СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

За творческий поиск и инициативу, высокие успехи в профессиональной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке  дается разработка урока на тему "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«За творческий поиск и инициативу, высокие успехи в профессиональной деятельности»

Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Русский язык » составлена на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. №06-259).

Дидактические задачи урока следующие:

Закрепление знаний по теме «Имя существительное », развитие и совершенствование умений по актуализации полученных ранее знаний, внимания, памяти и речи, мышления. Развитие и совершенствование таких качеств личности как внимательность, аккуратность, ответственность, организованность, самостоятельность, целеустремленность, коммуникативные умения.

В соответствии с ФГОС происходит формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная работа, в парах, чередуются виды деятельности студентов. Обсуждаемые во время урока вопросы имеют чётко выраженную конкретную смысловую и дидактическую направленность.

Занятие ориентировано на активизацию речевой деятельности и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении нового материала преподаватель опирается на опыт студентов, устанавливаются внутри- и междисциплинарные связи, прослеживается тесная связь материала с жизненными потребностями, с актуальной проблемой.

На занятиях реализованы компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный подходы.

Цель урока – обобщить, систематизировать, углубить полученные знания в области грамматики по теме: «Имя существительное ».

В рамках заявленной темы и выбранного вида занятия прослеживается органичная связь между задачами обучения, развития и воспитания.

Действенный процесс занятия направлен на развитие устной речи и говорения, усиление интереса к изучаемому языку, воспитание культуры языкового общения, стимулирование творческой активности в применении различных способов и приемов устной речи для успешного овладения знаниями.

Содержание урока позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.

Весь процесс обучения урока направлен на развитие аналитического мышления, умения анализировать, практических умений и навыков.

На уроке используются традиционные и инновационные педагогические технологии: информационные технологии, игровые технологии, метод проекта.

Материал излагается на основе логически взаимосвязанных вопросов преподавателя и ответов студентов.

С целью погружения студентов в тему урока, актуализации и проверки знаний базовых понятий проводится устный опрос по ключевым вопросам.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями колледжей при изучении темы «Имя существительное».

















Тема урока: «Имя существительное ».

Имя существительное – это хлеб языка


Л.Успенский.



Цель урока: повторение и систематизация  знаний  об имени существительном как о части речи.

Задачи:

Обучающая: совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; совершенствовать умения обучающихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас , развивать монологическую речь, умение выступать перед группой ,

Развивающая: развить познавательные навыки и умения студентов;

Воспитательная: воспитывать  речевую грамотность в употреблении имен существительных, способствовать нравственному воспитанию и , на примере анализа текста выяснить ,какую большую роль играет взаимоотношения родителей детей.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

 Метод урока  словесный, частично-поисковый.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты.

Вид : практикум

                                                  Ход урока 

I.Организационный момент

а) Проверить по журналу явку обучающихся 
б) Проверить готовность к уроку


 - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Так много всего интересного мы с вами делаем на уроках русского языка и литературы– учимся, совершаем открытия, творим, мыслим. И сегодня наш урок – не исключение. Прежде чем мы с вами приступим к основной части урока, я попрошу вас продолжить фразу «На уроках русского языка я .....» Мы так же будем творить, дружить и повторять я творю….

На ваше внимание предлагается стихотворение

Внимательно слушайте и ответьте на вопрос: О чем говорится в стихотворении «След»?

Слайд №1



А ты? 
Входя в дома любые - 
И в серые, 
И в голубые, 
Всходя на лестницы крутые, 
В квартиры, светом залитые, 
Прислушиваясь к звону клавиш 
И на вопрос даря ответ
Скажи: 
Какой ты след оставишь? 
След,
 
Чтобы вытерли паркет 
И посмотрели косо вслед, 
Или 
Незримый прочный след 
В чужой душе на много лет?

 Вы ещё находитесь в начале жизненного пути и начинаете делать первые несмелые шаги в этой жизни. Вы (осознанно или не очень) выбрали учебное заведение, осваиваете профессию) … Вся наша жизнь - это дорога, путь; каждому отмерено определённое расстояние. Важно, куда ты идёшь, как шагаешь, кто рядом с тобой, что ожидает тебя в финале путешествия… Каждому из вас хотелось бы прожить так, чтобы не делать ошибок, или же ошибаться минимальное количество раз. Для этого нужно уметь делать выбор. Можно ли научиться выбирать и как вам в этом нелёгком деле может помочь литература? (на примере героев произведений можно понять, как нужно поступать, что такое добро и зло).
Сегодня на уроке вы сможете научиться принимать решения и верно выбирать жизненные ориентиры.
К тому же, на уроке вы сами будете делать выбор и решать, какую оценку вам можно поставить за выполнение определённых видов работы. Обратите внимание на оценочные листы, лежащие на столах. По мере выполнения работы не забывайте ставить себе оценки.

А теперь обратите ,пожалуйста ,внимание на выделенные слова.

С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части?

В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся.

Слайд №2

Запишите тему нашего урока:

Ознакомление с целью урока.

Мы сегодня на уроке будем совершенствовать знания об имени существительном, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; надеюсь, что сегодняшний урок будет способствовать нравственному воспитанию , поможет понять какую большую роль играет взаимоотношения родителей и детей.

Видео о существительном

«Имя существительное» - Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

К доске идет…».



в) Словарный диктант

- Проведём словарную работу. Я вам буду читать описание слова, вы должны записать  это слово. Один студент работает у доски

1) тот, кто руководит школой (директор); 2) специалист, знающий законы земледелия (агроном); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие); 4) плод яблони (яблоко); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (лестница); 6) крупное морское судно (корабль); 7) обозначение, название места жительства (адрес); 8) дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями (аллея); 9) сооружение для хранения зерна (элеватор);10) cамая низкая школьная отметка (eдиница);11) cизо-чёрная ягода, похожая на малину (eжевика); 12) поездка (экскурсия.); 13) движущаяся лестница в метро (эскалатор);)

- Что общего у всех слов?

(принадлежат к одной части речи)

Взаимопроверка Меняются тетрадями и проверяют работу друг у друга

 II. Актуализация знаний

-Давайте с вами вспомним знания, полученные в школе. Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.

1. Существительное – это... часть речи.

2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…

3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы...

4. Существительное изменяется …

5. К непостоянным признакам существительного  относятся...

6.Все ли существительные  имеют формы единственного и множественного...

7. К постоянным признакам существительного  относятся…

8. К 1-му склонению относятся существительные …

Ко 2-му склонению относятся существительные …

К 3-му склонению относятся существительные …

9.Какие существительные  мы относим к существительным общего рода…

10.Существительное в предложении может быть...

III. Закрепление материала. Выполнение упражнений

Слайд№ 3

1. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.

В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри  липы, много зеленых и золотых огоньков.

Где ? в кроне нариц ,неодуш, женс..р 1 .скл .Предл.падеже,в ед. числе.в предл. явл. обстоят.

Синтаксический разбор

1.Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2.По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3.По наличию грамматических основ: простое или сложное. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: происходили чудеса , распространённое, неосложненное .

Письменный: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: происходили чудеса , распространённое, неосложненное

2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:

Лист (конкр.) 1 ряд , листва (собир.),2 ряд будни,(отвл), симфония (конкр.), 1 ряд ,молоко (веществ.),3 ряд , городишко (конкр.),1 ряд, каникулы( отвлеч),.студенчество (собир.),2 ряд , пшено (веществ) 3 ряд детвора (собир.), 2 ряд ,подмастерье (конкр.), сумерки(отвлеч.), 1 ряд, родня (собир.), 2 ряд ,  ручища (конкр.),1 ряд , смех золото (веществ.),3 ряд  ,  выборы, (отвлеч).,железо (веществ.)3 ряд, детвора (собир.),2 ряд, сапожище (конкр.),1 ряд, мошкара(собир.)2 ряд ,подмастерье (конкр.), 1 ряд ,сливки (веществ.),  3 ряд, тишина (отвлеч.)

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

Слайд 4

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза»характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глагол


Игра « Восстанови пословицу»

Дело – безделье

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дружба-служба

Дружба дружбой, а служба службой

Руки – скуки

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Труд – лень

Труд человека кормит, а лень портит.

Шило – мешок

Шила в мешке не утаишь.

Родина –мать,умей за не постоять

Труд- рыбка

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Слайд 5

Работа над текстом На доске:

К.Д.Ушинский. Дедушка

Задания к тексту:

  • Прочитайте текст.

  • Поставьте все существительные в нужной форме.

(Тексты у обучающихся на столах)

 Сильно одряхлел дедушка, а прежде был  молодец. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога дрожали у него от  старость: несетложка  ко  рот– и суп расплескивает.

      Не понравилось это сын  и невестка__: перестали они отец_с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной  чашка_. Задрожали  рука_у старик_, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец из старой деревянной  миск_.

      У старикова сын был свой маленький сынок.  Сидит раз мальчик на пол_ и складывает что-то из щепочка _.

      - Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда_полотенце.

     Коробочк_, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька__,  я буду вас из деревянной  коробочка_ кормить.

      Переглянулись отец смать__ и покраснели. Перестали с тех пора ____старик_ за печь прятать, из деревянной  миска_ кормить.

Щепка, -и, женский род Тонкая пластинка, отколотая по слою дерева. Сосновые щепки. тятенька-разговорно –сниженный в крестьянском о

тятен


Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги дрожали у него от  старости: несет ложку ко рту – и суп расплескивает.

        Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отца из старой деревянной миски. 

 У старикова сына был свой маленький сынок.  Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

- Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуду полотенцем.

- Коробочку, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенькой, я буду вас из деревянной коробочки кормить.

 Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянноймиски кормить.


(К.Д. Ушинский)

4. Анализ лингвистического материала.

- Докажите, что это текст.

- Укажите средства связи между предложениями текста.

- Как вы считаете, это сказка или быль?  

- О чем этот текст? Чему  он учит, чему воспитывает?

Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия.
У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. - Все предложения связаны по смыслу и грамматически.

- Местоимения, словесные повторы.

- Быль.

- О семье, об уважении к пожилым, о правильном семейном воспитании.

В каких произведениях рассматривается эта проблема ?

И .С . Тургенев « Отцы и дети» , «Гроза « А.Н.Островского

В чем актуальность данной проблемы ?

На доске:

 К.Д.Ушинский. Дедушка.

 - Ребята, разделите страницу тетради на 3 части. 

Работа у доски

Давайте вместе заполним  их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных.

 А) Склонение ИС.

1скл.

2 скл.

3 скл.

дедушка

молодец

мать

рука

рот

старость

невестка

суп

печь

чашка

дитя


щепочка

старик


коробочка

сынок


М. род

Ж. род

Ср. род

молодец

чашка

дитя

М. род

Ж. род

Ср. род

молодец

чашка

дитя

тятенька

старость

полотенце

суп

печь


Одушевл.

Неодуш.

мать

стол

отец

миска

сынок

коробочка

тятенька

пол

Преподаватель:

- А как вы думаете, почему в тексте нет собственных имен существительных?

Студент:

- Потому что эта нравоучительная быль носит поучительный  характер, она описывает  не единичный, а типичный случай, пример из жизни.

Преподаватель:

-  Найдите в тексте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Студент:

Дедушка, сынок,  щепочек,  коробочка, тятенька,  дитятко

Преподаватель:

Эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные?

Студент:

Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.

Преподаватель:

- Какую еще категорию имени существительного мы не повторили?

Студент:

Категория числа, собственности-нарицательности  имен существительных.

Преподаватель:

А какие еще изученные вами  орфограммы есть в этом тексте?

Студент:

Правописание О-Е после шипящих: молодцом

(ударная позиция), полотенцем

(безударная позиция)

Обобщение знаний

( морфологический разбор)

Образец морфологического разбора имени существительного

 Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом .


Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.


Я- имя существительное, так как обозначаю _предмет и отвечаю на вопрос _ кто?

1. Моя начальная форма: ___дедушка _________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное нариц.,___одуш.__.муж.рода,1.склон.

б) непостоянные: стою в форме___им.пад. ед.числа

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль__подлежащего ___________________


1. молодцом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»

2. Начальная форма —молодец.

3. Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.

4. Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.

5. В предложении является второстепенным членом (дополнением ), поясняет сказуемое: был (кем )молодцом
Письменный разбор

1. молодцом — имя сущ.(кто?).

2. Н.ф. — молодец.

3.Пост.: нариц., одуш., м. р., 2-ое скл.

4.Непост.: Т.п., ед. ч.

5. Вт. член. был (кем?) молодцом – дополнение.

Рефлексия

- У кого в гостях мы сегодня побывали?

- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Довольны ли своей работой?

Оцените свою работу


















Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.


Я- имя существительное, так как обозначаю _предмет и отвечаю на вопрос _ кто?

1. Моя начальная форма: ___дедушка _________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное нариц.,___одуш.__.муж.рода,1.склон.

б) непостоянные: стою в форме___им.пад. ед.числа

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль__подлежащего ___________________


Морфологический разбор имени существительного

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом.

1. дедушка — имя сущ.(кто?).

2. Н.ф. — дедушка.

3.Пост.: нариц., одуш., м. р., 1-ое скл.

4.Непост.: И.п., ед. ч.

5. Гл. член. (кто?) дедушка – подлежащее

Синтаксический разбор предложения

1. Найдите грамматическую основу предложения; установите,  
            что оно простое.  
  2. Назовите тип предложения  
по цели высказывания  
( повествовательное, вопросительное или побудительное );   по интонации ( восклицательное или невосклицательное );  
по наличию второстепенных членов  
                  ( распространённое или нераспространённое ).  

3. Укажите, если в предложении есть однородные члены, обращения.    
  4. Разберите предложение по членам.    Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом. 1. молодцом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»

2. Начальная форма —молодец.

3. Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.

4. Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.

5. В предложении является второстепенным членом (дополнением ), поясняет сказуемое: был (кем )молодцом
Письменный разбор1. молодцом — имя сущ.(кто?).2. Н.ф. — молодец.

3.Пост.: нариц., одуш., м. р., 2-ое скл.

4.Непост.: Т.п., ед. ч.5. Вт. член. был (кем?) молодцом – дополнение




















Анкета

На уроке я работал(а) активно

\пассивно

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Мое настроение хорошее/плохое

Материал урока мне был интересным /неинтересным

Своей работой на уроке я доволен /недоволен

Домашнее задание мне кажется легким /трудным

Я ставлю себе отметку 5/4/3/



Анкета

На уроке я работал(а) активно

\пассивно

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Мое настроение хорошее/плохое

Материал урока мне был интересным /неинтересным

Своей работой на уроке я доволен /недоволен

Домашнее задание мне кажется легким /трудным

Я ставлю себе отметку 5/4/3/

Анкета

На уроке я работал(а) активно

\пассивно

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Мое настроение хорошее/плохое

Материал урока мне был интересным /неинтересным

Своей работой на уроке я доволен /недоволен

Домашнее задание мне кажется легким /трудным

Я ставлю себе отметку 5/4/3/


На уроке я работал(а)

активно

пассивно

Своей работой на уроке я

доволен(ьна)

недоволен(ьна)

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

устал(а)

не устал(а)

Моё настроение

не изменилось

изменилось


стало лучше

стало хуже

Материал урока мне был

понятен

не понятен


полезен

бесполезен


интересен

скучен

Домашнее задание мне кажется

лёгким

трудным


интересным

не интересным

Я ставлю себе отметку

5/4/3/2




На уроке я работал(а)

активно

пассивно

Своей работой на уроке я

доволен(ьна)

недоволен(ьна)

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

устал(а)

не устал(а)

Моё настроение

не изменилось

изменилось


стало лучше

стало хуже

Материал урока мне был

понятен

не понятен


полезен

бесполезен


интересен

скучен

Домашнее задание мне кажется

лёгким

трудным


интересным

не интересным

Я ставлю себе отметку

5/4/3/2




- У кого в гостях мы сегодня побывали?

- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Довольны ли своей работой?

-Домашнее задание мне кажется легким ,трудным?

Оцените свою работу
























3. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

Запомните:

Слова мужского рода: Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода: Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода: Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода: Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

4.Тестирование по теме «Склонение».

1. К несклоняемым относится имя существительное:

  1. дочь;

  2. плакса;

  3. пальто.

  1. Несклоняемым является имя существительное:

  1. метро;

  2. время;

  3. фанера.

  1. Именем существительными среднего рода является слово:

  1. кофе

  2. какао

  3. авеню

  1. Именем существительным мужского рода является слово:

  1. пенальти

  2. такси

  3. ателье

  1. К разносклоняемым относится группа существительных:

  1. море, поле, горе;

  2. племя, знамя, семя;

  3. марля, доля, воля.

  1. К третьему склонению относится имя существительное:

  1. сыч

  2. дочь

  3. плач

  1. Именем существительным общего рода является слово:

  1. плакса

  2. академия

  3. стремя

Ключ к тесту по теме «Склонение имён  существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).                         

5. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Запомните!

Образование множественного числа:

Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.

Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.

Родительный падеж:

Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.

6. Упражнение № 343 учебника, стр. 170 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов. Выписать существительные в 3 столбика:  в первый – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй – имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.

7.*Сравните 2 предложения. Определите части речи выделенных слов.

Больной ребенок попросил принести ему любимые игрушки.

Больной пришел на прием к своему участковому врачу.

8.* Составьте синквейн по теме «Имя существительное»

1 строка- название синквейна 
2 строка- два прилагательных. 
3 строка- три глагола 
4 строка- фраза на тему синквейна 
5 строка- существительное. 

VI. Домашнее задание (по выбору студента)

1. Выполнить упражнений  352.Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснив правописание.

2. Придумать синтаксическую сказку по теме урока.

3. Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь  надпись: ситцовые распашёнки».  В ответ на твоё замечание  об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца,  представив свои аргументы  схемой «Рыбная кость»

VI. Итоги урока

Критерии самооценки

1-3 уровень – оценка «3»; 4-5 уровень – «4»; шестой уровень – «5».  

Рефлексия

Задания составлены  на основе таксономии Б.Блума по уровням

1-й уровень. 
Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.

1. Существительное – это... часть речи.

2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…

3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…

4. существительное изменяется …

5. К постоянным признакам существительного  относятся…

6. К непостоянным признакам существительного  относятся…

7. К 1-му склонению относятся существительный …

8. Ко 2- му склонению относятся существительный …

9. К 3-му склонению относятся существительный …

10. Существительное в предложении может быть…

2-й уровень 
Прочитайте материал §38 - 39 учебника, стр. 167 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов).

1. Какие существуют разряды существительных от характера значения?

2. Что значит «разносклоняемые существительные» ?

3. Какие существительные  мы относим к существительным общего рода?

4. Все ли существительные  имеют формы единственного и множественного числа?


3 уровень 

1. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.

В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри  липы, много зеленых и золотых огоньков.

2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:

Лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.)деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.)детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.)ручища (конкр.).

3. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

4.Тестирование по теме «Склонение».

1. К несклоняемым относится имя существительное:

  1. дочь;

  2. плакса;

  3. пальто.

  1. Несклоняемым является имя существительное:

  1. метро;

  2. время;

  3. фанера.

  1. Именем существительными среднего рода является слово:

  1. кофе

  2. какао

  3. авеню

  1. Именем существительным мужского рода является слово:

  1. пенальти

  2. такси

  3. ателье

  1. К разносклоняемым относится группа существительных:

  1. море, поле, горе;

  2. племя, знамя, семя;

  3. марля, доля, воля.

  1. К третьему склонению относится имя существительное:

  1. сыч

  2. дочь

  3. плач

  1. Именем существительным общего рода является слово:

  1. плакса

  2. академия

  3. стремя

Ключ к тесту по теме «Склонение имён  существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).                         

5. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

6. Упражнение № 343 учебника, стр. 170 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов. Выписать существительные в 3 столбика:  в первый – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй – имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.


4 уровень 

Сравните 2 предложения. Определите части речи выделенных слов.

Больной ребенок попросил принести ему любимые игрушки.

Больной пришел на прием к своему участковому врачу.

Составьте синквейн по теме «Имя существительное»

1 строка- название синквейна 
2 строка- два прилагательных. 
3 строка- три глагола 
4 строка- фраза на тему синквейна 
5 строка- существительное. 
Выполнить упражнений  352.Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснив правописание (домашнее задание)


5 уровень 

Придумать синтаксическую сказку по теме урока. (домашнее задание)

6 уровень 

Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь  надпись: ситцовые распашёнки».  В ответ на твоё замечание  об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца,  представив свои аргументы  схемой «Рыбная кость» (домашнее задание)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!