оперативная связь с учеником, возможность быстро проверить знания по определённой теме, учитывая при этом индивидуальные особенности школьника
  • Моделирование урока с использованием новейших, в том числе мультимедийных технологий, развитие творческого потенциала школьника
  • Организация самостоятельной, групповой, индивидуальной работы; организация творческой деятельности
  • Учёт индивидуальных особенностей школьника
  • Экономия времени

Какие новые возможности электронного учебника позволяют говорить о повышении его педагогического потенциала?

Оптимизация учебного пространства урока с помощью ЭУ

17

Список литературы и Интернет-ресурсов Приемы педагогической техники. Е.С. Полат. Метод проектов. История и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «Академия», 2010 На путях к новой школе.- №3, 2016 (По материалам Всероссийской научно-практической конференции «развитие мотивации к изучению русского языка» (опыт передовых педагогических практик)». Санкт-Петербург, 2016 https://шцв.рф/электронные-учебники

Список литературы и Интернет-ресурсов

  • Приемы педагогической техники. Е.С. Полат. Метод проектов. История и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «Академия», 2010
  • На путях к новой школе.- №3, 2016 (По материалам Всероссийской научно-практической конференции «развитие мотивации к изучению русского языка» (опыт передовых педагогических практик)». Санкт-Петербург, 2016
  • https://шцв.рф/электронные-учебники


Скачать

© 2018 491 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!