СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление нагородском МО учителей русского языка и литературы "Система работы учителя при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговому собеседованию".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен опыт в подготовке обучающихся к итоговому собеседованию

В статье представлена структура устного собеседования, рассмотрены некоторые алгоритмы  к подготовке того или иного задания устного собеседования и представлены  материалы, упражнения, которые можно использовать в  работе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление нагородском МО учителей русского языка и литературы "Система работы учителя при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговому собеседованию".»

Тема: Система работы учителя при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговому собеседованию.

Уважаемые коллеги, здравствуйте! Рада приветствовать вас на нашей встрече. Я учитель русского языка и литературы Винокурова Юлия Вячеславовна.

Итак, сегодня мы с вами поговорим об устном собеседовании, я поделюсь своим опытом в подготовке обучающихся к данной форме итоговой аттестации.

Для начала мы кратко остановимся на структуре устного собеседования, рассмотрим некоторые алгоритмы к подготовке того или иного задания устного собеседования, и я представлю вам те материалы, упражнения, которые вы, уважаемые коллеги, сможете использовать в своей работе.

(Показ СЛАЙДА ) Структура устного собеседования вам известна: 1 задание – выразительно прочитать вслух небольшой текст. 2 задание - пересказать прочитанный текст, дополнив пересказ высказыванием. 3 задание- 1 из 3-х вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по 1 из сформулированных проблем. 4 задание- участие в диалоге по теме предыдущего задания.

Для начала давайте с вами определимся с тем, что устное собеседование – это метапредмет, а не какая-то очередная ноша учителя русского языка. Любой учитель любого предмета, связанного с речевым общением, умением вывести ученика на монолог, на диалог, вполне может на своих уроках поработать со словесным описанием каких-то схем, фотографий и т.д. Это задача не только учителя русского языка и литературы.

Так что же проверяет устное собеседование? В первую очередь коммуникативную компетенцию (сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другим), которая характеризуется такими навыками, как: (СЛАЙД )

-владение грамотной речью, богатый словарный запас, способность наладить контакт с разными людьми, анализ своего речевого поведения и собеседника, речевая этика.

Какая проблема может возникнуть при подготовке учащихся к устному собеседованию в 9 классе? Ученик может хорошо сжимать текст, грамотно вводить цитаты в текст, уметь выразительно читать, но если у ученика не сформирована способность налаживания контакта с разными людьми, то ученик не сможет раскрыться в течение 15 минут перед собеседником. Ученику важно почувствовать себя уверенно, спокойно, свободно. Это всё приобретается с опытом, коллеги. Поэтому любой учитель на своих предметах должен помочь ученику раскрыться.

На своих уроках я использую следующие виды работы для формирования коммуникативной компетенции: пересказ, дискуссия, построение доказательств и опровержений, защита проекта, ответы на вопросы, умение задавать вопросы, выступление как с заранее готовой речью, так и с неподготовленной. Выступление с неподготовленной речью, когда мы можем попросить ученика спонтанно за 1-2 мин создать некий монолог, будет очень важным умением, потому что устное собеседование – это в большей степени речь неподготовленная, спонтанная.

Конечно, сейчас появляется много методических пособий, различных дополнительных материалов в печатном и электронном виде, которые могут помочь в подготовке к итоговому собеседованию. Я хочу вам представить учебное пособие Мальцевой Лёли Игнатьевны «Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование», его я использую в своей работе. (Демонстрация пособия СЛАЙД ). Данное пособие состоит из двух разделов и приложений. 1 раздел включает Демонстрационный вариант, представленный на сайте www.fipi.ru, комментарии к нему, а также материалы, помогающие успешно справиться с данным видом работы во время собеседования. 2 раздел содержит 20 вариантов, составленных в соответствии со спецификацией ФИПИ. В книге имеются приложения. В Приложении 1 представлены примеры рассуждений по 3 заданию. В Приложении 2 дан обобщённый план варианта итогового собеседования.

Но при всех достоинствах данного пособия, я считаю, что УМК, который мы используем на уроках в 5-9 классах, под редакцией Маргариты Михайловны Разумовской, достаточно хорошо помогает решать все инновационные задачи в рамках урока. И я покажу вам ту систему заданий, которая работает в качестве подготовки к устному собеседованию. В нашей с вами работе каждый урок русского языка – это и изучение определённой темы, и её закрепление, и одновременно подготовка к различным формам аттестации, поэтому удобно, когда учебник решает все эти задачи. (СЛАЙД ).

Итак, давайте с вами остановимся на 1 задании итогового собеседования – выразительном чтении текста вслух, время на подготовку выразительного чтения дается до 2 минут. При оценке чтения вслух учитывается соответствие интонации пунктуационному оформлению текста и соблюдение темпа речи.

Интонация – это основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее человеку передать своё отношение к предмету речи. К элементам интонации мы отнесем мелодику речи (за счет повышения или понижения голоса во фразе, например, при произнесении повествовательных или восклицательных предложений), силу голоса (в зависимости от смысла фразы мы будем читать её тихо или громко), тон речи (может быть добрым, злым, придает речи эмоциональную окраску), логическое ударение (как средство выделения важных слов во фразе).

Темп речи – это скорость, с которой произносятся слова. Нормальный темп составляет 100-120 слов в минуту. Наиболее важные слова произносятся в замедленном темпе, а несущие второстепенную информацию, например, вводные слова, в ускоренном темпе.

В учебнике по русскому языку под редакцией Маргариты Михайловны Разумовской представлен ряд упражнений, помогающих поработать над интонацией и темпом речи. Например, в учебнике за 8 класс есть упражнения на отработку правильной постановки логического ударения на слова в зависимости от смысла предложения. Учащиеся на наглядном примере могут понять зависимость смысла предложения от расстановки логического ударения на том или ином слове.

(Демонстрация упражнения СЛАЙД )

Устно задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него. Слова, на которые падает логическое ударение, выделены. Понаблюдайте за тем, как связано логическое ударение и смысл предложения. Сделайте выводы.

…? Он это задание выполнил быстро.

…? Он это задание выполнил быстро.

…? Он это задание выполнил быстро.

…? Он это задание выполнил быстро.

Мы с вами понимаем, что проверка коммуникативной компетенции учащихся на итоговом собеседовании – это проверка тех коммуникативных навыков, которые учащиеся приобрели и развили в процессе работы над своей речевой деятельностью в течение всего времени обучения, а не только лишь работы исключительно в 9 классе.

На уроке при выполнении упражнений на отработку того или иного речевого вида деятельности каждому учащемуся я раздаю специальную памятку-алгоритм, где четко прописано, на что стоит обратить особое внимание. Например, вот такой алгоритм при подготовке к выразительному чтению мы прорабатываем с детьми.

Алгоритм к выполнению 1 задания.

«Как готовиться к чтению текста?»

Прочитайте текст, обращая внимание на знаки препинания, расставленные как внутри, так и в конце предложения. Там, где в предложении есть запятые, делайте небольшие паузы. Если в конце предложения стоит точка, то это повествовательное предложение, которое надо произносить спокойно и ровно с постепенным понижением тона в конце предложения. Таких предложений в тексте обычно большинство. Обратите внимание на абзацное членение текста. В конце каждого абзаца следует делать более длительную паузу, чем в конце предложения.

«Как читать текст вслух?»

Читайте текст не спеша, с паузами. Не глотайте слова. Правильно произносите окончания слов. Не нарушайте орфоэпические нормы языка. Соблюдайте темп речи и доверительную интонацию. Читайте вслух как можно больше и чаще. Читайте внимательно и вдумчиво, пытаясь понять мысли автора.

Мы с вами понимаем, что такой навык как выразительное чтение должен формироваться постоянной практикой, кроме того, учащиеся должны слышать эталонное чтение, которое они могут воспринимать как образец выразительного чтения. Таким образцом может быть чтение текстов вслух учителем, использование фонохрестоматий на уроках литературы при изучении того или иного произведения.

2 задание итогового собеседования – это пересказ прочитанного текста с включением в него высказывания. На подготовку также дается 2 минуты.

При работе с учащимися на уроке мы вспоминаем способы, которыми можно ввести цитату в текст (цитату можно оформить как прямую речь; цитату можно ввести с помощью вводной конструкции; цитата вводится в виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о; для введения цитаты можно использовать косвенную речь). Учащимся я предлагаю потренироваться, применяя разные способы введения цитаты на примерах высказываний писателей и поэтов. («Любовь-бесценный дар». Л.Толстой. «Душа исцеляется рядом с детьми». Ф. Достоевский. «В семейной жизни главное – терпение». А.Чехов). (СЛАЙД )

Далее продолжаем нашу работу по памятке – алгоритму «Подготовка к пересказу текста».

  1. Определить тему текста.

  2. Определите основную мысль текста.

  3. Выделите микротемы каждой части текста, озаглавьте их.

  4. Запомните ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.

  5. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.

  6. Решите, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

3 задание итогового собеседования – это монологическое высказывание, где учащийся может выбрать одну из предложенных тем беседы. На подготовку учащемуся дается 1 минута.

На уроке мы постоянно говорим о типах речи, об особенностях каждого типа речи. И система упражнений в учебнике помогает подготовить учащихся к 3 заданию итогового собеседования. Мы можем воспользоваться цветными вставками с репродукциями картин. Например, есть упражнения под рубрикой «Учимся создавать текст», где ребятам предлагается рассмотреть репродукцию картины и дать словесную зарисовку этой картины, отразив состояние покоя, умиротворенности, которым веет от холста. Учащиеся должны определить, какой тип речи будут использовать и какие языковые средства им понадобятся. (СЛАЙД ).

При затруднениях у учащихся целесообразно использовать заранее подготовленные шаблоны монологических высказываний.

Подобную работу можно дополнить с выходом на 1 и 2 задания итогового собеседования, предложив учащимся прочитать выразительно текст о художнике и пересказать с включением цитаты, заранее приготовленной учителем. (СЛАЙД )

Текст для выразительного чтения и пересказа

Известный русский живописец Аркадий Александрович Рылов родился 17 января 1870 года в селе Истобенское Орловского уезда Вятской губернии. Интересно то, что рождение его произошло в пути, когда родители ехали из Истобенского в Вятку. Все детство Аркадия Рылова прошло в Вятке, поэтому именно этому городу он посвятил большинство своих воспоминаний и творческих работ. Жила семья Рыловых на берегу широкой реки, в детстве Аркадий часто любовался заречной природой и живописными просторами лесов, озер и рек. Вятская природа пленила его настолько сильно своей красотой и величием, что он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, не один час проводить возле реки или более мелких водоемов, наблюдать за утками или небольшими лесными зверьками. Так, в своих воспоминаниях он позже напишет: «...жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами... Я очень много трудился над этим мотивом, стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез...»

Немногим известно, что Аркадий Рылов обладал педагогическим даром. До начала революции у него учились ученики в классе рисования животных в школе, находившейся при Обществе поощрения художеств. Также он преподавал рисование и в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. В своих произведениях он самым прекрасным образом не только воспел красоту и самобытность русской природы, но и напомнил всем нам о том, что мы должны быть в ответе за ее сохранность и процветание.

Вы прекрасно понимаете, коллеги, что подготовка учащихся к итоговому собеседованию осуществляется на каждом уроке русского языка через систему упражнений по развитию речи. Я уверена, что даже если вы занимаетесь по другим УМК других авторов, то все равно похожие задания и упражнения имеют место быть.

4 задание итогового собеседования – это участие в диалоге по теме предыдущего задания.

Если мы свяжем диалог с работой по созданию словесной зарисовки картины, то учащемуся возможны следующие вопросы:

- Любите ли вы отдыхать на природе?

- Как надо вести себя во время отдыха на природе?

- Что дарит человеку общение с природой?

- Как нужно относиться к природе? и т.д.

В процессе работы мы сталкиваемся с трудностями при соблюдении грамматических, орфоэпических, речевых норм. Немало проблем также возникает при чтении, пересказе незнакомого текста, создании монологического высказывания. Для преодоления этих сложностей нам и приходят на помощь памятки-алгоритмы. При их использовании идет формирование «методики учащегося». Надеюсь, коллеги, что использование подобных алгоритмов поможет подготовить учащихся к итоговому собеседованию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!