СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического исследовательского проекта «Повышение учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического исследовательского проекта «Повышение учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического исследовательского проекта «Повышение учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 города Димитровграда Ульяновской области»


Митрофанова Вера Викторовна,

учитель русского языка и литературы



Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического исследовательского проекта «Повышение учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ»



Проблемы обучения детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является, обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

По данным Министерства образования и науки в 2015 году в России 42 168 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учатся в условиях надомного обучения. Данная категория детей имеет различные расстройства здоровья, но их объединяет недостаточность их возможностей в социальной адаптации и интеграции в общество. Определяет их судьбу, как ограниченность возможностей здоровья, так и его социальные последствия, комплекс личностных изменений и, прежде всего, в мотивационно - потребностной сфере.

Найти свое место в жизни ребенку с ограниченными возможностями здоровья может помочь психолого-педагогическое сопровождение, готовность учителей и воспитателей для работы с ними. Для этого необходима переоценка значимости ценностных ориентиров самим ребенком, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности, которые скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и создания условий для их развития.
В настоящее время исследуются особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в условиях депривации (Ю.Ф. Антропов, Т.В. Ахутина, СВ. Бельмер, А.И. Захаров, В.В. Лебединский, И.Ю. Левченко, В.А. Пермякова, Е.Т. Соколова, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова, И.В. Ярославцева и др.), но при этом недостаточно изучено состояние вопроса мотивационно - потребностной сферы. Между тем, знание направлений, динамики и конкретных фактов, касающихся развития мотивационно - потребностной сферы детей, позволяет понять, каким образом личность с возрастом может изменяться и какую нужно создать образовательную среду, чтобы имелись возможности для коррекции отклонений в развитии у детей.

Объект: мотивация учебной деятельности.

Предмет: мотивация учебной деятельности детей с ОВЗ.

Цель: изучение мотивации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Изучить развитие учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья;

3. Провести эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке практических рекомендаций, с целью повышения учебной мотивации детей с ОВЗ; полученные результаты могут быть полезны в работе педагогов – психологов, классных руководителей и родителей.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование.



1 Теоретические аспекты состояния проблемы учебной мотивационной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья



1.1 Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования



В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые,? изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.

Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

- сосредоточение внимания на учебной ситуации;

- осознание смысла предстоящей деятельности;

- осознанный выбор мотива;

- целеполагание;

- стремление к цели (осуществление учебных действий);

- стремление к достижению успеха;

- самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Мотив - это обобщенный образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности.

Можно выделить следующие функции учебных мотивов:

а) побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;

б) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

в) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности [6, с.53].

Говоря об учебной деятельности и её успешности, прежде всего, нужно отметить, что «сильные» и «слабые» ученики всё-таки отличаются друг от друга не только и не столько по уровню интеллекта, а также по мотивации учебной деятельности. Для «сильных» характерна внутренняя мотивация. Что касается «слабых», то их мотивы в основном внешние, ситуативные.

Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебной деятельности. При этом подчёркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности ещё труднее, чем формировать действия и операции.

Американским экономистом Л.М. Фридманом было выделено два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации [3, с.71-73].

Первый путь, иногда называемый «снизу вверх». Этот путь означает, что педагог, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность - в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию школьников тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности. Вот один из многих примеров формирования нужных мотивов с помощью этого пути. Опираясь на имеющуюся у учащихся потребность выполнять требования взрослых, учитель организует самостоятельное решение задач так, чтобы гарантировать полный успех каждого ученика в этом деле, например, учащимся даются заведомо легкие задачи. При этом учитель хвалит учащихся за успешно выполненную работу и повторяет это до тех пор, пока ученики не обретут полной уверенности в своих возможностях в решении задач. Затем учитель, предупреждая, что теперь он даст им сложные задачи, дает опять достаточно легкие, посильные для каждого ученика. Тем самым у учащихся постепенно крепнет уверенность в своих силах и возможностях, они сами просят давать им новые и новые задачи, причем повышенной трудности. Тогда учитель начинает увеличивать степень трудности задач, и таким образом у учащихся удается сформировать стойкую положительную мотивацию к решению задач любой трудности.

Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования «сверху вниз». Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к тому или другому объекту (например, к знаниям по какому-то предмету, к какой-то работе и т.д.) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у ученика возникает особое отношение к этому объекту как к некой ценности и потребность в овладении им, т.е. возникает новый стойкий мотив.

Как указывает Л.М. Фридман, учитель в своей воспитательной работе должен использовать для формирования у учащихся нужной мотивации оба этих пути.

Общий смысл формирования состоит в том, что педагогам желательно переводить детей с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.

Работа педагога, прямо направлена на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

- актуализация уже сложившихся ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

- коррекция дефектных мотивационных установок;

- изменение внутреннего отношения ребёнка, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Формирование включает несколько направлений – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью.

В педагогической практике часто работа по формированию мотивов деятельности детей проходит на каком-нибудь одном этапе занятия, преимущественно в его начале, что является не совсем правильным. Мотив должен быть построен самим ребенком в процессе его деятельности на протяжении всего занятия. Поэтому сама формулировка «формирование мотивов у детей» кажется не вполне корректной. Педагог может лишь способствовать процессу, мотивообразования учащихся, а не формировать за них мотив, как таковой [7].

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

В педагогической литературе существует следующая классификация методов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные методы рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

При выборе того или иного метода следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.



1.2 Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья



Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения[4].

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей [9]. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся [17]:

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением речи (логопаты);

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети с умственной отсталостью;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением поведения и общения;

- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Нарушения слуха. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от

небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Нарушения речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Нарушения зрения. Слепые дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и

периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР). Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Комплексные нарушения. К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.



1.3 Развитие учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья



На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В последние годы в России предпринимаются попытки усовершенствовать систему помощи детям с особыми нуждами, идёт поиск новых ценностных ориентиров. Для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья воспитания, обучения и коррекционной помощи в стране действует система специального образования (8 типов специальных (коррекционных) учреждений). Однако, лишь 48% детей от общего числа нуждающихся в специальном образовании, посещают учреждения подобного типа. Остальные дети обучаются совместно со здоровыми сверстниками. Основной задачей является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности.

Ведущим видом деятельности школьника является учение. Оно существенно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, произвольного поведения. Однако, разработанные методы активизации мотивации учебной деятельности в большей степени рассчитаны на здоровых детей.

Эффективные методы активизации и формирования мотивации учебной деятельности у школьников с ОВЗ раскрыты недостаточно. У школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается слабость мотивации к обучению.

Изучение особенностей развития мотивации учебной деятельности школьников с ОВЗ нам представляется актуальным как для более глубокого понимания психологии детей этой категории, так и для совершенствования методов диагностики, обучения и воспитания этих детей и осуществления полноценной коррекции.

Учебная мотивация есть совокупность факторов, обуславливающих проявление учебной активности. Мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности, становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ребенок. Изменяя ее формы и содержание можно влиять на мотивацию, перестраивать ее. Учебная мотивация побуждает школьника к учебной деятельности и определяет направленность на те или иные стороны этой деятельности. Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

- сосредоточение внимания на учебной ситуации

- осознание смысла предстоящей деятельности

- осознанный выбор мотива

- целеполагание

- стремление к цели (осуществление учебных действий)

- стремление к достижению успеха

- самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.

В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).

Е. П. Ильин, вслед за Г. Розенфельдом, выделяет следующие категории мотивации учения:

- Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.

- Обучение без личных интересов и выгод.

- Обучение для социальной идентификации.

- Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.

- Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.

- Обучение для достижения цели в обыденной жизни.

- Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности, включающей три основных этапа:

- мотивационный,

- операционально-познавательный,

- рефлексивно-оценочный;

- коллективные формы учебной деятельности;

- оценка учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности.

Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложной взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа.

А.Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». В связи с этим одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мотивации обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Повышение мотивации к учению способствуют:

  1. Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.);

  2. Наглядность;

  3. Творческие работы по разным темам;

  4. Участие в конкурсах;

  5. Научно - исследовательская деятельность;

  6. Проектная деятельность учащихся;

  7. Внеклассные мероприятия;

  8. Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов);

  9. Дифференциация (разноуровневые задания);

  10. Использование различных педагогических технологий: игровых, личностно- ориентированных, развивающих, компьютерных;

  11. Интегрированные уроки.

Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счёте, к совершению детьми правонарушений.

Для того чтобы работа по развитию мотивационных факторов деятельности учащихся на уроке была более эффективной, необходимо, обеспечить для каждого ребенка условия, благоприятные для актуализации их потребностей, для установления эмоционального контакта с учителем, условия, в которых каждый школьник мог бы оказаться в ситуации успеха. Созданию таких условий на уроке способствуют такие методы педагогического взаимодействия, нашедшие широкое применение в теории и практике обучения и доказавшие свою высокую эффективность, как метод педагогической суггестии, метод эмоционального взаимодействия, метод педагогической релаксации, метод антиципации ценностей, метод эмоционального подкрепления. Рассмотрим их более подробно[15].

Метод эмоционального взаимодействия - это отношения между учителем и учащимися на основе доброжелательности, взаимоуважения и взаимодоверия. Использование данного метода способствуют, в первую очередь, установлению эмоционального контакта между участниками педагогического процесса (учителем и учащимися). У педагога появляется возможность более глубокого понимания эмоционального состояния школьников, что помогает почувствовать переживания учащихся, их аффективные реакции в общении, тревожность, недоверие или открытость. Метод эмоционального взаимодействия помогает школьникам с ОВЗ раскрыть свои потребности, а педагогу, соответственно, их обнаружить и с учетом этого способствовать дальнейшему процессу мотивообразования учащихся.

Метод педагогической суггестии - это внушение учителем значимости собственной личности как самому субъекту обучения, так и окружающим его сверстникам. Данный метод незаменим по отношению к учащимся со сниженной самооценкой, которая крайне неблагоприятна для мотивообразования. Сущность этого метода заключается в том, что педагогом перед всем классом или в присутствии других взрослых утверждаются положительные качества того или иного ребенка, его возможности или способности. Даже если ребенок не всегда понимает значение характеристик, которые педагог высказывает для его оценки, он все равно чувствует их значимость. Этот метод способствует укреплению веры учащихся в себя, в свои возможности, веры в успех.

Метод педагогической релаксации - это снятие напряжения, чрезмерно повышенного мышечного тонуса, блокирующего нормальную деятельность мозга учащихся. Метод педагогической релаксации позволяет уменьшить это напряжение, способствует возникновению состояния эмоционального покоя и равновесия. Это, в свою очередь, помогает снять когнитивные и эмоциональные барьеры между педагогом и учащимся. Снятие дискомфорта перед взрослым - необходимое условие мобилизации ребенка на общение с учителем и как следствие - непринятие той учебной задачи, которую он перед ним ставит.

Метод антиципации ценностей - это предвосхищение реакции учащихся на результат их деятельности. Проигрывание ситуации успеха еще до изготовления того или иного объекта приводит к внутренней организации, мобилизации активности учащихся, что помогает удерживать первичный мотив на протяжении всей деятельности. Часто школьники, определив в начале урока значимость для себя изготовляемого предмета, не могут сохранить ее до конца урока, тем более, если изготовление объекта занимает не один, а несколько уроков. В этом случае метод антиципации ценностей способствует мотивационной регуляции деятельности учащихся.

Метод эмоционального подкрепления - это формирование и укрепление положительных эмоций как в процессе деятельности, так и по достижению конечного результата. Ребенок, испытав однажды чувство эмоционального удовлетворения, стремится вновь пережить чувство эмоционального комфорта при взаимодействии с учителем по поводу новой задачи, которую тот перед ним ставит. Важно, чтобы эти чувства ребенок испытал в ситуации, когда результат достижения либо соответствует ожиданию учащихся, либо превосходит его, или же когда успех отмечен окружающими и близкими людьми. Данный метод способствует закреплению возникшего мотива деятельности.

Использование данных методов педагогического взаимодействия способствует лучшему проявлению индивидуальных особенностей мотивационных факторов деятельности учащихся, учитывая которые, педагогу будет легче понять потребности каждого ребенка, помочь ему в преодолении возникающих в процессе деятельности препятствий, способствуя тем самым построению школьниками мотива. Однако на каждом отдельном этапе урока для развития того или иного мотивационного фактора деятельности необходимо использовать определенные педагогические приемы.

Работа учителя по развитию мотивационных факторов деятельности учащихся должна проводиться дифференцированно, с учетом индивидуальных мотивационных проявлений умственно отсталых школьников. Для одних детей основное внимание необходимо сосредоточить на создании на уроке условий, способствующих формированию потребностей, связанных с достижением результата деятельности. В зависимости от причин, препятствующих актуализации необходимой потребности (отсутствие необходимых для успешной реализации деятельности умений и навыков, неблагоприятные социальные отношения, отрицательное эмоционально-психологическое состояние при выполнении данного вида деятельности), учитель должен строить индивидуальную работу с тем или иным учеником.



2 Эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья



2.1 Организация исследования и результаты



Учебная мотивация детей с ОВЗ снижена, прежде всего, из-за состояния здоровья. Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, влияют на процесс обучения и усвоения учебного материала. Кроме того, трудности при работе с обучающимися с ОВЗ обусловлены противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. В этих сложных условиях основной задачей является специально организованная комплексная работа школы и обеспечение методического, дидактического и психологического сопровождения процесса обучения.

Цель исследования, которое было проведено среди учащихся 5-6 классов (в количестве 11 человек) МБОУ «Нижнекаменская СОШ» – выявление уровня учебной мотивации и рекомендации по развитию мотивационной деятельности.

Беседы с детьми показали, что побудительной силой учения являются как социальные, так и познавательные мотивы. На вопрос, для чего они учатся, одни учащиеся ответили: «Чтобы много знать», «Быть образованным и умным», «В дальнейшем получить хорошую работу», «Поступить в хороший университет».

Другие учащиеся, побуждаемые узкими, прагматичными мотивами, отвечали: «Чтобы получать «пятерки» и быть отличником», «Чтобы похвалили родители», «Получить аттестат».

Было получено достаточное количество ответов, характеризующих равнодушное и негативное отношение к учебе: «Потому что так надо», «Не знаю», «Потому что все учатся», «Родители заставляют», «А что ещё другое может быть?».

Наиболее интересным способом определения уровня школьной мотивации является рисование. Учащимся предлагается выполнить рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов. При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет: учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации – 30 баллов, положительное отношение к школе по внешней мотивации – 20 баллов, положительное отношение к школе, но с преобладанием другой мотивации (игра, общение и др.) – 10 баллов. (см. Приложение 1)

Учащихся 5-6 классов попросили выполнить рисунки на эту тему и получили следующие результаты: 30 баллов – от 20% до 48% по классам, что свидетельствует о недостаточном количестве детей с высокой школьной мотивацией.

Особо настораживает следующий факт: у некоторых учащихся отмечается отрицательное отношение к учебной деятельности. Такие школьники не хотят учиться, говорят: «Учиться надоело», «Учиться неинтересно», «Школу не любим».

Кроме того, учащимся предлагалось ответить на вопрос «Что ты мог бы предложить, чтобы учиться стало интереснее?». Ответы были оригинальными и поучительными. Так, учащиеся предлагают на уроках больше использовать компьютерной техники и наглядности: фильмов, пособий, проведения опытов, экспериментов; хотят слушать интересные, понятные рассказы учителей и получать меньше домашних заданий.

В процессе проведённого исследования было посещено несколько уроков разных учителей в разных классах. Был проведён анализ этих уроков на предмет применения в работе различных методов стимулирования учебной деятельности (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные методы).

Выявлено, что у детей с ОВЗ:

- достаточно высокий уровень использования на уроках волевых и социальных методов мотивации;

- средний уровень – эмоциональные методы;

- низкий уровень – познавательные методы.

Возможно, это следствие того, что не все учителя активно применяют современные образовательные технологии, способы и средства обучения с целью повышения интереса к учебной деятельности, развития самостоятельности детей, их творческих способностей.

Кроме того, были проведены беседы с родителями учеников. В результате отмечено:

- недостаточный контроль учебной деятельности школьников со стороны семьи;

- неумение (нежелание) учитывать психофизиологические особенности ребенка;

- в ряде случаев – отсутствие доброжелательности и поддержки школьников родителями, жесткое обращение за неуспеваемость.

Причины снижения учебной мотивации:

1. Не сформированность учебной деятельности школьника.

2. Низкий уровень знаний учащегося.

3. Отношение ученика к учителю.

4. Непонимание школьником цели учения.

5. Не сложившиеся отношения с классом.

6. Неправильный отбор педагогом содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся.

7. Не владение учителем современными методами обучения.

8. Особенности личности учителя, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом.

9. Страх у учащихся перед школой. 

10. Отсутствие поддержки со стороны родителей.

Ребёнок должен чувствовать радость познания. Для этого ему необходимо приобрести умение учиться, научиться дружить, обрести уверенность в своих способностях и возможностях. А для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важен уровень достижений, ситуация успешности, условия, при которых повышается заинтересованность в получении знаний.

В результате проведённого исследования было выявлено, что большое значение в формировании положительного отношения школьника к учению имеет личная симпатия к педагогу. Поэтому учителю необходимо знать динамику развития мотивов и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы со временем не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении интерес к учителю перерастает в интерес к учебному предмету и позже к науке, которую он представляет.

Учитель должен владеть ситуацией: каков мотивационный климат у него на уроке, какая тема «грозит» неприятностями в этом отношении, где можно «потерять» учеников и как вернуть их доверие к себе, а значит, и к преподаваемому предмету.

Кроме того, известно, что использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательных интересов школьников, активизирует их речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока. Одним из главных аргументов в пользу применения ИКТ на занятиях является реальная возможность индивидуализация обучения, что позволяет каждому ребёнку развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.

Таким образом, с целью формирования полноценной учебной мотивации у школьников с ограниченными возможностями здоровья необходима целенаправленная, специально организованная работа. Поэтому в следующем параграфе мы предлагаем следующие рекомендации по развитию учебной мотивации учащихся с ОВЗ.

2.2 Рекомендации учителям по развитию учебной мотивации



На основе исследований мы предлагаем следующие рекомендации по развитию учебной мотивации учащихся с ОВЗ:

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия «Положительная мотивация». Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно, в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью. Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера - картина меняется наоборот. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности».

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название – «выученная беспомощность».

Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния? Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.

Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика - это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий. РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока - стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока. Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность - фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес. Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность.

Первый начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах - любознательность; в старших классах - потребность в творческой деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация. Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

1. Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).

2. Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).

3. Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель - лидер» на атмосферу в классе.

Заключение



В ходе выполненной работы была достигнута цель в мотивации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же, была проанализирована психолого – педагогическая литература по проблеме исследования, изучено развитие учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же, было проведено эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, проанализированы полученные данные, в завершении проведённой работы были даны рекомендации.

Учебная мотивация есть совокупность факторов, обуславливающих проявление учебной активности. Мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности, становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ребенок. Учебная мотивация побуждает школьника к учебной деятельности и определяет направленность на те или иные стороны этой деятельности.

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Положительное отношение к учению у учащихся с ОВЗ может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования и др. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует ученика к ещё более лучшему отношению к школе.

Для повышения учебной мотивации можно проводить различного рода мероприятия, дидактические игры, тренинги, тематические конкурсы и т.д.

Список использованной литературы



  1. Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с ЗПР / Н. Л. Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 2011. – 148 с.

  2. Битянова М. Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н., Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 2008. - 352 с.

  3. Блинова Л.Н., Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ Энас, 2001. – 136 с.

  4. Божович Л.И., Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 2009. - 352с.

  5. Брайтфельд В.Н., Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР // Дефектология. – 2000. - №3. – с. 23-32.

  6. Волков К.Н., Психологи о педагогических проблемах / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 2007. – 128 с.

  7. Волошина В.В., Мотивы как психологические детерминанты учебной успеваемости младших школьников // Психология. Сборник научных трудов. - Выпуск 13. - М, 2001. - С. 266-272.

  8. Дубовицкая Т.Д., К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - № 1. - 2005. - С. 73-78.

  9. Жубриянова Р., Коррекционная работа в младших классах: [Дети с ЗПР] // Учитель. – 2001. - №3. – с. 21-26.

  10. Лебединский В.В., Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2013. – 144 с.

  11. Мильман В.З., Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 129-132.

  12. Молчанова Л., Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников // Учитель. - 2015. - № 1. - С. 64-68.

  13. Осипова И., Формирование учебной мотивации школьников // Воспитание школьников. - № 8. - 2003. - С. 33-36.

  14. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М: Изд-ий центр «Академия», 2012. – 480 с.

  15. Святогоров М.В., Динамика мотивации учения в школе в младшем школьном возрасте. // Психологическая наука и образование. 2010. - № 3. - С. 26-30.

  16. Русалов В.М., Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. - 2011.-№ 2. – С. 12-18.

  17. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. - 2009. - 442 с.

  18. Чирков В.И., Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 2011. -162 с.

  19. Еникеев М. И., Теория и практика активизации учебно-познавательного процесса. - Казань: Таткнигоиздат, 2013. - 122 с.

  20. Кабанова-Меллер Е. Н., Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 2011. - 96 с.

  21. Калинина Н.В., К вопросу об активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения // Современное образование (материалы научно-практической конференции). Томск, - 2010. - Т. 1. - С. 44-47.

  22. Анкета на выявление учебной мотивации[Электронный ресурс], http://mybloginfo.ru/psychoped/psychodiagnoz/118-anketa-izucheniya-urovnya-shkolnoy-adaptacii-pervoklassnika.html - доступ свободный

  23. Развитие познавательной деятельности [Электронный ресурс], http://www.studfiles.ru/preview/4582728/page:21/

Приложение 1

Оценивать уровень школьной мотивации можно с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов: - отрицательный ответ - 0 баллов, - нейтральный - 1, - положительный - 3 балла.

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие - нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие: 25 - 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 - 24 балла характерны для средней нормы, 15 - 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 - 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации, ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль - роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!