СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по учебному предмету "Алгебра" для 7-го класса на тему "Вынесение общего множителя за скобки"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по учебному предмету "Алгебра" для 7-го класса на тему "Вынесение общего множителя за скобки"»

Изучение темы  «Вынесение общего множителя за скобки» Позыченюк В.А, учитель математики

Изучение темы «Вынесение общего множителя за скобки»

Позыченюк В.А, учитель математики

 Среди ученых известна шутка: «Неважно, что происходит, а важно, как на это посмотреть»  Полезно иногда посмотреть на старые вещи по-новому. Это-то я и предлагаю вам сделать вместе со мной.

Среди ученых известна шутка: «Неважно, что происходит, а важно, как на это посмотреть»

Полезно иногда посмотреть на старые вещи по-новому. Это-то я и предлагаю вам сделать вместе со мной.

Проверьте, правильно ли выполнено задание с(2с-3)=2с 2 – 3с (х-2)(х+3)= х 2 +х - 6 (а+в)(х+у)= ах+ау+вх+ву (а-в)(а+в)=а 2 – в 2  Сегодня нам предстоит решать обратную задачу

Проверьте, правильно ли выполнено задание

с(2с-3)=2с 2 – 3с

(х-2)(х+3)= х 2 +х - 6

(а+в)(х+у)= ах+ау+вх+ву

(а-в)(а+в)=а 2 – в 2

Сегодня нам предстоит решать обратную задачу

Что?    Под разложением многочлена на множители будем понимать представление многочлена в виде произведения многочленов, каждый из которых зависит хотя бы от одной переменной.

Что?

Под разложением многочлена на множители будем понимать представление многочлена в виде произведения многочленов, каждый из которых зависит хотя бы от одной переменной.

Зачем?    О пользе разложения на множители вы знаете уже давно. Убедитесь в этом еще раз – вычислите значение выражения рациональным способом:  19*83+17*19  26-11*26 ав+ас-а d , при а= 47, в= 54, с= 36, d = 40 ху-х z , при х=17, у=29, z = 19

Зачем?

О пользе разложения на множители вы знаете уже давно. Убедитесь в этом еще раз – вычислите значение выражения рациональным способом:

  • 19*83+17*19
  • 26-11*26
  • ав+ас-а d , при а= 47, в= 54, с= 36, d = 40
  • ху-х z , при х=17, у=29, z = 19
Зачем?    Разложение на множители часто упрощает работу. Стоит, например, разложить на множители левую часть уравнения х 2 – 2х – 24 =0 и решение уравнения будет легко найдено: х 2 – 2х – 24=(х-6)(х+4) Уравнение (х-6)(х+4)=0 решается так: х – 6 =0 или х+4 = 0 Закончите решение…

Зачем?

Разложение на множители часто упрощает работу. Стоит, например, разложить на множители левую часть уравнения х 2 – 2х – 24 =0 и решение уравнения будет легко найдено:

х 2 – 2х – 24=(х-6)(х+4)

Уравнение (х-6)(х+4)=0 решается так:

х – 6 =0 или х+4 = 0

Закончите решение…

Как?   Как разлагать многочлен на множители? Именно этому мы и будем учиться Задание 1. Решите уравнение, разлагая многочлен на множители:  7х 2 – 2х=0

Как?

Как разлагать многочлен на множители? Именно этому мы и будем учиться

Задание 1.

Решите уравнение, разлагая многочлен на множители:

7х 2 – 2х=0

Как? Вы преобразовали уравнение по схеме Преобразование многочлена по такой схеме называется разложением многочлена методом вынесения общего множителя за скобки

Как?

Вы преобразовали уравнение по схеме

Преобразование многочлена по такой схеме называется разложением многочлена методом вынесения общего множителя за скобки

Метод группировки слагаемых Вычислите рациональным путем: 121*13+12*121+13*179+12*179

Метод группировки слагаемых

Вычислите рациональным путем:

121*13+12*121+13*179+12*179

Упражнение 1.  Разложите многочлены на множители, если это возможно, и сделайте проверку. 0,5+0,5в 0,7х 2 -0,2х 2 у  6,3*0,4 -3,4*6,3 (а+в)х+(а+в)у  а 2 -2в Подсказка: 1,2а 2 -1,2а 3 в 2 =1,2а 2 *1-1,2а 2 *ав 2 =1,2а 2 (1-ав 2 ) 5х(а-2в)+2(2в-а)=5х(а-2в)-2(а-2в)=(а-2в)(5х-2)

Упражнение 1.

Разложите многочлены на множители, если это возможно, и сделайте проверку.

  • 0,5+0,5в
  • 0,7х 2 -0,2х 2 у
  • 6,3*0,4 -3,4*6,3
  • (а+в)х+(а+в)у
  • а 2 -2в

Подсказка:

1,2а 2 -1,2а 3 в 2 =1,2а 2 *1-1,2а 2 *ав 2 =1,2а 2 (1-ав 2 )

5х(а-2в)+2(2в-а)=5х(а-2в)-2(а-2в)=(а-2в)(5х-2)

Упражнение 2. Вынесите общий множитель за скобку и сделайте проверку:

Упражнение 2.

Вынесите общий множитель за скобку и сделайте проверку:

Ответьте на вопросы Какая арифметическая операция используется, когда находится общий числовой множитель? Какая алгебраическая операция используется, когда находится общий множитель, являющийся переменной или степенью переменной?

Ответьте на вопросы

  • Какая арифметическая операция используется, когда находится общий числовой множитель?
  • Какая алгебраическая операция используется, когда находится общий множитель, являющийся переменной или степенью переменной?
Упражнение 3. Закончите разложение на множители и объясните каждый шаг: ас +вс + ап+вп =ас + вс + ап + вп = =(ас + вс) + (ап +вп) = с(а + в) + п(а +в) = =(с +п)(а+в) ас + вс + ап +вп = ас+вс +ап + вп= (…) + (…)=…

Упражнение 3.

Закончите разложение на множители и объясните каждый шаг:

  • ас +вс + ап+вп =ас + вс + ап + вп =

=(ас + вс) + (ап +вп) = с(а + в) + п(а +в) =

=(с +п)(а+в)

  • ас + вс + ап +вп = ас+вс +ап + вп= (…) + (…)=…
Упражнение 4. Разложите многочлены на множители двумя способами: n х + n у + b х + b у а 3 +2а 2 +2а+4 Опишите последовательность действий при разложении многочлена на множители методом группировки.

Упражнение 4.

Разложите многочлены на множители двумя способами:

  • n х + n у + b х + b у
  • а 3 +2а 2 +2а+4

Опишите последовательность действий при разложении многочлена на множители методом группировки.

Метод группировки Все слагаемые многочлена объединяем в группы: каждая группа должна содержать свой общий множитель. Вынося его за скобки, преобразуем группу в произведение. При подходящем выборе групп все полученные произведения будут иметь общий множитель. Вынося его за скобки, получаем разложение многочлена на множители

Метод группировки

  • Все слагаемые многочлена объединяем в группы: каждая группа должна содержать свой общий множитель.
  • Вынося его за скобки, преобразуем группу в произведение.
  • При подходящем выборе групп все полученные произведения будут иметь общий множитель.
  • Вынося его за скобки, получаем разложение многочлена на множители
Задание 1. 1) Заполните пропуски в разложении одночлена на множители: 72 авх 2 =8а*…=12вх*…=3*… 2) Представьте выражения в виде возможно большего числа множителей: а) 40ав 2  б)121а 2 вху в) 180 р 2 q 2

Задание 1.

1) Заполните пропуски в разложении одночлена на множители:

72 авх 2 =8а*…=12вх*…=3*…

2) Представьте выражения в виде возможно большего числа множителей:

а) 40ав 2

б)121а 2 вху

в) 180 р 2 q 2

Задание 2. Вычислите рациональным способом: 48,8*3,8 -48,8*2,8 9,2*34 +9,2*16 (0,823)*2+0,823*5,43 – 5,253*0,823 (1,67+0,33)*1,67

Задание 2.

Вычислите рациональным способом:

  • 48,8*3,8 -48,8*2,8
  • 9,2*34 +9,2*16
  • (0,823)*2+0,823*5,43 – 5,253*0,823
  • (1,67+0,33)*1,67
Задание 3. Заполните пропуски: 3а 2 в-6ав 2 =ав(… - …)=3ав( … - …) = =6ав(… - …)=-3ав(… - …) = …

Задание 3.

Заполните пропуски:

3а 2 в-6ав 2 =ав(… - …)=3ав( … - …) =

=6ав(… - …)=-3ав(… - …) = …

Задание 4. В выражении 9х+3в – 6а вынесите за скобки 3 В выражении 11а – 3 – 9 б вынесите за скобки 3 В выражении 0,5 у + 0,25 а – 0,75 вынесите за скобки 0,25

Задание 4.

  • В выражении 9х+3в – 6а вынесите за скобки 3
  • В выражении 11а – 3 – 9 б вынесите за скобки 3
  • В выражении 0,5 у + 0,25 а – 0,75 вынесите за скобки 0,25
Задание 5. Вынесите за скобки все возможные множители: 7а 2 в 2 +14а 3 в – 28 ав 3 х 3 + 3 х 2 + х 3ах(5х 2 – 15 у 2 )-6ау(6у 2 – 2х 2 )

Задание 5.

Вынесите за скобки все возможные множители:

  • 7а 2 в 2 +14а 3 в – 28 ав 3
  • х 3 + 3 х 2 + х
  • 3ах(5х 2 – 15 у 2 )-6ау(6у 2 – 2х 2 )
Задание 6. Разложите на множители методом вынесения за скобки общего множителя а) 8а + 8в б) 3х – 3 в) ах + ау г) х 2 – х д) 12а – 18 в е ) 18а 2 – 9 а 3 + 3а 4 а) 48х 2 у – 36 ху б) 85 ав – 170а в) mx – nx + px г) 8авх – 6 асу – 10 ак д) 0,3с 5 р 3 + 0,7 с 4 р 4 е) 15 а 2 у 4 +9ау 2 + 27 ау а) а(х+у) +в(х + у) б) а(х-у) – в(х-у) в) t (2 x – 3 y ) – 5(-2 x +3 y ) г)2 x (3 p - q ) – (3 p – q )

Задание 6.

Разложите на множители методом вынесения за скобки общего множителя

  • а) 8а + 8в б) 3х – 3 в) ах + ау г) х 2 – х д) 12а – 18 в е ) 18а 2 – 9 а 3 + 3а 4
  • а) 48х 2 у – 36 ху б) 85 ав – 170а в) mx – nx + px г) 8авх – 6 асу – 10 ак д) 0,3с 5 р 3 + 0,7 с 4 р 4 е) 15 а 2 у 4 +9ау 2 + 27 ау
  • а) а(х+у) +в(х + у) б) а(х-у) – в(х-у) в) t (2 x – 3 y ) – 5(-2 x +3 y ) г)2 x (3 p - q ) – (3 p – q )
Задание 7 Вставьте пропущенные выражения m(x +y) – x – y = m(x +y) – (… + ….)= = (x + y)(… - 1) ab – a – b +1 = (ab – a) – (b – 1) = = a(… -…) – (b-1) = … 40 x 2 – 2 p +5 x – 16 px = (40 x 2 – 16 px) + + (5x – 2p)= …(5x -2p)+(5x – 2p) = = (…) (… +1) 21 a 2 -35b – 6 a 2 x 3 +10bx 3 =…(2x 3 -7) – - …(….) = (2x 3 -7)(…)

Задание 7

Вставьте пропущенные выражения

  • m(x +y) – x – y = m(x +y) – (… + ….)= = (x + y)(… - 1)
  • ab – a – b +1 = (ab – a) – (b – 1) =

= a(… -…) – (b-1) = …

  • 40 x 2 – 2 p +5 x – 16 px = (40 x 2 – 16 px) + + (5x – 2p)= …(5x -2p)+(5x – 2p) =

= (…) (… +1)

  • 21 a 2 -35b – 6 a 2 x 3 +10bx 3 =…(2x 3 -7) –

- …(….) = (2x 3 -7)(…)

Задание 8. Проверьте равенство 54,4*43,2 – 25,6*18,2 -54,4*18,2 +25,6*43,2= =2000

Задание 8.

Проверьте равенство

54,4*43,2 – 25,6*18,2 -54,4*18,2 +25,6*43,2= =2000

Задание 9. Вычислите рациональным способом: 93*52 – 38*43 + 93*38 – 43*52 12,7*3,4 +8,2*1,4 – 1,4*12,7 – 3,4*8,2 (78,5) 2 +21,5*93,4 – 21,5*14,9

Задание 9.

Вычислите рациональным способом:

  • 93*52 – 38*43 + 93*38 – 43*52
  • 12,7*3,4 +8,2*1,4 – 1,4*12,7 – 3,4*8,2
  • (78,5) 2 +21,5*93,4 – 21,5*14,9
Задание 10. Разложите на множители методом группировки:   а) ах + ау + 10х + 10у б) а 2 – ав – 8а +8в в) а 2 n – anx + x 2 – ax  г )5a 3 c + 10a 2  - 6bc – 3abc 2  а ) а n 2 + cn 2 – ap + ap 2 – cp + cp 2  б ) 3a 3 + 5abc + 6ab 2 – a 3 c – 15a 2 b – 2b 2 c в) х 5 – х 4 +х 3 -х 2 +х – 1

Задание 10.

Разложите на множители методом группировки:

 

  • а) ах + ау + 10х + 10у
  • б) а 2 – ав – 8а +8в
  • в) а 2 n – anx + x 2 – ax
  • г )5a 3 c + 10a 2 - 6bc – 3abc 2
  • а ) а n 2 + cn 2 – ap + ap 2 – cp + cp 2
  • б ) 3a 3 + 5abc + 6ab 2 – a 3 c – 15a 2 b – 2b 2 c
  • в) х 5 – х 4 +х 3 -х 2 +х – 1
Задание 11. Впишите пропущенные одночлены: 6а 3 – 15а 2 b -14 ab + …= = (2a – 5b)(… - ….) 12x 3 - … + 42 x 2 y – 35 y 3 = = (… - ….)(6x 2 – 5 y 2 ) 24 a 4 – 18 a 3 – 4 ab + … = = (…. - ….)(… - ….)

Задание 11.

Впишите пропущенные одночлены:

  • 6а 3 – 15а 2 b -14 ab + …=

= (2a – 5b)(… - ….)

  • 12x 3 - … + 42 x 2 y – 35 y 3 =

= (… - ….)(6x 2 – 5 y 2 )

  • 24 a 4 – 18 a 3 – 4 ab + … =

= (…. - ….)(… - ….)

Задание 12. Решите уравнения: а) 6у+5 -2(6у+5)=0 б) х(х-2) +7(2-х)=0 в) (3х-2)(х+4)-3(х+5)(х-1)=0 г) у 2 + 8у – 4у – 32=0

Задание 12.

Решите уравнения:

  • а) 6у+5 -2(6у+5)=0
  • б) х(х-2) +7(2-х)=0
  • в) (3х-2)(х+4)-3(х+5)(х-1)=0
  • г) у 2 + 8у – 4у – 32=0
Задание 13. При разложении многочленов на множители получены следующие результаты: n(3n -4) 2 +(3n-4) 3 =4(3n-4) 2 (n-1) 14a 2 c + 25 b 2 d - 10abd – 35 abc= = (2a -5b)(7ac – 5bd) Проверьте правильность разложений двумя способами

Задание 13.

При разложении многочленов на множители получены следующие результаты:

  • n(3n -4) 2 +(3n-4) 3 =4(3n-4) 2 (n-1)
  • 14a 2 c + 25 b 2 d - 10abd – 35 abc=

= (2a -5b)(7ac – 5bd)

Проверьте правильность разложений двумя способами


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!