СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Использование информационно - коммуникативных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством»»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Представление педагогического  проекта «Использование информационно - коммуникативных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством»»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Использование информационно - коммуникативных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством»»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в г. Димитровграде»



Кузьмина Светлана Валерьевна,

инструктор по труду


Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Использование информационно - коммуникативных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством»»



XXI век-век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Информатизация обучения играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка. Процессы информатизации нынешнего общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационно-коммуникативных технологий. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия педагога и обучаемого. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Под информационно-коммуникационными технологиями понимается совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Внедрение в процесс обучения информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей.

Использование ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство. Благодаря использованию новых информационных технологий улучшается концентрация внимания детей, развивается мышление, речь, лучше усваивается учебный материал. Использование ИКТ при обучении декоративно-прикладного искусства открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению. У педагога появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы обучающихся.

Цель использования ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством:Сделать занятие современным с точки зрения использования технических средствПриблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;Помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.

Проводятся занятия по различным направлениям ДПИ –от традиционных видов рукоделия до современных техник прикладного творчества и в течение пяти лет вводится система активного использования современных ИКТ. Несомненным преимуществом применения ИКТ в обучении является качество образования за счет новизны деятельности, эффективность проведения занятия. Использование ИКТ позволяет в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество наглядного материала, повышает объем выполняемой работы. ИКТ, применяемые на занятиях ДПИ:1.Использование медиа-ресурсов как источника информации: использование сети Интернет с целью расширения конкурсно-выставочной деятельности; широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи; создание тематического банка полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения занятий ( методические разработки, методические рекомендации и т.д.)2. Чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Эта программа дает педагогу неограниченные возможности для творчества и для более эффективного средства повышения уровня познавательной активности.

Презентации удобны в использовании, увлекают учащихся и нацеливают на успешные результаты. Дети участвуют в разработке элементов урока, создают свои проекты. В этом случае ребенок становится помощником учителя и сам накапливает нужную информацию. Использование презентаций позволяет экономить время на занятии и выполнить большой объем работы. На занятиях с использованием ИКТ все дети работают более активно, с интересом выполняют все предложенные задания.При этом необходимо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной информации и живой речи педагога. Демонстрация презентации сопровождается лекцией или комментариями педагога и одновременно может сопровождаться активным двусторонним общением с обучающимися.

Возможность использования презентации в образовательном процессе:Проведение презентаций на занятиях при объяснении нового материала. Заранее созданная презентация заменяет демонстрационный материал при объяснении нового материала, фиксации внимания обучающихся на иллюстрациях, схемах и т.д. Проведение мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству, как педагогом, так и обучающимися с пошаговой инструкцией выполнения задания.Презентации по выполнению индивидуальных и групповых проектов. В отделе декоративно-прикладного творчества на протяжении четырех лет проводится конкурс мультимедийных проектов «Мой первый мастер-класс». Цель конкурса - изучение и освоение проектного метода работы; пропаганда новых педагогических технологий; выявление творческих объединений, наиболее эффективно использующих инструменты информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Участники конкурса выступают в качестве учителя-мастера для других воспитанников. Задача участников конкурса -передать свой опыт путем обучения воспитанников конкретным навыкам, прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приемов. Этот конкурс является своего рода итоговым контролем обучения практическим навыкам воспитанников объединений первого года обучения. Традиционными являются и викторины по истории рукоделия, которые выполняются как индивидуально, так и коллективно в представленных мультимедийных презентациях.

Все викторины по истории рукоделия содержат сведения от зарождения русского рукоделия до его современных техник, а также выполнение практического задания ( например, «опишите историю возникновения любого вида рукоделия и представьте работу в данной технике на свободную тему»). Эти задания выполняются в мультимедийной презентации. Цель данных викторин - выявление уровня теоретических и практических знаний воспитанников в области декоративно-прикладного творчества и рукоделия.Создание фотоальбомов как формы отчетности за определенный период обучения.( Например, презентация «Подготовка к новогоднему конкурсу «Новогодняя сказка», презентация «Мы на фестивале «Волжские забавы»).Практикуют в своей работе педагоги отдела декоративно-прикладного творчества и учебные тренажеры по ДПИ, с помощью которых можно подготовить занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся ( дифференцированный и индивидуальный подход). Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; увеличивается количество тренировочных заданий, повышается мотивация учебной деятельности. Эффективное применение тренажеров в учебном процессе позволяет значительно уменьшить число ошибок, сократить время обучения, более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретенных навыков, индивидуализировать обучение, формировать выводы по действиям обучающегося. Одним из способов внедрения новых информационных технологий на занятиях по ДПТ является использование компьютерных программ как средств создания узоров для бисероплетения, вышивания, вязания и шитья. В настоящее время существуют графические редакторы, позволяющие создавать собственные узоры и преобразовывать понравившиеся изображения (фотографии, рисунки) в схемы для различных техник ДПИ. Это программы Bead Wicked, Biserhelp, Pattern Maker, Win-Stitch, PCStich, Bead Work, Redcafe. Современные методы обучения ДПИ с использованием ИКТ направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей , на изучение наследия народных традиций нашей культуры. В современном обществе ИКТ возрождают и преображают традиционные виды рукоделия. Интеграция ИКТ с традиционным обучением позволяет не только сохранить, но и преумножить накопленный веками опыт и мастерство рукоделия. Совершенствование процесса обучения на занятиях в декоративно-прикладном творчестве поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введет детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!