Задания школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку
Класс: 5
Год: 2017-2018 г
ФИО учителя (составителя олимпиадных заданий): Петренко С.И.
Дата составления заданий: 22.11.2017 г
Максимальный балл за работу: 44 балла
Время выполнения работы: 60 минут
1. Найдите и выпишите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:
театр, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
2.Расставьте ударения в следующих словах:
алфавит, на доску, цепочка, щавель, торты, вручит.
3. Выделите приставки в каждом из следующих слов:
вскормить, вспахать, вступить, вскарабкаться, вскочить.
4. Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).
Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно –
а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!
Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.
5. Вставьте пропущенные в словах буквы, раскройте скобки:
Местный обыч…й
укр…щение хищников
преобр…жать
ко(з/с)ьба яровых
прыгать с параш…том
6. Дано предложение: Грядку рыло свиное рыло.
Определите части речи в предложении?
7. Найдите речевые и грамматические ошибки, запишите предложения в исправленном виде.
1. Мокрый дождь льёт с утра.
2. Все были счастливы и весёлые.
3. Работу нужно закончить к третьему апрелю.
4. Охотник одел шапку и вышел.
8.Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого они произведения? Кто его автор?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
9.Ответьте на шутливые вопросы. Вам понадобится не только знания русского языка, но и смекалка.
1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?
2. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ.
3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь?
10. Завершите сказку.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительных: Небо, Дорога, Песня, Сказка и Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на писателей, учителей, школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, да ещё как стрела. А какая я ровная? – чуть не плакала Дорога.
Ключи
1. Театр, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук – 3 б (0,5 за каждый правильный ответ)
2. Алфавит, на доску, цепочка, щавель, торты, вручит – 3 б (0, 5 за каждый правильный ответ)
3. Вс-кормить, вс-пахать, в-ступить, вс-карабкаться, в-скочить – 5 б (1 б за каждый правильный ответ)
4. Хоть кол на голове теши (кому-то) .
Фразеологизм значит «кто-то совершенно не способен или упрямо не хочет что-то делать или понимать (никакими силами нельзя его заставить или убедить)» - 2 б (1 б за каждый правильный ответ)
5. Местный обычай, укрощение хищников, преображать, косьба яровых,
прыгать с парашютом – 5 б (1 б за каждый правильный ответ)
6. Грядку (сущ) рыло (гл) свиное (прил) рыло (сущ) – 4 б (1 б за каждый правильный ответ)
7. Дождь льёт с утра.
Все были счастливы и веселы. ( или счастливые и весёлые)
Работу нужно закончить к третьему апреля.
Охотник надел шапку и вышел. – 4 б (1 б за каждый правильный ответ)
8. Разбор предложения – 4 б.
Название автора и название произведения – 1 б.
9. Ямы, тыква, Япония – 3 б (1 б за каждый правильный ответ)
10. Всего – 10 б (от 1 до 5 – за грамотность, от 1 до 5 – за содержание)
Всего – 44 баллов