Пояснительная записка
Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Русский язык » составлена на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. №06-259).
Дидактические задачи урока следующие:
Закрепление знаний по теме «Имя существительное », развитие и совершенствование умений по актуализации полученных ранее знаний, внимания, памяти и речи, мышления. Развитие и совершенствование таких качеств личности как внимательность, аккуратность, ответственность, организованность, самостоятельность, целеустремленность, коммуникативные умения.
В соответствии с ФГОС происходит формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная работа, в парах, чередуются виды деятельности студентов. Обсуждаемые во время урока вопросы имеют чётко выраженную конкретную смысловую и дидактическую направленность.
Занятие ориентировано на активизацию речевой деятельности и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении нового материала преподаватель опирается на опыт студентов, устанавливаются внутри- и междисциплинарные связи, прослеживается тесная связь материала с жизненными потребностями, с актуальной проблемой.
На занятиях реализованы компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный подходы.
Цель урока – обобщить, систематизировать, углубить полученные знания в области грамматики по теме: «Имя существительное ».
В рамках заявленной темы и выбранного вида занятия прослеживается органичная связь между задачами обучения, развития и воспитания.
Действенный процесс занятия направлен на развитие устной речи и говорения, усиление интереса к изучаемому языку, воспитание культуры языкового общения, стимулирование творческой активности в применении различных способов и приемов устной речи для успешного овладения знаниями.
Содержание урока позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.
Весь процесс обучения урока направлен на развитие аналитического мышления, умения анализировать, практических умений и навыков.
На уроке используются традиционные и инновационные педагогические технологии: информационные технологии, игровые технологии, метод проекта.
Материал излагается на основе логически взаимосвязанных вопросов преподавателя и ответов студентов.
С целью погружения студентов в тему урока, актуализации и проверки знаний базовых понятий проводится устный опрос по ключевым вопросам.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями колледжей при изучении темы «Имя существительное».
Тема урока: «Имя существительное ».
Имя существительное – это хлеб языка
Л.Успенский.
Цель урока: повторение и систематизация знаний об имени существительном как о части речи.
Задачи:
Обучающая: совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; совершенствовать умения обучающихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас , развивать монологическую речь, умение выступать перед группой ,
Развивающая: развить познавательные навыки и умения студентов;
Воспитательная: воспитывать речевую грамотность в употреблении имен существительных, способствовать нравственному воспитанию и , на примере анализа текста выяснить ,какую большую роль играет взаимоотношения родителей детей.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Метод урока – словесный, частично-поисковый.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты.
Вид : практикум
Ход урока
I.Организационный момент
а) Проверить по журналу явку обучающихся
б) Проверить готовность к уроку
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
Так много всего интересного мы с вами делаем на уроках русского языка и литературы– учимся, совершаем открытия, творим, мыслим. И сегодня наш урок – не исключение. Прежде чем мы с вами приступим к основной части урока, я попрошу вас продолжить фразу «На уроках русского языка я .....» Мы так же будем творить, дружить и повторять я творю….
На ваше внимание предлагается стихотворение
Внимательно слушайте и ответьте на вопрос: О чем говорится в стихотворении «След»?
Слайд №1
А ты? Входя в дома любые - И в серые, И в голубые, Всходя на лестницы крутые, В квартиры, светом залитые, Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ, Скажи: Какой ты след оставишь? След, Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет? Вы ещё находитесь в начале жизненного пути и начинаете делать первые несмелые шаги в этой жизни. Вы (осознанно или не очень) выбрали учебное заведение, осваиваете профессию) … Вся наша жизнь - это дорога, путь; каждому отмерено определённое расстояние. Важно, куда ты идёшь, как шагаешь, кто рядом с тобой, что ожидает тебя в финале путешествия… Каждому из вас хотелось бы прожить так, чтобы не делать ошибок, или же ошибаться минимальное количество раз. Для этого нужно уметь делать выбор. Можно ли научиться выбирать и как вам в этом нелёгком деле может помочь литература? (на примере героев произведений можно понять, как нужно поступать, что такое добро и зло). Сегодня на уроке вы сможете научиться принимать решения и верно выбирать жизненные ориентиры. К тому же, на уроке вы сами будете делать выбор и решать, какую оценку вам можно поставить за выполнение определённых видов работы. Обратите внимание на оценочные листы, лежащие на столах. По мере выполнения работы не забывайте ставить себе оценки. А теперь обратите ,пожалуйста ,внимание на выделенные слова. С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Слайд №2 Запишите тему нашего урока: Ознакомление с целью урока. Мы сегодня на уроке будем совершенствовать знания об имени существительном, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; надеюсь, что сегодняшний урок будет способствовать нравственному воспитанию , поможет понять какую большую роль играет взаимоотношения родителей и детей. Видео о существительном «Имя существительное» - Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?» К доске идет…». |
|
в) Словарный диктант
- Проведём словарную работу. Я вам буду читать описание слова, вы должны записать это слово. Один студент работает у доски
1) тот, кто руководит школой (директор); 2) специалист, знающий законы земледелия (агроном); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие); 4) плод яблони (яблоко); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (лестница); 6) крупное морское судно (корабль); 7) обозначение, название места жительства (адрес); 8) дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями (аллея); 9) сооружение для хранения зерна (элеватор);10) cамая низкая школьная отметка (eдиница);11) cизо-чёрная ягода, похожая на малину (eжевика); 12) поездка (экскурсия.); 13) движущаяся лестница в метро (эскалатор);)
- Что общего у всех слов?
(принадлежат к одной части речи)
Взаимопроверка Меняются тетрадями и проверяют работу друг у друга
II. Актуализация знаний
-Давайте с вами вспомним знания, полученные в школе. Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.
1. Существительное – это... часть речи.
2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…
3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы...
4. Существительное изменяется …
5. К непостоянным признакам существительного относятся...
6.Все ли существительные имеют формы единственного и множественного...
7. К постоянным признакам существительного относятся…
8. К 1-му склонению относятся существительные …
Ко 2-му склонению относятся существительные …
К 3-му склонению относятся существительные …
9.Какие существительные мы относим к существительным общего рода…
10.Существительное в предложении может быть...
III. Закрепление материала. Выполнение упражнений
Слайд№ 3
1. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.
В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри липы, много зеленых и золотых огоньков.
Где ? в кроне нариц ,неодуш, женс..р 1 .скл .Предл.падеже,в ед. числе.в предл. явл. обстоят.
Синтаксический разбор
1.Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2.По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3.По наличию грамматических основ: простое или сложное. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: происходили чудеса , распространённое, неосложненное .
Письменный: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: происходили чудеса , распространённое, неосложненное
2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:
Лист (конкр.) 1 ряд , листва (собир.),2 ряд будни,(отвл), симфония (конкр.), 1 ряд ,молоко (веществ.),3 ряд , городишко (конкр.),1 ряд, каникулы( отвлеч),.студенчество (собир.),2 ряд , пшено (веществ) 3 ряд детвора (собир.), 2 ряд ,подмастерье (конкр.), сумерки(отвлеч.), 1 ряд, родня (собир.), 2 ряд , ручища (конкр.),1 ряд , смех золото (веществ.),3 ряд , выборы, (отвлеч).,железо (веществ.)3 ряд, детвора (собир.),2 ряд, сапожище (конкр.),1 ряд, мошкара(собир.)2 ряд ,подмастерье (конкр.), 1 ряд ,сливки (веществ.), 3 ряд, тишина (отвлеч.)
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
Слайд 4
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Умница, работяга, молодчина, зараза.
Общее: существительные общего рода.
Исключить: слово «зараза»характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все во множественном числе.
Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.
д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глагол
Игра « Восстанови пословицу»
Дело – безделье
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дружба-служба
Дружба дружбой, а служба службой
Руки – скуки
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Труд – лень
Труд человека кормит, а лень портит.
Шило – мешок
Шила в мешке не утаишь.
Родина –мать,умей за не постоять
Труд- рыбка
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Слайд 5
Работа над текстом На доске:
К.Д.Ушинский. Дедушка
Задания к тексту:
(Тексты у обучающихся на столах)
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога дрожали у него от старость: несетложка ко рот– и суп расплескивает.
Не понравилось это сын и невестка__: перестали они отец_с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_. Задрожали рука_у старик_, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец из старой деревянной миск_.
У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол_ и складывает что-то из щепочка _.
- Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда_полотенце.
- Коробочк_, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька__, я буду вас из деревянной коробочка_ кормить.
Переглянулись отец смать__ и покраснели. Перестали с тех пора ____старик_ за печь прятать, из деревянной миска_ кормить.
Щепка, -и, женский род Тонкая пластинка, отколотая по слою дерева. Сосновые щепки. тятенька-разговорно –сниженный в крестьянском о
тятен
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги дрожали у него от старости: несет ложку ко рту – и суп расплескивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
- Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуду полотенцем.
- Коробочку, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенькой, я буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянноймиски кормить.
(К.Д. Ушинский)
4. Анализ лингвистического материала.
- Докажите, что это текст.
- Укажите средства связи между предложениями текста.
- Как вы считаете, это сказка или быль?
- О чем этот текст? Чему он учит, чему воспитывает?
- Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия.
У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. - Все предложения связаны по смыслу и грамматически.
- Местоимения, словесные повторы.
- Быль.
- О семье, об уважении к пожилым, о правильном семейном воспитании.
В каких произведениях рассматривается эта проблема ?
И .С . Тургенев « Отцы и дети» , «Гроза « А.Н.Островского
В чем актуальность данной проблемы ?
На доске:
К.Д.Ушинский. Дедушка.
- Ребята, разделите страницу тетради на 3 части.
Работа у доски
Давайте вместе заполним их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных.
А) Склонение ИС.
1скл. | 2 скл. | 3 скл. |
дедушка | молодец | мать |
рука | рот | старость |
невестка | суп | печь |
чашка | дитя | |
щепочка | старик | |
коробочка | сынок | |
М. род | Ж. род | Ср. род |
молодец | чашка | дитя |
М. род | Ж. род | Ср. род |
молодец | чашка | дитя |
тятенька | старость | полотенце |
суп | печь | |
Одушевл. | Неодуш. |
мать | стол |
отец | миска |
сынок | коробочка |
тятенька | пол |
Преподаватель:
- А как вы думаете, почему в тексте нет собственных имен существительных?
Студент:
- Потому что эта нравоучительная быль носит поучительный характер, она описывает не единичный, а типичный случай, пример из жизни.
Преподаватель:
- Найдите в тексте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Студент:
Дедушка, сынок, щепочек, коробочка, тятенька, дитятко
Преподаватель:
Эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные?
Студент:
Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.
Преподаватель:
- Какую еще категорию имени существительного мы не повторили?
Студент:
Категория числа, собственности-нарицательности имен существительных.
Преподаватель:
А какие еще изученные вами орфограммы есть в этом тексте?
Студент:
Правописание О-Е после шипящих: молодцом
(ударная позиция), полотенцем
(безударная позиция)
Обобщение знаний
( морфологический разбор)
Образец морфологического разбора имени существительного
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом .
Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.
Я- имя существительное, так как обозначаю _предмет и отвечаю на вопрос _ кто?
1. Моя начальная форма: ___дедушка _________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное нариц.,___одуш.__.муж.рода,1.склон.
б) непостоянные: стою в форме___им.пад. ед.числа
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль__подлежащего ___________________
1. молодцом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2. Начальная форма —молодец.
3. Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4. Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5. В предложении является второстепенным членом (дополнением ), поясняет сказуемое: был (кем )молодцом
Письменный разбор
1. молодцом — имя сущ.(кто?).
2. Н.ф. — молодец.
3.Пост.: нариц., одуш., м. р., 2-ое скл.
4.Непост.: Т.п., ед. ч.
5. Вт. член. был (кем?) молодцом – дополнение.
Рефлексия
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
Оцените свою работу
Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.
Я- имя существительное, так как обозначаю _предмет и отвечаю на вопрос _ кто?
1. Моя начальная форма: ___дедушка _________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное нариц.,___одуш.__.муж.рода,1.склон.
б) непостоянные: стою в форме___им.пад. ед.числа
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль__подлежащего ___________________
Морфологический разбор имени существительного Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом.
1. дедушка — имя сущ.(кто?).
2. Н.ф. — дедушка.
3.Пост.: нариц., одуш., м. р., 1-ое скл.
4.Непост.: И.п., ед. ч.
5. Гл. член. (кто?) дедушка – подлежащее
Синтаксический разбор предложения
1. Найдите грамматическую основу предложения; установите,
что оно простое.
2. Назовите тип предложения
по цели высказывания
( повествовательное, вопросительное или побудительное ); по интонации ( восклицательное или невосклицательное );
по наличию второстепенных членов
( распространённое или нераспространённое ).
3. Укажите, если в предложении есть однородные члены, обращения.
4. Разберите предложение по членам. Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом. 1. молодцом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2. Начальная форма —молодец.
3. Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4. Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5. В предложении является второстепенным членом (дополнением ), поясняет сказуемое: был (кем )молодцом
Письменный разбор1. молодцом — имя сущ.(кто?).2. Н.ф. — молодец.
3.Пост.: нариц., одуш., м. р., 2-ое скл.
4.Непост.: Т.п., ед. ч.5. Вт. член. был (кем?) молодцом – дополнение
Анкета
На уроке я работал(а) активно
\пассивно
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение хорошее/плохое
Материал урока мне был интересным /неинтересным
Своей работой на уроке я доволен /недоволен
Домашнее задание мне кажется легким /трудным
Я ставлю себе отметку 5/4/3/
Анкета
На уроке я работал(а) активно
\пассивно
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение хорошее/плохое
Материал урока мне был интересным /неинтересным
Своей работой на уроке я доволен /недоволен
Домашнее задание мне кажется легким /трудным
Я ставлю себе отметку 5/4/3/
Анкета
На уроке я работал(а) активно
\пассивно
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение хорошее/плохое
Материал урока мне был интересным /неинтересным
Своей работой на уроке я доволен /недоволен
Домашнее задание мне кажется легким /трудным
Я ставлю себе отметку 5/4/3/
На уроке я работал(а) | активно пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен(ьна) недоволен(ьна) |
Урок для меня показался | коротким длинным |
За урок я | устал(а) не устал(а) |
Моё настроение | не изменилось изменилось |
| стало лучше стало хуже |
Материал урока мне был | понятен не понятен |
| полезен бесполезен |
| интересен скучен |
Домашнее задание мне кажется | лёгким трудным |
| интересным не интересным |
Я ставлю себе отметку | 5/4/3/2 |
На уроке я работал(а) | активно пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен(ьна) недоволен(ьна) |
Урок для меня показался | коротким длинным |
За урок я | устал(а) не устал(а) |
Моё настроение | не изменилось изменилось |
| стало лучше стало хуже |
Материал урока мне был | понятен не понятен |
| полезен бесполезен |
| интересен скучен |
Домашнее задание мне кажется | лёгким трудным |
| интересным не интересным |
Я ставлю себе отметку | 5/4/3/2 |
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
-Домашнее задание мне кажется легким ,трудным?
Оцените свою работу
3. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :
Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.
Запомните:
Слова мужского рода: Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди
Слова женского рода: Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри
Слова среднего рода: Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме
Слова общего рода: Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи
4.Тестирование по теме «Склонение».
1. К несклоняемым относится имя существительное:
дочь;
плакса;
пальто.
Несклоняемым является имя существительное:
метро;
время;
фанера.
Именем существительными среднего рода является слово:
кофе
какао
авеню
Именем существительным мужского рода является слово:
пенальти
такси
ателье
К разносклоняемым относится группа существительных:
море, поле, горе;
племя, знамя, семя;
марля, доля, воля.
К третьему склонению относится имя существительное:
сыч
дочь
плач
Именем существительным общего рода является слово:
плакса
академия
стремя
Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).
5. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.
Носок, чулок, георгин, помидор.
Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.
Цех, лист, пропуск, пояс.
Баня, пустыня, простыня, кухня.
Инструктор, ректор, доктор, тенор.
Лапти, сандалии, тапки, туфли.
Запомните!
Образование множественного числа:
Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.
Родительный падеж:
Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.
6. Упражнение № 343 учебника, стр. 170 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов. Выписать существительные в 3 столбика: в первый – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй – имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.
7.*Сравните 2 предложения. Определите части речи выделенных слов.
Больной ребенок попросил принести ему любимые игрушки.
Больной пришел на прием к своему участковому врачу.
8.* Составьте синквейн по теме «Имя существительное»
1 строка- название синквейна
2 строка- два прилагательных.
3 строка- три глагола
4 строка- фраза на тему синквейна
5 строка- существительное.
VI. Домашнее задание (по выбору студента)
1. Выполнить упражнений 352.Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснив правописание.
2. Придумать синтаксическую сказку по теме урока.
3. Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь надпись: ситцовые распашёнки». В ответ на твоё замечание об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца, представив свои аргументы схемой «Рыбная кость»
VI. Итоги урока
Критерии самооценки
1-3 уровень – оценка «3»; 4-5 уровень – «4»; шестой уровень – «5».
Рефлексия
Задания составлены на основе таксономии Б.Блума по уровням
1-й уровень.
Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.
1. Существительное – это... часть речи.
2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…
3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…
4. существительное изменяется …
5. К постоянным признакам существительного относятся…
6. К непостоянным признакам существительного относятся…
7. К 1-му склонению относятся существительный …
8. Ко 2- му склонению относятся существительный …
9. К 3-му склонению относятся существительный …
10. Существительное в предложении может быть…
2-й уровень
Прочитайте материал §38 - 39 учебника, стр. 167 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов).
1. Какие существуют разряды существительных от характера значения?
2. Что значит «разносклоняемые существительные» ?
3. Какие существительные мы относим к существительным общего рода?
4. Все ли существительные имеют формы единственного и множественного числа?
3 уровень
1. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.
В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри липы, много зеленых и золотых огоньков.
2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:
Лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.).
3. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :
Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.
4.Тестирование по теме «Склонение».
1. К несклоняемым относится имя существительное:
дочь;
плакса;
пальто.
Несклоняемым является имя существительное:
метро;
время;
фанера.
Именем существительными среднего рода является слово:
кофе
какао
авеню
Именем существительным мужского рода является слово:
пенальти
такси
ателье
К разносклоняемым относится группа существительных:
море, поле, горе;
племя, знамя, семя;
марля, доля, воля.
К третьему склонению относится имя существительное:
сыч
дочь
плач
Именем существительным общего рода является слово:
плакса
академия
стремя
Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).
5. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.
Носок, чулок, георгин, помидор.
Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.
Цех, лист, пропуск, пояс.
Баня, пустыня, простыня, кухня.
Инструктор, ректор, доктор, тенор.
Лапти, сандалии, тапки, туфли.
6. Упражнение № 343 учебника, стр. 170 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов. Выписать существительные в 3 столбика: в первый – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй – имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.
4 уровень
Сравните 2 предложения. Определите части речи выделенных слов.
Больной ребенок попросил принести ему любимые игрушки.
Больной пришел на прием к своему участковому врачу.
Составьте синквейн по теме «Имя существительное»
1 строка- название синквейна
2 строка- два прилагательных.
3 строка- три глагола
4 строка- фраза на тему синквейна
5 строка- существительное.
Выполнить упражнений 352.Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснив правописание (домашнее задание)
5 уровень
Придумать синтаксическую сказку по теме урока. (домашнее задание)
6 уровень
Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь надпись: ситцовые распашёнки». В ответ на твоё замечание об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца, представив свои аргументы схемой «Рыбная кость» (домашнее задание)