СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная квалификационная работа по направлению «Педагогическое образование» по программе «Учитель ИЗО и технологии»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В настоящее время наблюдается изобилие сувенирных товаров на полках торговых центров, которые являются абсолютно доступными любому желающему приобрести их.  Однако, изделия выполненные техникой прикладного творчества не только не теряют своей уникальности, но и порой несут большую ценность, чем заводские. Благодаря этому, прикладное творчество не теряет своей практической значимости и актуальности в настоящие дни.

Просмотр содержимого документа
«Выпускная квалификационная работа по направлению «Педагогическое образование» по программе «Учитель ИЗО и технологии»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






Морозова Н.В., слушатель курсов

профессиональной переподготовки



Техника «Hana kanzashi» в развитии

творческих способностей школьников старшей ступени

на внеклассных занятиях.

Выпускная квалификационная работа по направлению

«Педагогическое образование» по программе «Учитель ИЗО и технологии»





Оценка_____________ Научный руководитель:

к.п.н., доцент, зам. декана

Дата защиты 16.06.2014г. ФИРиД, по учебной работе


Протокол № ______ ____________ Найденова Л.В.


Председатель ГАК _________Сухова Н.В.





г. Хабаровск, 2014 год.

Содержание

Введение.

Глава I. Авторский проект « Цветочное сердце»

1.1. Историческая справка.

- Исследование видов техник.

- Календарь канзаси

-Материалы

-Канзаси в современном мире

1.2.Схема обдумывания.

1.3.Дизайн-анализ

1.4.Банк идей.

1.5.Инструменты и материалы

1.6.Исследование ткани.

1.7.Техника безопасности

1.8.Технологическая последовательность изготовления картины.

1.9.Экономическая часть.

1.10.Экологическое обоснование

1.11.Реклама.

1.12. Самоанализ.











Глава II. Методическая часть.

Пояснительная записка к педагогическому исследованию тема: «Влияние современных декоративно-прикладных техник на совершенствование универсальных учебных действий обучающихся»

2.1.Научно-теоретическое обоснование педагогического исследования

2.2.Обоснование выбора программы, учебно-методического обеспечения

2.3. Обоснование календарно-тематического плана



Приложение


Технологические карты

Разработка элективного занятия.

Образцы учебных и творческих работ учащихся

Разработка урока по Технологии.

Список использованной литературы и Интернет источников


























Введение

В настоящее время наблюдается изобилие сувенирных товаров на полках торговых центров, которые являются абсолютно доступными любому желающему приобрести их. Однако, изделия выполненные техникой прикладного творчества не только не теряют своей уникальности, но и порой несут большую ценность, чем заводские. Благодаря этому, прикладное творчество не теряет своей практической значимости и актуальности в настоящие дни.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

«Hana kanzashi» - это увлекательный процесс, хотя и кропотливый. Сделанные своими руками подарки всегда приятно дарить. Любое творчество развивает у человека способности к восприятию искусства и чувства самовыражения. Достоинство «Hana kanzashi» в том, что в этой технике можно изготовить украшения для волос, декоративные цветы на платье, кто откажется украсить свой дом картиной, которая сразу сделает помещение более нарядным, уютным и нестандартным.

В качестве проектной работы я выбрала исполнение картины лоскутными модулями «Цветочное сердце», где целью стало совершенствование собственных возможностей и УУД в изготовлении сложной творческой композиции - проекта из лоскутных цветов с помощью различных техник «Hana kanzashi».

Для достижения цели мною были сформулированы следующие задачи:

  • Расширить знания о канзаси как о способе художественной обработки материалов (история и техника исполнения)

  • Осуществить выбор материала, тематику проекта и рассчитать экономическую значимость.

  • Изучить технику безопасности при работе с инструментом

  • Приступить к выполнению проектного изделия.

  • Продемонстрировать презентацию готового продукта творческого проекта

Практическая значимость продукта творческого проекта состоит в том, что картина «Цветочное сердце», с одной стороны, является экономически выгодным и мало затратным изделием, изготовленным своими руками, обладающим индивидуальностью, уникальностью и оригинальностью. С другой, данный проект способствует развитию творчества и совершенствованию личностных умений и способностей.

Глава I. Авторский проект «Цветочное сердце»

    1. Историческая справка.

Эта оригинальная техника рукоделия пришла к нам из Страны Восходящего Солнца. В основе цумами канзаси лежит оригами - традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги. Вот только в данном случае складывают не бумагу, а квадратики из натурального шелка, которые превращаются в удивительные цветы и цветочные композиции.

Японские женщины начали украшать свои причёски большим количеством шпилек и гребней во второй половине периода Эдо, то есть, в 1700-хгодах.
( приложение №1)

Появлением шелкового оригами мы обязаны гейшам, которые в дополнение к изысканным кимоно, причудливому макияжу и расписным веерам стали создавать вычурные прически, украшенные цветами из ткани. Поскольку в традиционном японском женском костюме не допускается использование ожерелий и наручных украшений - декорированные прически стали одним из главных способов самовыражения а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька владелицы .На гравюрах можно видеть - если присмотреться - как японки запросто навешивали в свои прически до двадцати дорогих канзаши.

Изначально цветы из шелка предназначались для украшения шпилек, гребней и палочек в прическах гейш, но со временем они приобрели более широкое признание в японском обществе. Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи, декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.

Исследование видов техник.

Виды

Описание

Bira bira

( рис.1)

Они составлены из металлических полос, прикрепленных колечками к основе украшения. Полоски при этом двигаются, независимо, приятно позванивая. Иногда звук дополнительно подчеркивается колокольчиками. Вместо металла могут использоваться длинные нити шелковых цветов, называемые shidare.

Kogai

(рис.2, рис.3)

Изготавливаются из натурального или искусственного панциря черепахи или других материалов, таких как керамика или металлы. Они часто продаются как набор с приложенным гребешком.


Tama-Kanzashi

(рис.4)

Самые распространенные, украшены шариком (тама)


Kushi

( рис.5)

Они обычно представляют собой округлые гребешки, сделанные из панциря черепахи или лакируемого дерева, часто инкрустированные перламутром или золотом. Декоративная часть гребня обычно делается широкой, чтобы обеспечить максимальную площадь для нанесения рисунка, который, во многих случаях, будет простираться и на зубцы. Кроме того, есть гребни называемые hanagushi. К деревянной основе гребня крепятся лепестки цветов сделанные из свернутых кусочков шелка.


Kanoko Dome

( рис.6)

Обильно украшен драгоценными и полудрагоценными камнями или жемчугом. Обычно изготовляется из серебра, панциря черепахи, нефрита или коралла. Большая часть их имеет округлую форму, однако встречаются и версии в виде цветов и бабочек. Kanoko Dome обычно имеет два зубца, которые позволяют надежно закрепить его в волосах.


Ogi

( рис.7. рис.8)

Представляет собой металлический канзаши в форме веера, закрепляющийся длинной шпилькой. Их обычно носят майко, а самые юные из них - по две штуки


Хираути-канзаши (рис.9. рис.10)

Своим внешним видом очень напоминают тама-канзаши, только вместо декоративного шарика на конце шпильки у них находится плоский кружок, похожий на монету, который, как и шарики тама, изготавливается из драгоценных камней, золота, серебра, лакированного дерева или пластика. Как и тама-канзаши, эти канзаши подходят к любому стилю кимоно.


Hana kanzashi

( рис.11)

Цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание).


тsumami kanzashi

Цумами-кандзаси

(рис. 12, )

цумами-кандзаси отличает от других видов украшение поверхности сложной аппликацией из кусочков ткани,


Кусудама

(рис. 13. рис. 14)

вид цумами-кандзаси; из шёлковых лепестков формируется шарик. Этот вид кандзаси носят девочки-подростки.




(Приложение №2)

Календарь канзаси.

Гейши носили различные hana kanzashi в зависимости от месяца или праздника. Сезонные канзаси повторяют природное цветение растений в разное время года. Это относится, прежде всего к гейшам - именно они носят канзаши почти постоянно, и вынуждены обращать внимание на смену сезонов. Так как майко носят гораздо больше канзаши, чем старшие гейши, сезонные изменения наиболее ярко прослеживаются в их украшениях.

Январь

Вид январских канзаши меняется из года в год, но обычно они сохраняют новогоднюю тематику. Самый популярный выбор - комбинация сосны (matsu), бамбука (take) и цветов сливы (ume). Цвета январских канзаши - зеленый, красный и белый - ассоциируются с праздниками.

Февраль

В канзаши обычно присутствуют различные оттенки темно-розового, иногда красный. Цветок февраля - слива символизирующая юную любовь и приход весны.

Март

Желтые и белые цветы рапса (nanohana) персика (momo), нарцисса (suisen), и пионов (botan). И, конечно, бабочки.

Апрель

Светло-розовые цветы вишни (sakura), бабочки и фонарики bonbori сигнализируют скорый приход, предвкушение лета. «Любование цветущей сакурой» - «Cherry Blossom Viewing» в это время года - главное культурное событие в Японии. Также, в апреле возможны канзаши состоящие только из серебряной или (иногда) золотой бабочки.

Май

Фиолетовые глицинии (fuji) и синие ирисы (ayame). Ирисы символизируют обозначают окончание весны. Маленькие серебряные бабочки могут быть дополнительным оформлением майских канзаши.

Июнь

Зеленая ива (yanagi), гвоздика или, реже, цветы гортензии (ajisai). Ива традиционно связывается с гейшей, а июнь - открывает дождливый сезон в Японии, и поэтому, ива (дерево, любящее воду) и светло-синий цвет гортензии подходят к нему как нельзя лучше.

Июль

В июле канзаши поражают своим разнообразием - это круглые (uchiwa) и сложенные веера. Они относятся к фестивалю, который проходит в квартале Gion в Киото, квартале гейш. Веер – это основная деталь традиционного японского танца. Июльские веера на канзаши майко меняются каждый год. Однако в июле можно носить и более нейтральные канзаши – со стрекозами и каплями росы на траве.

Август

Фиолетовая ипомея (asagao) или пампасная трава, для старших майко – серебряная или белая, а для младших – розовая или красная.

Сентябрь

Японский колокольчик (kikyo). Фиолетовые тона традиционно связаны с осенью. Часто они смешиваются с другими осенними цветами: леспедецей, патринией, хризантемой, японским посконником, кудзу и гвоздикой.

Октябрь

Тут правит бал любимица японцев - хризантема (kiku). Она недаром символизирует Императорскую Семью. Обычно хризантемы в канзаши красные и белые, это сочетание символизирует окончание осени.

Ноябрь

Ноябрьская канзаши - это осенние листья. Это может быть как нейтральный желтый листик так и характерный красный лист клена. Любование кленом - осенний эквивалент весеннего любования сакурой. Гинкго и листья амбрового дерева также часто используются в ноябре.

Декабрь

Японцы готовят в это время года mochi, и частенько украшают ими деревья, создавая искусственные белые цветы. Удачу должны приносить канзаши изображающие mochibana (собственно маленькие шарики mochi сложенные в виде цветов)
Декабрьские канзаши также включают в себя два maneki – тонких чистых листочка. Обычно майко посещают театр Minamiza и просят, чтобы их любимые актеры Кабуки собственноручно подписали манеки своими псевдонимами. Некоторые декабрьские канзаши включат в себя бамбуковые листья.

(Приложение №3)



Материалы

Металлические кандзаси изготавливаются из серебра, олова, латуни, в период Мэйдзи кандзаси исполнялись из платины. Изредка материалом бывает стекло, черепаховый панцирь, древесина аквилярии, сандал и похожий на него японский ладан. Известны летние украшения из кристаллов, хотя, ввиду низкой сохранности, их осталось очень немного. Простой народ носил деревянные кандзаси, имитации черепахового панциря изготовляли из лошадиного копыта. Сегодня кандзаси стали делать из пластика, а самые высококачественные образцы вырезаются из однородного черепахового панциря. Кандзаси, как и любые украшения, делают не только из благородных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, янтаря и кораллов. Материалом может быть даже целлулоид и стекло. Дорогие кораллы могут заменяться имитацией, выполненной из селитры и яичного белка.
Цветы для кандзаси изготавливают из шёлка. Энтузиасты-непрофессионалы используют и более дешёвые материалы.

( Приложение №4)



Канзаси в современном мире

В современной Японии постоянно носят классические цумами канзаши лишь те женщины, которым по роду деятельности приходится надевать кимоно. А также невесты используют национальное украшение во время свадебной церемонии. Но в последние годы элементы в технике цумами стали появляться на современных заколках, резинках и ободках; наряду с традиционными темами украшений возникают новые. И вот в таком виде – возрождённом и обновленном – древнее искусство цумами канзаши становится все более популярным не только в Японии, но и далеко за её пределами.

(Приложение №5)

1.2. Схема обдумывания

(приложение №6)



1.3. Дизайн-анализ

Язык цветов используется с давних времён, но цветочное сердце - это вершина флористики для выражения самых сокровенных желаний. изящное сердечко, составленное ярко-жёлтых хризантем, белоснежных ромашек, алых роз, ультрамариново-синих анемонов и трёх светло-жёлтых гербер, благородно выделяющих на пёстром фоне. Богатство чувств, выраженное в многокрасочной палитре цветов - залог успеха, что тебя поймут!

Освоение техники «Hana kanzashi» я начала с выполнения декоративных цветов для волос, а так же украшений для платья, Новогодней змейки. В качестве конкурсной работы были изготовлены: новогодняя снежинка, панно к дню города на тему: «Цвети родной Бикин», в котором использовались различные модули создания острых и круглых лепестков из лоскутков атласа.

Настоящий продукт моего творческого проекта - картина на тему «Цветочное сердце» - состоит из более сложной и нестандартной работы. Такую картину можно подарить на день рождение или юбилей, как близким родственникам, так и друзьям. Считаю, что продукт творческого проекта может стать приятным подарком-сюрпризом.

(Приложение№7)




1.4.Банк идей.

(Приложение №8)

1.5. Инструменты и материалы

  • Лоскут  разных размеров,

  • Зажигалка или свечка;

  • Пинцет;

  • Клей "Момент-кристалл" или «Супер-момент» или клеевой (горячий) пистолет, ещё один вариант-паяльник, для тех, у кого он есть и кто хотя бы немного умеет им пользоваться;

  • Длинная и нетолстая игла;

  • Прочная нитка;

  • Различная фурнитура (стразы, бусины, пайетки и т.д.)

(Приложение №9)

1.6. Техника безопасности

Техника безопасности при работе с тканью:

• Не подноси иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывай иглу в свою одежду

• По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу.

• Работая с булавками, вкалывай их в ткань от себя.

• Рабочую нить отрезай ножницами. Острые концы ножниц не подноси близко к лицу.

• Передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.

• Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.

• Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее окончания.

• Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.

Техника безопасности при работе с зажигалкой:

• Следите за исправностью зажигалки.

• Не касайтесь огня .

• Все детали своей работы держите под рукой, чтобы не обжечься огнем .

• Для того чтобы рука не уставала, делайте гимнастику для рук.

Техника безопасности при работе с клеем.


• Работать в резиновых перчатках, в проветренном помещении












1.7. Исследование ткани

Название ткани

Удобство складывания

Вид среза-края

Горение

Форма лепестка

Креп - атлас

скользит

осыпается.

плавится

Красиво держит форму острых и круглых лепестков


1.8. Технологическая последовательность

Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков - острый и круглый. Для изготовления картины я выбрала острые лепестки.

Делаем заготовки:

1.Нарезать из лоскута креп атласа квадраты размером 5х5 см.,

прямоугольники размером 5х7 см.

( приложение № 10)



Изготовление 1 модуля (круглый лепесток).

1.Сгибаем прямоугольник по горизонтали.

2.Сгибаем прямоугольник по вертикали.

3. По каждой стороне прямоугольника закладывают складочку.

4. Сгибаем уголки друг к другу

5. Уравниваем в низу срезы.

6. Выравниваем боковую сторону и нижний край, подрезаем.

7. Зажимаем пинцетов нижний край модуля, опаливаем с помощью зажигалки.

8. Зажимаем пинцетов боковую сторону модуля, опаливаем с помощью зажигалки.

( приложение № 11)


Изготовление 2 модуля.(острый лепестое)

1.Сгибаем квадрат по диагонали.

2. Углы загибают к центру.

3. Углы уравнивают с центром.

4. Перегибают стороны назад.

5.Уравняем срезы, подрезаем.

6. Зажимаем пинцетов нижний край модуля, опаливаем с помощью зажигалки.

(приложение №12)


Изготовление 3 модуля .(круглый лепесток)

1.Сгибаем квадрат по диагонали.

2. Складываем треугольник пополам, еще раз пополам

3.Уравняем срезы, подрезаем.

4. Зажимаем пинцетов нижний край модуля, опаливаем с помощью зажигалки.

Если у вас мягкая ткань, а лепесток хочется совсем острый, с узким краем - сложенную заготовку можно прогладить утюгом.

А потом нужно еще раз сложить пополам:

Если теперь посмотреть на сложенный квадратик со стороны диагонали - у нас получился острый лепесток:

Кончик лепестка «б» подрезаем и опаляем. 

То, какой вы хотите получить цветок - высокий, низкий, с наклоном или без - определяет положение линии , по которой нужно подрезать лепесток.

Цветок с целыми и подрезанными по линии лепестками:

Готовые лепестки откладываем в сторону.

Сделав необходимое количество лепестков, собираем их на нитку и стягиваем в кольцо:

Из картона вырезаем кружок - основу для цветка и обтягиваем его атласной лентой.

Заготовленные лепестки крепим на термоклей к основе и украшаем серединку.

С помощью термоклея цветок прикрепляем к картине.


(Приложение №13)

1.9. Экономика.



Наименование

Цена

Расход материала

Стоимость


Рамка

140 руб.

1 шт.

140 руб.


Бусины

0.50 руб.

10 шт.

5 руб.


зажигалка

12 руб.

1 шт.

12 руб.


Клей

40 руб

1 шт

40 руб




Итого:

205 руб










Вывод:

При изготовлении картины некоторые материалы были у меня под рукой: картон, лоскут креп-атласа, сухие веточки, применяемые ранее декоративная обвертка, пуговицы , таким образом картина является экономически выгодным и мало затратным изделием. Стоимость картины составляет 205 рублей

1.10. Экологическое обоснование.

Используемые материалы в технике «Канзаси»: картон, лоскут креп-атласа, сухие веточки, применяемая ранее декоративная обвертка, не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека

В процессе работы мной был использован клея «Кристалл» в формировании букетов .При работе с клеем проветривалось помещение, так как он выделяет токсичные вещества и имеет минимальную естественную радиоактивность.

Вывод : Используемые материалы: картон, лоскут креп-атласа, сухие веточки, применяемая ранее декоративная обвертка, пуговицы, получили второе рождение при изготовлении картины и клей «Кристалл», который применялся в малых количествах, не влияет на экологическую среду.




1.11. Реклама.

(Приложение №14)

1.12. Самоанализ:

Работая над проектом, мне удалось создать уникальную картину. В процессе работы я более подробно познакомились с техникой канзаси.

Работая по данной теме, были проведены исследования:

Ø исследование техник и технологий создания лепестков и цветков;

Ø исследование материалов необходимых для изготовления;

Цель и задачи достигнуты.

Такую картину можно сделать подарком на праздники своим родным, близким.





Глава II. Методическая часть.

Пояснительная записка к педагогическому исследованию тема:

«Влияние современных декоративно-прикладных техник на совершенствование универсальных учебных действий обучающихся»


2.1.Научно-теоретическое обоснование педагогического исследования

Наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, по­зитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру пове­дения и общения, что является основой духовного развития школьника - через созидатель­ную, эстетически значимую творческую деятельность.

Преподавание уроков технологии натолкнуло меня на тот факт, что, с одной стороны, современные подростки с трудом интересуются прикладным творчеством по разным причинам, а с другой программа по предмету содержит только небольшое теоретическое знакомство. Поэтому обучение и вовлечение с интересом в мир декоративно-прикладного творчества осуществляется через внеурочную деятельность. Изучая проблему низкой заинтересованности среди моих старшеклассниц (10-11 класс), я провела простой опрос, основанный на четырех вопросах, которые показали реальный запрос обучающихся на освоение одной из техник декоративно-прикладного творчества «Канзаси» (поскольку я как педагог владею ее приемами и могу обучить школьниц).

Опрошено 15 старшеклассниц посещающие элективный курс.

Из 15 учащихся:

- 10 старшеклассниц относятся положительно к декоративно-прикладному творчеству;

- технику «Канзаси» не знает ни кто;

- 12 старшеклассниц испытывают желание узнать о технике «Канзаси»;

- 8 старшеклассниц хотят добиться в технике «Канзаси» совершенства.

(Приложение №15)

Опираясь на результаты опроса, я поставила перед собой педагогическую цель: способствовать совершенствованию творческих способностей и УУД школьников посредством практического изучения техники «Канзаси» во внеурочной деятельности.

Достижение цели может быть реализовано посредством выполнения следующих задач:

Создать условия для теоретического и практического изучения техники «канзаси» ( история и символика «цунами канзаси», « хана канзаси». техника безопасности при выполнении цветов в технике, технологическая последовательность изготовления,

  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

  • создать условия для развития индивидуальных способностей учащихся.

  • формировать познавательный интерес к декоративно-прикладно­му творчеству

  • воспитывать аккуратность, культуру поведения;

  • формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Элективный курс по освоению техники «Канзаси» направлен на достижение метапредметных результатов, а именно: знания по мате­матике (расчет величины лепестков), МХК и черчение (по­строение макета проекта и лекал, умение правильно подбирать цветовую гамму и декор, знание традиционных аспектов культуры изучаемой техники), экологии и экономики (природоохранные технологии, расчет себестоимости проекта).

Основным педагогическим методом для продуктивного изучения и практического закрепления техники «Канзаси» во внеурочной деятельности я выбрала метод проектов (мини-проекты). Данный метод является более эффективным, поскольку, в проектной деятельности обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, рассчитывать время работы, выражать свою точку зрения в творческом деле. Все эти факторы направлены на создание ситуации успеха во время занятия успеха, делают значимой ту деятельность, которую выбирает обучающийся лично, и значительно повышает собственную самооценку. Реальный результат в виде готовых изделий говорит о приобретенных навыках и умени­ях, а также имеет огромное воспитательное значение. Для школьников важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое обще­ственное признание

Особую роль также играет рефлексия и само рефлексия на занятии. Работу по подведению итогов я как педагог-предметник строю гак, что­бы школьники радовались проделанной работе. На каждом занятии подчеркивается достижения каждой ученицы. Оценку же используется не только для того, чтобы уста­новить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.

(Приложение №16)




2.2 Обоснование выбора программы, учебно-методического обеспечения


Основной целью образования на современном этапе является: развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности. Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Для обеспечения обучения старшеклассников была составлена модифицированная программа, основанная на рабочей программе по технологии, на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования и с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении технологии в основной школе.

В модифицированной программе нашли отражение цели и задачи изучения технологии на ступени среднего (полного) общего образования:

освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать:

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия; как использовать подходящую информацию для дизайн-проектов; как определять критерии по выбору дизайн-предложений; технологию изготовления изделия; как производить расчет себестоимости изделия

Уметь: оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения. Написать четкую, краткую формулировку задач проекта; отбирать подходящую информацию; оценивать свои предложения на основе выбранных критериев.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности:

  • для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности;

  • организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

  • решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;

  • рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • составления резюме и проведения само презентации.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в модифицированной программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать внимание школьников на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Требования к реализации программы направлены на применение деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

(Приложение №17)

2.3. Обоснование календарно-тематического плана

Календарно-тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  феде­ральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в 10-11 классах пре­дусматривается изучение предмета «Технология» из расчета 1 час в неделю. C  учетом  этого  составлено  календарно - тематическое  планирование  на  34 часов в год,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся, а также проектной деятельности.

Для организации внеурочной деятельности по предмету технологии я использую модифицированную программу элективного курса «Художественная обработка материалов», составленную на основе рабочей программы по технологии для 10-11 классов автора Котелкиной В.Н. (на основе Примерной программы среднего полного образования по технологии/ сост.: Л.Н. Бобровская, Т.В. Озерова, Е.А. Сапрыкина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011. – 112с. – (образовательный стандарт)). Данная программа элективного курса позволяет максимально полно реализовать потребности обучающихся в освоении техники лоскутного шитья, дает возможность расширить количество учебных часов, отведенных на элективный курс в условиях обучения старшеклассников.

Прилагается фрагмент календарно-тематического планирования курса «Технология» 10 - 11 класс и фрагмент календарно-тематического планирования элективного курса «Художественная обработка материалов».

( Приложение №18)

Разработка урока по Технологии (Приложение №19)



































Список использованной литературы и Интернет источников.


Комплект журналов: «Burda moden», «Лиза», «Вязание», «Ателье», «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё», «Бижу. Я создаю украшения».

Книги: Академия « умелые руки» Мягкая игрушка. Веселая компания. Белова Н. Санкт-Петербург.2003 г.

Энциклопедия рукоделия: Мягкая игрушка. 100 новых моделей. Н. Павлова, Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2004г.

Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.


Для дополнительного обеспечения выполнения программы использую информацию и материалы следующих Интернет – ресурсов:

www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал";

http://nsportal.ru/ – социальная сеть работников образования Лаборатория педагогического мастерства;

www.festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

http://www.edu.ru/ - "Российское образование" Федеральный портал;

www.openclass.ru – сетевые образовательные сообщества;

www.Proшколу – сетевое профессиональное сообщество;

http://www.dublirin.com.ua/ , http://quiltstudio.ru/ - лоскутное шитьё;

http://stranamasterov.ru/ - «Страна мастеров» (творчество для детей и взрослых);

http://worldhobbies.ru/- коллекция хобби и идеи, рукоделия со всего мира;

talantoha.ru – дистанционные конкурсы для дошкольников, школьников.



Модифицированная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Учебник «Технология», 10-11 кл. 2011 года под редакцией. Симоненко В.Д., Москва издательство центр, «Вентана-Граф» 2011г,

  • Учебник «Профессиональный успех» под редакцией С.Н. Чистяковой, Москва «Просвещение» 2008 г., рекомендованной Министерством образования России.

  • Методическое пособие, 3-е издание. Составленные Бобровской Л.Н., Озеровой Т.В., Сапрыкиной Е.А., ООО «Планета»

Методические пособия для учителя:

  1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.

  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

  3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.

  4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!