Зачетная работа
Преподавателя: Пешковой Дарьи Алексеевны
По теме: «Разработка адаптированной образовательной программы для лиц с ОВЗ
по учебной дисциплине: «Психологические вопросы социальной адаптации»
Проверила: Красюк А.В.
Новосибирск 2016г.
АДАПТИРОВАННАЯ примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для лиц с Овз
«Психологические вопросы социальной адаптации»
2016г.
Адаптированная примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (
__________ ____________________________
код наименование специальности(ей) / профессии(ий
Организация-разработчик: ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения» №1
Разработчики:
Пешкова Д.А.
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
Номер
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации примерной программы учебной дисциплины
| 8 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 8 |
1. паспорт АДАПТИРОВАННОЙ примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психологические вопросы социальной адаптации»
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной адаптированной основной профессиональной образовательной программы в соответствии/ профессии (профессиям) НПО «Штукатур-маляр», «Столяр-плотник», «Цветовод».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Адаптационный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Использовать нормы позитивного социального поведения;
Использовать свои права адекватно законодательству;
Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
Составлять необходимые заявительные документы;
Составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;
Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Механизмы социальной защиты;
Основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов;
Основы гражданского и семейного законодательства;
Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
Функции органов труда и занятости населения;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 32 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 20 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 5 |
в том числе: | |
Подготовка обучающимися докладов, сообщений. | - |
Защита докладов, сообщений | - - |
Итоговая аттестация в форме Зачет |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | «Законодательство РФ» | 10 | |
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | 5 |
1 | «Знай свои права и обязанности» | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: Обыигрывание ситуаций : « Знай свои права» | 1 |
Контрольные работы: «Тест : «Законы Рф», срезовая работа на тему : « Семейное и гражданское законодательство». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2. | Содержание учебного материала | 5 |
1 | «Я знаю куда обратиться за помощью…» | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: викторина « Правовые гарантии» | 1 |
Контрольные работы: тест на тему : «Основополагающие международные документы». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся : Доклад на тему: « Особенности труда инвалидов» | 2 |
Раздел 2. | «Трудоустройство. Резюме, самопрезентация». | 10 |
Тема 2.1. | Содержание учебного материала | 10 |
1 | « Хочу работать…» | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: Дискуссия, обыигрывание ситуаций : « Собеседование», ролевая игра «Возьмите меня на работу». | 2 |
Контрольные работы : Тест « Как пройти собеседование», контрольная работа на тему : « Резюме». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад на тему: « Трудовое законодательство». | 3 |
Примерная тематика курсовой работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой | - |
Всего: | 32 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психологические вопросы социальной адаптации»
Оборудование учебного кабинета: макеты, раздаточный материал, плакаты, видиоряды, наглядные пособия.
Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, проектор, доска, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Дис. …канд. психол. наук. М., 1997. 204 с.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – П, 1998.
Битянова Н.Г. Психология личностного роста. – М., 1999.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб, 1998.
Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации. М., 2000.
Китаев – Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум. – М., 2001.
Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. – М., 2000.
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991. 2. Астапов В.М., Лебединская О.И„ Шапиро Б.Ю.
Теоретико-методологическиеаспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М.,1995. 3. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование, 2001, №1. 5.
ГостюшинА.В., Шубина С.И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. – М., 1995.
Источник: http://aupam.narod.ru/pages/obrazovanie/referat_na_temu_socialjnaya_rabota_s_invalidami/oglavlenie.html
Дополнительные источники:
Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. – 1999. – Т. 15, №3. – С. 131–135.
Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры. – 2000. – №5. – С. 14–17.
Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. – 1999. – №4. – С. 21.
Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики/Проблемы семьи и детства в современной России. — Ч. 2. — М., 1992.
Комплексные методики активизации социальной работы с семьёй: Научно-методическое пособие / Под ред. В.Ю. Меновщикова. – М.:
Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001
КузнецоваВ.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа. – 1992. – Вып. 1.
Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М., 1996.
Основы социальной работы. Учеб. пособие., Изд. 2-е, испр. и доп.М., 2004.
Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов / Сб. норм. актов / Сост. О.В. Павленко, Д.А. Туболев, Л.К. Грачев. - М., 1996.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 1. Использовать нормы позитивного социального поведения | Адекватность поведения | Дискуссия, наблюдение |
2.Использовать свои права адекватно законодательству | Соблюдение требований законодательства РФ | Тестовые задания |
3.Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью | Соответствие этапов получения помощи | Обыгрывание ситуаций, наблюдение |
4.Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации | Полнота и осознанность ответов на заданные вопросы | Дискуссия |
5.Составлять необходимые заявительные документы | Выполнение требований предъявляемых современным законодательством | Контрольная работа |
6.Составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве | Полнота и доступность ответов на заданные вопросы | Тестовые задания, наблюдение |
7.Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях | Результативность полученных знаний | Обыгрывание ситуаций, тестовые задания |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 1. Механизмы социальной защиты | Рациональность планирования и организации деятельности по социальной защите | Обыгрывание ситуаций |
2.Основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов | Результативность информационного поиска | Контрольная работа |
3.Основы гражданского и семейного законодательства | Соблюдение требований законодательства РФ | Тестовые задания, наблюдение |
4.Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов | Соблюдение требований законодательства РФ | Обыгрывание ситуаций |
5. Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования | Результативность информационного поиска | Тестовые задания, обыгрывание ситуаций |
6.Функции органов труда и занятости населения | Соблюдение требований законодательства РФ | Обыгрывание ситуаций, наблюдение |
2