СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводные слова. Урок русского языка в 8 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока начинающего учителя. Учителя с опытом тоже могут найти "изюминку"....

Просмотр содержимого документа
«Вводные слова. Урок русского языка в 8 кл.»

-1-

Урок русского языка в 8 классе.

Вводные слова и знаки препинания при них.

Цель:

дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки

высказывания;

формирование умений: выражать определённые отношения к высказываемому с

помощью вводных слов; правильно ставить знаки препинания при вводных словах;

различать вводные слова и члены предложения; уметь использовать вводные слова
при конструировании собственных предложений и текстов.

Методические приёмы: самостоятельная работа с учебником, составление плана,
объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Оборудование: учебник «Русский язык, 8 класс» Бархударова С.Г., тесты, компьютер,
проектор, мультимедийная презентация, диск с видеоуроком.

Ход урока

I. Oргмомент.

Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова.

А. Кушнер
II.1. Актуализация опорных знаний. Так как предыдущий урок был посвящён

знакам препинания при обращениях, провожу интерактивный тест

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test 199 .xml

Тест «Обращение и знаки препинания при нём» для 8 класса

1. У кажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными

существительными.

  1. Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин B.)

  2. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

(Пушкин А.)

3) Друзья! Бы хоть охрипните, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха. (Крылов И.)

-2-

4) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было

недосуг. (Пушкин А.)

2. Укажите предложение, в котором обращение выражено одушевлённым

существительным.

  1. Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять. (Павлова К.)

  2. Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись. (Батюшков К.)

  1. Моя вечерняя звезда! Моя последняя любовь! На потемневшие года приветный луч
    пролей ты вновь! (Вяземский П.)

4) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия! (Пушкин А.)
3. Укажите предложение с распространённым обращением.

  1. Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей. (Островский А.)

  2. Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин А.)

  3. О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет А.)

  1. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?
    (Лермонтов М.)

4. Укажите предложение с распространённым обращением.

  1. Здравствуй, красавица Волга, с детства тебя я любил. (Некрасов Н.)

  2. «Он свой, Вадик, свой, - стал оправдываться Федька. - Он у нас живёт».

(Распутин В.)

3) «Чего ты пристал к человеку, Птаха? - щурясь на меня, сказал Вадик. - Понял,
человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?»
(Распутин В.)

  1. Твой лик, о ночь, не мог меня томить! (Фет А.)

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Свет Родионовна, забуду ли тебя? (Языков Н.)

  2. Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. (Плещеев А.)

  3. Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. (Некрасов Н.)

  4. Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде. (Пущин И.)

(Ответы: 1-1; 2-2; 3-3; 4-1; 5-3)

. , , , ,

2. Создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию проблемы
(Организация работы с предложениями, написанными на доске)

-3-

Комментарий учителя: сравнение предложений демонстрирует, какие слов являются
членами предложения, а какие введены в предложение для выражения степени
уверенности или чувства. Такие слова, выражающие отношение говорящего к тому,
что сообщается, и называются ВВОДНЫМИ.

V. Первичное осмысление и закрепление нового материала_
1. Просмотр видеоурока (3минуты).

-Что нового узнали из видеоурока?

-Какие слова в предложении называются вводными?

-Как на письме выделяются вводные слова?

1.Самостоятельное прочтение текста параграфа.(2 раза: беглое и подробное
прочтение)

2.Составление развёрнутого плана параграфа 33.
Вводные слова и предложения:

1) выражают отношение говорящего к сообщению;
2) не являются членами предложения;

3) могут выражать различную степень уверенности, чувства, источник сообщения,
порядок мыслей и их связь, замечания о способах выражения мыслей;
4) выделяются интонацией, а на письме - выделительными знаками препинания.
ФИЗКУ ЛЬ ТМИНУТКА

Вы, наверное, устали? - Да.

Ну, во-первых, быстро встали.

Во- вторых, присели, встали.

В-третьих, пальцы мы размяли,

А в-четвёртых, зашагали.

- Ребята, а какие вводные слова вы сейчас услышали?
VI. Обобщение и систематизация знаний.

1. 0рганизация работы по определению роли вводных слов в речи.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Друзья мои читайте книги! Они безусловно играли и продолжают играть главную
роль в развити... нашей цивилизац .... (Во) первых книги рассказывают о том что
человечество совершило передумало чего достигло в далёком прошлом. (Во) вторых
-5-

объясняют настоящ ... е и наконец увлекают в мир будущего. Как справедливо
отмечают библиофилы каждому необходимо знать как пользоваться книгой. По
словам С. Бэлзе одни люди заполняют книгами жизнь а другие- только стеллажи.
2. Словарная работа.

Библиофил (от греч. Biblion -книга +phileo -люблю) - любитель, ценитель, собиратель

книг;

Библиофил - человек, собирающий редкие и ценные издания; иногда собирают
коллекции изданий одного автора, иллюстратора. Коллекционеры книг собирают не
только книги, но и периодические издания, листовки, комиксы. Особой
популярностью среди библиофилов пользуются редкие книги.

Синоним: книголюб

3. Творческая работа. Составление собственного текста с вводными словами на
заданную тему.

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу вводные слова, используя таблицу
(стр. 184)

Книги издавн ... почитались на Руси. Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.

Сейчас её следы потеря(н, нн)ы. Когда (нибудь) она будет найдена. Такая находка
поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.

(СРАВНИТЕ: Книги, как известно, издавна почитались на Руси. Как утверждают
летописцы, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас ее
следы потеряны. Может быть, когда-нибудь она будет найдена. По мнению ученых,
такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.)

4. Шутке - минутка (интеллектуальнвая пауза). Работа с кругограммой. Отгадайте
слово, которое зашифровано (конечно).

VI. Подведение итогов работы.

1. О чём мы сегодня говорили?

(Определение, значение, знаки препинания в предложениях с вводными словами).
2.Какие слова называются вводными?

  1. Какие значения выражают вводные слова и словосочетания?

  2. Как вводные слова выделяются в устной и письменной речи?

  3. Как отличить вводные слова от членов предложения?
    -6-

  1. Для чего нужны вводные слова?

  2. Какие виды устных и письменных работ были выполнены на уроке?

VIII. Комментирование оценок, полученных учащимися в течение урока
IX. Домашняя работа: выучить вводные слова.

Прочитать и выучить § 33

2. Выборочно:

Или упр.365 (письменно)
Или задание в Дневнике. ру



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!