СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре Традиционные методы обучения в дополнительном образовании

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагоги со стажем, много лет проработавшие в системе образования,  думаю, согласятся со мной в том,  что инновационная педагогика не  является универсальной заменой традиционных методов обучения.Общеизвестно, что и в общеобразовательной школе, и в дополнительном образованиинаиболее распространенными являются традиционныеметоды обучения. Традиционные методы обучения, выработанные в многовековой педагогической практике, являются сегодняосновой организации и осуществления процесса обучения.Педагоги со стажем, много лет проработавшие в системе образования,  думаю, согласятся со мной в том,  что инновационная педагогика не  является универсальной заменой традиционных методов обучения.Общеизвестно, что и в общеобразовательной школе, и в дополнительном образованиинаиболее распространенными являются традиционныеметоды обучения. Традиционные методы обучения, выработанные в многовековой педагогической практике, являются сегодняосновой организации и осуществления процесса обучения.Педагоги со стажем, много лет проработавшие в системе образования,  думаю, согласятся со мной в том,  что инновационная педагогика не  является универсальной заменой традиционных методов обучения.Общеизвестно, что и в общеобразовательной школе, и в дополнительном образованиинаиболее распространенными являются традиционныеметоды обучения. Традиционные методы обучения, выработанные в многовековой педагогической практике, являются сегодняосновой организации и осуществления процесса обучения.Педагоги со стажем, много лет проработавшие в системе образования,  думаю, согласятся со мной в том,  что инновационная педагогика не  является универсальной заменой традиционных методов обучения.Общеизвестно, что и в общеобразовательной школе, и в дополнительном образованиинаиболее распространенными являются традиционныеметоды обучения. Традиционные методы обучения, выработанные в многовековой педагогической практике, являются сегодняосновой организации и осуществления процесса обучения.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре Традиционные методы обучения в дополнительном образовании»

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Қостанай қаласы әкімдігі техникалық шығармашылық мектебі» МКҚК


ГККП «Школа технического творчества акимата города Костаная

отдела образования акимата города Костаная»






Традиционные методы обучения

в дополнительном образовании



(Выступление на областном семинаре)








Методист ГШТТ Храброва С.П.




Костанай 2015




Трактовок понятия «Метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Специфика дополнительного образования накладывает определённые ограничения на их применение и использование. Следует заметить, что далеко не все методы обучения, применяемые в системе общего образования, успешно применимы в системе дополнительного образования детей. Так, содержание учебной деятельности детского объединения обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определённом виде творчества. Причём уровень теоретической подготовки должен позволять обучающимся в процессе её изучения на определённом этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем и на продуктивный (творческий) уровень. Практическая ориентированность обучения в УДО требует большего объёма практической подготовки. Теория и практика на занятиях фактически неотделимы друг от друга, особенно в условиях нашей технической школы, поэтому изучение теории требует большего применения методов.

В современном процессе обучения в организациях дополнительного образования используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Данная тема нуждается в рассмотрении, так как в ней присутствует и что-то предвнесённое в процесс обучения, и накопленный за века педагогической деятельности опыт. Я считаю, что проблема состоит в том, что нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать про традиционные методы, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись (Например: перед педагогом стоит задача научить кружковцев строить схемы и чертежи. Конечно, это можно сделать и на сенсорном экране, но ученик не достигнет полностью того, чего хочет педагог: точности, аккуратности, выработки собственного стиля при выполнении данного вида работ и т.д.).

Я полагаю, что каждый педагог должен знать о прогрессе в структуре образования. Не секрет, что в последнее время все чаще стали высказываться идеи о необходимости полной перестройки современной образовательной системы. С одной стороны, эта система не изменилась коренным образом со времени своего появления, и так же главным способом подготовки ребенка к будущей жизни является обучение его навыкам прошлого, передача традиции. С другой стороны, сегодня перед образованием должны быть поставлены совсем иные цели. Стремительность, с которой меняется мир вокруг нас, приводит к тому, что многие знания, полученные нами в юности, к старости (или даже к зрелости) потеряют свою актуальность. Педагоги со стажем, много лет проработавшие в системе образования, думаю, согласятся со мной в том, что инновационная педагогика не является универсальной заменой традиционных методов обучения. Общеизвестно, что и в общеобразовательной школе, и в дополнительном образовании наиболее распространенными являются традиционные методы обучения. Традиционные методы обучения, выработанные в многовековой педагогической практике, являются сегодня основой организации и осуществления процесса обучения. Откуда взялись традиционные методы обучения? Их за тысячелетия, через пробы и ошибки, ошибки и пробы в практике обучения, в педагогическом труде открыли, наработали учителя.

Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio - восприятие) -форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Традиционный метод обучения базируется на информационно-иллюстративной деятельности (рассказ, показ, беседа) педагога и репродуктивной деятельности обучающегося. Обучающийся знакомится с неизвестными ему фактами, путями рассуждений, действий, решая задачу, осмысливает их и применяет.

    По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типов и видов учебных занятий.

 Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач. Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Распространенная классификация традиционных методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это, как известно, словесные, практические и наглядные методы:

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Упражнение, тренировка, самоуправление и др.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Иллюстрирование, показ, предъявление материала


Выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей.


Традиционные методы организации занятия в детском творческом объединении в образовательном учреждении дополнительного образования детей

  • репродуктивный: включает применение освоенного на основе образца или примера - преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т.д.; в результате формируются «знания-копии». Работа обучаемых носит последовательный характер, т.е. выполняется по правилам в похожих ситуациях с предложенным примером.



  • объяснительно-иллюстративный метод обучения - преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал. Осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций и т.д. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знания - знакомства»


  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;

  • методы практической работы: упражнения; тренировки; составление таблиц, схем, графиков, чертежей; работа с картами, схемами.

  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

  • использование на занятиях средств искусства: изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; кино; радио и телевидение.

  • метод контроля:   самоконроль, взаимоконтроль,   анкетирование и тестирование ( разработка, проведение и анализ анкеты и теста), устный контроль (опрос), письменный, (тесты, кроссворды, ребусы и др.).


Так, при подготовке к занятиям наши педагоги используют следующие методы:

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, практическая работа.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками,),письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка.

В системе дополнительного образования учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов:

  • организационного,

  • проверочного,

  • подготовительного,

  • основного,

  • контрольного,

  • рефлективного (самоанализ),

  • итогового,

  • информационного

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей. Соответственно, для каждого из этапов могут быть применены наиболее эффективно определённые методы обучения. Каждый метод обучения можно представить в виде совокупности методических приёмов.

Выделим для нашего удобства традиционные методы обучения, используемые педагогами школы технического творчества, в соответствии с основными этапами обучения:

1.Организационный. В соответствии с задачами этого этапа, здесь уместны методы мотивации и стимулирования, например, метод эмоционального мотивирования (приёмы создания ситуации нравственного переживания, создание ситуаций занимательности, анализ ситуаций из литературы, биографий деятелей культуры, ученых, исторических личностей, занимательных фактов и т.п., создание ситуации новизны), а также отдельные методы стимулирования (метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, анализ жизненных ситуаций, предъявление учебных требований).

2.Проверочный. Здесь уместны методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, такие, как опрос, работа с карточками, игры, проверочная работа, опять же, тестирование.

3. Подготовительный. Здесь уместны такие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как, словесные: рассказ-вступление, беседа (сочетающая приёмы постановки вопросов, приёмы обсуждения ответов обучающихся, приёмы коррекции ответов обучающихся, приёмы формулирования выводов из беседы); наглядные: демонстрация (например, показ видеозаписи), иллюстрация (показ плакатов, картин, зарисовок на доске); методы самостоятельной работы (работа со схемой, таблицей, рисунком, книгой).

4.Основной. В зависимости от задач и подвида этого этапа, здесь могут применяться самостоятельная работа, работа под руководством педагога, дозированная помощь, беседа, практические задания, тренировочные упражнения, рассказ – изложение, лекция, фрагментированный демонстрационный показ видеоматериала, письменные упражнения, опыты, эксперименты, работа на ПК и т.д.

5.Контрольный. Данный этап может осуществляться методами контроля и коррекции. В частности, методы самоконтроля, методы письменного контроля, методы устного контроля. Наиболее уместны здесь фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, викторины.

6.Итоговый. Здесь могут быть применены следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности - словесные: заключительная беседа, рассказ-заключение; наглядно-словесные: беседа с применением схемы, таблицы, иллюстрации, комментирование действий; практические: работа с учебным набором, с тренировочным приспособлением, и т.д.; самостоятельной работы: работа с вопросником, комментирование выполненной работы.

7.Рефлективный. По своему содержанию, этот этап требует особого рода активности педагога и обучающихся. Предыдущая деятельность определённым образом отразилась на эмоциональном состоянии обеих сторон учебного процесса и оформилась в определённую учебную ситуацию, поэтому здесь снова уместны методы мотивации и стимулирования, содержащие стимулирование ответственности, чувства долга, закрепление чувства успешности, разъяснение личной и общественной значимости получаемых ЗУН, а также методы контроля и коррекции, такие, как: само – и взаимооценка, контроль и коррекция.

8.Информационный. Чаще всего, в дополнительном образовании домашнее задание является необязательным и по большей части продолжает деятельность, осуществляемую на занятии, поэтому здесь уместны будут методы мотивации и стимулирования, направленные на создание ситуации успешности: двухуровневые задания, план выполнения задания, карточки-консультации, анализ жизненной или игровой ситуации, задание-наблюдение и т.д.



Модель учебного занятия











Как видим, занятие в дополнительном образовании является подвижным с точки зрения присутствия и содержания каждого из этапов. Разнообразие содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. Это и традиционные формы, такие как: учебное занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, и нетрадиционные, например, занятия-фантазии, занятия-соревнования, занятие - ролевая игра и т.д.

Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний у детей, сложности учебного материала, и применять многообразный арсенал методов. Различные точки зрения на проблему применения традиционных или инновационных методов отражают естественный процесс поиска. Какие же методы выбрать педагогу? Те, которые более понятны ему и удобны в его работе. Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Я считаю, что эти два понятия –традиция и инновация - должны существовать на одном уровне. И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии!











      

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например:

  1. усредненный общий темп изучения материала;

  2. единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися;

  3. большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате ученики «разучиваются думать»;

  4. почти полное незнание учителем, усваиваются ли учащимися сообщаемые знания;

  5. преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;

  6. затрудненность самостоятельной работы учеников с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала;

  7. преобладание нагрузки на память учащихся, т.к. надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит.





























 

       

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!