СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь игры и общения у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство - это отрезок  жизни  ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы,  города,  страны.  Если  в периоды младенчества и раннего детства  ребенок,  находясь  в  кругу  семьи, получал необходимые условия для своего развития, то  в  дошкольном  возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир  человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он  испытывает  огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней  участвовать.  Преодолев кризис 3-х лет, ребенок стремится к самостоятельности. Из этого  противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная  деятельность  детей,  моделирующая жизнь взрослых.  Ролевая игра, или как ее еще называют  творческая  игра,  появляется  в дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они  берут  на себя  "взрослые"  роли  и  в  игровых  условиях  воспроизводят  деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную  роль,  имеет и соответствующий этой роли образ  -  доктора,  мамы,  дочки,  водителя.  Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный, внутренний  план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать.  Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и  эмоции.  В  их  играх мама может быть  строгой  или  доброй,  грустной  или  веселой,  ласковой  и нежной. Образ проигрывается, изучается  и  запоминается.  Все  ролевые  игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены  социальным  содержанием  и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.     Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями  с ним. Когда он овладевает действием, то начинает  осознавать,  что  действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал  этого.  В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на  человека,  благодаря чему  взрослый  и  его  действия  становятся  для   ребенка   образцом   для подражания.     На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды  детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней  ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в  соответствии  с  этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы,  и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное  условие  для развертывания  такой  игры  -  яркое,  запоминающееся  впечатление,  которое вызвало у него сильный эмоциональный  отклик.  Ребенок  вживается  в  образ, чувствует его и душой и телом, становится им.     Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры,  которая ярко проявляется с середины  дошкольного  периода.  Игровое  действие  имеет символический характер. Играя, ребенок  под  одним  действием  подразумевает другое, под одним предметом -  другой.  Не  имея  возможности  обращаться  с реальными предметами, ребенок учится  моделировать  ситуации  с  предметами-заместителями. Игровые заместители предметов  могут  иметь  очень  небольшое сходство с  реальными  предметами.  Ребенок  может  использовать  палочку  в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу  сюжета,  в  качестве  шпаги.  Мы видим, как  в  ролевой  игре  знак  входит  в  жизнь  ребенка  и  становится средством организации его деятельности.     Ребенок обычно получает много игрушек, которые  являются  заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий,  предметов  быта  (мебель, посуда,  одежда),  машин  и  т.д.  Через  подобные  игрушки   ребенок усваивает функциональные  назначения  предметов  и  овладевает  навыками  их использования.     В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие  в  ней  дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и  сочетание  различны  для  младших  и старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может  состоять  из однообразных  повторяющихся  действий,  иногда  напоминающих  манипуляции  с предметами, а  состав  участников  игры  может  быть  ограничен  одним-двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и  пригласить  на обед «гостью» или «готовить обед» для  своей  дочки-куклы.  Игровые  условия детей  старшего  дошкольного  возраста  могут  включать  большое  количество участников  игры.  Каждый  участник  может  иметь  несколько  дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В  ходе  игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек  и  предметов  от  одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.     Игра у детей  начинается  с  договора.  Дети  договариваются  о  начале игровой деятельности,  выбирают  сюжет,  распределяют  между  собой  роли  и выстраивают свои действия и поведение  в  соответствии  с  выбранной  ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и  понимать  ролевые  права  и обязанности. Так, например,  врач,  если  он  лечит  больного,  должен  быть уважаемым человеком, он может потребовать от  больного  раздеться,  показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял  его указания.     В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир  и  его  многообразие, они  могут  воспроизводить  сцены  из  семейной  жизни,  из  взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее.  По  мере  взросления  ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например, игра в  «дочки-матери»  в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут.  Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов  подряд,  то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и  длительность игры.     Игровой сюжет, так же как и игровая роль,  чаще  всего  не  планируются ребенком  младшего  дошкольного  возраста,   а   возникают   ситуативно,   в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему  в руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры  у  детей  этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них  захотел поиграть.     Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой  на  себя  роли.  Дети  планируют  свое  поведение,  раскрывая  образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как  правило, возникают из-за  неправильного  ролевого  поведения  в  игровой  ситуации  и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного»  игрока из игровой ситуации.  В игре осуществляются два вида взаимоотношений -  игровые  и  реальные. Игровые  отношения  -   это   отношения   по   сюжету   и   роли,   реальные взаимоотношения - это отношения  детей  как  партнеров,  товарищей,  которые выполняют  общее  дело.  В  совместной  игре  дети  учатся  языку   общения, взаимопониманию,  взаимопомощи,  учатся  подчинять  свои  действия  действию других игроков.     Игра -  ведущая  деятельность  в  дошкольном  возрасте,  она  оказывает значительное влияние на развитие  ребенка.  В  игре  ребенок  познает  смысл человеческой деятельности, начинает понимать и  ориентироваться  в  причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему  человеческих  отношений,  он начинает  осознавать  свое  место   в   ней.   Игра   стимулирует   развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой  жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.     В игре дети  учатся  общению  друг  с  другом,  умению  подчинять  свои интересы  интересам  других.  Игра   способствует   развитию   произвольного поведения  ребенка.  Механизм  управления   своим   поведением,   подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем  проявляется  и в других видах деятельности (например, в учебной).   Игра  способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.  Игра  создает реальные условия для развития многих навыков и умений,  необходимых  ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь игры и общения у дошкольников»

Взаимосвязь игры и общения у дошкольников

Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет, ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный, внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством организации его деятельности.

Ребенок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и т.д. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования.

В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним-двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью.

Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.

В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные.

Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной).

Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!