ЗАДАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ
2023-2024 г. г.
(МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)
9 класс
Шифр участника
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ
(максимальная оценка – 60 баллов)
Задание 1. Вы подошли к двери своей квартиры и видите, что она взломана, а изнутри раздаются звуки, свидетельствующие о нахождении в квартире людей. Каковы Ваши действия по обеспечению безопасности?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные баллы: максимальный – 7 баллов; фактический - ____ баллов
Решение (вариант ответа):
- Не входить в квартиру! – 1 балл
- Зайти к соседям и рассказать им о случившимся, сообщить родным. – 1 балл
- Позвонить в полицию. – 1 балл
- Наблюдать из окон на выходом воров из подъезда дома и попытаться запомнить их приметы, направление движения, номер машины. – 3 балла
- Передать сведения прибывшему наряду полиции. – 1 балл
Задание 2. В вагоне поезда метро, который отъехал от станции, возник пожар. Ваши действия по обеспечению собственной безопасности в этой ситуации?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные баллы: максимальный – 10 баллов; фактический - ____ баллов
Решение (вариант ответа):
- Немедленно сообщить о пожаре по переговорному устройству машинисту и в дальнейшем выполнять его команды. – 2 балла
- При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда попытаться его потушить, используя огнетушитель, расположенный в вагоне. – 2 балла
- Ни в коем случае не останавливать поезд, движущийся по тоннелю, стоп-краном. – 2 балла
- При остановке поезда в тоннеле не пытаться покинуть вагон без команды машиниста из-за угрозы поражения током высокого напряжения. – 2 балла
- После разрешения на выход открыть двери или выбить стекла, выйти из вагона и двигаться вперед по ходу движения поезда к станции вдоль полотна между рельсами (гуськом, не прикасаясь к токоведущим щитам). – 2 балла
Задание 3. Во время отдыха на природе Вы решили искупаться в незнакомом месте. На что Вам нужно обратить внимание и какие действия не совершать, чтобы не подвергнуть себя опасности?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные баллы: максимальный – 8 баллов; фактический - ____ баллов
Решение (вариант ответа):
Нельзя:
- Входить в воду вспотевшим и разгоряченным после принятия солнечных ванн или после подвижных игр. – 1 балл
- Входить в воду срезу после приема пищи (подождать не менее 1 часа) – 1 балл
- Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах – 1 балл
- Заплывать за буйки – 1 балл
- Выплывать на фарватер и приближаться к судам – 1 балл
- Устраивать игры на воде, связанные с захватами – 1 балл
- Плавать на надувных приспособлениях – 1 балл
- Подавать ложные сигналы помощи – 1 балл.
Задание 4. Вы решили перейти дорогу в положенном месте, но увидели приближающийся автомобиль с маячком синего цвета и услышали специальный звуковой сигнал. Ваши действия по обеспечению своей безопасности?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные баллы: максимальный – 2 балла; фактический - ____ баллов
Решение (вариант ответа):
Воздержаться от перехода, а если переход уже начат, то остановиться на разделительной полосе и пропустить спецтранспорт – 2 балла.
Задание 5. Вы идете за грибами или ягодами в лес, где можете встретиться с пчелами или осами. Их укусы у многих людей может вызвать аллергическую реакцию и даже анафилактический шок. Какие меры предосторожности Вы примите, чтобы избежать укусов этих насекомых или последствий от них?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные баллы: максимальный – 9 баллов; фактический - ____ баллов
Решение (вариант ответа):
Для того, чтобы не покусали насекомые (в данном случае осы и пчелы) рекомендуется обработать открытые участки тела и одежду специальным средством – репеллентом или его заменителем – одеколоном, в который добавлено мятное масло или мятные капли. Лицо можно закрыть специализированной противомоскитной сеткой – 3 балла.
При нападении роя пчел спастись можно только бегством, прикрывая лицо руками. Бежать нужно по направлению к воде или густому кустарнику, чтобы укрыться от насекомых – 1 балл.
Если же насекомое все-таки укусило:
- удалить из ранки жало и продезинфицировать место укуса– 1 балл
- приложить к месту укуса холод и обеспечить неподвижность– 1 балл
- при наличии антигистаминных препаратов принять 1-2 таблетки или капнуть на место укуса 5-6 капель сосудосуживающего средства (например, капли от насморка) – 1 балл
- при потере сознания повернуть пострадавшего на бок или живот– 1 балл
- приостановке сердца и дыхания начать реанимацию – 1 балл.
Задание 6. Вы проживаете вблизи мясокомбината. Для защиты себя и членов семьи и оказания первой помощи пострадавшим в результате аварии на мясокомбинате с выбросом аварийно - химически опасных веществ (АХОВ) какие средства должна содержать Ваша домашняя аптечка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные баллы: максимальный – 8 баллов; фактический - ____ баллов
Решение (вариант ответа):
На мясокомбинатах в качестве хладагента используется аммиак – 1 балл.
Аптечка должна содержать:
- ватно-марлевые повязки для защиты органов дыхания по количеству членов семьи – 1 балл.
- 5%-ный раствор лимонной кислоты, в котором необходимо смочить ватно-марлевую повязку для более надежной защиты органов дыхания – 1 балл.
- 10%-ный раствор ментола в хлороформе для проведения ингаляций – 1 балл.
- 2%-ный раствор борной кислоты для промывания глаз – 1 балл.
- 5%-ный раствор альбуцида для закапывания в глаза – 1 балл.
- оливковое или персиковое масло для закапывания в нос – 1 балл.
- 0,5-1%-ный раствор алюминиево-калиевых квасцов для промывания глаз – 1 балл.
Задание 7. Дома, Вам часто приходится иметь дело с препаратами бытовой химии.
7.1.Соотнесите средства бытовой химии по степени опасности и впишите в таблицу: растворители, пестициды, отбеливающие средства, чистящие средства, средства в аэрозольной упаковке, средства для подкрахмаливания, гербициды, дезинфицирующие средства, средства для подсинивания.
Группа веществ | Средства бытовой химии |
Огнеопасные | |
Ядовитые | |
Относительно безопасные | |
Безопасные | |
Оценочные баллы: максимальный – 8 баллов; фактический - ____ баллов
Решение (вариант ответа):
Группа веществ | Средства бытовой химии |
Огнеопасные | Средства в аэрозольной упаковке, растворители |
Ядовитые | Пестициды, гербициды |
Относительно безопасные | Отбеливающие средства, дезинфицирующие средства |
Безопасные | Средства для подсинивания, чистящие средства, средства для подкрахмаливания |
Оценивание задания: каждая группа веществ максимально оценивается в 2 балла; неполный ответ (если правильно приведен хотя бы один пример средств бытовой химии) – 1 балл; ответ отсутствует или примеры приведены неправильно – 0 баллов.
7.2. Перечислите основные общие меры безопасности при пользовании препаратами бытовой химии:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные баллы: максимальный – 8 баллов; фактический - ____ баллов
Решение (Вариант ответа):
Основные меры безопасности при пользовании препаратами бытовой химии:
– огнеопасные средства следует хранить в закрытых емкостях, удаленных от источников огня – 1 балл;
– химические жидкости и порошки должны храниться закрытыми и иметь этикетки 1 балл;
– нельзя хранить неизвестные химикаты или опасные вещества, ставшие ненужными – 1 балл;
– необходимо строго соблюдать инструкции и рекомендации по применению бытовых химических средств– 1 балл;
– аэрозольные баллончики должны храниться в вертикальном положении в прохладном месте, защищенном от прямых солнечных лучей– 1 балл;
– работу с ядохимикатами надо производить в специальной одежде (халат, фартук, комбинезон, перчатки) и в защитных очках– 1 балл;
– химикаты следует хранить в местах, недоступных для детей– 1 балл;
– при обработке помещений средствами против насекомых и грызунов следует удалить из них детей, животных, укрыть продукты и посуду, защитить органы дыхания марлевой повязкой, а по окончании работы тщательно вымыть рук– 1 балл.
ОБЩИЙ БАЛЛ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ ____
ЗАДАНИЯ СЕКЦИИ ТЕСТИРОВАНИЯ
(максимальная оценка – 40 баллов)
Уважаемые участники, при выполнении тестовых заданий, Вам необходимо выбрать один правильный ответ и обвести его в кружок.
За правильный ответ начисляется 2 балла. 0 баллов выставляется как за неверный ответ, а также, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы
№ | Тестовые задания | Макс балл | Набранный балл |
1. | Массовое физическое устранение политических противников, используемое политической властью страны для устрашения и усмирения населения страны, называется государственным _______________________________ | 2,0 | |
2. | Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), средняя смертельная концентрация которых составляет более 50 г/м3, являются: а) высокоопасными; б) чрезвычайно опасными; в) умеренно опасными; г) малоопасными. | 2,0 | |
3. | Шкалу силы ветра создал: а) М. Ломоносов; б) Ф. Бофорт; в) Ч. Рихтер; г) А. Нобель. | 2,0 | |
4. | Массовые инфекционные заболевания растений, при масштабном распространении на территории нескольких стран или континентов, называются: а) пандемией; б) эпидемией; в) панфитотией; г) эпизоотией. | 2,0 | |
5. | По степени опасности радиоактивного заражения местность относится к зоне _____________ , если уровень радиации составляет 4,2 рад/ч: а) сильного заражения; б) умеренного заражения; в) радиационной опасности; г) опасного заражения. | 2,0 | |
6. | Скопление на реке рыхлого льда (шуга, небольшие льдинки) в начале зимы, ограничивающее течение реки и вызывающее подъем воды, называется: а) зажором; б) ледоставом; в) затором; г) обледенением. | 2,0 | |
7. | Преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения, называется: а) коррупцией; б) мошенничеством; в) злоупотреблением служебным положением; г) взяточничеством. | 2,0 | |
8. | Механизм передачи инфекционного заболевания в результате проникновения инфекции через поврежденную кожу или значительно реже через поврежденные слизистые оболочки называется: а) трансмиссивным; б) раневым (контактным); в) воздушно-капельным; г) алиментарным. | 2,0 | |
9. | Чрезвычайно быстрое (свыше 33 м/с) и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха называют: а) штормом; б) шквалом; в) ураганом; г) бурей. | 2,0 | |
10. | Появление привыкания к наркотическим препаратам в процессе их приема, когда наблюдается все менее выраженная реакция на очередное введение того же их количества, называется: а) абстиненцией; б) толерантностью; в) наркоманией; г) токсикоманией. | 2,0 | |
11. | При возникновении чрезвычайной ситуации социально характера необходимо позвонить по сотовому телефону на номер: а) 030; б) 020; в) 112; г) 010. | 2,0 | |
12. | Умышленное и бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей называется: а) мошенничеством; б) вандализмом; в) бандитизмом; г) разбоем. | 2,0 | |
13. | К противогазам детским фильтрующим, предназначенным для защиты детей в возрасте от 7 до 17 лет, относятся: а) КЗД–4, КЗД–6; б) ПДФ–Ш, ПДФ–2 Ш; в) ГП–5, ГП–7; г) ИП–4, ИП–5. | 2,0 | |
14. | Установите соответствие между характеристиками природных пожаров и их названиями. 1. Охватывает напочвенный покров, лесную подстилку и полог древостоя. 2. Сгорает живой напочвенный покров, лесная подстилка, мертвый опад, а также хвойный подрост и подлесок. 3. Прогорает торф или подстилка до минерального горизонта почвы или до влажных слоев. А) подземный пожар; Б) верховой пожар; В) низовой пожар. 1 - ____ 2 - ______ 3 - _____ | 2,0 | |
15. | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) было образовано: а) 18 апреля 1992 года; б) 21 декабря 1994 года; в) 19 ноября 1991 года; г) 10 января 1994 года. | 2,0 | |
16. | Сигнал оповещения гражданской обороны, при котором необходимо включить радио, телевизор, местную радиоточку для прослушивания информации, называется: а) «Воздушная тревога»; б) «Радиационная опасность»; в) «Внимание всем!»; г) «Химическая тревога». | 2,0 | |
17. | Хлор относится к отравляющим веществам: удушающего действия; кожно-нарывного действия; нервно паралитического действия; безвреден. | 2,0 | |
18. | Повседневно на человека оказывают влияние …факторы а) природные, техногенные, социальные б) природные, технические, антропогенные в) техносферные, антропогенные, инфомационные г) антропогенные, социальные, информационные | 2,0 | |
19. | Установите соответствие между интенсивностью землетрясений и их характеристикой в баллах: 1. Интенсивное землетрясение а)6 баллов 2. Сильное землетрясение б) 8 баллов 3. Разрушительное землетрясение в) 4 балла | 2,0 | |
20. | Определите правильную последовательность проведения транспортной иммобилизации при закрытом переломе конечности. А) шины хорошо закрепить, так чтобы зафиксировать два сустава (выше и ниже места перелома Б) на поврежденную конечность наложить перевязочный материал В) подготовить шину из подручного материала Г) провести профилактику травматического шока Впишите буквы в правильной последовательности ________ _________ _________ _________ | 2,0 | |
| Общая сумма набранных баллов | 40 | |
Ответы
1 - террором | 6-а | 11-в | 16-в |
2-а | 7-а | 12-б | 17-а |
3-б | 8-б | 13-б | 18-а |
4-в | 9-в | 14 1-Б, 2-В, 3-А | 19 1-В, 2-А, 3-Б |
5-г | 10-б | 15-г | 20 Г-В-Б-А |
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА
2014-2015г.г.
Средняя возрастная группа (9 класс)
Секция 1. «Оказание первой помощи пострадавшему»
(максимальная оценка - 30 баллов)
Задание 1. Школьник на уроке химии нарушил технику безопасности при работе с соляной кислотой и получил ожог предплечья 1-2 степени. В аптечке имеются: бинт, лимонная кислота, сода, мыло.
Задание: окажите первую помощь.
Условия: выполняется на статисте без права привлечь помощника.
Алгоритм выполнения задачи:
Снять пропитанную кислотой одежду.
Обильно промыть пораженный участок струёй проточной воды.
Промыть нейтрализующим раствором (содовым, мыльным).
Наложить стерильную повязку.
Обратиться к врачу.
№ | Перечень ошибок | Отметка ошибок |
1 | Не сняли одежду, пропитанную кислотой. | |
2 | Не промыли проточной водой поражённый участок кожи. | |
3 | Не провели нейтрализацию содовым или мыльным раствором. | |
4 | Не провели профилактику вторичного инфицирования. | |
Оценка задания. Полное соблюдение алгоритма выполнения задания оценивается в 10 баллов. В случае совершения хотя бы одной ошибки из перечисленных в таблице задание признается невыполненным и оценивается в 0 баллов.
Задание 2. Во дворе многоэтажного дома на детской площадке девочка получила удар металлическим сиденьем качелей по голове. Девочка в сознании, из раны на голове в области темени течет кровь. Окажите первую помощь пострадавшей.
Оборудование: робот-тренажер «ГЛАША», укомплектованная аптечка (комплект перевязочных материалов, антисептиков, охлаждающий пакет, ножницы, и т.д.), телефон.
Примечания: выполняется с правом привлечения помощников. При отсутствии робота-тренажера «ГЛАША» выполняется на статистах.
Выполнение задания:
Провести тампонаду раны. 2 балла
Наложить повязку. 5 баллов
Приложить холод к голове (Использование холода значительно уменьшает скорость развития отеков).2 балла
Вызвать скорую помощь. 1балл
Максимальная оценка 10 баллов, каждое действие оценивается отдельно.
Задание 3 Идущий впереди вас человек, вскрикнув, упал; судорожные подёргивания конечностей к моменту вашего приближения прекратились. При осмотре виден зажатый в руке свисающий со столба оголённый электрический провод. Какова последовательность ваших действий?
Задание: окажите первую помощь.
Условия: выполняется на роботе-тренажере «ГОША» без права привлечения помощника.
Алгоритм выполнения задачи:
Подойти к пострадавшему скользящим шагом ( не отрывая ног от земли).
Убрать высоковольтный провод при помощи непроводящих ток предметов.
Взять пострадавшего за одежду и оттащить на расстояние не менее 10 м от провода.
Определить пульс на сонной артерии и реакцию зрачков на свет.
При отсутствии пульса начинать реанимацию.
Вызвать скорую помощь.
№ | Перечень ошибок | Отметка ошибок |
1. | Не указали, как необходимо двигаться в зоне электрического кратера. | |
2. | Не убрали провод или убрали без использования непроводящих ток предметов. | |
3. | Не оттащили пострадавшего на безопасное расстояние. | |
4. | Не определяли пульс и реакцию зрачков на свет. | |
5. | Нарушили технику проведения реанимации. | |
6. | Не вызвана скорая помощь. | |
Оценка задания. Полное соблюдение алгоритма выполнения задания оценивается в 10 баллов. В случае совершения хотя бы одной ошибки из перечисленных в таблице задание признается невыполненным и оценивается в 0 баллов.
Секция 2. «Выживание в условиях природной среды»
(максимальная оценка - 40 баллов)
Задание 1. Определение азимута на объект с помощью компаса.
Условия: Определить с помощью судейского компаса азимут на указанные членом жюри 3 объекта. Азимут определяется с точностью равной цене деления поворотной шкалы компаса.
Необходимое оборудование и материалы: судейский компас.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участник на исходном положении получает у члена жюри компас.
2. Определяет по компасу азимут на указанные членом жюри 3 объекта.
3. Сообщает члену жюри результаты определения азимута.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1. | За ошибку | 3 |
Оценка задания с учетом штрафных баллов | |
Если совершено 3 ошибки, то за выполнение задания начисляется 1 балл – за попытку пользования компасом. За отказ выполнить задание – 0 баллов.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов.
Задание 2. Преодоление узкого коридора - лаза «мышеловки».
Условия: Длина коридора до 5 м.; ширина до 80 см.; количество ворот – не менее 7; расстояние от перекладин до земли от 35 до 40 см.; перекладины и стойки не закреплены.
Алгоритм выполнения задания: Участник, по команде члена жюри преодолевает ползком зигзагообразный разновысокий коридор из ворот с падающими планками «мышеловку».
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1. | За каждую сбитую перекладину | 2 балла |
2. | За каждую сбитую стойку | 2 балла |
3. | Не прохождение ворот | 5 баллов |
Задание 3. Практическое использование дров для приготовления пищи на костре в нескольких котелках одновременно. Сложить макет костра для данной ситуации.
Оборудование: деревянные палки («поленья») диаметром от 30 мм до 50 мм, длиной от 300 мм до 500 мм – 4 шт. и 1 «бревно» диаметром 50-100 мм.
Алгоритм выполнения задачи:
Участник, находясь в своём квадрате, складывает макет одного вида костра из применяемых для решения этой задачи.
По окончании выполнения задания костёр разбирается.
Оценка задания. Участник должен сложить макет костра «Таежный» (Рис. 1).
К
остер длительного действия. Дает большое жаркое пламя и много углей. Хорош для варки пищи в нескольких посудах, для просушки одежды и для ночлега большой группы охотников. Как видно из рисунка, на одно толстое бревно кладется несколько бревен потоньше. При этом они укладываются только одними концами и обязательно с подветренной стороны.
Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов.
Рис. 1
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1 | За неправильно выбранный тип костра | 5 |
2 | За неправильно сложенный костёр | 5 |
Оценка задания с учетом штрафных баллов | |
Задание 4. Передача сигналов бедствия с помощью жестов
Условия: Показать жестом за контрольное время (15 секунд - одинаковое для юношей и девушек) выбранное участником «Значение сигнала» из числа находящихся на столе перевёрнутых карточек (приложение 1).
Алгоритм выполнения задания:
участник выбирает на столе одну карточку с табличкой-указателем «Значение сигнала» (приложение 1) и читает «значение сигнала» (в тот момент, когда участник берёт карточку – член жюри включает секундомер);
участник показывает жестом сигнал бедствия, если поза принимается в положении лёжа, на полу необходимо использовать подготовленный для этих целей, коврик;
готовность жеста подтверждается участником словом: «Есть» (в этот момент член жюри выключает секундомер).
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 10баллов.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1 | Неправильно изображён сигнал бедствия | 10 баллов |
2 | Сигнал бедствия показан по окончании контрольного времени | 5 баллов |
3 | Отказ от выполнения задания | 10 баллов |
4 | Помощь со стороны | 10 баллов |
Приложение 1
Сигналы бедствия, передаваемые жестами
№ | Значение сигнала | Способ выполнения |
1 | Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач | Лежащая фигура человека лицом вниз |
2 | Нужны продукты и вода | Сидящая на корточках фигура человека |
3 | Покажите наиболее лёгкий и безопасный путь движения | Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперёд руками на уровне плеч |
4 | Идём в этом направлении | Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперёд на уровне плеч в направлении движения. |
5 | Здесь можно совершить посадку | Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны. |
6 | Здесь садиться нельзя, опасно. | Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята вверх и несколько отведена в сторону, другая рука отпущена вниз вдоль и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N – «нет» |
7 | Вас не понял, повторите сигнал | Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты вверх и сложены крестообразно |
8 | Вас понял, выполняю | Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища. |
9 | Требуется карта и компас. | Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища. |
10 | Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (верёвки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма) | Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч, вытянуты в стороны |
11 | Нужны медикаменты | Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперёд |
12 | Нужна радиостанция, питание к ней | Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены крестообразно впереди туловища. |
Рис. 2. Карточки с изображением сигналов
Секция 3. «Действия в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера»
(максимальная оценка - 30 баллов)
Задание 1. Действия при обнаружении и по тушению пожара с применение первичных средств пожаротушения.
Условия: В помещении произошло возгорание электроприбора (монитор компьютера, телевизор, чайник). Участнику необходимо: обнаружив возгорание, вызвать по телефону пожарную охрану; надеть марлевую повязку и защитные перчатки; определить вид первичного средства пожаротушения и применить его для ликвидации очага возгорания.
Оборудование: емкость с водой, емкость с песком, огнетушитель углекислотный, телефон, табличка с адресом помещения.
Алгоритм действий:
Вызвать пожарную охрану.
Надеть марлевую повязку и защитные перчатки.
Выбрать правильно первичное средство пожаротушения (емкость с водой, емкость с песком, огнетушитель углекислотный).
Ликвидировать очаг возгорания.
№ | Перечень ошибок | Штрафной балл |
1. | не вызвана пожарная охрана | 1 |
2. | не назван адрес | 1 |
3. | не названо место пожара | 1 |
4. | не названы фамилия, имя, отчество | 1 |
5. | Не надето индивидуальное средство защиты органов дыхания – марлевая повязка | 1 |
6. | Неправильно выбрано средство пожаротушения | 10 |
7 | Неправильное применение огнетушителя | 3 |
Оценка задания с учетом штрафных баллов | |
Задание 2. Действия в чрезвычайной ситуации в районе аварии с выбросом аммиака.
Оборудование: Гражданские противогазы ГП-5 или ГП-7.
Условие: преодолеваемое расстояние зоны химического загрязнения определяется районной предметно-методической комиссией в зависимости от условий и места проведения практического тура.
Алгоритм выполнения задачи:
находясь на исходном рубеже «старт», по команде члена жюри «Одеть средства индивидуальной защиты» участник одевает гражданский фильтрующий противогаз (ГП-5 или ГП-7);
по указанию члена жюри о направлении ветра и по команде «Преодолеть зону химического загрязнения», участник бегом преодолевает зону заражения и бежит к финишу.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1. | При надевании противогаза открыты глаза | 2 |
2. | При надевании противогаза не задержано дыхание | 2 |
3. | После надевания противогаза не сделан резкий выдох | 2 |
4 | Наблюдается перекос шлем-маски противогаза; | 2 |
5 | Неправильный выбор направления выхода из зоны заражения | 2 |
Оценка задания с учетом штрафных баллов | |
Задание 3. Спасательные работы на воде.
Условия: Напротив контрольной линии, обозначенной на полу, на расстоянии 7 и 9 метров параллельно друг другу расположены гимнастические маты «мишени» (зоны утопающего). У контрольной линии лежат спасательный круг и конец «Александрова». Участники должны попасть в одну и другую «мишень», используя последовательно спасательный круг и конец «Александрова» (дается две попытки).
Алгоритм выполнения задания:
1. Участник бросает спасательный круг в зону «утопающего», расположенную на расстоянии 7 м. от контрольной линии.
2. Участник бросает конец Александрова в зону «утопающего», расположенную на расстоянии 10 м. от контрольной линии.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1. | Не попадание спасательного круга в зону «утопающего» с 2-х попыток | 5 баллов |
2. | Не попадание «конца Александрова» в зону «утопающего» с 2-х попыток | 5 баллов |
Оценочные баллы: максимальный – 30 баллов; фактический - ____ баллов
ОБЩИЙ БАЛЛ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА _____