СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в экономику

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Введение в экономику»

 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Глава 1. Принципы экономики 6. Из истории экономики и экономической науки Первоначально слово «экономика» (от греческого oikonomia - управление хозяйством)  означало «искусство ведения домашнего хозяйства»

Глава 1. Принципы экономики

6. Из истории экономики и экономической науки

Первоначально слово «экономика» (от греческого oikonomia - управление хозяйством) означало «искусство ведения домашнего хозяйства»

Оно имеет по крайней мере 3 главных ценности: 1-ое значение:  экономика – это совокупность взаимоотношений, связанных со всей домашней работой жителей нашей планеты (экономика рыночная и административно-командная, обычная и смешанная). 2-ое значение:  экономика – данное хозяйство конкретного отдельного района, державы, категории государств, всего мира. 3-е значение:  экономика - это научная дисциплина, которая исследует некоторую область хозяйственной жизни сообщества.
  • Оно имеет по крайней мере 3 главных ценности:
  • 1-ое значение:  экономика – это совокупность взаимоотношений, связанных со всей домашней работой жителей нашей планеты (экономика рыночная и административно-командная, обычная и смешанная).
  • 2-ое значение:  экономика – данное хозяйство конкретного отдельного района, державы, категории государств, всего мира.
  • 3-е значение:  экономика - это научная дисциплина, которая исследует некоторую область хозяйственной жизни сообщества.

В более едином виде определение экономики звучит так: Экономика  – это хоть какой вид деятельности жителей нашей планеты, имеющий отношение к делам связанным с обеспечением материальных критерий для их жизнедеятельности.

В более едином виде определение экономики звучит так:

  • Экономика  – это хоть какой вид деятельности жителей нашей планеты, имеющий отношение к делам связанным с обеспечением материальных критерий для их жизнедеятельности.

Понятие экономики следует учитывать во взаимосвязанных качествах: экономика как публичные отношения,   экономика как наука,   экономика как система. Термин экономики, как публичных взаимоотношений, охарактеризовывает этническое хозяйство державы, категории государств либо фирмы зависимо от рассматриваемых значений экономики.

Понятие экономики следует учитывать во взаимосвязанных качествах:

  • экономика как публичные отношения,
  •   экономика как наука,
  •   экономика как система.
  • Термин экономики, как публичных взаимоотношений, охарактеризовывает этническое хозяйство державы, категории государств либо фирмы зависимо от рассматриваемых значений экономики.

Термин экономики, как публичной науки, охарактеризовывает категорию научных дисциплин, изучающих законы ведения хозяйства (финансовые науки: менеджмент,  деньги , бухгалтерский учет,  аудит ). Термин экономики, как системы, охарактеризовывает взаимозависимую и однородную категорию сфер и секторов экономики (экономика индустрии, экономика автотранспорта и взаимосвязи, экономика торговли).
  • Термин экономики, как публичной науки, охарактеризовывает категорию научных дисциплин, изучающих законы ведения хозяйства (финансовые науки: менеджмент,  деньги , бухгалтерский учет,  аудит ).
  • Термин экономики, как системы, охарактеризовывает взаимозависимую и однородную категорию сфер и секторов экономики (экономика индустрии, экономика автотранспорта и взаимосвязи, экономика торговли).

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИКА Микроэкономика ( microeconomics ) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения домохозяйств, предприятий и частично государства как потребителей и производителей, а также функционирование рынков товаров, услуг  и факторов производства Макроэкономика ( macroeconomics ) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения всех экономических агентов вместе, и прежде всего государства, его внутриэкономическую и внешнеэкономическую политику.

МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИКА

  • Микроэкономика ( microeconomics ) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения домохозяйств, предприятий и частично государства как потребителей и производителей, а также функционирование рынков товаров, услуг и факторов производства
  • Макроэкономика ( macroeconomics ) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения всех экономических агентов вместе, и прежде всего государства, его внутриэкономическую и внешнеэкономическую политику.
ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ  Позитивная экономика ( positive  economics ) — совокупность систематических знаний об экономической реальности, относящихся к тому, что есть. Нормативная экономика ( normative экономика) — рекомендации, как изменить экономическую реальность, совокупность знаний от том, что должно быть.

ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ

  • Позитивная экономика ( positive economics ) — совокупность систематических знаний об экономической реальности, относящихся к тому, что есть.
  • Нормативная экономика ( normative экономика) — рекомендации, как изменить экономическую реальность, совокупность знаний от том, что должно быть.
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА  В ЭКОНОМИКЕ Экономический человек Этический человек Социальный человек

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИКЕ

  • Экономический человек
  • Этический человек
  • Социальный человек
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК Рациональный максимизатор, принимает оптимальные решения Стремится достичь максимальной полезности в потреблении и максимальной прибыли в производстве Главный мотив деятельности — собственная выгода Обладает всей информацией Свободен в своем выборе Вмешательство государства ограничивает свободу деятельности человека

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

  • Рациональный максимизатор, принимает оптимальные решения
  • Стремится достичь максимальной полезности в потреблении и максимальной прибыли в производстве
  • Главный мотив деятельности — собственная выгода
  • Обладает всей информацией
  • Свободен в своем выборе
  • Вмешательство государства ограничивает свободу деятельности человека
ЭТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК Мотивы человека — стремление к увеличению материальных благ, а также милосердие, традиции, привычки Предметом экономики является народ — национально и исторически определенное, объединенное государством целое Люди — прежде всего члены общества и имеют индивидуальные и коллективные интересы Для обеспечения удовлетворения коллективных интересов необходимо государство

ЭТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

  • Мотивы человека — стремление к увеличению материальных благ, а также милосердие, традиции, привычки
  • Предметом экономики является народ — национально и исторически определенное, объединенное государством целое
  • Люди — прежде всего члены общества и имеют индивидуальные и коллективные интересы
  • Для обеспечения удовлетворения коллективных интересов необходимо государство
СОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК Наряду с материальными мотивами важную роль в экономической деятельности человека играют духовные мотивы Главная потребность человека — свобода самовыражения В труде человеку важн ы материальный результат, его престижность, сложность, возможность общения с другими людьми У человека должны быть возможности нетрудовой деятельности, отдыха, воспитания детей, получения образования

СОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

  • Наряду с материальными мотивами важную роль в экономической деятельности человека играют духовные мотивы
  • Главная потребность человека — свобода самовыражения
  • В труде человеку важн ы материальный результат, его престижность, сложность, возможность общения с другими людьми
  • У человека должны быть возможности нетрудовой деятельности, отдыха, воспитания детей, получения образования
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ Классицизм Маржинализм Институционализм Кейнсианство Монетаризм

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

  • Классицизм
  • Маржинализм
  • Институционализм
  • Кейнсианство
  • Монетаризм
ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ  C 1776 до 1870 г. Акцент на человека и его экономический субъективизм. С середины 1870-х гг. до 1936 г. Акцент на изучение полезности и поведения потребителя. С 1936 г. до середины 1970-х гг. Акцент на анализ экономики страны в целом. С середины 1970-х гг. до настоящего времени. Акцент на прикладную экономику.

ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

  • C 1776 до 1870 г. Акцент на человека и его экономический субъективизм.
  • С середины 1870-х гг. до 1936 г. Акцент на изучение полезности и поведения потребителя.
  • С 1936 г. до середины 1970-х гг. Акцент на анализ экономики страны в целом.
  • С середины 1970-х гг. до настоящего времени. Акцент на прикладную экономику.
ЭКОНОМИСТ  КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Адам Смит (1723 — 1790) , британский философ  и экономист, автор “Исследования  о природе и причинах богатства народов

ЭКОНОМИСТ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Адам Смит (1723 — 1790) , британский философ и экономист, автор “Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) — первого труда по основам экономической науки.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА Основные идеи: стоимость создается трудом; экономические агенты максимизируют прибыль путем минимизации издержек; конкуренция и рынок совершенны; цены неуклонно приводят спрос и предложение в равновесие; государственное вмешательство в экономику с целью ее регулирования нежелательно; оптимальный уровень производства находится на уровне полной занятости и полного использования производственных мощностей; деньги экономически нейтральны; безработица — следствие слишком высокой реальной зарплаты.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Основные идеи:

  • стоимость создается трудом;
  • экономические агенты максимизируют прибыль путем минимизации издержек;
  • конкуренция и рынок совершенны;
  • цены неуклонно приводят спрос и предложение в равновесие;
  • государственное вмешательство в экономику с целью ее регулирования нежелательно;
  • оптимальный уровень производства находится на уровне полной занятости и полного использования производственных мощностей;
  • деньги экономически нейтральны;
  • безработица — следствие слишком высокой реальной зарплаты.
МАРЖИНАЛИСТ Леон Вальрас  (1815 — 1910) ,  швейцарский экономист, создал модель общего равновесия в экономике. Один из первых маржиналистов.  Автор книги “Элементы чистой экономики” (1874).

МАРЖИНАЛИСТ

Леон Вальрас (1815 — 1910) , швейцарский экономист, создал модель общего равновесия в экономике. Один из первых маржиналистов.

Автор книги “Элементы чистой экономики” (1874).

МАРЖИНАЛИЗМ (от франц. marginal — предельный) — школа экономической мысли, объясняющая экономические процессы исходя из предельных, приростных величин. Основные идеи: меновая стоимость блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага (предельной полезностью), экономические агенты действуют индивидуально, рационально и максимизируют полезность.

МАРЖИНАЛИЗМ

(от франц. marginal — предельный) — школа экономической мысли, объясняющая экономические процессы исходя из предельных, приростных величин. Основные идеи:

  • меновая стоимость блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага (предельной полезностью),
  • экономические агенты действуют индивидуально, рационально и максимизируют полезность.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ Основные идеи : государство должно контролировать экономику; экономический рост зависит от системы собственности, политических, правовых, институциональных и социальных ограничений; главными агентами экономического процесса являются люди, а не фирмы или правительства; поведение индивидов может быть иррациональным; сильное влияние на экономику оказывает уровень развитости государственных и частных институтов,  в особенности институтов управления.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Основные идеи :

  • государство должно контролировать экономику;
  • экономический рост зависит от системы собственности, политических, правовых, институциональных и социальных ограничений;
  • главными агентами экономического процесса являются люди, а не фирмы или правительства;
  • поведение индивидов может быть иррациональным;
  • сильное влияние на экономику оказывает уровень развитости государственных и частных институтов, в особенности институтов управления.
ОСНОВАТЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИКИ Джон Мэйнард Кейнс (1883—1946), английский экономист, заложивш и й основы макроэкономики.  Автор книги

ОСНОВАТЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИКИ

Джон Мэйнард Кейнс (1883—1946), английский экономист, заложивш и й основы макроэкономики.

Автор книги "Общая теория занятости, процента и денег" (1936).

КЕЙНСИАНСТВО Основные идеи: рыночная экономика — неустойчивая и несовершенная система; цены не могут сбалансировать спрос и предложение; зарплаты негибки и факторы производства используются не полностью; государство должно активно вмешиваться в экономику; скорость обращения денег непостоянна и непредсказуема; будущее поведение экономических объектов зависит от их ожиданий; безработица — следствие недостаточной емкости рынков товаров.

КЕЙНСИАНСТВО

Основные идеи:

  • рыночная экономика — неустойчивая и несовершенная система;
  • цены не могут сбалансировать спрос и предложение;
  • зарплаты негибки и факторы производства используются не полностью;
  • государство должно активно вмешиваться в экономику;
  • скорость обращения денег непостоянна и непредсказуема;
  • будущее поведение экономических объектов зависит от их ожиданий;
  • безработица — следствие недостаточной емкости рынков товаров.
МОНЕТАРИЗМ Основные идеи: рыночная экономика обладает внутренней устойчивостью; неустойчивость возникает из-за государственного вмешательства; скорость обращения денег относительно постоянна; экономику можно стимулировать через прямое регулирование объема денежной массы; инфляция является денежным феноменом  и зависит от темпов роста денежной массы.

МОНЕТАРИЗМ

Основные идеи:

  • рыночная экономика обладает внутренней устойчивостью;
  • неустойчивость возникает из-за государственного вмешательства;
  • скорость обращения денег относительно постоянна;
  • экономику можно стимулировать через прямое регулирование объема денежной массы;
  • инфляция является денежным феноменом и зависит от темпов роста денежной массы.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СЕГОДНЯ  Главное течение ( mainstream ) — доминирующее направление экономической мысли, основанное преимущественно  на неоклассической школе.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СЕГОДНЯ

  • Главное течение ( mainstream ) — доминирующее направление экономической мысли, основанное преимущественно на неоклассической школе.
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ  С 1776 до 1870 г. Реакция на смитсонианство — комплексный подход к экономике.  С середины 1870-х до 1930-х гг. Реакция  на маржинализм  — определение предмета и метода экономики. С конца 1930-х гг. до начала 1990-х гг. Попытки создать теорию плановой экономики. С начала 1990-х гг. по настоящее время. Разработка теории переходного периода и восстановление рыночной экономики.

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

  • С 1776 до 1870 г. Реакция на смитсонианство — комплексный подход к экономике.
  • С середины 1870-х до 1930-х гг. Реакция на маржинализм — определение предмета и метода экономики.
  • С конца 1930-х гг. до начала 1990-х гг. Попытки создать теорию плановой экономики.
  • С начала 1990-х гг. по настоящее время. Разработка теории переходного периода и восстановление рыночной экономики.
КАЧЕСТВА ЭКОНОМИСТА Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное,  и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого  во имя предвидения будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания. Он должен быть одновременно целеустремлен  и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель.  Дж. Кейнс

КАЧЕСТВА ЭКОНОМИСТА

  • Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное.
  • Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя предвидения будущего.
  • Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания.
  • Он должен быть одновременно целеустремлен и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель.

Дж. Кейнс

КАЧЕСТВА ЭКОНОМИСТА Экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей. Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице. Он должен — в известной мере — одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык знаков, символов и уметь выражать свои понятия  и концепции словами. Дж. Кейнс

КАЧЕСТВА ЭКОНОМИСТА

Экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей.

  • Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице.
  • Он должен — в известной мере — одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом.
  • Он должен понимать язык знаков, символов и уметь выражать свои понятия и концепции словами.

Дж. Кейнс

Источник: Институт Экономическая школа, http://www.gallery.economicus.ru

Источник: Институт Экономическая школа, http://www.gallery.economicus.ru

ВЫВОДЫ На разных этапах истории в мировой экономической мысли преобладали идеи экономического человека, п редельной полезности товара, необходимости государственного регулирования экономики в целом, решения прикладных экономических задач.

ВЫВОДЫ

На разных этапах истории в мировой экономической мысли преобладали

  • идеи экономического человека,
  • п редельной полезности товара,
  • необходимости государственного регулирования экономики в целом,
  • решения прикладных экономических задач.
ВЫВОДЫ История российской экономической науки характеризуется: системным подходом, комплексным исследованием роли государства, этических, духовных  и иных факторов, разработкой аграрного вопроса, в последние годы — экономики переходного периода.

ВЫВОДЫ

История российской экономической науки характеризуется:

  • системным подходом,
  • комплексным исследованием роли государства, этических, духовных и иных факторов,
  • разработкой аграрного вопроса,
  • в последние годы — экономики переходного периода.
ВЫВОДЫ Наибольшее влияние имеют четыре экономические школы — классическая, кейнсианская, монетаристская и институциональная. Черты этих и ряда других школ можно найти в экономической политике любой страны. Условно экономика делится на микроэкономику и макроэкономику, а также множество специальных экономических дисциплин. В экономике используются позитивные и нормативные суждения.

ВЫВОДЫ

  • Наибольшее влияние имеют четыре экономические школы — классическая, кейнсианская, монетаристская и институциональная.
  • Черты этих и ряда других школ можно найти в экономической политике любой страны.
  • Условно экономика делится на микроэкономику и макроэкономику, а также множество специальных экономических дисциплин.
  • В экономике используются позитивные и нормативные суждения.