МБДОУ детский сад «Солнышко»
Выступление на педагогическом совете
«Формы организации работы с
родителями по экологическому
воспитанию детей»
Воспитатель: Никулина И.П.
с. Ершичи
2023 год
Работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Что включает в себя понятие «экологическая культура»?
Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания эмоциональное отношение практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
Основные задачи работы с родителями:
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, КВН..). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель
педагог — ребенок — родитель.
При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы – здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия и работы.
Еще немаловажно при общении с родителями верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика – все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.
Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие.
В детском саду можно проводить родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе».
В нашей группе в начале учебного года было проведено анкетирование родителей по вопросам экологического образования детей в семье. Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что родители положительно оценивают педагогический процесс экологического воспитания в ДОУ, высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, но дома занимаются экологическим воспитанием детей не все родители.
Поэтому мы проводили групповые, индивидуальные беседы с родителями, давали краткие советы и рекомендации.
Мы советовали родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняли, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг себя по пути в детский сад или домой и всегда можно увидеть интересное.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому мы можем предлагать в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий.
Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в акциях «Покормите птиц зимой»..... Родители с удовольствием мастерят с детьми кормушки.
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей. В нашем детском саду был проведен конкурс «На лучшее оформление уголка по экологическому воспитанию», в котором приняла участие и наша группа. И хотя наша группа не заняла призового места, стоит отметить, что родители приняли активное участие в пополнении «Уголка природы» различными материалами.
С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ, в нашей группе проводились: конкурс рисунков «Ковер осенний золотой», выставка детского рисунка «Природа и творчество».
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета, папки-передвижки, консультации.
Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого.
Для родителей нашей группы, мы размещали - консультации «Воспитание любви к природе», «Игры экологического содержания», «Покормим птиц зимой», «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе», памятка для родителей по экологии «Прогулка в природу»; папки-передвижки «Экологическое воспитание», «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста», «Как привить детям любовь к природе посредством чтения», «Где и как зимуют животные?». Ежемесячно обновляются материалы в рубриках «Учимся наблюдать», «Игры на прогулке», «Развиваемся играя», «Давайте почитаем».
В работе с родителями используем домашние задания. Родителям и детям предлагаем заготовить природный материал, собрать семена растений для пополнения групповой коллекции, изготовить поделки, в октябре в нашей группе проводился конкурс поделок из природного материала «Осенняя мастерская».
Еще одна из форм работы, которую часто используют педагоги - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.