СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности внеклассной работы в формировании коллектива класса интегрированного обучения и воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная информация подготовлена для выступления на районном методическом объединении учителей - дефектологов. Тесно сотрудничаю с классным руководителем класса интегрированного обучения и воспитания , совместно готовим детей к участию в классных и школьных мероприятиях. Формы внеклассной работы использую также в своей работе для  развития творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью.

Просмотр содержимого документа
«Возможности внеклассной работы в формировании коллектива класса интегрированного обучения и воспитания»










Возможности внеклассной работы

в формировании коллектива

класса интегрированного обучения

и воспитания























2019

Внеклассная работа является важнейшим элементом современного образования. Именно она позволяет выйти за рамки школьной программы и открыть учащимся новое и необычное, проявив при этом творческий потенциал и педагогические навыки. Особенно важна она и в работе классного руководителя интегрированного обучения и воспитания, где обучаются и воспитываются дети с особенностями психофизического развития:

- Во-первых, разнообразная внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

- Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

- В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в жизни класса или школы. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

- В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся житъ в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, «трудных в адаптации» детей интегрированных классов меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной воспитательной работы в классе интегрированного обучения и воспитания проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной Я-концепции, которая характеризуется :

а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей;

б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости.

Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями.

5. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Пути формирования коллектива класса интегрированного обучения и воспитания:

  • Ученический коллектив создается, растет и крепнет в процессе разнообразной совместной деятельности учащихся. Эта деятельность делает жизнь коллектива содержательной и интересной и служит источником коллективных интересов и коллективных переживаний, источником накопления морального опыта. Где нет совместной деятельности, там нет базы, необходимых условий для сплочения коллектива и для морального совершенствования учащихся.

  • Сплочению коллектива содействует выполнение учащимися различных общественных поручений. Многие из них связаны с обслуживанием нужд классного коллектива. Классный руководитель стремится к тому, чтобы основные вопросы, связанные с общественной деятельностью школьников, решали сами учащиеся. Сплочению коллектива способствует рациональная организация учебной деятельности школьников. Успехи и отставания отдельного ученика в дружном классе рассматриваются не только как личное, но и как общественное дело.

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий.

1. Существуют классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога, существуют современные формы внеклассной работы, которые создаются по инициативе самого классного руководителя. Такими формами являются игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры и т.д.

2. По числу участников формы могут быть:

· индивидуальные (воспитатель - воспитанник);

· групповые (воспитатель - группа детей);

· массовые (воспитатель - несколько групп, классов).

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка с особенностями психофизического развития полезнее нескольких коллективных дел.

К групповым формам работы можно отнести творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача - с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.

К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся, прежде всего, различные конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др.

Наиболее эффективными формами внеклассной работы классов интегрированного обучения и воспитания являются:

  • Классный час - это форма организации коллективной жизни. Это час духовного общения классного руководителя с учащимися своего класса. Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития ребенка, подростка, юноши, их интересами, стремлениями. Мы выделяем классный час и как час коррекции поведения ребенка.

  • КВН (клуб веселых и находчивых) - это соревнование двух или нескольких одновозрастных команд. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники - болельщики. Дети с особенностями в развитии могут выступать как участниками, так и болельщиками. Для детей - болельщиков класса интегрированного обучения и воспитания можно организовать специальные конкурсы, тем самым они могут принести дополнительные баллы своим командам. Тематика и содержание конкурсов может быть самой разнообразной. По предметной подготовке: литературный, математический, исторический, экономический и др. или комплексного характера, из разных областей знаний.

  • Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы, например: музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательного характера в виде конкурса частушечников, пародистов и др.

  • Клубы (занятия) по интересам - объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру и др. интересы. Члены объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки.

  • Вечера - вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Организуется чаще для старшеклассников. Могут быть: литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора и др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включать яркое выступление, музыкальную пьесу, танцевальный номер.

  • Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний.

  • Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или классного характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя 2 части:

· торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;

· концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.

  • Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников. Тематика экскурсий возможна на разнообразные темы.

  • Игра - соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: дидактическая, ролевая, деловая и др.

Таким образом, существует большое количество форм внеклассной работы, классифицировать которые сложно. У классного руководителя в классе интегрированного обучения и воспитания есть возможность выбора различных форм внеклассной работы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!