СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на родительском собрании "Взаимосвязь семьи и школы" (14.09.2014)

Нажмите, чтобы узнать подробности

. «Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего -люди. Из них на первом месте -родители и педагоги»

А. Макаренко

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании "Взаимосвязь семьи и школы" (14.09.2014)»

Лекция для родителей.



Подготовила: учитель начальных классов Майбо С.А.

Тема: Взаимосвязь семьи и школы. «Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего -люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.» А. Макаренко



Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.



Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Воспитание детей - конституционная обязанность родителей.



Дети подражают родителям. Копируют их увлечения, поступки, речь.



Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому!



Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб, пусть помнит,



Что с лихвой получит он всё то, чему их учит.



Теперь вести себя прилично не в моде стало,



И обычно, и женский пол себя позоря, стал самословить в разговоре.



Мужья - пример для жён своих, и дети учатся у них.



Когда родители умны и добродетельно скромны, то благонравны и сыны!



Коль видят нас и слышат дети: мы за слова свои в ответе!



Легко толкнуть детей на нехороший путь.



Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.



С.Брант



Семья — часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Задача школы в современных условиях заключается в поддержании и развитии интереса к человеку в семье. .



Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».



Испокон веков образованию в семье уделялось большое внимание. Передача опыта от родителей к детям были первым образовательным процессом. Подрастая, ребёнок идёт в образовательное учреждение, где за его образование ответственны учителя.



В учебно-воспитательном процессе три стороны, три участника: учителя, ученики и их родители. От грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания ребенка Усилия школы, педагогов направлены на создание единого воспитательного поля, единой воспитательной среды, где растут наши дети.



Школа и родители должны строить свои взаимоотношения на основе полного взаимопонимания. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, мы обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.



Важно чтобы в семье были создыны благоприятные условия. Чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием. Чтобы не было противостояния семьи и школы, от которого страдает ученик и его развитие. Сотрудничество семьи и школы сейчас очень актуально. Важно, чтобы родители и педагоги относились друг к другу с взаимным уважением.



Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, технического моделирования, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.



Большое значение имеют проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной деятельности.



Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им пример нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению своих школьных обязанностей. Школьники, в семьях которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала.



Задача родителей - развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Высокий эффект дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям.



Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое. И мы с вами должны приложить все усилия, чтобы воспитать достойных граждан нашей Республики.



Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям

Так как только физически и интеллектуально развиваясь в здоровом психологическом микроклимате ребёнок может стать Личностью.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, интернет, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.

Всё это так, но влияние семьи особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности, чем вырастить своих детей настоящими людьми. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.

Мой многолетний педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка.

Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.

А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье.

Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. На них мы обсуждаем актуальные проблемы учебно-воспитательной работы, намечаем пути устранения недостатков. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры.

праздники, КВН, театрализованные действиякоторые сближают родителей и педагогов, в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие;

оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился;

родительские собрания в форме “круглого стола”, где мы совместно решаем волнующие нас вопросы воспитания, родители делятся опытом своего семейного воспитания;

совместные вечера отдыха для родителей с детьми;

совместные экскурсии в библиотеку, галерею, музей, кино, театр, цирк – это возможность увидеть своих детей со стороны;

индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.

В лицее много лет работает университет для родителей. В нём развёрнута широкая пропаганда педагогической культуры среди родителей, которая способствует более тесной связи семьи и школы.

Предметом обсуждения на “Педагогическом лектории для родителей” могут быть следующие проблемы:

1. Как готовить ребёнка к школе?

2. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни.

3. Как помочь ребёнку учиться?

4. Как организовать досуг и отдых ребёнка, подростка в семье?

5. Взаимопонимание родителей и детей в семье.

6. Семейные конфликты и способы их разрешения.

7. Создание условий для развития творчества ребёнка, подростка в семье.

8. Трудовое воспитание в семье.

9. Как воспитывать трудного, капризного ребёнка в семье.

10. Творчески одарённые дети – как их распознать и воспитывать?

11. Вопросы ФГОС.

Родители учащихся нашего класса принимают активное участие во многих внеклассных мероприятиях.

Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.

Многие достижения, успехи я связываю с тем, что нам удалось умело организовать взаимоотношения с родителями учащихся. Дети стали отличаться уровнем воспитанности и культурой поведения в общественных местах, в лицее.

Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания.

Советы родителям:

  1. Старайтесь больше общаться с ребёнком. Научите его точно формулировать свои мысли, выражать своё мнение и собственную точку зрения, логично излагать полученный материал. Эти навыки пригодятся в дальнейшей жизни.

  2. Помогайте расширять мировоззрение и обогащать словарный запас.Если у ребёнка возникнут вопросы – не поленитесь ответить. Даже если вы будете заняты, постарайтесь выделить немного времени. Если не знаете ответа на заданный вопрос, предложите ребёнку вместе поискать решение в интернете или книге.

  3. С учеником младших классов нужно как можно чаще общаться о том, что происходит у него в школе и во дворе. Не стесняйтесь лишний раз узнать о его проблемах и помогите их решить. Только не нужно лично идти и решать. Так вы не только подорвёте репутацию школьника перед сверстниками, но и понизите его самооценку.

  4. Научите ребёнка пользоваться информацией из научных изданий и книг. Пусть он запишется в библиотеку. Читая, человек учится правильно излагать мысли, составлять предложения, развивать воображение. Пусть ваш ученик читает не только то, что задано по программе. Успеваемость школьника повысится, если он будет заниматься самообразованием.

  5. Анализируйте вместе новости. Всё, что происходит в мире, не должно оставаться без внимания. Многие дети считают, что читать газеты или смотреть новости по телевизору – пустая трата времени. Но важно уметь ориентироваться в экономике и политике своей страны и мира в целом. Если школьная программа включает в обучение такие предметы, как экономика, история или политология, то после изучения теории ребёнок сможет привести примеры из жизни. Ученику, который осведомлён последними событиями, хорошие оценки обеспечены!

  6. Интересуйтесь школьной жизни ребёнка: как он готовится к урокам, как ведёт себя в классе, какие у него отношения с одноклассниками и учителями, успевает ли он по программе. Проверяйте вместе домашние задания и дневник. Только не нужно переусердствовать в своём контроле. Некоторые дети из вредности могут делать все наоборот. Не ругайте ребёнка за то, что он получил оценку ниже, чем вы ожидали. Лучше поддержите и скажите, что в следующий раз он обязательно ответит на уроке на «5». И помогите ему достигнуть этого результата.

  7. Не попрекайте школьника и ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми. Какой человек захочет стараться быть лучше, если он всегда будет с кем-то соревноваться? Ваш ребёнок – это отдельная личность. И его заслуги или провалы – его личные дела, которые не должны сравниваться с чужими детьми.

  8. Не высмеивайте ребёнка. Многие родители даже не замечают, как убивают в школьнике желание учиться и развиваться. Например, если он показывает на проверку сочинение, которое для взрослых кажется наивным и смешным, нельзя ему об этом говорить. Ученик начал писать стихи или рассказы, а они явно ему не даются? Похвалите за старания и тактично скажите, что нужно исправить в работе. Гением никто не рождается, а талант нужно развивать.

  9. Не мешайте ученику заниматься внеклассными заданиями. Выделите ему отдельное рабочее место и не шумите, когда он занимается.

  10. Распределите время для учёбы и для отдыха. Пусть сначала ребёнок выполнит домашние задания, а потом идёт гулять. Но и не заставляйте его учить уроки, если видите, что он устал или приболел. Позвольте временно отложить дела и отдохнуть.

  11. Следите за питанием школьника. Если он будет недоедать или есть нездоровую пищу, успеваемость снизится. Пусть в рационе не будет фастфуда, обилия газированных напитков. При необходимости купите витамины, укрепляющие иммунитет. Тогда ребёнок будет меньше болеть и сможет посещать школу регулярно. Для хорошей успеваемости это важно, ведь не всегда удаётся самостоятельно освоить пропущенный материал.

В заключение хочется сказать, что хорошие отметки – не самое важное в жизни ребёнка. Не делайте из ученика гения, если у него действительно нет таких способностей. Пусть он учится в меру своих способностей. Половина успеха в учёбе зависит от обстановки в семье.

Найдите время и возможность позаниматься вместе, а если сами не сильны в конкретном предмете, найдите репетитора. Профессионал научит ребёнка разбираться в сложных формулах, решать математические задачи. Ведь главное — не зазубрить материал, а разобраться в нём. Тогда проблем с успеваемостью не возникнет.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!