Введение в образовательную программу
детского объединения «Росток».
Цель занятия: вызвать интерес к активному познанию окружающего мира.
Задачи: Обучающие:
Дать понятие об экологии, как науке о доме – планете Земля,
Расширить представление обучающихся об обитателях Земли;
Активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе.
Развивающие:
Развивать у воспитанников любознательность, познавательный интерес к окружающей их природе;
Способствовать развитию умения слушать других, работать в коллективе.
Развивать логическое мышление через установление причинно – следственных связей, развивать познавательную активность.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Воспитывать творческую активность.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Форма проведения занятия: игра-путешествие на планету Земля с элементами мультимедийной презентации.
Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентации, кубы для дома, карточки со словами - река, водопад, озеро, море, океан, пруд; скотч, оборудование и материалы для опыта (лотки с почвой, листья растений, колба с водой ), халаты, картинки с изображением растений и животных, смешные мордочки из цветного картона.
Ход урока
Организационный момент
Вступительная беседа
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Людмила Анатольевна Загребельная. Я думаю, что вы все любите природу? (ответы детей)
Значит мы с вами единомышленники, и нам будет сегодня легко и приятно общаться. А сейчас мы с вами познакомимся: каждый по очереди называет свое имя и название животного или растения, с которым вы себя ассоциируете. А начнем с меня. Я – Людмила Анатольевна, лисичка, я такая же мягкая и пушистая (знакомство продолжается).
Молодцы! Как много обитателей Земли во время нашего знакомства мы вспомнили. Каждый из вас живет в доме. Это то место, где вас всегда ждут, где вы находите понимание и заботу. А для человечества домом является планета Земля, о ней он должен заботиться как о своем жилище, охранять реки, леса и поля, следить за порядком и чистотой, знать о жизни своих соседей: о животных и о растениях и о других живых организмах. Дом, в котором мы живем! Вслушайтесь в эти слова! Сегодня вас ждет увлекательное путешествие в наш общий, единый и неделимый дом - Земля.
(Гаснет свет. На мультимедийном экране звездное небо, музыка, планета Земля движется среди звездного неба)
Наша планета – человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава - океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу!»
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит!...
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь.
Ребята давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету. Она уже не кажется нам огромной и бесконечной. Скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье и жизнь в опасности. Она нуждается в помощи. Есть в мире много разных наук, а наука, которая изучает наш дом - Землю называется - ЭКОЛОГИЯ. «Логос»- наука, учение, а «экос-» означает дом, жилище. В детском объединении «Росток» мы с ребятами говорим о состоянии этого дома: его воды, воздуха, почвы; вместе удивляемся красоте зимнего леса, дубам- великанам, “сосне – толстушке”, фантастическому шёпоту осенних листьев, пенью птиц весной. Учимся беречь и сохранять его. Предлагаю и вам отправится вместе со мной в небольшое путешествие по природным станциям Земли, где вас ждут игры, задания, конкурсы. Итогом нашего путешествия должен стать построенный вами дом. Каждый кирпичик которого – это ваши знания, способность быстро принимать решения, сравнивать, учиться узнавать новое. Есть одно главное условие во время игры или конкурса та команда или участник, которые справилась с заданием, хлопают в ладоши. Согласны?
Отправляясь в путешествие, давайте еще раз посмотрим на нашу планету. Какого она цвета? (голубая). А почему? (ответы детей)
1 станция «Водная». На этой станции вы - исследователи.
Вы узнаете, что такое река, водопад, озеро, море, океан, пруд.
Вы разобьетесь на пары. Каждая пара должна прочитать определение на слайде, выбрать вариант ответа и написать нужную букву на рисунке. Кто выполнит задание, хлопает в ладоши. После этого группа получает куб (кирпичик ), на который приклеиваются слова – река, водопад, озеро, море, океан, пруд.
Итак, вода – важнейший ресурс на Земле. От ее загрязнения страдает все живое. Поэтому ее необходимо беречь.
Физминутка
Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали.
(Выпрямиться, потопать ногами и присесть)
Вырос тоненький росток,
(Встать потянуться).
Он и строен и высок,
(Руки в сторону)
И другие распустились,
Дружно так зашевелились.
(Пальцы в сторону и пошевелить ими.)
Налетел веселый ветер
И раскачивает ветки.
(Поочередные взмахи руками вверх-вниз. )
А сейчас отгадайте загадку.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами,
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять.
О чем речь? (земля, почва)
Следующая станция «Почва». Почва - незаменимый источник получения продуктов питания. От того, насколько бережно и ответственно мы относимся к ней, насколько рационально используем ее богатства, зависит качество питания и здоровье людей. Смывание почв водой сопровождается снижением их плодородия. Там, где люди бездумно уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает ветер.
Здесь мы с вами - лаборанты, и сейчас проведем опыт, который покажет, как растения укрепляют почву. Сзади вас на спинках стульев висят халаты. Встаньте и наденьте их. Разделитесь на 2 группы по 6 человек. Для каждой группы приготовлены лотки с почвой и колбы с водой. Часть воды в колбе осторожно выливаете в лоток с голой почвой, а другую часть в лоток с растениями. Ответьте мне, сколько земли было смыто вниз с одного и другого лотка. Вы правы. На том лотке, где отсутствовала растительность, почвы смылось больше. Поэтому растения задерживают смыв почвы водой и сохраняют ее.
Хлопаем в ладоши. Снимаем халаты, оставляем их на стульях. Молодцы! Вы отлично справились с заданием, и получаете куб, на который наклеивается изображение почвы. Вы ставите его рядом с предыдущим кубом.
Догадайтесь, о чем пойдет речь на следующей станции: «Дышит, растет, а ходить не может?» (РАСТЕНИЕ).
3 станция «Живой лес». Здесь мы - экологи.
Ребята, какой вред наносит человек растениям? (ответы).
Как мы можем решить эту проблему?
Задание: у каждого из вас на столе лежит рисунок растения. Вы выходите по одному и на кубе прикрепляете растения по ярусам так, как они должны расти в лесу.
1-й этаж - ель, сосна,
2-й этаж - береза, лен,
3-й этаж - калина (куст),
4-й этаж - ландыш, земляника,
5-й этаж – грибы,
6-й – этаж - мхи, лишайники,
Вы построили «дом леса» и за это получаете еще один кирпичик.
Следующая станция – «Животные».
На ней мы с вами поиграем. Возьмите свой стульчик и поставьте в кругу. Я закрепила на каждом стуле карточку с животным. Вы будите бежать под музыку вокруг стульев под музыку. Как только музыка заканчивается, вы садитесь на свободный стульчик. Кому не хватит места, выбывает из игры, забирает с собой стул. Карточка переносится на куб и называется среда обитания животного. Молодцы! Вы получаете последний куб.
Глубоко вдохните, затаите дыхание. Теперь можно дышать. Скажите, так без чего мы не можем жить? (без воздуха). А заключительная наша станция так и называется – «Воздушная».
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом.
Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ.
А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники.
Чтобы получить крышу нашего дома, вам необходимо узнать по сказанным мною фразам, о чем идет речь.
1. Без него нет жизни на Земле
Его поглощают все живые существа
Его выделяют только растения
(кислород).
2. Он рассеивается в воздухе
Он имеет черный цвет, и специфический запах
Он идет от костра (дым).
3. Его выделяют живые существа во время дыхания
от него гибнет все живое (углекислый газ).
Молодцы! Вы получаете крышу своего дома.
Ребята, посмотрите какой необыкновенный, яркий, красочный дом вы построили.
Сегодня мы с вами узнали, что любое живое существо связано множеством невидимых нитей с тем, что его окружает. На примере нашего дома мы видим, что все составляющие его части зависят друг от друга. В природе все взаимосвязано: животные, растения, вода и почва. Как красива наша Земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы, на разные голоса поют птицы. Шумит морской прибой. Давайте будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты – нашего общего дома!
Рефлексивный этап (3 мин.)
– Ребята, вам понравилось путешествие? Мне было очень приятно общаться с вами. Вы за короткое время смогли освоить новые для себя роли - исследователя, эколога, лаборанта, стремились узнавать новое и полезное. Надеюсь, что вы и в дальнейшем будете раскрывать для себя удивительные тайна природы, преобразовывать наш общий дом. Я предлагаю вам поблагодарить нашу планету своими улыбками и украсить ими наш дом- Землю. Давайте все вместе улыбнемся, выберем соответствующую вашему настроению смешную мордашку из цветного картона и наклеим на наш дом. (Дети наклеивают картонные мордочки разного цвета и с разными гримасами (радостными, безразличными, грустными), соответствующие их настроению). Наша планета стала еще краше от ваших улыбок! Большое спасибо за внимание! До встречи!