СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы "Представление опыта работы по теме «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена развитию речевой культуры обучающихся 6-ых классов.

Просмотр содержимого документа
««Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы "Представление опыта работы по теме «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка»»

Представление опыта работы по теме «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка»

Учитель ВИНОКУРОВА Ю.В.

Одним из самых важных личностных показателей является речь человека. Сегодня возрастают требования к речевой культуре обучающихся, к культуре владения языком. Основная ответственность в реализации этого требования лежит на учителе русского языка и литературы.

Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке, во внеурочное время и в ходе индивидуальной работы учащихся.

Главная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Поэтому текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков грамотной устной и письменной речи, речевой культуры, навыков правописания.

Главной целью работы с текстом можно назвать умение определять тему и основную мысль как в письменной форме, так и в устной. Нужно учить детей отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, подходящие языковые средства, выполнять разборы разного вида (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический (для разъяснения и уточнения значения слова, выражения в контексте), морфологический и синтаксический, стилистический (для построения образов героев, понимания особенностей жанра и композиции текста).. Речевая деятельность предполагает умение понимать текст и на его основе создавать новое речевое высказывание. А при выполнении заданий творческого характера учащиеся проявляют умение выразить свое понимание текста.

Например, работая в 6 классах с текстом «Воин-мученик» (из серии «Имена на карте города») магнитогорского журналиста и краеведа Е.Куклиной, я предложила учащимся не только определить тему, основную мысль текста, ответить на вопросы учителя, составить план, но и проанализировать ответы учащихся, выбрать наиболее верный план. А творческим заданием стал подготовленный рассказ о магнитогорских улицах, названных в честь Героев Советского Союза. Значит, в ходе работы над анализом текста, учащиеся выполняли своеобразную исследовательскую деятельность. Кроме того, работая над изложением текста, обучающиеся развивают умения, необходимые для написания сочинений.


Такой вид работы помогает не только анализировать данный текст, но и правильно и свободно владеть устной речью. Работая с заданным текстом и выполняя творческое задание, учащиеся учатся понимать текст, интерпретировать его, овладевают грамматическим строем языка, новыми речевыми конструкциями. А художественные тексты являются для учащихся образцом правильной и выразительной речи.

Систематическое использование комплексного анализа текста является главным стимулом речевого развития учащегося.

Формирование речевой культуры учащихся невозможно без систематической работы по обогащению словарного запаса. Знакомясь с лексикой уральских казаков, учащиеся обращались к словарю (Малеча Н. М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков), учились читать словарную статью, правильно ставить ударение в словах, составлять предложения с данными словами и фразеологизмами, подбирать синонимы. Для выяснения лексического значения слова провожу творческие диктанты (даётся толкование слова, учащиеся записывают само слово). Через новые слова учащиеся осознают основные законы речи, постигают её красоту и неповторимость. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие.

Словарная работа способствует обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую зоркость, формирует навыки правильной речи. Тематический словарный диктант ко Дню славянской письменности предусматривал не только правильное написание слов (например, славянин, древнерусский, русичи, кириллица, первоучитель, старославянская азбука, глаголить, славянский алфавит…), но и орфографический разбор, толкование лексического значения, стилистическую работу, а также творческие задания с данными словами. Умение правильно отбирать языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами высказывания, является одним из компонентов правильной письменной речи.

Овладение культурой речи не только длительный, но и в основе творческий процесс. На уроках русского языка, во внеурочное время уделяю внимание творческой лингвистической деятельности обучающихся. В течение учебного года обучающиеся знакомились с лексикой казаков станицы Магнитной, выполняли творческие задания (создание презентаций, подготовка сообщений о говорах уральских казаков).

Лингвистическая игра - один из эффективных методов формирования речевой культуры учащихся. Лингвистическая игра — это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

Лингвистические игры интересны учащимся 6 классов, ненавязчиво вовлекают их в учебную деятельность, дают начальное представление о лингвистике. Обязательным условием работы является предоставление ученику возможности выбора: подбор пословиц и поговорок, инсценирование фразеологизма, решение лингвистических задач, создание презентации, подготовка сообщения. Такая игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия участников команд.

Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме - одно из главных направлений речевого развития учащихся современной школы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!