«Зачем нужна физкультура?»
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.
Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять. Движение — необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека. Кроме того, во время игр, физических упражнений ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств.
Неудивительно поэтому, что дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.
К сожалению, некоторые родители полагают, что физические упражнения и подвижные игры — ненужные детские забавы. Поэтому они не уделяют необходимого внимания развитию у ребенка таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, считая, что со временем, когда он подрастет, все это появится само собой. Они не понимают, что все жизненно важные движения успешно развиваются только тогда, когда ребенку созданы соответствующие условия для занятий физическими упражнениями.
Упражнения для совершенствования основных движений в естественных условиях
Упражнения для детей 3—4 лет
Ходьба по ограниченной площади (бревно, тропинка). Ходьба с переступанием через предметы, лежащие на земле (камешки, ветки, шишки). Ходьба и бег по мягкому грунту, песку, траве и воде (на мелком месте).
Бег по тропинке, бег со сменой направления (между кустами, деревьями).
Прыжки в длину с места через ветку, лежащую на земле, канавку или тропинку шириной 25—30 см. Прыжки с бугорков, пеньков высотой 15—20 см. Подпрыгивания на обеих ногах вверх с доставанием веток деревьев и кустов.
Метание палочек, шишек на дальность и в цель (дерево, пенек).
Перелезание через бревно (дерево), которое лежит на земле. Подлезание под низкие ветки деревьев и кустов.
Упражнения для детей 5—6 лет
Ходьба и бег по прямой дорожке, обходя пеньки, деревья, кусты. Ходьба прямо и боком (приставным шагом) по ограниченной площади опоры (бревно, земляной вал). Подниматься на горку и сбегать с нее.
Прыжки в длину с места через канавку, ветку, шишки и другие невысокие (до 5—10 см) предметы. Прыжки в длину (с холмиков, пеньков, бревна шириной 20—25 см).
Подпрыгивания на обеих и одной ноге с доставанием веток, продвигаясь вперед на 2,5—3 м. Прыжки в длину с разбега через неширокие канавки (40—50 см).
Метание шишек, камешков на дальность и в цель (пенек, кочка) с расстояния 2,5—3 м правой и левой рукой.
Подлезание под низкие ветки кустов и деревьев. Ползание по траве, опираясь на колени и предплечья, переползание через бревно.
Упражнения для детей 6—7 лет
Ходьба и бег по извилистой дорожке, оббегая пеньки, кусты, деревья с ускорением и замедлением темпа движения. Ходьба с преодолением препятствий: веток, канавок, кочек (перепрыгнуть, переступить и т. д.). Вбежать на горку и сбежать с нее. Пройти по бревну навстречу друг другу, на середине его разойтись (поддерживая партнера за плечи и локти), стараясь не упасть с бревна на землю (рис. 18).
Прыжки в длину с места и разбега через канавку шириной 60—80 см, приземляясь на мягкий грунт. Прыжки в глубину (с пеньков, бревна толщиной 25—35 см) и с продвижением вперед на обеих ногах на расстояние 3—4 м. Прыжки через невысокие (20—30 см) кочки, кустики и другие препятствия.
Метание шишек, камешков на дальность и в цель (пенек, дерево) с расстояния 3,5—4 м левой и правой рукой.
Перелезание через бревно (дерево). Ползание по траве по-пластунски. Подлезание под низкие ветки деревьев, кустов. Лазанье по наклонному дереву вверх, опираясь ступнями ног и держась за него руками. Влезание на невысокое дерево и опускание вниз.
В зимний период, несмотря на некоторую ограниченность движений тепло одетых детей, значительное количество основных движений можно совершенствовать во время прогулок. Они с удовольствием ходят по тропинкам, проложенным в глубоком снегу, или по следам взрослых, стараясь поставить свою ногу на отпечаток, который оставлен на чистом снегу: Чем глубже снег, тем сложнее выполнить эти движения.
Для разнообразия упражнений в равновесии и прыжках рекомендуется ходьба по снежным валам (кучки плотного снега). Ребенок продвигается по ним боком (приставным шагом) или прямо, поднимается на вал, а затем сбегает или спрыгивает с него.
Дошкольники 5—7 лет охотно прыгают через небольшие снежные кучки с места и разбега. Во время прогулок они могут метать снежки на дальность и в цель (дерево, стенка и др.). Все эти упражнения выполняются правой и левой рукой. Метание снежков лучше всего проводить в виде игровых заданий: «Кто бросит дальше?» «Снайперы», «Попади в дерево» и др.
Совершенствуя основные движения в естественных условиях во время прогулок, можно придумать много интересных упражнений и игровых заданий с учетом интересов и физических возможностей каждого ребенка. Творчество взрослых в этом отношении не должно ограничиваться приведенными рекомендациями. Стимулирование двигательной деятельности детей и насыщенность прогулки интересными упражнениями значительно повышают оздоровительную ценность ее и эффективность влияния на физическое развитие дошкольников.
Навыки в основных движениях, сформированные у ребенка до 7 лет, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования их в школе, способствуют овладению сложными и разнообразными видами двигательной деятельности в повседневной жизни.