Просмотр содержимого документа
«Введение в экономику»
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
Глава 1. Принципы экономики
6. Из истории экономики и экономической науки
Первоначально слово «экономика» (от греческого oikonomia - управление хозяйством) означало «искусство ведения домашнего хозяйства»
- Оно имеет по крайней мере 3 главных ценности:
- 1-ое значение: экономика – это совокупность взаимоотношений, связанных со всей домашней работой жителей нашей планеты (экономика рыночная и административно-командная, обычная и смешанная).
- 2-ое значение: экономика – данное хозяйство конкретного отдельного района, державы, категории государств, всего мира.
- 3-е значение: экономика - это научная дисциплина, которая исследует некоторую область хозяйственной жизни сообщества.
В более едином виде определение экономики звучит так:
- Экономика – это хоть какой вид деятельности жителей нашей планеты, имеющий отношение к делам связанным с обеспечением материальных критерий для их жизнедеятельности.
Понятие экономики следует учитывать во взаимосвязанных качествах:
- экономика как публичные отношения,
- экономика как наука,
- экономика как система.
- Термин экономики, как публичных взаимоотношений, охарактеризовывает этническое хозяйство державы, категории государств либо фирмы зависимо от рассматриваемых значений экономики.
- Термин экономики, как публичной науки, охарактеризовывает категорию научных дисциплин, изучающих законы ведения хозяйства (финансовые науки: менеджмент, деньги , бухгалтерский учет, аудит ).
- Термин экономики, как системы, охарактеризовывает взаимозависимую и однородную категорию сфер и секторов экономики (экономика индустрии, экономика автотранспорта и взаимосвязи, экономика торговли).
СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИКА
- Микроэкономика ( microeconomics ) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения домохозяйств, предприятий и частично государства как потребителей и производителей, а также функционирование рынков товаров, услуг и факторов производства
- Макроэкономика ( macroeconomics ) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения всех экономических агентов вместе, и прежде всего государства, его внутриэкономическую и внешнеэкономическую политику.
ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ
- Позитивная экономика ( positive economics ) — совокупность систематических знаний об экономической реальности, относящихся к тому, что есть.
- Нормативная экономика ( normative экономика) — рекомендации, как изменить экономическую реальность, совокупность знаний от том, что должно быть.
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИКЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
- Рациональный максимизатор, принимает оптимальные решения
- Стремится достичь максимальной полезности в потреблении и максимальной прибыли в производстве
- Главный мотив деятельности — собственная выгода
- Обладает всей информацией
- Свободен в своем выборе
- Вмешательство государства ограничивает свободу деятельности человека
ЭТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
- Мотивы человека — стремление к увеличению материальных благ, а также милосердие, традиции, привычки
- Предметом экономики является народ — национально и исторически определенное, объединенное государством целое
- Люди — прежде всего члены общества и имеют индивидуальные и коллективные интересы
- Для обеспечения удовлетворения коллективных интересов необходимо государство
СОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
- Наряду с материальными мотивами важную роль в экономической деятельности человека играют духовные мотивы
- Главная потребность человека — свобода самовыражения
- В труде человеку важн ы материальный результат, его престижность, сложность, возможность общения с другими людьми
- У человека должны быть возможности нетрудовой деятельности, отдыха, воспитания детей, получения образования
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
- Классицизм
- Маржинализм
- Институционализм
- Кейнсианство
- Монетаризм
ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
- C 1776 до 1870 г. Акцент на человека и его экономический субъективизм.
- С середины 1870-х гг. до 1936 г. Акцент на изучение полезности и поведения потребителя.
- С 1936 г. до середины 1970-х гг. Акцент на анализ экономики страны в целом.
- С середины 1970-х гг. до настоящего времени. Акцент на прикладную экономику.
ЭКОНОМИСТ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Адам Смит (1723 — 1790) , британский философ и экономист, автор “Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) — первого труда по основам экономической науки.
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Основные идеи:
- стоимость создается трудом;
- экономические агенты максимизируют прибыль путем минимизации издержек;
- конкуренция и рынок совершенны;
- цены неуклонно приводят спрос и предложение в равновесие;
- государственное вмешательство в экономику с целью ее регулирования нежелательно;
- оптимальный уровень производства находится на уровне полной занятости и полного использования производственных мощностей;
- деньги экономически нейтральны;
- безработица — следствие слишком высокой реальной зарплаты.
МАРЖИНАЛИСТ
Леон Вальрас (1815 — 1910) , швейцарский экономист, создал модель общего равновесия в экономике. Один из первых маржиналистов.
Автор книги “Элементы чистой экономики” (1874).
МАРЖИНАЛИЗМ
(от франц. marginal — предельный) — школа экономической мысли, объясняющая экономические процессы исходя из предельных, приростных величин. Основные идеи:
- меновая стоимость блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага (предельной полезностью),
- экономические агенты действуют индивидуально, рационально и максимизируют полезность.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
Основные идеи :
- государство должно контролировать экономику;
- экономический рост зависит от системы собственности, политических, правовых, институциональных и социальных ограничений;
- главными агентами экономического процесса являются люди, а не фирмы или правительства;
- поведение индивидов может быть иррациональным;
- сильное влияние на экономику оказывает уровень развитости государственных и частных институтов, в особенности институтов управления.
ОСНОВАТЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИКИ
Джон Мэйнард Кейнс (1883—1946), английский экономист, заложивш и й основы макроэкономики.
Автор книги "Общая теория занятости, процента и денег" (1936).
КЕЙНСИАНСТВО
Основные идеи:
- рыночная экономика — неустойчивая и несовершенная система;
- цены не могут сбалансировать спрос и предложение;
- зарплаты негибки и факторы производства используются не полностью;
- государство должно активно вмешиваться в экономику;
- скорость обращения денег непостоянна и непредсказуема;
- будущее поведение экономических объектов зависит от их ожиданий;
- безработица — следствие недостаточной емкости рынков товаров.
МОНЕТАРИЗМ
Основные идеи:
- рыночная экономика обладает внутренней устойчивостью;
- неустойчивость возникает из-за государственного вмешательства;
- скорость обращения денег относительно постоянна;
- экономику можно стимулировать через прямое регулирование объема денежной массы;
- инфляция является денежным феноменом и зависит от темпов роста денежной массы.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СЕГОДНЯ
- Главное течение ( mainstream ) — доминирующее направление экономической мысли, основанное преимущественно на неоклассической школе.
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
- С 1776 до 1870 г. Реакция на смитсонианство — комплексный подход к экономике.
- С середины 1870-х до 1930-х гг. Реакция на маржинализм — определение предмета и метода экономики.
- С конца 1930-х гг. до начала 1990-х гг. Попытки создать теорию плановой экономики.
- С начала 1990-х гг. по настоящее время. Разработка теории переходного периода и восстановление рыночной экономики.
КАЧЕСТВА ЭКОНОМИСТА
- Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное.
- Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя предвидения будущего.
- Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания.
- Он должен быть одновременно целеустремлен и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель.
Дж. Кейнс
КАЧЕСТВА ЭКОНОМИСТА
Экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей.
- Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице.
- Он должен — в известной мере — одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом.
- Он должен понимать язык знаков, символов и уметь выражать свои понятия и концепции словами.
Дж. Кейнс
Источник: Институт Экономическая школа, http://www.gallery.economicus.ru
ВЫВОДЫ
На разных этапах истории в мировой экономической мысли преобладали
- идеи экономического человека,
- п редельной полезности товара,
- необходимости государственного регулирования экономики в целом,
- решения прикладных экономических задач.
ВЫВОДЫ
История российской экономической науки характеризуется:
- системным подходом,
- комплексным исследованием роли государства, этических, духовных и иных факторов,
- разработкой аграрного вопроса,
- в последние годы — экономики переходного периода.
ВЫВОДЫ
- Наибольшее влияние имеют четыре экономические школы — классическая, кейнсианская, монетаристская и институциональная.
- Черты этих и ряда других школ можно найти в экономической политике любой страны.
- Условно экономика делится на микроэкономику и макроэкономику, а также множество специальных экономических дисциплин.
- В экономике используются позитивные и нормативные суждения.