СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высшая нервная деятельность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Призентация по высшей нервной деятельности . Для среднего медицинского образования .

Просмотр содержимого документа
«Высшая нервная деятельность»

 Впервые рефлекторный характер деятельности высших отделов головного мозга был показан И.М. Сеченовым (1863 г) в книге “Рефлексы головного мозга.  В начале ХХ века И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, как основе поведения человека.  Он показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные рефлексы.

Впервые рефлекторный характер деятельности высших отделов головного мозга был показан

И.М. Сеченовым (1863 г) в книге “Рефлексы головного мозга.

В начале ХХ века И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, как основе поведения человека.

Он показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы  — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность). Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг) Условные рефлексы  —  реакции, которые приобретены данным организмом в процессе индивидуальной жизнедеятельности. Осуществляются на любое воспринимаемое организмом раздражение ; формируются на базе безусловных рефлексов. являются преимущественно функцией коры больших полушарий

Безусловные рефлексы  — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность). Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг)

Условные рефлексы  —  реакции, которые приобретены данным организмом в процессе индивидуальной жизнедеятельности. Осуществляются на любое воспринимаемое организмом раздражение ; формируются на базе безусловных рефлексов. являются преимущественно функцией коры больших полушарий

Методика выработки условных рефлексов разработана в лаборатории И.П. Павлова.  Условный рефлекс у  животных может быть выработан на базе безусловного рефлекса при соблюдении ряда основных правил

Методика выработки условных рефлексов разработана в лаборатории И.П. Павлова.

Условный рефлекс у животных может быть выработан на базе безусловного рефлекса при соблюдении ряда основных правил

Правила выработки условного рефлекса Совпадение во времени двух раздражителей: индифферентного (свет, звук) и безусловного (пища, боль). Индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному. Условный раздражитель по своей физиологической характеристике и биологической важности должен быть слабее безусловного

Правила выработки условного рефлекса

  • Совпадение во времени двух раздражителей: индифферентного (свет, звук) и безусловного (пища, боль).
  • Индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному.
  • Условный раздражитель по своей физиологической характеристике и биологической важности должен быть слабее безусловного
Для образования условных рефлексов необходима деятельная (бодрое) состояние коры головного мозга. Во время образования условных рефлексов кора головного мозга должна быть свободна от других, посторонних раздражителей. Животное должно быть абсолютно здоровое. Для закрепления условных рефлексов необходимо многократное сочетание условного и безусловного сигналов.
  • Для образования условных рефлексов необходима деятельная (бодрое) состояние коры головного мозга.
  • Во время образования условных рефлексов кора головного мозга должна быть свободна от других, посторонних раздражителей.
  • Животное должно быть абсолютно здоровое.
  • Для закрепления условных рефлексов необходимо многократное сочетание условного и безусловного сигналов.
Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову Фистула для сбора слюны Звонок (условный раздражитель) Пища (безусловный раздражитель)

Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову

Фистула для сбора слюны

Звонок

(условный раздражитель)

Пища

(безусловный

раздражитель)

При действии условного раздражителя (например, света) в коре возникает очаг возбуждения.  Последующее действие безусловного раздражителя (например, пищи) сопровождается появлением второго очага возбуждения в коре.  Между ними возникает временная связь (происходит замыкание, по Павлову)

При действии условного раздражителя (например, света) в коре возникает очаг возбуждения.

Последующее действие безусловного раздражителя (например, пищи) сопровождается появлением второго очага возбуждения в коре.

Между ними возникает временная связь (происходит замыкание, по Павлову)

После нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей связь становится более прочной  Теперь достаточно только одного условного раздражителя, чтобы вызвать рефлекс

После нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей связь становится более прочной

Теперь достаточно только одного условного раздражителя, чтобы вызвать рефлекс

Рефлекторная дуга условного рефлекса содержит следующие отделы: рецептор, реагирующий на условный раздражитель;  чувствительный нерв и соответствующий ему восходящий путь с подкорковыми образованиями; участок коры, воспринимающий условный раздражитель (например, зрительный центр);  участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса (пищевой центр); центр безусловного рефлекса;  двигательный нерв; рабочий орган

Рефлекторная дуга условного рефлекса содержит следующие отделы:

  • рецептор, реагирующий на условный раздражитель;
  • чувствительный нерв и соответствующий ему восходящий путь с подкорковыми образованиями;
  • участок коры, воспринимающий условный раздражитель (например, зрительный центр);
  • участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса (пищевой центр);
  • центр безусловного рефлекса;
  • двигательный нерв;
  • рабочий орган
Отличие безусловных и условных рефлексов. Безусловные рефлексы Условные рефлексы 1. Врожденные; 2. Видовые; 3. Рефлекторная дуга постоянная  (фиксированная); 4. Рефлекторная дуга замыкается в подкорковых структурах; 5. Постоянные и прочные рефлексы; 6. Наблюдаются на адекватный раздражитель, действующий на специфическое рецептивное поле. 1. Приобретенные; 2. Индивидуальные; 3. Рефлекторная дуга непостоянная, “ временная связь”; 4. Кора головного мозга; 5. Непостоянные; 6. Вырабатываются на любой индифферентный раздражитель.

Отличие безусловных и условных рефлексов.

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

1. Врожденные;

2. Видовые;

3. Рефлекторная дуга постоянная

(фиксированная);

4. Рефлекторная дуга замыкается в подкорковых структурах;

5. Постоянные и прочные рефлексы;

6. Наблюдаются на адекватный раздражитель, действующий на специфическое рецептивное поле.

1. Приобретенные;

2. Индивидуальные;

3. Рефлекторная дуга непостоянная,

временная связь”;

4. Кора головного мозга;

5. Непостоянные;

6. Вырабатываются на любой индифферентный раздражитель.

Динамический стереотип(ДС) представляет собой систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, на которую вырабатывается постоянная и прочная система ответных рефлекторных реакций

Динамический стереотип(ДС)

  • представляет собой систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, на которую вырабатывается постоянная и прочная система ответных рефлекторных реакций

Формированию динамического стереотипа способствует четкое воспроизведение в памяти одних и тех же эфферентных ответов на конкретную ситуацию  При этом резко ограничивается вовлечение новых систем в приспособительные реакции

Формированию динамического стереотипа способствует

четкое воспроизведение в памяти одних и тех же эфферентных ответов на конкретную ситуацию

При этом резко ограничивается вовлечение новых систем в приспособительные реакции

Виды торможения  И.П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов : безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) В коре головного мозга при этом возникает новый очаг возбуждения, который вызывает угнетение существующего очага возбуждения  У человека, например, при острой зубной боли перестает болеть сильно пораненный палец

Виды торможения

И.П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов : безусловное (внешнее) и условное (внутреннее)

В коре головного мозга при этом возникает новый очаг возбуждения, который вызывает угнетение существующего очага возбуждения

У человека, например, при острой зубной боли перестает болеть сильно пораненный палец

Условное (внутреннее) торможение развивается по закономерностям условного рефлекса, т.е. если действие условного раздражителя не подкрепляется действием безусловного раздражителя  Благодаря торможению в коре исчезает ненужная временная связь. Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, причем кора способна различать и разделять отдельные раздражения (анализ) наряду с возможностью обобщать, объединять возбуждения, возникающие в различных ее участках (синтез)

Условное (внутреннее) торможение развивается по закономерностям условного рефлекса, т.е. если действие условного раздражителя не подкрепляется действием безусловного раздражителя

Благодаря торможению в коре исчезает ненужная временная связь. Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, причем кора способна различать и разделять отдельные раздражения (анализ) наряду с возможностью обобщать, объединять возбуждения, возникающие в различных ее участках (синтез)

Внешнее торможение

Внешнее торможение

Безусловное торможение:   Биологическое значение внешнего торможения - обеспечение условий для более важного в данный момент ориентировочного рефлекса, вызванного экстренным раздражителем, и создание условий для его срочной оценки

Безусловное торможение:

Биологическое значение внешнего торможения - обеспечение условий для более важного в данный момент ориентировочного рефлекса, вызванного экстренным раздражителем, и создание условий для его срочной оценки

Существует четыре вида внутреннего (условного) коркового торможения: угасательное дифференцировочное запаздывающее условный тормоз. Условное торможение (внутреннее)  возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным, оно дает возможность организму избавиться от большого количества лишних биологически нецелесообразных реакций

Существует четыре вида внутреннего (условного) коркового торможения:

  • угасательное
  • дифференцировочное
  • запаздывающее
  • условный тормоз.

Условное торможение (внутреннее) возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным, оно дает возможность организму избавиться от большого количества лишних биологически нецелесообразных реакций

И.П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах.   Первая сигнальная система – это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, которые исходят из окружающего мира и внутренней среды организма. Она является общей для человека и животных.

И.П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах.

Первая сигнальная система – это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, которые исходят из окружающего мира и внутренней среды организма. Она является общей для человека и животных.

имеет дело с конкретными образами внешнего мира  это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира   это работа мозга, обуславливающая превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма   является физиологической основой конкретного (предметного) мышления и ощущений
  • имеет дело с конкретными образами внешнего мира
  • это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира
  • это работа мозга, обуславливающая превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма
  • является физиологической основой
  • конкретного (предметного) мышления и ощущений
Вторая сигнальная система – словесная, присущая только человеку. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к представлениям второй сигнальной системы.

Вторая сигнальная система – словесная, присущая только человеку. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к представлениям второй сигнальной системы.

это слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое, которое дает наименование предмету и содержит в себе обобщение   это коммуникативная функция мозга человека и функция отражения объективных закономерностей   она возникла на основе первой сигнальной системы   является основой абстрактного (отвлеченного)  мышления  является высшим регулятором человеческого поведения
  • это слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое, которое дает наименование предмету и содержит в себе обобщение
  • это коммуникативная функция мозга человека и функция отражения объективных закономерностей
  • она возникла на основе первой сигнальной системы
  • является основой абстрактного (отвлеченного)
  • мышления
  • является высшим регулятором человеческого поведения
 В левой височной доли имеется центр слышимой речи и центр сенсорный речи (центр Вернике). При разрушении этой зоны человек слышит, но не понимает значения того, что слышит.

В левой височной доли имеется центр слышимой речи и центр сенсорный речи (центр Вернике).

При разрушении этой зоны человек слышит, но не понимает значения того, что слышит.

 Регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц. Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока.

Регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц. Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока.

Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием   Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщения и абстракции , находящие свое выражение в понятийной деятельности человека.

Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием

Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщения и абстракции , находящие свое выражение в понятийной деятельности человека.

 В лобной доле левого полушария находится моторный центр (Брока). При его разрушении человек теряет способность говорить, но понимает, когда к нему обращаются устно или письменно. В затылочной доле находится центр видимой речи (чтение письмо)

В лобной доле левого полушария находится моторный центр (Брока).

При его разрушении человек теряет способность говорить, но понимает, когда к нему обращаются устно или письменно.

В затылочной доле находится центр видимой речи (чтение письмо)

Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном взаимодействии и взаимосвязи, так как возбуждение первой сигнальной системы, вызванное конкретными сигналами, передается во вторую сигнальную систему

Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном взаимодействии и взаимосвязи, так как возбуждение первой сигнальной системы, вызванное конкретными сигналами, передается во вторую сигнальную систему

Первичные речевые зоны коры Зона Брока  Зона Вернике

Первичные речевые зоны коры

Зона

Брока

Зона

Вернике

  Функциональная ассиметрия мозга Левое и правое полушария отвечают за разные функции, т.е. существует межполушарная ассиметрия.

Функциональная ассиметрия мозга

Левое и правое полушария отвечают за разные функции, т.е. существует межполушарная ассиметрия.

Левое полушарие (частично доминируюшее):  Вербальное восприятие (словесное);  Временные отношения;  Анализ стимулов;  Последовательное восприятие; Легко различимые предметы; Знакомые предметы; Установление сходства; Абстрактное мышление, обобщенное узнавание;

Левое полушарие (частично доминируюшее):

  • Вербальное восприятие (словесное);
  • Временные отношения;
  • Анализ стимулов;
  • Последовательное восприятие;
  • Легко различимые предметы;
  • Знакомые предметы;
  • Установление сходства;
  • Абстрактное мышление, обобщенное узнавание;
Правое полушарие: Невербальное восприятие (зрительные); Пространственные отношения; Синтетическая деятельность. Одновременное восприятие; Конкретное мышление; Трудно различимые предметы; Незнакомые предметы; Установление различия; Целосное восприятие.

Правое полушарие:

  • Невербальное восприятие (зрительные);
  • Пространственные отношения;
  • Синтетическая деятельность.
  • Одновременное восприятие;
  • Конкретное мышление;
  • Трудно различимые предметы;
  • Незнакомые предметы;
  • Установление различия;
  • Целосное восприятие.
Память – это общебиологическое свойство  накопления, хранения, обработки и воспрозведения информации . Память состоит из 4-х процессов : Запоминание; Хранение; Узнавание; Воспроизведение.

Память –

это общебиологическое свойство

накопления, хранения, обработки и воспрозведения информации .

Память состоит из 4-х процессов :

  • Запоминание;
  • Хранение;
  • Узнавание;
  • Воспроизведение.

Виды памяти : 1. Видовая - это информация, накопленная в результате эволюции на протяжении тысячелетий. Это безусловные рефлекторные инстинкты . 2. Индивидуальная - информация приобретенная в индивидуальной жизни и реализующаяся в условных рефлексах .

Виды памяти :

1. Видовая - это информация, накопленная в результате эволюции на протяжении тысячелетий. Это безусловные рефлекторные инстинкты .

2. Индивидуальная - информация приобретенная в индивидуальной жизни и реализующаяся в условных рефлексах .

По форме проявления Образная Эмоциональная (запоминание пережитых чувств, вдохновение, радость, страх) Логическая или словесно-логическая Сенсорная зрительная (у художников) слуховая (у музыкантов) осязательная (у слепых) 5. Механическая или моторная ( у спортсменов, балерин)

По форме проявления

  • Образная
  • Эмоциональная (запоминание пережитых чувств, вдохновение, радость, страх)
  • Логическая или словесно-логическая
  • Сенсорная
  • зрительная (у художников)
  • слуховая (у музыкантов)
  • осязательная (у слепых)

5. Механическая или моторная ( у спортсменов, балерин)

Виды памяти : По временной характеристике или продолжительности  Мгновенная (иконическая) 2. Кратковременная (оперативная) 3. Долговременная

Виды памяти :

По временной характеристике или продолжительности

  • Мгновенная (иконическая)

2. Кратковременная (оперативная)

3. Долговременная

Иконическая – удерживает в памяти: точную и полную картину, воспринимаемую органами чувств (образ предмета) в течение 0,1-0,5 сек; ограничена 3-5 элементами

Иконическая – удерживает в памяти:

  • точную и полную картину, воспринимаемую органами чувств (образ предмета)
  • в течение 0,1-0,5 сек;
  • ограничена 3-5 элементами
Кратковременная – удерживает в памяти : в течение 5-60 сек только частичное отображение предмета (события) 5-9 элементов; эффективна при повторении; в ее основе лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов

Кратковременная – удерживает в памяти :

  • в течение 5-60 сек только частичное отображение предмета (события)
  • 5-9 элементов;
  • эффективна при повторении;
  • в ее основе лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов
Долговременная – удерживает в памяти: огромный объем информации; сохраняется в течение жизни в ее основе лежат устойчивые структурные изменения в замкнутых цепях нейронов (в синапсах), вызванные электрохимическими процессами, связанными с их возбуждением; импульсы проходят по одним и тем же нервным путям, оставляя в них след.

Долговременная – удерживает в памяти:

  • огромный объем информации;
  • сохраняется в течение жизни
  • в ее основе лежат устойчивые структурные изменения в замкнутых цепях нейронов (в синапсах), вызванные электрохимическими процессами, связанными с их возбуждением;
  • импульсы проходят по одним и тем же нервным путям, оставляя в них след.
Физиологические механизмы памяти В зависимости от того, как человеком воспроизводятся запечатленные события можно определить уровень и силу проявления памяти.  Различают три уровня памяти: 1. высший уровень – воспроизводящая память , дословное воспроизведение. 2. уровень – опознающая память , опознает ранее виденное, предмет, текст, картину. 3. уровень – облегчающая память . Самостоятельно не вспоминает, но при новом выучивании требуется меньше времени.

Физиологические механизмы памяти

  • В зависимости от того, как человеком воспроизводятся запечатленные события можно определить уровень и силу проявления памяти.

Различают три уровня памяти:

1. высший уровень – воспроизводящая память , дословное воспроизведение.

2. уровень – опознающая память , опознает ранее виденное, предмет, текст, картину.

3. уровень – облегчающая память . Самостоятельно не вспоминает, но при новом выучивании требуется меньше времени.

В формировании памяти участвуют нейроны коры больших полушарий (височные доли), ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамическая область
  • В формировании памяти участвуют нейроны коры больших полушарий (височные доли), ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамическая область
Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям  При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов
  • Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям
  • При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов
Эмоции -  реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности
  • Эмоции - реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности
Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими изменениями в организме, соответствующими психическими проявлениями
  • Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими изменениями в организме, соответствующими психическими проявлениями
Например, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры  Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг — расслаблением гладкой мускулатуры
  • Например, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры
  • Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг — расслаблением гладкой мускулатуры
Гнев, радость, нетерпение сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости, кроме того, расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови и пр.
  • Гнев, радость, нетерпение сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости, кроме того, расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови и пр.
Эмоциональное возбуждение мобилизирует все имеющиеся у организма резервы  Более тонко работает интеллектуальная сфера, память. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы, в кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме
  • Эмоциональное возбуждение мобилизирует все имеющиеся у организма резервы
  • Более тонко работает интеллектуальная сфера, память.
  • Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы, в кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме
Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включиться в работу одновременно, а не поочередно. Блокируется процесс, тормозящий мышечную деятельность при утомлении В процессе эволюции эмоции сформировались как механизм приспособления  Огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции  Они важны для сохранения здоровья и работоспособности человека
  • Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включиться в работу одновременно, а не поочередно. Блокируется процесс, тормозящий мышечную деятельность при утомлении
  • В процессе эволюции эмоции сформировались как механизм приспособления
  • Огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции
  • Они важны для сохранения здоровья и работоспособности человека
 Сон  - это специфическое состояние мозга и организма, характеризующееся: существенной обездвиженностью почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители фазами электрической активности мозга специфическими сомато-вегетативными реакциями существенной обездвиженностью почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители фазами электрической активности мозга специфическими сомато-вегетативными реакциями существенной обездвиженностью почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители фазами электрической активности мозга специфическими сомато-вегетативными реакциями

Сон

- это специфическое состояние мозга и организма, характеризующееся:

  • существенной обездвиженностью почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители фазами электрической активности мозга специфическими сомато-вегетативными реакциями
  • существенной обездвиженностью почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители фазами электрической активности мозга специфическими сомато-вегетативными реакциями
  • существенной обездвиженностью
  • почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители
  • фазами электрической активности мозга
  • специфическими сомато-вегетативными реакциями

Стадии сна: 1. Дремота - исчезновение альфа ритма, 1-7 мин. 2. Появление сонных веретен на ЭЭГ – до 50 % сна. 3. Появление дельта волон, 20%. 4. Парадоксальный сон – бета ритм (ритм активного бодрствования), вспышки альфа ритма.

Стадии сна:

1. Дремота - исчезновение альфа ритма, 1-7 мин.

2. Появление сонных веретен на ЭЭГ – до 50 % сна.

3. Появление дельта волон, 20%.

4. Парадоксальный сон – бета ритм (ритм активного бодрствования), вспышки альфа ритма.

Во время сна изменяются вегетативные и моторные функции:  Снижается метаболизм Уменьшается легочная вентиляция Снижаются: пульс температура тела частота дыхания АД мышечный тонус спинальные рефлексы уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов пульс температура тела частота дыхания АД мышечный тонус спинальные рефлексы уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов пульс температура тела частота дыхания АД мышечный тонус спинальные рефлексы уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов

Во время сна изменяются вегетативные и моторные функции:

  • Снижается метаболизм
  • Уменьшается легочная вентиляция
  • Снижаются:
  • пульс температура тела частота дыхания АД мышечный тонус спинальные рефлексы уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов
  • пульс температура тела частота дыхания АД мышечный тонус спинальные рефлексы уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов
  • пульс
  • температура тела
  • частота дыхания
  • АД
  • мышечный тонус
  • спинальные рефлексы
  • уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов

Биологическое значение фазы медленного сна  (ортодоксальной фазы):  - понижение чувствительности к внешним раздражителям  - все мышцы, кроме глазных, расслаблены  -составляет 85% времени сна .  - снижение ЧСС и АД,  -замедление дыхания

Биологическое значение фазы медленного сна (ортодоксальной фазы): - понижение чувствительности к внешним раздражителям - все мышцы, кроме глазных, расслаблены -составляет 85% времени сна . - снижение ЧСС и АД, -замедление дыхания

Биологическое значение фазы быстрого сна (парадоксальной фазы):  - переработка и отложение информации в долговременную память,  - восстановление психических процессов   Аритмичный пульс, Аритмичное дыхание, Увеличение АД, Увеличение ЧСС, БДГ –быстрые движения глазных яблок

Биологическое значение фазы быстрого сна (парадоксальной фазы): - переработка и отложение информации в долговременную память, - восстановление психических процессов

Аритмичный пульс,

Аритмичное дыхание,

Увеличение АД,

Увеличение ЧСС,

БДГ –быстрые движения глазных яблок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя