СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАДАНИЕ 19.  ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении»


Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.

ЗАДАНИЕ 19.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гринёв (1) попадает в самый центр восстания (2) предводителем (3) которого (4) оказался таинственный вожатый.

Ответ:____.

Ваш ответ № 2? Правильно! (Именно в этом месте предложения проходит граница между главной и придаточной частью, и поэтому здесь мы ставим запятую.)

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении».


  • Сложноподчинённое предложение всегда состоит из главной и придаточной части.

  • Придаточное предложение к главному присоединяется с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

  • Место придаточного предложения может быть различным: оно может находиться перед главным, после или внутри него.

  • Граница между главным и придаточным предложением обычно находится перед подчинительным союзом или союзным словом, которые всегда располагаются в придаточной части и начинают её. Однако в задании подобраны такие сложноподчинённые предложения (преимущественно с придаточным определительным), в которых придаточная часть начинается чуть раньше союзного слова, поэтому запятая в них ставится не перед союзным словом КОТОРЫЙ, а перед словом, начинающим придаточную часть.


Сравните:

1. Ученье тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость (Д.С. Лихачёв).

2. Нужно выработать особое отношение к явлениям, действие которых сказывается на нашей психике разрушительно (Д.С. Лихачёв).

В первом примере союз КОГДА начинает придаточную часть, поэтому перед ним ставится запятая, как на границе главного и придаточного предложения.

Во втором примере придаточная часть начинается со слова «действие», поэтому перед ним ставится запятая, как на границе главного и придаточного предложения.


Для выполнения этого задания используйте следующий алгоритм:

1. Выделите грамматическую основу предложения.

2. Определите границу главной и придаточной части.

3. Произнесите предложение с найденной пунктуацией вслух, это поможет определить неверно найденное решение этого задания или, наоборот, подтвердить правильный выбор ответа.

Примечание:

Как правило, в этом задании представлены сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, в них придаточная часть НЕ начинается со слова КОТОРЫЙ, поэтому запятая перед ним не ставится.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.

Ответ:____.

2. Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

Ответ:____.

3. Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать.

Ответ:____.

4. Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения.

Ответ:____.

5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

Ответ:____.

6. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

Ответ:____.

7. Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров, а также решаются организационные вопросы.

Ответ:____.

8. В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.

Ответ:____.

9. Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.

Ответ:____.

10. Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.

Ответ:____.


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ


































Ответы

ЗАДАНИЕ 19

задания

Ответ

1

1

2

1 4

3

1

4

2

5

1 4

6

1

7

2

8

2

9

1

10

24


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!