СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ МБДОУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами МБДОУ при подготовке детей к обучению в школе.

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьнозначимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Для дошкольников, посещающих ДОУ компенсирующего вида данная проблема, в связи с тем, что их развитие речи и других психических функций отличается от понятия «норма», особенно актуальна. Работа коррекционных дошкольных учреждений направлена на стимулирование всестороннего развития ребёнка, имеющего недоразвитие речи: коррекцию аномального развития речи и связанных с нею психических процессов. Система специального обучения детей строиться на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами. Коррекционная работа осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с окружающей действительностью, а также в повседневной жизни. Задачи коррекции речи решаются в тесной взаимосвязи всех специалистов ДОУ и при тесном контакте с родителями, совместные усилия которых в совокупности способствуют гармоничному развитию детей.

В нашем саду созданы оптимальные условия для одновременного развития речи, познавательных процессов, творческих способностей, физического развития и эмоционально-волевой сферы. Одним из путей создания оптимальных условий коррекции является наличие тесной взаимосвязи между всеми специалистами. Особое значение приобретает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для всех логопедических групп нашего ДОУ разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста: математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные, музыкальные занятия и логоритмика. Обязательным является  в вечернее время выделение часов для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Ведётся тетрадь взаимосвязи учителя- логопеда с воспитателями. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения. Совместно с логопедом на основе его перспективного плана, воспитатель разрабатывает свои перспективные планы по всем разделам типовой  программы, учитывая задачи коррекционного воздействия. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в индивидуальных картах ребёнка и отмечается в мониторинге, проводимом на начало учебного года, по окончании первого полугодия и на конец учебного года, что позволяет проследить динамику коррекционной работы и развития по всем разделам программы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада общеразвивающего типа. Важный аспект работы в логопедической группе - развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Воспитателю необходимо вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости ребёнка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический час приглашается 5-7 детей. Логопедом рекомендуются и фиксируются в тетради взаимосвязи следующие виды упражнений: *автоматизация или дифференциация хорошо поставленных звуков; *закрепление лексико-грамматических конструкции, отработанных логопедом; *активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы;* повторение стихотворений, рассказов; *упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;*упражнения на развитие мелкой моторики.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и всех специалистов ДОУ компенсирующего вида, к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям. Особое место в организации комплексной системы работы определяется музыкальному руководителю. Музыкальный руководитель  помимо общеобразовательных задач типовой программы решает задачи коррекционной работы, проводимой в логопедической группе. Учитывая, речевые возможности  детей составляет репертуар для развития музыкальных способностей. В тесной взаимосвязи с логопедом группы музыкальный руководитель подбирает речитативы к утренникам, согласует назначение ролей по уровню речи ребенка его психоэмоциональные возможности. Еженедельно на логоритмических занятиях совершенствуются: общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса). На музыкальных занятиях обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов с учётом вида речевой патологии. В результате совместной работы: логопеда, музыкального руководителя, воспитателя в нашем ДОУ один раз в месяц проводятся серии интегрированных занятий, в процессе которых используются: игры и упражнения по обогащению словаря; решаются задачи по развитию лексико-грамматических категорий; апробируются варианты самостоятельного общения; музыкальные произведения различных жанров; логоритмические упражнения; упражнения на развитие координации между движением и словом; игры и упражнения на развитие дыхания; игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, упражнения на развитие мимических движений.

       Организация утренников, развлечений, спортивных праздников в ДОУ компенсирующего вида практически невозможна без сотрудничества всех специалистов включая инструктора по физической культуре. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление, и коррекцию здоровья детей, на и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В ДОУ  для детей с речевой патологией инструктор  создает на физкультурных занятиях условия, где возможно включать в работу максимальное количество анализаторов. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, подобранных с учетом сюжета занятия, специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив, отрабатывают технику дыхания. Занятия осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, какой следует подбирать речевой материал. Регулярно  проводится занятия в сюжетно-игровой форме с музыкальным сопровождением, что позволяет увеличить речевую активность на физкультурных занятиях, так как в них включаются упражнения с речитативами, отработанные логопедом.

         Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач осуществляется благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную деятельность логопеда,  музыкального руководителя, инструктора по физической культуре,  воспитателей. Работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями. В соответствии с профилем дошкольного учреждения раздел «Речевое развитие» выдвинут на первый план. «Познавательное развитие», «Креативное развитие», «Физическое здоровье и развитие», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание» связаны с основным разделом и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного воспитания. В  логопедическом саду коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Таким образом, достижение уровня морфологического, функционального и психологического развития ребенка, характеризующего  школьную готовность, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка, является главной задачей учителя-логопеда и других специалистов, работающих с дошкольниками, имеющими проблемы речевого развития. Подготовить всех детей-логопатов к школе так, чтобы они были успешными–это очень высокая цель, определяющая эффективность комплексного психолого-педагогического сопровождения всеми имеющимися в ДОУ специалистами.

Литература:

1.Бабкина Н.В. «Оценка психологической готовности детей к школе». «Айрис-дидактика»2008г.

2.Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М., ЧиркинаГ.В.,и др. «Логопедия». Москва «Просвещение» 1995год.

3.Гаркуша Ю.Ф.«Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» Москва 2002 г.

4.Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». Москва «Просвещение» 1991 г.

Просмотр содержимого документа
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ МБДОУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.»

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами МБДОУ при подготовке детей к обучению в школе.

Бойко Е.Е.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 27 г. Северск.

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьнозначимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Для дошкольников, посещающих ДОУ компенсирующего вида данная проблема, в связи с тем, что их развитие речи и других психических функций отличается от понятия «норма», особенно актуальна. Работа коррекционных дошкольных учреждений направлена на стимулирование всестороннего развития ребёнка, имеющего недоразвитие речи: коррекцию аномального развития речи и связанных с нею психических процессов. Система специального обучения детей строиться на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами. Коррекционная работа осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с окружающей действительностью, а также в повседневной жизни. Задачи коррекции речи решаются в тесной взаимосвязи всех специалистов ДОУ и при тесном контакте с родителями, совместные усилия которых в совокупности способствуют гармоничному развитию детей.

В нашем саду созданы оптимальные условия для одновременного развития речи, познавательных процессов, творческих способностей, физического развития и эмоционально-волевой сферы. Одним из путей создания оптимальных условий коррекции является наличие тесной взаимосвязи между всеми специалистами. Особое значение приобретает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для всех логопедических групп нашего ДОУ разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста: математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные, музыкальные занятия и логоритмика. Обязательным является в вечернее время выделение часов для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Ведётся тетрадь взаимосвязи учителя- логопеда с воспитателями. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения. Совместно с логопедом на основе его перспективного плана, воспитатель разрабатывает свои перспективные планы по всем разделам типовой программы, учитывая задачи коррекционного воздействия. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в индивидуальных картах ребёнка и отмечается в мониторинге, проводимом на начало учебного года, по окончании первого полугодия и на конец учебного года, что позволяет проследить динамику коррекционной работы и развития по всем разделам программы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада общеразвивающего типа. Важный аспект работы в логопедической группе - развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Воспитателю необходимо вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости ребёнка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический час приглашается 5-7 детей. Логопедом рекомендуются и фиксируются в тетради взаимосвязи следующие виды упражнений: *автоматизация или дифференциация хорошо поставленных звуков; *закрепление лексико-грамматических конструкции, отработанных логопедом; *активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы;* повторение стихотворений, рассказов; *упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;*упражнения на развитие мелкой моторики.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и всех специалистов ДОУ компенсирующего вида, к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям. Особое место в организации комплексной системы работы определяется музыкальному руководителю. Музыкальный руководитель помимо общеобразовательных задач типовой программы решает задачи коррекционной работы, проводимой в логопедической группе. Учитывая, речевые возможности детей составляет репертуар для развития музыкальных способностей. В тесной взаимосвязи с логопедом группы музыкальный руководитель подбирает речитативы к утренникам, согласует назначение ролей по уровню речи ребенка его психоэмоциональные возможности. Еженедельно на логоритмических занятиях совершенствуются: общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса). На музыкальных занятиях обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов с учётом вида речевой патологии. В результате совместной работы: логопеда, музыкального руководителя, воспитателя в нашем ДОУ один раз в месяц проводятся серии интегрированных занятий, в процессе которых используются: игры и упражнения по обогащению словаря; решаются задачи по развитию лексико-грамматических категорий; апробируются варианты самостоятельного общения; музыкальные произведения различных жанров; логоритмические упражнения; упражнения на развитие координации между движением и словом; игры и упражнения на развитие дыхания; игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, упражнения на развитие мимических движений.

Организация утренников, развлечений, спортивных праздников в ДОУ компенсирующего вида практически невозможна без сотрудничества всех специалистов включая инструктора по физической культуре. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление, и коррекцию здоровья детей, на и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В ДОУ для детей с речевой патологией инструктор создает на физкультурных занятиях условия, где возможно включать в работу максимальное количество анализаторов. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, подобранных с учетом сюжета занятия, специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив, отрабатывают технику дыхания. Занятия осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, какой следует подбирать речевой материал. Регулярно проводится занятия в сюжетно-игровой форме с музыкальным сопровождением, что позволяет увеличить речевую активность на физкультурных занятиях, так как в них включаются упражнения с речитативами, отработанные логопедом.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач осуществляется благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную деятельность логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. Работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями. В соответствии с профилем дошкольного учреждения раздел «Речевое развитие» выдвинут на первый план. «Познавательное развитие», «Креативное развитие», «Физическое здоровье и развитие», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание» связаны с основным разделом и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного воспитания. В логопедическом саду коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Таким образом, достижение уровня морфологического, функционального и психологического развития ребенка, характеризующего школьную готовность, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка, является главной задачей учителя-логопеда и других специалистов, работающих с дошкольниками, имеющими проблемы речевого развития. Подготовить всех детей-логопатов к школе так, чтобы они были успешными–это очень высокая цель, определяющая эффективность комплексного психолого-педагогического сопровождения всеми имеющимися в ДОУ специалистами.

Литература:

1.Бабкина Н.В. «Оценка психологической готовности детей к школе». «Айрис-дидактика»2008г.

2.Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М., ЧиркинаГ.В.,и др. «Логопедия». Москва «Просвещение» 1995год.

3.Гаркуша Ю.Ф.«Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» Москва 2002 г.

4.Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». Москва «Просвещение» 1991 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей