СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога очень важна.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.»

Взаимосвязь в работе

учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога

с детьми, имеющими речевые нарушения.

Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс развития. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.

Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.

Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно- образовательного процесса.

Взаимодействие специалистов с детьми, в котором определены частные (специфические) задачи.

Задачи работы логопеда

-Обследование детей и выявление среди них нуждающихся в профилактической и коррекционной речевой помощи;

-Изучение уровня речевого, познавательного развития;

-Изучение индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи;

-Определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;

-Систематическое проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;

-Оценка результатов помощи детям;

-Определение степени речевой готовности детей к школьному обучению;

-Проведение просветительской и пропедевтической работы с педагогами и родителями детей, имеющих речевые нарушения;

-Осуществление контроля за качеством речевой работы с детьми педагогов ДОУ и родителей детей, имеющих речевые нарушения;

Задачи работы психолога

-Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи. -Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. -Развитие общей и мелкой моторики.

-Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

-Развитие зрительно-моторной координации.

-Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

-Активизация отработанной лексики.

-Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические

занятия.

- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. -Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому выделяются основные этапы взаимодействия.

Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

План взаимодействия учителя логопеда с участниками коррекционного педагогического процесса

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Круглый стол для воспитателей «Организация коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Практикум для воспитателей «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Беседа с педагогом –психологом об основных направлениях взаимосвязи в коррекционной работе

Выступление на педсовете «Преемственность с разных точек зрения»

 

 

 

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о проведении комплекса ЛФК для детей, посещающих логопедические занятия

Октябрь

Рекомендации воспитателям по работе с «Тетрадью взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей»

Беседа-практикум «Индивидуальные занятия с детьми по автоматизации, дифференциации звуков, развитию навыков звукового анализа и синтеза»

Консультации для воспитателей «Структура и направления логопедической и оздоровительной работы с детьми. Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса»

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Ноябрь

Консультация для воспитателей «Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР»

 

Беседа-практикум «Формирование у детей лексико-грамматического строя речи»

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь»

Декабрь

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о динамике развития психологических процессов у детей, посещающих логопедические занятия

Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи

Практикум для воспитателей «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей»

Семинар-практикум для воспитателей «Проведение пальчиковой гимнастики и ознакомление с различными способами развития мелкой моторики детей с ОНР

 

 

Беседа с воспитателями о необходимости контроля над правильным звукопроизношением детей на занятиях и вовремя режимных моментов

 



Январь

Педагогический совет «Методика формирования связной речи у дошкольников»

Практикум для воспитателей «Игра для формирования лексического строя речи у детей с ОНР»

Практикум для воспитателей «Игры для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»

 

 

Семинар для воспитателей «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»

Консультация для педагогов ДОУ «Инновации в работе по развитию речи» (Знакомство с компьютерными логопедическими играми)

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития общей моторики у детей

Февраль

Консультация-практикум «Развитие графических навыков у дошкольников с ОНР»

Консультация для муз. руководителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Рекомендации воспитателям по работе со специальными систематизированными карточками для проведения анализа звукового состава слова и анализа предложений

Семинар для воспитателей «Дидактические игры в работе детьми, имеющими ОНР»

Март

Круглый стол для воспитателей «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи»

Консультации для воспитателей «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»

Беседа с воспитателями средних групп об обследовании детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Рекомендации по заполнению педагогических характеристик на данную категорию дошкольников»

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом «Интеллектуальная готовность детей, посещающих логопедическую группу, к школьному обучению»

Апрель

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом «Психологическая готовность детей, посещающих логопедическую группу, к школьному обучению»

Консультации для воспитателей «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»

Консультации для воспитателей «Подвижные игры для детей с ОНР»

Семинар для воспитателей «Развитие лексико-грамматической стороны речи у школьников с ОНР»

Май

 

 

 

Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период



Приложение 1

 

Направления деятельности

педагога-психолога

Направления деятельности

учителя-логопеда

Диагностика

Подбор психодиагностических методик. Психологическая диагностика детей. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: информирование по итогам диагностики; представление психолого–педагогических рекомендаций; применение рекомендаций в собственной деятельности; разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики.

Углубленное логопедическое обследование детей старшей и подготовительной группы. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: информирование по итогам диагностики; представление логопедических рекомендаций; применение рекомендаций в собственной деятельности; разработка коррекционной  работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики.

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Составление графика работы, согласование его с логопедом. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Составление перспективных планов индивидуальной и подгрупповой работы. Изучение медицинских карт.

Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Составление графика работы, согласование его с психологом. Составление перспективных планов индивидуальной, фронтальной и подгрупповой работы. Изучение медицинских карт.

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума

Анализ и обсуждение результатов диагностики.

Комплектование группы детей, участвующих в проекте.

Постановка задач коррекционно - развивающей работы.

Коррекционно – развивающая работа

Разработка программы работы с учётом коррекционной работы, проводимой на логопункте. Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательной и эмоцонально-личностной сфер.

Коррекционно – развивающие занятия по развитию разных сторон речи. Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Работа с родителями и педагогами

Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ. Оформление информационных выставок и уголков для родителей.

Проведение консультаций, практикумов. Оформление информационно - методических выставок и уголков. Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.

Проведение комплексных консультаций для родителей по предварительной записи.

Диагностика

Диагностика результативности коррекционно – развивающего процесса за прошедший учебный год

Проведение итогового

психолого – медико - педагогического консилиума

Анализ результатов диагностики коррекционно-развивающей работы за учебный год.

 

План работы учителя – логопеда с родителями на год

4

Работа с родителями

4.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2

 

 

 

 

4.3

 

 

 

 

4.4

 

 

 

4.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступления на родительских собраниях:

«Нарушение речи у дошкольников»

«Развитие речи детей 2-3 лет»

«Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ»

«Как выполнять домашнее задание логопеда»

«Результаты логопедической работы за учебный год».

 

Предоставление сведений о результатах логопедического обследования (индивидуальное консультирование).

 

Направление родителей с детьми на консультацию к специалистам поликлиники для уточнения клинических диагнозов»

Совместное выполнение взрослыми и детьми рекомендаций логопеда в тетрадях.

 

Обновление логопедических уголков.

Оформление консультации, подготовка папки-передвижки «Первые шаги в развитии мелкой моторики» (группы младшего дошкольного возраста)

- Оформление стенда «Советы логопеда» для групп младшего дошкольного возраста.

Тема: «Речевое развитие детей четвертого года жизни»

- Оформление консультаций «Советы логопеда» для групп среднего дошкольного возраста.

Тема: «Развитие связной речи детей в семье»

- Оформление консультаций «Советы логопеда» для групп старшего дошкольного возраста.

Тема: «Упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»

Все возр. группы.

 

Мл. гр.

под. гр.

Ст. гр.

 

 

 

Ст., подг. группы

 

 

Сред., ст., подг. группы

 

 

 

Ст., подг. группы

 

 

 

 

Все возр. группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По плану возрастных групп ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

Апрель

 

 

 

Сентябрь-октябрь февраль

 

 

В теч. года

 

 

В теч. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы учителя – логопеда с педагогами ДОУ на год

3

Работа логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем

3.1

 

 

3.2

 

 

 

3.3

 

 

 

 

3.4

 

 

3.5

 

 

3.6

 

 

 

3.7

 

 

3.8

 

 

3.10

Совместно с воспитателями провести диагностику развития речи детей.

 

Проводить беседы и консультации с воспитателями с целью отслеживания динамики развития речи каждого ребёнка.

 

Посещать занятия воспитателей и утренники с целью выработки единых педагогических требований и проверки закрепления навыков правильной речи у детей.

 

Выступление на педсовете «Педагогическая компетентность педагога ДОУ»

 

Консультация для педагогов «Развитие выразительной речи у детей с помощью инсценирования».

 

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста».

 

Консультация для муз. руководителя «Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников».

 

Выступление на педсовете «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

 

Круглый стол «Речь педагога- пример для подражания».

до 15 сентября

в течение года

 

 

в течение года

 

 

 

октябрь

 

 

ноябрь

 

 

декабрь

 

 

 

январь

 

 

февраль

 

 

 

апрель

 




План по самообразованию учителя-логопеда

Тема: «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники».

 

Актуальность темы

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютора. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико- грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.

У детей с ОНР мы видим множество проблем.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

-Бедность речи.

- Употребление нелитературных слов и предложений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулирлвать громкость голоса и темпа речи и.т. д.

- Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать оразличных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание  предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

 Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду запомнить. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться  с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается наладить контакт с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приемов мнемотехники, способствует увеличению объема памяти. Все это достигается путем образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приемов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными образами, с сильными ощущениями. Приемы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Мнемотехнику в педагогике называют по – разному: сенсорно- графические схемы, предметно –схематические модели, блоками – квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Цель – применение приемов мнемотехники при развитии связной речи у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

                                        Задачи:

- Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.

- Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания);

- Учить расширять высказывания описательного характера.

- Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках ( в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).

- Уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

- Развивать логику;

- Развивать образное мышление;

- Уметь связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- Развивать смекалку, тренировать внимание;

- Разработать дидактический материал по развитию связной речи, занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы.

- Разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления дошкольников.

Источники самообразования – СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная), Интернет, медиа информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы повышения квалификации.

                       Формы самообразования:

- индивидуальная - через индивидуальный план;

- групповая - через участие в деятельности районного методобъединения воспитателей, а так же через участие в жизни ДОУ и через сетевое взаимодействие с логопедами посредством Интернета.

 

 

 

 

1. Изучение научно – профессиональной и  учебно – методической литературы.

Что изучить

Литература(Интернет- ресурсы)

Сроки

Разработка календарно- тематических планов по логопедии и рабочих программ

Филичева Т.Б. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР., журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду»

Сентябрь 2014

Разработка конспектов занятий по связной речи

журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду», логопедические порталы Интернета, кн. Чохонилидзе Т. А. «Учимся составлять рассказ», «Развитие связной речи у 6 летних детей» Гомзяк О.С.

В течение года

Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для детей с применением мнемотехники

журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду», логопедические порталы Интернета

В течение года

Пути преодоления ОНР у дошкольников

«Преодоление ОНР у детей дошкольников под редакцией Волович

В течение года

Как знакомить детей с художественной литературой

«Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» Бобкова Т. И., Красносельская В. Б.

В течение года

 

 

2.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

п.п

                            Мероприятия

Сроки

1.

Участие в семинарах, конференциях, мастер классах

В течение года

2.

Публикация статей в методических и районных изданиях

В течение года

3.

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку

В течение года

 

 

 

 

3. Участие в системе методической работы.

п.п.

                               Мероприятия

Сроки

1.

Проведение открытых занятий в рамках работы

В течение года

2.

Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения по логопедии на специальных порталах Интернета

В течение года

3.

Ведение мониторинга уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР

Сентябрь

май

4.

Проведение мероприятий. Мастер- классов для воспитателей ДОУ по применению мнемотехники:

- семинар – практикум «Моделирование связной речи у детей с ОНР приемами мнемотехники (мнемодорожки при заучивании стихов).

- семинар – практикум «Составление рассказа по картинке» (с применением мнемотаблиц).

 

 

В течение года

Ноябрь

2014г

 

 

Январь

2015г

 

 

                                                                                                                                     

 

 

 

                                                                                                    Утверждаю заведующая

МКДОУ «Детский сад »№1 «Солнышко»

                                                                                                               Попова И.В.___________

 

 

 

 

 

 

 

 

                    План по самообразованию

                    учителя – логопеда  Мухамадеевой Г.Г.

                                         на 2014- 2015 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

МКДОУ «Детский сад» № 1 «Солнышко»».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!