СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании городского методического объединения учителей математики, физики и информатики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании городского методического объединения учителей математики, физики и информатики»

Выступление на Городском методическом объединении учителей математики, физики и информатики г. Покачи

Тема: «Повышение качества подготовки к Основному государственному экзамену по математике: методы, приёмы и средства»

Ежегодно содержание контрольно-измерительных материалов по математике в 9-ом классе претерпевает регулярные изменения: это и количество заданий в КИМах, формулировка заданий, меняются типы заданий и критерии оценивания. Изменения в форме итоговой аттестации является следствием изменений, происходящих в обществе и в системе образования. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки к итоговой аттестации с учётом новых требований. Главным в подготовке к итоговой аттестации остаётся урок. Повысить эффективность уроков и интересов к ним позволяет ИКТ, применение дифференцированного и деятельного подхода к обучению, индивидуальная работа, работа в парах (группах).

Не секрет, что о сдаче экзаменов мы говорим с учениками, начиная с 5 класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры обучающихся. Необходимо достаточное место на уроке отводить устному счёту, как на старте урока, так и при решении дальнейших задач. И в 7-9 классах не забывать об этом, в письменных работах требовать записывать вычисления в столбик, иначе ученики забывают таблицу умножения и правила действия с числами, особенно с дробями. При выполнении тестов в 9-м классе требую не только записывать ответы, но и вычисления. Часто провожу фронтальную работу на уроках, используя КИМы ОГЭ и этого года, и прошлых лет. Создаю презентации для повторения таких тем как «Графики функций», «Площади фигур», «Решение уравнений», «Решение неравенств» и др., где отражена используемая теория. Регулярно провожу самостоятельные работы, как по отдельным темам, так и с использованием КИМов на весь урок. Использую и готовые тесты, которые можно найти в сети «Интернет» на сайтах подготовки к ОГЭ, и составленные самой.

Рекомендую своим ученикам чаще проходить online (сайт Решу ОГЭ) тесты, чтобы знакомится с разнообразием заданий, проверять уровень своих знаний, в случае затруднения просматривать правильное решение или выносить вопросы на консультацию. Неоднократно на уроках использовались бланки ответов, анализировались ошибки заполнения, особенности записи ответов. Тем не менее, обучающиеся не всегда обращают внимание на образцы цифр и букв, некорректно записывают ответы (используют в записи единицы измерения величин, вместо запятой точку, разделяют точкой с запятой ответы в заданиях на соответствие). Стараюсь уделить достаточно внимания на разбор решения заданий 21-26 (задания с развёрнутым ответом), подготовка по этому разделу запланирована на время итогового повторения (апрель-май 2019 г). Провожу консультации для желающих обучающихся. Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий. Рекомендовала всем учащимся завести справочник, в котором записывают формулы и свойства по мере решения заданий. Огромное место в решении вопросов успешной сдачи итоговой аттестации занимают умения хорошо считать в уме, а так же знания приёмов быстрого вычисления, нестандартных приёмов решения задач (например, на нахождение площадей фигур, задач практического содержания). Большое внимание уделяю чёткому знанию правил и формул, как одной из составляющих успешного решения экзаменационных заданий (например, формула квадрата суммы или разности, свойство умножения и деления степеней с одинаковыми показателями, определение степени с отрицательным показателем, нечёткое знание которых приводит к выбору неправильного ответа или решения).

Термин «качество образования» включает не только глубину и прочность знаний, но и уровень личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их культуры, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем. Такое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества. Каковы же главные пути повышения эффективности и качества обучения?

  1. При подготовке к уроку учителю нужно продумать не только объем информации, с которой будет знакомить обучающихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволяют его ученикам овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы обучающиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и правило), а не второстепенный материал.

  2. Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы. Как правило, учитель в процессе подготовки ориентируется на среднего ученика. Известно, что обучающимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание, но и объем работы для более сильных обучающихся.

  3. Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая незаметна для обучающихся, но четко продумана педагогом. Структура урока - это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и обучающихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности обучающихся. Это в свою очередь зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке.

  4. Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся на уроке. Главный парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части обучающихся, которые только делают вид, что внимательно слушают учителя.

  5. Соблюдение межпредметных и внутрипреметных связей.Главное дать обучающимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей. Внутрипредметные связи - это постоянное повторение пройденного материала. Учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а связывают изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления.

  6. Уровень общеинтеллектуальных навыков обучающихся ( прежде всего вычислительных и навыков чтения). Надо учить работать с учебником именно на уроке, школьники должны учиться выделять главное из прочитанного материала, составлять план прочитанного, уметь конспектировать.

Государственная итоговая аттестация - важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками. Для успешной сдачи ученик должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения заданий, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета. Самый первый параметр, который интересует общество - это процент «2» на экзамене. «На тройку должны научить всех, в этом состоит первейшая обязанность учителя, а процент «хорошистов» во многом зависит от способностей ученика, его семьи, культурного уровня окружения. На самом деле положение таково, что немалый процент выпускников научить на «3» нельзя. Именно они находятся в «группе риска», которые могут не получить аттестат основного общего образования.

В течение учебного года администрация школы информирует всех участников образовательного процесса с нормативно-правовыми документами по проведению ГИА. Проведены собрания для родителей (законных представителей), классные часы для обучающихся, консультации для учителей-предметников по вопросам итоговой аттестации учащихся. К сожалению, есть в каждом классе учащиеся «группы риска», которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного общего образования, и группа «слабоуспевающих» обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов. Стараюсь не только заниматься с такими учениками в дополнительное время, но и подключить более сильных учеников на помощь в подготовке к ОГЭ.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса учителей, учеников, родителей по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников. И все же успех экзамена в первую очередь зависит от школьника, от его стремления к результативности. Другое непременное условие – это профессионализм педагога, сумевшего правильно подобрать методы, приёмы и средства для повышения подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Исполнитель: Кожухарь Наталья Валерьевна-заместитель директора, учитель математики


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!