ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Жизнь древних кочевников»
Тема Освоение железа на территории Казахстана
Возникновение кочевого скотоводства
Материальная культура древних кочевников
Цель обучения 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на
различные сферы хозяйства
5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и
земледелия
5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства
древних племен
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Обучающийся
Критерии оценивания Называет первые металлы и характеризует методыобработки металлов в период железного века.
Время выполнения 20 минут
2 четверть История Казахстана 5 класс « » Дата ______________
СОР 5.2 A Жизнь древних кочевников
ФИО _______________________________________________________________
Вариант 1.
Задания
1. Ответьте на вопросы.
Какие металлы были открыты первыми?
Как их обрабатывали?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую пользу принесло людям освоение металлов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как повлияло развитие металлургии на сферы хозяйства древних людей? (не менее 3-х примеров )
1
2
3
2. Используя текст и рисунок, определите 3 фактора формирования кочевого скотоводства в Казахстане.
Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Особенности природы Казахстана таковы, что большая его часть непригодна для выращивания винограда, хлопка, риса или зерна.
этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования – кочевому скотоводству. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.
1
2
3
В таблице даны некоторые виды прикладного искусства древних племен. Опишите каждый вид прикладного искусства и нарисуйте изделие данного искусства.
| | |
Виды прикладного | Описание | Рисунок соответствующего |
искусства | | изделия |
Войлочное производство | | |
| | |
Ювелирное искусство | | |
| | |
Деревообделочное | | |
искусство | | |
| | |
Критерии | № | | Дескрипторы | Балл | |
оценивания | задания | | | |
Обучающийся | | |
Называет первые | 1 | называет первые металлы; | 1 | |
металлы и | | характеризует метод обработки металлов; | 1 | |
характеризует методы | | пишет пользу освоение металлов; | 1 | |
обработки металлов в | | приводит | 1-й пример влияния металлургии | | |
период железного | | на сферы хозяйства древних людей; | 1 | |
века | | | | | |
| приводит | 2-пример влияния металлургии | 1 | |
| | на сферы хозяйства древних людей; | | |
| | приводит 3 -пример влияния металлургии | | |
| | на сферы хозяйства древних людей; | 1 | |
Определяет основные | 2 | определяет географический фактор; | 1 | |
факторы | | определяет климатический фактор; | 1 | |
формирования | | определяет экономический фактор; | 1 | |
кочевого | | | | | |
скотоводства | | | | | |
Определяет | 3 | описывает войлочное производство; | 1 | |
особенности | | | | |
| рисует соответствующее изделие из | 1 | |
прикладного | | войлока; | | | |
искусства древних | | | | |
| описывает ювелирное искусство; | 1 | |
кочевников | | | | | |
| рисует соответствующее изделие; | 1 | |
| | |
| | описывает деревообделочное искусство; | 1 | |
| | рисует соответствующее изделие | 1 | |
Всего баллов | | | | 15 | |
Суммативное оценивание за раздел «Жизнь древних кочевников»
Тема Освоение железа на территории Казахстана
Возникновение кочевого скотоводства
Материальная культура древних кочевников
Цель обучения 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на
различные сферы хозяйства
5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и
земледелия
5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства
древних племен
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Обучающийся
Критерии оценивания Называет время перехода к кочевому скотоводству и указывает факторы, определившие .причины перехода к кочевому скотоводству.
Время выполнения 20 минут
2 четверть История Казахстана 5 класс « » Дата ______________
СОР 5.2 A Жизнь древних кочевников
ФИО _______________________________________________________________
Вариант 2.
1. Ответьте на вопросы.
Когда древние племена Казахстана перешли к кочевому скотоводству?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое тебенёвка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие виды скота преобладали в стаде? Почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Объясните причины перехода к кочевому скотоводству. Назовите не менее трёх факторов перехода к кочевому скотоводству.
1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Используя рисунок, объясните, каким образом производство железа изменило жизнь людей? Приведите не менее 3-х аргументов.
1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Юрта – уникальное изобретение кочевников, совершенное жилище для людей, ведущих кочевой образ жизни. Она состоит из трёх основных элементов. Назовите и нарисуйте их.
Название элемента юрты | Риунок |
| |
| |
| |
Суммативное оценивание за раздел «Жизнь древних кочевников»
Тема Освоение железа на территории Казахстана
Возникновение кочевого скотоводства
Материальная культура древних кочевников
Цель обучения 5.4.2.2. Объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства
5.4.1.2. Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия
5.2.2.3. Описывать особенности прикладного искусства древних племен
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Обучающийся
Критерии оценивания Называет и характеризует кочевое скотоводство как основной вид хозяйственной деятельности, характеризует сезонные пастбища.
Определяет понятия, связанные с развитием древней металлургии
Определяет юрту, как образец прикладного искусства древних кочевников, описывает свойства деревянного остова(элемента) юрты
Время выполнения 20 минут
2 четверть История Казахстана 5 класс « » Дата ______________
СОР 5.2 A Жизнь древних кочевников
ФИО _______________________________________________________________
Вариант 3.
1. Ответьте на вопросы.
В конце бронзового века скотоводство превращается в основной вид хозяйственной деятельности, а в эпоху раннего железа получило развитие кочевое скотоводство.
Почему у кочевников были сезонные пастбища? Соотнесите названия пастбищ с временами года. Назовите и охарактеризуйте их. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Найдите правильный ответ
Вопрос 1 |
Какой металл первым стали использовать древние племена? |
А | B | C | D |
бронзу | медь | железо | золото |
Вопрос 2 |
Метод сварки кромок расплавленного металла в единое целое |
A | B | C | D |
Полихромный стиль | запаивание | литьё | ковка |
Вопрос 3 |
При добыче руды в твёрдых горных породах использовался метод |
А | B | C | D |
кайлования | Огневой проходки | дутья | ковки |
3. Юрта – уникальное изобретение кочевников, совершенное жилище для людей, ведущих кочевой образ жизни. Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием. Деревянный остов юрты представлен четырьмя элементами.
Опишите и зарисуйте их.
Название элемента | Описание элемента | Рисунок |
кереге | | |
уыки | | |
шанырак | | |
есік | | |
Суммативное оценивание за раздел «Жизнь древних кочевников»
Тема Освоение железа на территории Казахстана
Возникновение кочевого скотоводства
Материальная культура древних кочевников
Цель обучения 5.4.2.2. Объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства
5.4.1.2. Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия
5.2.2.3. Описывать особенности прикладного искусства древних племен
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Обучающийся
Критерии оценивания Называет понятия, характеризующие жизнь древних кочевников
Время выполнения 20 минут
2 четверть История Казахстана 5 класс « » Дата ______________
СОР 5.2 A Жизнь древних кочевников
ФИО _______________________________________________________________
Вариант 4
1. Найдите правильный ответ.
Вопрос 1 |
Что изменилось в жизни людей в результате освоения ими железа? |
A | B | C | D |
Получило развитие изготовление конской упряжи | Все ответы верны | Широко используется колёсный транспорт | Получило развитие земледелие и скотоводство |
Вопрос 2 |
Главный праздник многих народов Азии |
А | B | C | D |
Айт | Наурыз | Шильдехана | Той |
Вопрос 3 |
Чему поклонялись кочевники? |
A | B | C | D |
Балбалам | Солнцу и огню | реке | степи |
Вопрос 4 |
До наших дней сохранился обряд очищения огнём. Как он называется? |
А | B | C | D |
Ас беру | аластау | кокпар | кусбеги |
Вопрос 5 |
Какой фактор способствовал переходу к кочевому скотоводству? |
A | B | C | D |
Усиление засушливости климата | Все ответы верны | Освоение металлов и появление упряжи | Приручение лошадей |
Вопрос 6 |
Юрта – уникальный образец прикладного искусства, жилище, идеально приспособленное для кочевого образа жизни. Из скольки основных элементов состоит юрта? |
А | B | C | D |
30 | 12 | 8 | 3 |
2. Используя текст, определите 3 фактора формирования кочевого скотоводства в Казахстане.
Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Особенности природы Казахстана таковы, что большая его часть непригодна для выращивания винограда, хлопка, риса или зерна.
этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования – кочевому скотоводству. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.
1
2
3
3. Какие традиции и обычаи кочевников сохранились до наших дней? По рисунку определите, какой обычай (традиция), опишите его.
рисунок | название | описание |
| | |
| | |
| | |