СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции "Использование ресурсов дистанционного обучения на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции ассоциации учителей дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции "Использование ресурсов дистанционного обучения на уроках литературы"»

Табунникова Е.Е.,

учитель русского языка

и литературы

Использование ресурсов дистанционного обучения на уроках литературы

Цель современной школы – это не столько усвоение учебного материала, предложенного учителем, сколько развитие интеллектуальных ресурсов личности средствами различных учебных дисциплин, развитие креативных способностей учеников, а главное, их самостоятельности в познавательной деятельности. А значит, необходимо и на уроках, и во внеурочной деятельности обращать внимание на повышение познавательной активности учащихся, создавать исследовательскую среду на каждом этапе общения.

"Дистанционное образование - это форма образования, обеспечивающая использования новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения".

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения. Основу образовательного процесса при ДО составляет самостоятельная работа в удобном месте, темпе и времени. Исследования показали, что для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.ние, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

Исходя из вышесказанного, становится понятен тот факт, что на первый план при организации учебного процесса выходит использование современных образовательных информационных компьютерных технологий, причем не только на уроках математики и информатики.

Существует масса причин, по которым человек не может обучаться в образовательных учреждениях. Это может быть и плохое состояние здоровья, и значительная удаленность от образовательных центров, занятость и т.д. К сожалению, даже дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия. Чтобы избежать негативного развития событий, не допустить появления «долгов» по учебе, отставания, многие родители и опекуны используют такой метод, как дистанционное обучение в школе. При этом можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость. Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов.

Например, интернет школа с лекциями опытных преподавателей, открытая в любое время и работающая совершенно бесплатно, способна обучить ребенка многому из образовательной программы. Он сможет максимально быстро усвоить любой урок. И если вдруг что-то окажется непонятным, нужно будет лишь заново запустить видеоурок этой интернет школы, и ребенок избежит пробела в знаниях. Главное – чтобы он захотел. И неважно, кому именно нужно дистанционное образование – взрослому человеку или ребенку. Дайте ребенку понять, насколько важной и полезной может оказаться такая интернет школа. Проведите урок дома –  найдите на нашем ресурсе материал, который нужно пройти и постарайтесь максимально помочь малышу хотя бы в первое время. Уверены, его заинтересует профессиональная подача материалов от преподавателей с большим стажем работы. Слушая и смотря лекции преподавателя, ребенок с легкостью может усвоить урок. На непонятном месте можно сделать паузу и прослушать сначала. Все легко и просто! Для того чтобы эта интернет школа работала, нужно лишь включить компьютер с доступом к интернету. От того, насколько ему понравится открытый интернет урок, во многом зависит его дальнейшее обучение.

.                  Вариативность способов и путей изучения темы занятия и источников информации. Традиционный школьный курс литературы предлагает ученикам печатные источники информации. Это и тексты художественных произведений, и материалы учебников, и статьи критиков и литературоведов.

Но современным школьникам более интересны, привычны и удобны информационные, компьютерные источники информации. Поэтому уроки дистанционного обучения – не альтернативный, а необходимый дополнительный материал при подготовке к урокам литературы

Виды учебных материалов, представленных на уроках дистанционного обучения:

      Лекционный материал по теме: биографические сведения, историко-литературные справки

Иллюстративный материал – репродукции картин русских художников, иллюстрации, портреты писателей

Видеоматериал: диафильмы, мультфильмы, интернет-уроки

Аудиоматериалы: актерское чтение сказок, басен

Развитие навыков самообразования, самоуправления, саморегуляции, самокоррекции учеников. Учащиеся нашей школы благодаря Интернету имеют доступ к урокам дистанционного обучения не только во время учебных занятий, но и дома. Поэтому возможна (предпочтительна) организация их самостоятельной деятельности при подготовке к урокам, как групповая, так и индивидуальная.

Создание условий развития рефлективности личности – на каждом этапе урока учитель должен организовать какую-то проблемную ситуацию, помочь ученикам принципиально принять многополярность окружающего мира, возможность сосуществования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей, и сформулировать свою точку зрения.

 

 Виды дистанционных технологий

 

1.   Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:

  • в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;

  • в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышения качества образованности учащегося.

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.

7.     Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте проведение группового занятия в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных групповых занятий, семинаров является текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов.

8.     Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.

9.     Веб-занятие. Может быть оформлено в виде лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, chat или ICQ.

10.  Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством chat или ICQ.

11.  Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.

12.  Вебинар. (происходит от двух слов: web — «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).

13.  Урок с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип урока не отличается от традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени.

В настоящее время в практике проведения дистанционных уроков существует несколько способов доставки учебных материалов ученику:

1.     Использование электронной почты или технологии i-chat для доставки учебных материалов ученику. Чаще всего такой доступ применяется при использовании кейс-метода. Обычно учебные материалы представлены в формате .DOC или .HTML. Ученики получают учебные кейсы с рекомендациями по изучению учебного материала и выполнению заданий. Выполненные задания ученики пересылают учителю.

 Характеристика дистанционного урока

 Алгоритм разработки дистанционного урока

      1.     Определение темы дистанционного урока.

2.     Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!