СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводные слова и вставные конструкции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уметь правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, вставных конструкциях.

Просмотр содержимого документа
«Вводные слова и вставные конструкции»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Селезениха Кирово – Чепецкого района Кировской области



Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1 от

«____» ___________ 2017г.

Согласовано замдиректора по УВР

__________ Благодатских Н.П.

«____» ______________2017г.

Утверждаю директор школы

Самойленко Л.В._________


«____» __________ 2017г.






Рабочая программа


по учебному предмету «Русский язык»


8 класс


(базовый уровень)









Составила:

Фурсова Н.В.

учитель русского

языка и литературы

1 квалификационной

категории











Селезениха 2017


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования:

Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. М.:Дрофа, 2007.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: ВАКО, 2011.

3.Учебный план школы на 2017 – 2018 учебный год.

4.Годовой календарный учебный график на 2017 – 2018 учебный год.

Уровень изучения учебного материала – базовый (в соответствии с лицензией регистрационный номер 0379 серия 43 №000676 от 17 мая 2011 (срок действия лицензии: бессрочно).

Обучение в VIII классе построено таким образом, что помогает ученику держать в сознании общую картину вопросов русской морфологии, словообразования и орфографии, а также способствует приобретению школьниками прочных знаний в области синтаксиса и легкости в анализе языкового материала.

Положительное отношение к учебе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.

Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.

Количество часов: в неделю – 3 часа, в год – 102 часа.

Учебно – методический комплекс:

- Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М,Александрова. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.:Просвещение,.2012.

- Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.:«Экзамен», 2009.

- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.:Просвещение,2001.

- Ситникова Л.Н. Дидактический материал по русскому языку. 8 класс: разрезные карточки для индивидуальной работы. – Влгоград:Учитель,2007.

- Ходякова Л.А. Сочинение по картине в 8 классе: методическое пособие. – М.:Астрель,2005.

- Егорова Н.В. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 8 класс. – М.:ВАКО,2011.


Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русском литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5-7, 8-9 классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально – смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально – культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые недочеты, ошибки, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам и продолжения образования.

К началу VIII класса учащиеся имеют следующие умения и навыки по русскому языку:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

  • по словообразованию: объясняют значение слова, его написание и грамматические признаки опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

  • по морфологии: распознают части речи; знают морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

  • по синтаксису: определяют синтаксическую роль частей речи; различают и правильно строят сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; используют сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдают правильную интонацию предложений в речи;

  • по орфографии: характеризуют изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно пишут слова с изученными орфограммами;

  • по пунктуации: обосновывают и правильно употребляют изученные в V-VII классах знаки препинания; пользуются разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Выразительно читают текст публицистического стиля, фиксируют главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определяют стиль речи; находят в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определяют прямой и обратный порядок слов в предложениях текста выделяют в тексте списание состояния человека; находят части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывают тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создают устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Пишут сочинение-описание внешности и состояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Пишут заметку в газету, рекламные аннотации.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

за курс 8 класса

К концу VIII класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

  • по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;

  • по морфологии: распознавать слова с изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

  • по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменяя прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

  • по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания во всех изученных случаях; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Анализ текста. Находить в молодежных газетах репортажи и портретные очерки, определять их тему и основную мысль; находить в тексте репортажа и портретного очерка части, представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания, и определять их роль; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Воспроизведение текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты художественного и публицистического стиля, в которых повествование сочетается с описанием внешности человека, его состояния, описанием состояния окружающей среды. Писать изложения с элементами сочинения.

Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, себе). Писать автобиографию.

Совершенствование текста. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.

Формы контроля знаний.

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат

соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа диктанта, изложения, словарные диктанты, сочинения.

Словарные и текстовые диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.

Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.

Учебно – тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения.

1 ч.

2

Повторение изученного в 5 – 7 классах.

6 ч.

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание.

6 ч.

4

Простое предложение. Интонация.

2 ч.

5

Двусоставные предложения.

18 ч.

6

Односоставные предложения.

12 ч.

7

Простое осложненное предложение.

15 ч.

8

Обособленные члены предложения.

16 ч.

9

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

11 ч.

10

Чужая речь. Способы передачи чужой речи.

7 ч.

11

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

8 ч.

Календарно – тематическое планирование


Дата по плану

Дата факти

чески

п/п

Тема урока

Количест

во часов

Основные требования к ЗУНам

ФКГОС

ЦОР



1

Русский язык в современном мире.

1

Знать: условные обозначения, функции русского языка в современном мире.

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Общие сведения о языке. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

http://2berega.spb.ru/

«Русский язык как национальный язык русского народа»

Повторение изученного в 5 – 7 классах (6 ч)



2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

Знать: теоретический материал за курс 5-7 классов. Уметь: применять на практике полученные зуны.

Правописание. Орфография. Разделы науки о языке. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.

http://lib.repetitors.eu/

Контрольная работа по теме «Орфография, пунктуация, синтаксис»



3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Знать: разделы науки о языке.

Уметь: расставлять знаки препинания в сложном предложении


Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.


http://www.uchmet.ru/

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения»



4

Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

Знать: теоретический материал.

Уметь: правильно писать н-нн в словах

Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

http://rus.1september.ru/

«Самостоятель

ные и контрольные работы»



5

Слитное и раздельное написание не

с разными частями речи.

1

Знать: правила написания не с разными частями речи.

Уметь: применять на практике правила написания н-нн, писать сочинение о летнем отдыхе в форме письма

Орфография. Слитные, дефисные и раздельные написания. Соблюдение основных орфографических норм.

Правописание НЕ с разными частями речи 
Источник презентации: http://ruppt.ru/10-klass/



6

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах».

1

Уметь писать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание к нему

Применение знаний и умений по фонетике, морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису в практике правописания.


http://www.1variant.ru

Контрольная работа «Повторение изученного в 5 – 7 классах. Фонетика и орфоэпия. Словообразова

ние»



7

РР. Сочинение в форме дневниковых записей.


1

Знать: жанровые особенности дневниковых записей. Языковой материал для дневниковых записей. Уметь: вести дневниковые записи, выдерживая их в одном стиле

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (6 ч)



8

Основные единицы синтаксиса. Текст как основная единица синтаксиса.

1

Знать: понятие тест, типы текстов, стили речи. Уметь находить средства связи частей текста

Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. Текст как продукт речевой деятельности.

http://www.proshkolu.ru

Презентация «Текст как единица синтаксиса»



9

Предложение как основная единица синтаксиса. Синтаксические связи слов в предложении.

1

Знать: понятие предложение, грамматическая основа. Уметь: находить основу, устанавливать связь слов в предложениях, писать сжатое изложение (упр.52), определять цель высказывания

Синтаксис. Предложение как основная единица синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.


«Виды подчинительной связи словосочетаний».
Источник презентации: http://ruppt.ru/9-klass/



10

Словосочетание как основная единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1

Знать: понятие словосочетание, его строение, главное и зависимое слово, типы с/с, схемы.. Уметь: находить главное и зависимое слово, вычленять с/с из предложения. главное и зависимое слово, типы с/с, схемы

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально – делового), языка художественной литературы.

http://uchitel-slovesnosti.ru/

Презентация «Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении»



11

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Основные синтаксические нормы современного русского языка.

1

Знать: типы, виды связи слов в словосочетаниях. Уметь: определять способ связи слов в с/с, писать сочинение по наблюдениям в природе.

Синтаксис. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

http://uchitel-slovesnosti.ru/

Презентация «Словосочетание»



12

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

Знать: план разбора. Уметь: различать тип подчинительной связи слов в словосочетании; писать сочинение с описанием местности

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.


http://ruppt.ru

Презентация «Типы связи слов в словосочетании»



13

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

1

Знать: понятия предложение, связь слов в предложении, грамматическая основа, виды предложений по структуре, цели высказ. Уметь: находить грамматическую основу, различать простые и сложные предложения

Синтаксис. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

«Словосочетание»
Источник презентации: http://ruppt.ru/8-klass/

Простое предложение. Интонация (2 ч)



14

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

1

Знать: понятия интонация, порядок слов предложении–прямой и обратный, логическое ударение, интонационные особенности предложений. Уметь: правильно читать предложение, соблюдая правильную интонацию, выделять важные слова в предложении с помощью порядка слов.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Система языка. Фонетика. Орфоэпия. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

http://uchu24.ru/

«Порядок слов в предложении»



15

РР. Сочинение – описание памятника культуры.

1

Знать: тема сочинения, план, материалы к сочинению.

Уметь: писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли.

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления. Функционально – смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

http://uchitel-slovesnosti.ru

Презентация «Подготовка к сочинению - описанию памятника»

Двусоставные предложения (18 ч)



16

Главные члены предложения и способы их выражения. Подлежащее.

1

Знать: понятия двусоставное предложение, способы выражения подлежащего, грамматическая основа. Уметь: выделять подлежащее, правильно согласовывать со сказуемым.

Синтаксис. Главные члены предложения и способы их выражения. Фонетика. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики.

http://www.uchportal.ru

Презентация к уроку в 8 классе «Главные члены предложения»



17

Главные члены предложения. Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое.

1

Знать: и уметь различать виды главных и второстепенных членов предложения. Уметь: определять форму ПГС; писать сочинение- миниатюру с описанием местности на основе впечатлений.

Главные члены предложения и способы их выражения.

http://prezentacii.com/

Презентация «Главные и второстепенные члены предложения»



18

Сказуемое. Составное глагольное сказуемое и способы его выражения.

1

Знать: понятие СГС, группы вспомогательных слов. Уметь: различать виды сказуемых, составлять рассказ о своих планах на ближайшее будущее.

Лексика и фразеология. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

http://uchitel-slovesnosti.ru/

Презентация «Главные члены предложения. Виды сказуемого»



19

Сказуемое. Составное именное сказуемое и способы его выражения.

1

Знать: понятия СИС, глагол – связка, нулевая связка. Уметь: различать виды сказуемых.

Сказуемое и способы его выражения.

http://www.zavuch.info

Составное именное сказуемое. Урок с презентацией



20

-21

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Знать: условия постановки тире между главными членами. Уметь: объяснять тире между подлежащим и сказуемым.

Пунктуация. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально – делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста.

http://portfolio.uga.akipkro.ru

Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»



22

РР. Подробное изложение (текст по выбору).

1

Знать: тема, основная мысль, план текста, стиль и тип речи, структура текста, авторский стиль. Уметь: писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.




23

РР. Написание подробного изложения.

1




24

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение прямое и косвенное и способы его выражения.

1

Знать: понятия прямое и косвенное дополнение. Уметь: различать виды дополнений, давать устную характеристику человеку.

Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

http://videotutor-rusyaz.ru

«Упражнения по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»



25

Определение согласованное и несогласованное и способы его выражения.

1

Знать: виды определений. Уметь: различать виды определений, пересказывать тексты.

Синтаксис. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

http://uchi.ucoz.ru/

Тест по теме «Двусоставные предложения»



26

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при нем.

1

Знать: понятие приложение, условия определения дефиса. Уметь: ставить знаки при приложении, использовать приложение как средство выразительности речи.

Морфология. Система частей речи в русском языке.

http://www.testent.ru

Тест «Второстепенные члены предложения. Определение»



27-

28

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и способы его выражения.

2

Знать: понятие обстоятельство и его виды, способы выражения обстоятельств. Уметь: различать виды обстоятельств по значению.

Синтаксис. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.


http://onlinetestpad.com

Тест по теме «Второстепенные члены предложения»



29

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

Знать: порядок синтаксического разбора. Уметь: давать характеристику деятельности известным ученым, спортсменам, употребляя в качестве обстоятельств наречия.

Синтаксис. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

http://nsportal.ru

Тест 1 «Двусоставные предложения»



30

РР. Характеристика человека.

1

Уметь: самостоятельно составлять характеристику человека, создавать групповой портрет по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения».

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

http://2berega.spb.ru/

Презентация к уроку «Характеристика человека как вид текста»



31

Повторение. Двусоставные предложения. Главные и второстепенные

члены предложения.

1

Знать: теоретический материал по теме урока. Уметь: применять изученное на практике, писать характеристику

Синтаксис. Основные выразительные средства синтаксиса. Лексика и фразеология. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

http://www.uchportal.ru/

Тест. Двусоставные предложения. 8 класс. 1 полугодие



32

Контрольный диктант № 2 по теме «Двусоставные предложения».


Уметь: писать текс под диктовку, выполнять грамматическое задание к нему

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.





33

Повторение. Употребление двусоставных предложений в устных и письменных текстах.

1

Уметь: с оставлять тексты с описанием природы на основе собственных впечатлений.

Фразеологизмы; их значение и употребление. Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.


Односоставные предложения (12 ч)



34

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.

1

Знать: понятие назывные предложения. Уметь: находить назывные предложения, определять их роль в тексте

Синтаксис. Односоставные предложения.

Лексика и фразеология. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

http://ruppt.ru

Презентация «Односоставные предложения»;

«Назывные предложения»



35

Основные группы односоставных предложений. Определенно – личные предложения.

1

Знать: понятие односоставное предложение, о-л. Уметь: различать виды предложений, заменять двусоставные синонимичными о-л, описывать свои переживания

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

http://onlinetestpad.com/

Тест по теме «Односоставные предложения» (онлайн)



36

Основные группы односоставных предложений. Неопределенно – личные предложения.

1

Знать: понятие неопределенно – личные предложения. Уметь: различать группы односоставных предложений.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Неопределенно-личные предложения 
Источник презентации: http://ruppt.ru/8-klass/



37

РР. Инструкция.

1

Уметь: составлять инструкцию на заданную тематику с использованием односоставных предложений.


http://lik-bez.com

Односоставные предложения. Таблица – Простое предложение



38

Основные группы односоставных предложений. Безличные предложения.

1

Знать: понятие безличные предложения. Уметь: находить безличные предложения, определять их способ выражения.

Лексика и фразеология. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

«Безличные предложения». 
Источник презентации: http://ruppt.ru/8-klass/



39

РР. Рассуждение.

1

Знать: структура рассуждения. Уметь: составлять тексты – рассуждения

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально – смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

http://www.testent.ru/

Тест «Односоставное и двусоставное предложения. Виды односоставных предложений»



40

Предложения неполные и полные.

1

Знать: понятие неполные предложения, условия употребления тире в неполных предложениях. Уметь: различать полные и неполные предложения, выполнять синонимическую замену неполных предложений полными.

Синтаксис. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Морфемика (состав слова) и словообразование. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков морфемах.

http://otvet.mail.ru

Тест по русскому языку «Односоставные предложения»



41

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

Знать: порядок разбора односоставного предложения. Уметь: производить синтаксический разбор односоставного предложения

Морфемика (состав слова) и словообразование. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

http://otvet.mail.ru

Тест по теме «Односоставные предложения»



42

Повторение. Односоставные предложения. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

1

Знать: теоретический материал. Уметь: составлять пейзажную зарисовку, используя односоставные предложения (по упр.220).

Морфология. Система частей речи в русском языке. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи 
Источник презентации: http://ruppt.ru/8-klass/



43

Контрольный диктант № 3 по теме «Односоставные предложения».

1

Уметь: писать текст под диктовку, выполнять задания к нему

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Основные выразительные средства морфологии.

http://nsportal.ru

Контрольная работа для 8 класса по теме «Односоставное предложение»



44-

45

РР. Сжатое изложение.

2

Уметь: писать сжатое изложение

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).


Простое осложненное предложение (15 ч)



46

Понятие об осложненном предложении.

1

Знать: понятие осложненное предложение. Уметь: определять виды осложнений

Синтаксис. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

http://nsportal.ru/

Урок по теме: «Осложненное предложение»



47

Понятие об однородных членах предложения.

1

Знать: понятия однородные члены, ряды однородных членов. Уметь: распознавать предложения с однородными членами среди других предложений, расставлять знаки препинания между однородными членами.

Синтаксис. Однородные члены предложения. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

http://presentaci.ru

Презентация на тему: «Однородные члены предложения»



48-

49

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

2

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять характеристику по плану.

Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии.

http://ruppt.ru

Презентация «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»



50

Однородные и неоднородные определения.

1

Знать: понятия однородные и неоднородные определения. Уметь: различать виды определений, ставить запятую между однородными определениями.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально – смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

http://www.rusedu.ru

Презентация «Однородные и неоднородные определения»



51- 53

Административный контрольный диктант.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

3

Знать: понятие сочинительные союзы, их группы, правила пунктуации при однородных членах. Уметь: правильно расставлять знаки при однородных членах; давать сравнительную характеристику двух лиц и более (упр.264-265), составлять памятку для спорщиков

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

http://nsportal.ru

Тренажёр «Однородные члены предложения»



54-

55

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

2

Знать: понятие обобщающее слово, признаки о.слов, правила пунктуации в предложениях с о.словом

Правописание. Орфография. Прописная и строчная буквы. Система языка. Фонетика. Орфоэпия. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

http://www.uchportal.ru

Презентация «Обобщающие слова при однородных членах предложения»



56

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

Уметь: выполнять синтаксический разбор

Однородные члены предложения.




57-

58

Повторение. Однородные члены предложения.

2

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять их схемы

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

http://lib.repetitors.eu

Тест по теме «Однородные члены предложения»



59

Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения».

1

Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание к нему.


http://nsportal.ru

«Однородные члены предложения» (тест)



60

РР. Сочинение на теме: «Достопримечательность родного края».

1

Уметь: подбирать материалы к сочинению о достопримечательностях родного края, работать с литературными источниками, уметь писать отзыв.



Обособленные члены предложения (16 ч)



61

Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения.

1

Знать: понятие обособление, обособленные члены предложения. Уметь: различать обособленные члены предложения, употреблять в речи, выполнять синонимическую замену обособленных членов предложения.

Синтаксис. Обособленные члены предложения.

http://pedsovet.org

Презентация урока, план урока. «обособленные члены предложения»



6-


Обособленные определения.

1

Знать: правила обособления определений. Уметь: находить определения

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Культура речи. Критерии культуры речи.

http://www.testent.ru

тест «Предложения с обособленным определением»



63

Выделительные знаки препинания при обособленных определениях.

1

Знать: правила обособления согласованных определений. Уметь: распознавать условия обособления согласованных определений





64

Обособление несогласованных определений.

1

Знать: правила обособления несогласованных определений, определений с обстоятельственным значением





65

РР. Рассуждение на дискуссионную тему.

1

Уметь: строить высказывания по типу речи – рассуждение, писать сочинение – рассуждение на дискуссионную тему.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально – культурные, нравственно – этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

http://prezentacii.com

презентация «Рассуждение на дискуссионную тему»



66-

67

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

2

Знать: особенности обособления приложений. Уметь: правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений и определений.


http://uchitel-slovesnosti.ru/

Презентация «Обособление приложений»



68-

69

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

2

Знать: условия обособления обстоятельств.

Уметь: ставить знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

http://uchitel-slovesnosti.ru/

Презентация «Обособленные обстоятельства»



70-

71

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

2

Знать: понятие уточняющие члены предложения. Уметь: находить уточняющие члены предложения, выделять их интонацией при произнесении и запятыми на письме, писать зарисовку об изобретении наших дней с использованием уточняющих членов.

Обособленные члены предложения.

Источник презентации: http://ruppt.ru/8-klass/18-obosoblennye-obstoyatelstva.html



72

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными и уточняющими членами

Общие сведения о языке. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

http://www.banktestov.ru

Тест «Простые и сложные предложения»



73-

74

Повторение. Обособленные члены предложения.



2

Знать: теоретический материал по теме.

Уметь: применять изученный материал на практике

Синтаксис. Обособленные члены предложения.

http://nsportal.ru

Тест «Обособленные члены предложения»



75

Контрольный диктант № 5 по теме «Обособленные члены предложения».

1

Уметь: писать текст под диктовку, выполнять задание к нему

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

http://www.uchportal.ru

Контрольная работа-тест по русскому языку "Обособленные члены предложения" и проверочная работа "Обособленные определения"



76

Повторение. Употребление обособленных членов предложения в устных и письменных текстах.

1


Синтаксис. Основные выразительные средства синтаксиса. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные. Сложные предложения с различными видами связи.

Разбор слова по составу 
Источник презентации: http://ruppt.ru/11-klass/

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (11 ч)



77

Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения.

1

Знать: понятие обращение, звательная интонация.


Уметь: находить обращение, отличать от подлежащего, составлять схемы предложений, правильно ставить знаки препинания при обращении

Синтаксис. Обращения.

http://uchitel-slovesnosti.ru/

Презентация «Такие разные обращения»



78

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

1

Выявление единиц языка с национально – культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

http://uchitel-slovesnosti.ru/

Презентация «Знаки препинания при обращении»



79

Вводные, вставные слова и конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

Знать: понятие вводные слова, вводные сочетания. Уметь: распознавать вводные слова и сочетания, выделять их интонацией при произнесении

Синтаксис. Вводные, вставные слова и конструкции.

Вводные слова и предложения 
Источник презентации: http://ruppt.ru/8-klass/



80

РР. Подробное изложение.

1

Уметь: писать текст подробно

Морфология. Система частей речи в русском языке. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

http://www.prosv.ru/

Статья «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»



81-

82

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях и вводных предложениях.

2

Знать: понятия вводные слова, вводные предложения.

Уметь: распознавать понятия, выделять интонацией при произнесении, ставить знаки препинания

Вводные, вставные слова и конструкции. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Вводные слова и вставные конструкции 
Источник презентации: http://ruppt.ru/8-klass/



83

Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении.

1

Знать: понятие вставные конструкции. Уметь: выступать перед аудиторией, выделять знаками препинания на письме


http://nsportal.ru/

Тест по теме «Вводные слова»



84

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с вводными словами, вставными конструкциями.

1

Знать: теоретический материал, план разбора. Уметь: составлять тексты – рассуждения публицистического характера, доказывать свою точку зрения, разбирать предложение


http://pedsovet.su/

Тест по теме «Вводные слова и предложения» для 9 – 11 кл.



85-

86

Повторение. Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

2

Уметь: применять полученные знания на практике

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

http://openclass.ru

Урок «Обобщение по теме: «Вводные слова и предложения»



87

Контрольный диктант № 6 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

1

Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание к нему


http://www.lib.podelise.ru

Контрольная работа по теме: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». Диктант с заданием

Чужая речь. Способы передачи чужой речи (7 ч)



88

Понятие чужой речи. Комментирующая часть.

1

Знать: новые понятия по теме. Уметь: различать прямую и косвенную речь, вводить в речь цитаты и оформлять на письме.

Синтаксис. Способы передачи чужой речи.

http://easyen.ru

Презентация «Способы передачи чужой речи»



89

Способы передачи чужой речи. Косвенная речь.

1

Знать: понятие косвенная речь. Уметь: заменять прямую речь косвенной.

Синтаксис. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

http://rus.1september.ru/

Контрольные тесты по русскому языку



90

Способы передачи чужой речи. Прямая речь.

1

Уметь: расставлять знаки в предложениях с чужой речью.

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

http://www.uchportal.ru/

Презентация «Прямая речь»




91

Диалог. РР. Рассказ.

1

Знать: понятия диалог, рассказ.

Уметь: составлять рассказ с диалогом.

Правописание. Орфография. Перенос слов. Правописание ъ и ь.


http://www.rusedu.ru

Презентация по русскому языку: «Диалог. Правильно ли мы говорим по телефону?»



92

Цитата. Использование разных способов цитирования.

1

Знать: понятие цитата, способы цитирования. Уметь: вводить в речь цитаты и правильно оформлять их на письме.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

http://www.proshkolu.ru/

«Способы цитирования» (презентация + памятка)



93

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

1


Знать: план разбора предложений с чужой речью. Уметь: выступать с устным сообщением на заданную тематику в публицистическом стиле речи.

Синтаксис. Способы передачи чужой речи. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

http://lik-bez.com

Тест «Чужая речь»



94

Проверочная работа по теме «Способы передачи чужой речи».

1

Уметь: применять правила на практике

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

http://school-collection.edu.ru

Тест «Знаки препинания в предложениях с чужой речью»

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8 ч)



95

Повторение. Синтаксис и морфология.

1

Знать: теоретический материал по теме урока. Уметь: применять на практике полученные зун

Синтаксис. Морфология. Применение знаний и умений по морфологии и синтаксису в практике правописания.

http://ruppt.ru

Презентация «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»



96

Повторение. Синтаксис и пунктуация.

1

Знать: теоретический материал по теме урока. Уметь: применять на практике полученные зун

Синтаксис. Пунктуация. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

http://ruppt.ru

Презентация «Синтаксический анализ предложения»



97

Повторение. Синтаксис и культура речи.

1

Знать: теоретический материал по теме урока. Уметь: применять на практике полученные зун

Культура речи. Критерии культуры речи. Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

http://www.konspekt.org/

Проверочная работа по теме «Словообразова

ние»



98


Повторение. Синтаксис и орфография.

1

Знать: теоретический материал по теме урока. Уметь: применять на практике полученные зун

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

http://uchitel-slovesnosti.ru/

Презентация «Морфемика»



99

Переводная итоговая работа.

1

Уметь: выполнять работу по алгоритму

Синтаксис. Сложные предложения с различными видами связи. Морфемика (состав слова) и словообразование. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

http://pedsovet.su/

Итоговая кон трольная работа по русскому языку. 8 класс



100

Повторение. Простое осложненное предложение.

1

Знать: теоретический материал по теме урока. Уметь: применять на практике полученные зун

Правописание. Орфография. Правописание ъ и ь. Перенос слов.




101

Защита исследовательских проектов.

1

Знать: понятия учебный исследовательский проект, доклад. Уметь: представлять учебный исследовательский проект, сопровождая выступление презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

http://ruppt.ru

Презентация «Средства связи предложений в тексте»



102

Практикум по теме: Лингвистический анализ текста».

1

Знать: план лингвистического анализа текста. Уметь: производить анализ текста

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.





Приложение

Контрольный диктант по теме

«Повторение изученного в 5 – 7 классах».

Гроза.

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на

уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов)              

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступавших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, определите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

Контрольный диктант за первое полугодие

Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения».

Красив осенний парк. Метёт багряная метель по  его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями4. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветвях немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

А в стороне от аллеи – серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили свой товар -  крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы4 . Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им их новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

Грамматические задания

1 Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 - 2 на каждый вид).

2. В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями4.

2 вариант. Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы4 .

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».

Волга.

    На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

     От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули - жемчужина Волги.

    Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

Дополнительные задания

1.   Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2.   Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

  Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
       Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)


Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец - известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.) (По Э. Патсон.)

Грамматические задания.

1 Разобрать по составу:

наполненные                              сделанные

принесли                                     привлекают

городам                                       правдивостью

 2. Объяснить графически знаки препинания:                                                                

Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».

Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

3. Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.                                  

 Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

МОРЕ.

Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море - капризное дитя природы. Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы — нет, ничто не привлекает меня больше моря.

Море, разумеется, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.

Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах. (128 слов.)

  1. Укажите способ образования слова беспредельной

  2. Обведите все обращения в овал.

  3. Выпишите из диктанта приложение

  4. Назовите средство синтаксической выразительности:

играют переливы синего неба

  1. Из данного предложения выпишите грамматическую основу:

Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) вероятно (2) видели (3) друзья мои(4) море и любовались им в различное время дня и ночи.

  1. 1,2,

  2. 3,4

  3. 1,2,3,4

  1. Укажите правильный ответ. В слове друзья:

  1. 6 букв и 6 звуков

  2. 6 букв и 5 звуков

  3. 5 букв и 5 звуков

  1. Укажите способ связи слов в словосочетании электрических фонарей

  1. Управление

  2. Согласование

  3. Примыкание

  1. Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором есть междометие

  2. Составьте схему предложения: В нем тонет все и облака и небо и звезды (знаки препинания не расставлены)

Итоговый диктант за год

На тёплой земле.

    Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

  Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

  Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

    Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.       

Глазами художника.


Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.
Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. 4
Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (127 слов) (По А. Воловик)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!