СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания 6,7,8 ОГЭ - 2020 по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания 6,7,8 ОГЭ - 2020 по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Задания 6,7,8 ОГЭ - 2020 по русскому языку»

   1 вариант.

(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго — месяц или полтора. 

(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. 

(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному — что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание — единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. 

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню. 

(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув ветхий полуразрушенный  бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён. 

(15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. 

(20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое, и эта неизменность делала меня счастливым. 

(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку. 

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта». 

(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…(По А. Лиханову)

6.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера.

1) Я читал свою толстую книгу очень долго — месяц или полтора.

2) Иногда казалось, что война будет всегда, что отец не вернётся с неё.

3) Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

4) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

5) Закончив читать книгу, я не стал сдавать её в библиотеку.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти,словно в театральные кулисы. 

2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачныенебеса.

5) Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув ветхий полуразрушенный бабушкин шерстяной платок на плечи.

8.Найдите в тексте  синоним к слову «постоянство» (предложение 9), выпишите его.

2 вариант.

(1)Едва солнце скрылось за пологими горами, как сумерки, томившиеся по обширным низинам, выбрались из своих тайных убежищ, шагнули под кроны деревьев и, поднявшись к чернеющему небу, затопили всё вокруг. (2)В бесконечном мраке ночи растворилась горная саванна, застыл воздух, притихло зверьё, казалось, всё вокруг замерло в ожидании нового дня... (3)Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель. (4)Она сделала лишь несколько шагов и остановилась, тревожно потянув ноздрями воздух и силясь понять причину вдруг пронзившего её страха. (5)И в тот же миг из-за тёмной груды камней взметнулась какая-то серая, гибкая тень и обрушилась на газель. (6)Крик, полный отчаяния и муки, вспорол тишину, ударился о каменистые склоны распадков и хлёстким эхом вернулся в саванну, сообщив её обитателям, что на охоту вышел хозяин здешних мест — леопард. (7)Небо на востоке побледнело, наступал рассвет — время одиночества и страха.

(8)Занимавшийся день разбудил саванну лёгким ветром: он взъерошил «кудри» колючих акаций, которыми поросли холмы, чуть тронул заросли высокой травы, запутался в жёстких ветвях баобаба. (9)В развилке его узловатого ствола лежала газель, убитая ночью, из её разорванного горла капала густая чёрная кровь. (10)Леопард, укрывший свою добычу от шакалов и гиен, расположился здесь же, на дереве. (11)Успев отведать ещё тёплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке. (12)Это был крупный, сильный кот, полуденное солнце добавило золота его прекрасной жёлтой шерсти, усыпанной чёрными округлыми пятнами, стройное, гибкое тело хищника дышало мощью и грацией. (13)Он столь непринуждённо устроился среди ветвей, что казалось, создан для жизни на деревьях. (14)Когда солнце миновало зенит, леопард наконец проснулся, потянувшись всем телом, зевнул, обнажив желтоватые клыки, взял в зубы недоеденную тушу газели и, спустившись на землю, завершил прерванную сном трапезу. (15)Покончив со своей жертвой, кот медленно удалился в глубь саванны.

(16)Леопард облюбовал этот уголок, саванны давно и часто наведывался в свои угодья. (17)3дешние места были обильны дичью, тут, под сенью многочисленных зонтичных акаций, располагался настоящий оазис, поросший сочной травой, которая как магнитом тянула разную живность, особенно антилоп. (18)На старых звериных тропах, набитых в саванне по пути к желанному пастбищу, и караулил свою очередную жертву леопард, редко оставаясь без добычи. (19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу. (20)Обильная травой долина широким горлом открывалась в небольшую безымянную речушку, невысокий берег которой изгибался мелким глинистым плёсом — удобным водопоем, где, скрываясь за подступившими к самой реке деревьями, порой устраивал засаду леопард. (21)Выше по холмистым склонам, в каменистых откосах нашлось немало удобных гротов и пещер, в которых кот любил скрываться от палящего зноя. (22)Всё в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, и, обходя свои владения, хозяин ревниво следил за тем, чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.(Д. Иванов)

6.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера.

1) Леопард выходил на охоту ранним утром.

2)  На рассвете всё спит и неоткуда ждать помощи.

3) Леопард был крупный, сильный, с прекрасной жёлтой шерстью, усыпанной чёрными пятнами

4) Зверь устраивал засаду в глухом лесу, в глубокой норе.

5)  Леопард любил скрываться от палящего зноя в пещерах.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель.

2) Она сделала лишь несколько шагов и остановилась, тревожно потянув ноздрями воздух и силясь понять причину вдруг пронзившего её страха.

3) Это был крупный, сильный кот, полуденное солнце добавило золота его прекрасной жёлтой шерсти, усыпанной чёрными округлыми пятнами, стройное, гибкое тело хищника дышало мощью и грацией.

4) Он столь непринуждённо устроился среди ветвей, что казалось, создан для жизни на деревьях.

5) Обильная травой долина широким горлом открывалась в небольшую безымянную речушку, невысокий берег которой изгибался мелким глинистым плёсом — удобным водопоем, где, скрываясь за подступившими к самой реке деревьями, порой устраивал засаду леопард.

8.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «угодья» (предложение 16). Выпишите это слово.

1)   владения 2)   пашни3)   место прогулок 4)   родина     5) дом

3 вариант.

(1) Партия рабочих зимовала в таёжной деревушке, и в непогожие дни эти мучающиеся бездельем здоровые парни с утра валялись на койках, слушая рёв пурги за окнами, тонкий писк ветра в щелях ставен, иногда лениво и безвкусно пили спирт, коротая скуку декабрьских вечеров.

(2) Но раз в солнечное морозное утро в эту накуренную избу словно ворвался апрельский сквозняк: быстро вошла и остановилась на пороге техник-геолог Лида Винокурова. (3) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал. (4) Улыбаясь, она откинула воротник от губ, зубами стянула варежки, на которые прилипли маленькие льдинки, подышала на озябшие пальцы и внимательно огляделась. (5) Вся бригада тотчас с интересом подняла головы. (6) Сережа Неустроев, самый молодой из рабочих, густо покраснел. (7) Банников даже свистнул, подтянул голенища своих новых бурок, спросил с усмешкой:

(8) — Чем обязаны вашему посещению? М-м?

(9) — О мальчики милые! — удивленно воскликнула она. — Как у вас накурено и грязно! Споткнуться можно! Просто безобразие!

(10) Заросшие щетиной «мальчики» переглянулись. (11) Абашикян с оскорблённым видом приподнялся, пощупал гирю ходиков и снова лёг.

(12) — Очень остроумно, — сказал он.

(13) — Это как же понимать? В каком это смысле, Лидочка? — недобрым, однако игривым голосом спросил Банников, поудобнее устраиваясь на койке.

(14) Она, сунув руки в карманы, пожала плечами, а рабочие, отложив свои дела, наблюдали за тем, что будет дальше.

(15) — Ведь хлев, а не комната. Опустились! Мужчины тоже! Цари природы! — И сердито засмеялась.

(16) На лице Сивошапки ничего не отразилось. (17) Абашикян жёстко потёр синюю щеку и едко многозначительно хмыкнул. (18) Банников с наглой улыбкой стал заталкивать окурок в горлышко бутылки, спросил лениво:

(19) — Вот как! Значит, здесь мужского пола нет? Вы, очевидно, хотите сказать, что комната пуста?

(20) — Именно это. — Серые насмешливые глаза Лиды на мгновение задержались на красном лице Сергея, и она тихо, твёрдо сказала: — Сережа... Хоть вы наведите порядок! Стыдно!..

(21) И Сергей, не без робости взглянув на неё, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от её слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки.

(22) — Вот так! — уже весело сказала Лида. — В другой раз зайду только тогда, когда будет чисто. (23) До свидания, мальчики.

(24) Она ушла, безжалостно, тонко поскрипела под окном своими узенькими валенками, и после её ухода в комнате надолго поселился смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха. (25) Все молчали, глядя на двери. (26) Пар холода таял над полом.

(27) — Москвичка! — с одобрительной усмешкой сказал Банников и, вопросительно скосившись на Сергея, медленно добавил: — (28) Э, парняга, парняга, плохие твои дела, брат!.. А ведь она не к тебе приходила! Не понял?

(29) Сергей в растерянности стоял посреди комнаты, чувствуя на себе испытующее внимание, потом бросил веник, сел на кровать, произнёс сдавленным голосом:

— Ну и что ж!      (Ю. Бондарев)

6.Какие из высказываний  не соответствуют содержанию текста. Укажите номера.

1) В раскрытую Лидой дверь повеяло теплом.

2) События происходили в апреле.

3) Девушка была бодрой и свежей, особенно по сравнению с ленивыми, живущими в грязи, рабочими.

4) Рассказчик несколько раз обратил внимание на то, что девушка была красива.

5) Лида отчитала мужчин за беспорядок в комнате.

 

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение..

1) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал.

2) Заросшие щетиной «мальчики» переглянулись. 

3) Партия рабочих зимовала в таёжной деревушке, и в непогожие дни эти мучающиеся бездельем здоровые парни с утра валялись на койках, слушая рёв пурги за окнами, тонкий писк ветра в щелях ставен, иногда лениво и безвкусно пили спирт, коротая скуку декабрьских вечеров.

4) В другой раз зайду только тогда, когда будет чисто.

5) Она ушла, безжалостно, тонко поскрипела под окном своими узенькими валенками, и после её ухода в комнате надолго поселился смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха.

8.Найдите в тексте  синоним к слову «партия» (предложение 1), выпишите его.

                                   4 вариант.

 (1) Моё раннее детство пришлось на 20-е годы прошлого века. (2)Семья жила в Брошевском переулке (он до сих пор сохранил своё название) — это между заставами Покровской и Спасской.

(3) Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я глазам своим не верила, что он не каменный.

(4)У бабушки всегда жили племянницы и племянники, крестники. (5) В то смутное, неустойчивое время они приезжали учиться, искать работу, а некоторые, прибывшие из европейских городов и из Сибири, приживались у нас на долгие годы. (6) Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние: мой двоюродный дядя Валентин (Тинка, как его называли взрослые), в ту пору студент Межевого института, готовил дипломный проект. (7) На столе были разложены листы с чертежами: завтра защита. (8)Я в своём неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырёк с тушью, аккуратненько вылила её на весь проект, и краска залила чертёж. (9) Сама я не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка скрепя сердце снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)Он чертил всю ночь! (11) Но не помню, чтобы я понесла какое-нибудь наказание. 

(12) Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников-крестников в студенческих тужурках...

(13)Я любила эти сборища за столом. (14)Особенно на Пасху и Рождество, когда пекли что-нибудь вкусное.

(15)Вспоминаю домашние музицирования: моя любимая тетя Леля (я называла её Нень) — за роялем, а её братья — Тинка и Лека, один со скрипкой, а другой с нотами в руках (тенор!), пытались организовать трио, уж как бог на душу положит.

(16) Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи — бережное отношение друг к другу. (17) Мои мама и тётки были начисто лишены того, что теперь так захлестнуло всех: вещизма. (18) Они отличались редкой терпимостью к изменившейся жизни, не вспоминали с тоской: «Ах, как мы одевались, как красиво мы жили!» (19) Когда мне было лет семь, у бабушки описали и увезли за долги по налогам всю уцелевшую мебель: два письменных стола карельской берёзы, диван в стиле модерн, трюмо с подзеркальником и что-то ещё. (20) Для меня это стало катастрофой мира моего детства: сколько игр переиграно на этом диване, сколько нарядов принцесс и фей придумано перед этим зеркалом! (21) А мама сказала: «Ну и что? Чем тебе этот диван так дорог? Это плохой стиль — модерн начала века».

(22) Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд. (23) Тётя училась в художественном училище — по росписи фарфора. (24) Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без нервов. (25) Только бабушка однажды дала понять свое ироническое отношение к действительности. (26) Пытаясь разбудить старшего сына, она пропела ему: «Вставай, проклятьем заклеймённый». (27) Ему стало не по себе, он вскочил с негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!» — «А что, — говорит, — ведь это ваш гимн».

(28)Уже давно застроен панельными домами Брошевский переулок. (29) Не стало переулков, которыми я ходила в школу, вместо них возникли магистрали с многоэтажными домами; проложены Рязанский и Волгоградский проспекты... (30) Но отчего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие деревянные домики моего детства, и наши весёлые посиделки?(По И. Крюковой)

 

6.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера.

1) В семье относились друг к другу с любовью и уважением. 

2) По вечерам семья молилась перед бабушкиными иконами.

3) Семья была дружной.

4) Семья была состоятельной.

5) Семья была богата духовно.

 

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи — бережное отношение друг к другу.

2) Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без нервов.

3) Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я глазам своим не верила, что он не каменный.

4) Ему стало не по себе, он вскочил с негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!» — «А что, — говорит, — ведь это ваш гимн».

5) Сама я не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка скрепя сердце снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить.

8. Найдите в тексте синоним к слову «сборища» (предложение 13), выпишите его.

                                 5 вариант. 

 

(1) Мало можно назвать людей, через чьё детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского — «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». (2) В этих сказках нет ненужной усложнённости. (3) Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. (4) Ведь в память ребёнка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?

(5) Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. (6) И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного — новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства...

(7) Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. (8) Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (9) Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (10) И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь — появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто тёплое солнце осветило лицо. (11) Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, как добрый дядя с конфеткой, беззастенчиво фальшивя. (12) Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрёпанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестёршимся золотым тиснением на переплётах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. (13)Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья...

(14) Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (15) И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.

(16) На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (17) Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь, или бесхитростной мухи.

(18) И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло:

(19) — Братцы, когда ж мой Айболит придёт? Где он?.. Братцы, кто-нибудь... позовите моего Айболита с уколом...(Ю. Бондарев)

 

6.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера.

1) Книги Чуковского являются органичными для детского восприятия.

2) Эти книги всегда помещают в учебники для детей.

3) Дети  не верят в Айболита и других героев сказок К. Чуковского.

4) В этих сказках живёт правда, герои реальны.

5) Сказки будят добрые и чистые человеческие чувства.

 

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного — новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства...

2) И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.

3) Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, как добрый дядя с конфеткой, беззастенчиво фальшивя.

4) Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья...

5) Братцы, когда ж мой Айболит придёт? Где он?..

 

8. Найдите в тексте синоним к слову «незадачливой» (предложение 9), выпишите его.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!