Впервые рефлекторный характер деятельности высших отделов головного мозга был показан
И.М. Сеченовым (1863 г) в книге “Рефлексы головного мозга.
В начале ХХ века И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, как основе поведения человека.
Он показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные рефлексы.
Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность). Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг)
Условные рефлексы — реакции, которые приобретены данным организмом в процессе индивидуальной жизнедеятельности. Осуществляются на любое воспринимаемое организмом раздражение ; формируются на базе безусловных рефлексов. являются преимущественно функцией коры больших полушарий
Методика выработки условных рефлексов разработана в лаборатории И.П. Павлова.
Условный рефлекс у животных может быть выработан на базе безусловного рефлекса при соблюдении ряда основных правил
Правила выработки условного рефлекса
- Совпадение во времени двух раздражителей: индифферентного (свет, звук) и безусловного (пища, боль).
- Индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному.
- Условный раздражитель по своей физиологической характеристике и биологической важности должен быть слабее безусловного
- Для образования условных рефлексов необходима деятельная (бодрое) состояние коры головного мозга.
- Во время образования условных рефлексов кора головного мозга должна быть свободна от других, посторонних раздражителей.
- Животное должно быть абсолютно здоровое.
- Для закрепления условных рефлексов необходимо многократное сочетание условного и безусловного сигналов.
Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову
Фистула для сбора слюны
Звонок
(условный раздражитель)
Пища
(безусловный
раздражитель)
При действии условного раздражителя (например, света) в коре возникает очаг возбуждения.
Последующее действие безусловного раздражителя (например, пищи) сопровождается появлением второго очага возбуждения в коре.
Между ними возникает временная связь (происходит замыкание, по Павлову)
После нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей связь становится более прочной
Теперь достаточно только одного условного раздражителя, чтобы вызвать рефлекс
Рефлекторная дуга условного рефлекса содержит следующие отделы:
- рецептор, реагирующий на условный раздражитель;
- чувствительный нерв и соответствующий ему восходящий путь с подкорковыми образованиями;
- участок коры, воспринимающий условный раздражитель (например, зрительный центр);
- участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса (пищевой центр);
- центр безусловного рефлекса;
- двигательный нерв;
- рабочий орган
Отличие безусловных и условных рефлексов.
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
1. Врожденные;
2. Видовые;
3. Рефлекторная дуга постоянная
(фиксированная);
4. Рефлекторная дуга замыкается в подкорковых структурах;
5. Постоянные и прочные рефлексы;
6. Наблюдаются на адекватный раздражитель, действующий на специфическое рецептивное поле.
1. Приобретенные;
2. Индивидуальные;
3. Рефлекторная дуга непостоянная,
“ временная связь”;
4. Кора головного мозга;
5. Непостоянные;
6. Вырабатываются на любой индифферентный раздражитель.
Динамический стереотип(ДС)
- представляет собой систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, на которую вырабатывается постоянная и прочная система ответных рефлекторных реакций
Формированию динамического стереотипа способствует
четкое воспроизведение в памяти одних и тех же эфферентных ответов на конкретную ситуацию
При этом резко ограничивается вовлечение новых систем в приспособительные реакции
Виды торможения
И.П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов : безусловное (внешнее) и условное (внутреннее)
В коре головного мозга при этом возникает новый очаг возбуждения, который вызывает угнетение существующего очага возбуждения
У человека, например, при острой зубной боли перестает болеть сильно пораненный палец
Условное (внутреннее) торможение развивается по закономерностям условного рефлекса, т.е. если действие условного раздражителя не подкрепляется действием безусловного раздражителя
Благодаря торможению в коре исчезает ненужная временная связь. Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, причем кора способна различать и разделять отдельные раздражения (анализ) наряду с возможностью обобщать, объединять возбуждения, возникающие в различных ее участках (синтез)
Внешнее торможение
Безусловное торможение:
Биологическое значение внешнего торможения - обеспечение условий для более важного в данный момент ориентировочного рефлекса, вызванного экстренным раздражителем, и создание условий для его срочной оценки
Существует четыре вида внутреннего (условного) коркового торможения:
- угасательное
- дифференцировочное
- запаздывающее
- условный тормоз.
Условное торможение (внутреннее) возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным, оно дает возможность организму избавиться от большого количества лишних биологически нецелесообразных реакций
И.П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах.
Первая сигнальная система – это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, которые исходят из окружающего мира и внутренней среды организма. Она является общей для человека и животных.
- имеет дело с конкретными образами внешнего мира
- это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира
- это работа мозга, обуславливающая превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма
- является физиологической основой
- конкретного (предметного) мышления и ощущений
Вторая сигнальная система – словесная, присущая только человеку. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к представлениям второй сигнальной системы.
- это слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое, которое дает наименование предмету и содержит в себе обобщение
- это коммуникативная функция мозга человека и функция отражения объективных закономерностей
- она возникла на основе первой сигнальной системы
- является основой абстрактного (отвлеченного)
- мышления
- является высшим регулятором человеческого поведения
В левой височной доли имеется центр слышимой речи и центр сенсорный речи (центр Вернике).
При разрушении этой зоны человек слышит, но не понимает значения того, что слышит.
Регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц. Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока.
Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием
Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщения и абстракции , находящие свое выражение в понятийной деятельности человека.
В лобной доле левого полушария находится моторный центр (Брока).
При его разрушении человек теряет способность говорить, но понимает, когда к нему обращаются устно или письменно.
В затылочной доле находится центр видимой речи (чтение письмо)
Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном взаимодействии и взаимосвязи, так как возбуждение первой сигнальной системы, вызванное конкретными сигналами, передается во вторую сигнальную систему
Первичные речевые зоны коры
Зона
Брока
Зона
Вернике
Функциональная ассиметрия мозга
Левое и правое полушария отвечают за разные функции, т.е. существует межполушарная ассиметрия.
Левое полушарие (частично доминируюшее):
- Вербальное восприятие (словесное);
- Временные отношения;
- Анализ стимулов;
- Последовательное восприятие;
- Легко различимые предметы;
- Знакомые предметы;
- Установление сходства;
- Абстрактное мышление, обобщенное узнавание;
Правое полушарие:
- Невербальное восприятие (зрительные);
- Пространственные отношения;
- Синтетическая деятельность.
- Одновременное восприятие;
- Конкретное мышление;
- Трудно различимые предметы;
- Незнакомые предметы;
- Установление различия;
- Целосное восприятие.
Память –
это общебиологическое свойство
накопления, хранения, обработки и воспрозведения информации .
Память состоит из 4-х процессов :
- Запоминание;
- Хранение;
- Узнавание;
- Воспроизведение.
Виды памяти :
1. Видовая - это информация, накопленная в результате эволюции на протяжении тысячелетий. Это безусловные рефлекторные инстинкты .
2. Индивидуальная - информация приобретенная в индивидуальной жизни и реализующаяся в условных рефлексах .
По форме проявления
- Образная
- Эмоциональная (запоминание пережитых чувств, вдохновение, радость, страх)
- Логическая или словесно-логическая
- Сенсорная
- зрительная (у художников)
- слуховая (у музыкантов)
- осязательная (у слепых)
5. Механическая или моторная ( у спортсменов, балерин)
Виды памяти :
По временной характеристике или продолжительности
2. Кратковременная (оперативная)
3. Долговременная
Иконическая – удерживает в памяти:
- точную и полную картину, воспринимаемую органами чувств (образ предмета)
- в течение 0,1-0,5 сек;
- ограничена 3-5 элементами
Кратковременная – удерживает в памяти :
- в течение 5-60 сек только частичное отображение предмета (события)
- 5-9 элементов;
- эффективна при повторении;
- в ее основе лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов
Долговременная – удерживает в памяти:
- огромный объем информации;
- сохраняется в течение жизни
- в ее основе лежат устойчивые структурные изменения в замкнутых цепях нейронов (в синапсах), вызванные электрохимическими процессами, связанными с их возбуждением;
- импульсы проходят по одним и тем же нервным путям, оставляя в них след.
Физиологические механизмы памяти
- В зависимости от того, как человеком воспроизводятся запечатленные события можно определить уровень и силу проявления памяти.
Различают три уровня памяти:
1. высший уровень – воспроизводящая память , дословное воспроизведение.
2. уровень – опознающая память , опознает ранее виденное, предмет, текст, картину.
3. уровень – облегчающая память . Самостоятельно не вспоминает, но при новом выучивании требуется меньше времени.
- В формировании памяти участвуют нейроны коры больших полушарий (височные доли), ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамическая область
- Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям
- При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов
- Эмоции - реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности
- Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими изменениями в организме, соответствующими психическими проявлениями
- Например, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры
- Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг — расслаблением гладкой мускулатуры
- Гнев, радость, нетерпение сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости, кроме того, расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови и пр.
- Эмоциональное возбуждение мобилизирует все имеющиеся у организма резервы
- Более тонко работает интеллектуальная сфера, память.
- Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы, в кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме
- Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включиться в работу одновременно, а не поочередно. Блокируется процесс, тормозящий мышечную деятельность при утомлении
- В процессе эволюции эмоции сформировались как механизм приспособления
- Огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции
- Они важны для сохранения здоровья и работоспособности человека
Сон
- это специфическое состояние мозга и организма, характеризующееся:
- существенной обездвиженностью почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители фазами электрической активности мозга специфическими сомато-вегетативными реакциями
- существенной обездвиженностью почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители фазами электрической активности мозга специфическими сомато-вегетативными реакциями
- существенной обездвиженностью
- почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители
- фазами электрической активности мозга
- специфическими сомато-вегетативными реакциями
Стадии сна:
1. Дремота - исчезновение альфа ритма, 1-7 мин.
2. Появление сонных веретен на ЭЭГ – до 50 % сна.
3. Появление дельта волон, 20%.
4. Парадоксальный сон – бета ритм (ритм активного бодрствования), вспышки альфа ритма.
Во время сна изменяются вегетативные и моторные функции:
- Снижается метаболизм
- Уменьшается легочная вентиляция
- Снижаются:
- пульс температура тела частота дыхания АД мышечный тонус спинальные рефлексы уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов
- пульс температура тела частота дыхания АД мышечный тонус спинальные рефлексы уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов
- пульс
- температура тела
- частота дыхания
- АД
- мышечный тонус
- спинальные рефлексы
- уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов
Биологическое значение фазы медленного сна (ортодоксальной фазы): - понижение чувствительности к внешним раздражителям - все мышцы, кроме глазных, расслаблены -составляет 85% времени сна . - снижение ЧСС и АД, -замедление дыхания
Биологическое значение фазы быстрого сна (парадоксальной фазы): - переработка и отложение информации в долговременную память, - восстановление психических процессов
Аритмичный пульс,
Аритмичное дыхание,
Увеличение АД,
Увеличение ЧСС,
БДГ –быстрые движения глазных яблок