СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания муниципального этапа ВсОШ по истории 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания муниципального этапа ВсОШ по истории 10-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Задания муниципального этапа ВсОШ по истории 10-11 класс»

15

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников по истории

2018-2019 учебный год

10-11 класс

Задание № 1. В 1918 г. исполнилось 100 лет с момента начала важных событий Гражданской войны. Ваша задача – назвать каждое из событий, представленных ниже, ОБЯЗАТЕЛЬНО указав при этом, какой ГОРОД ИЛИ ПОЛУОСТРОВ был занят, а также дать его датировку (с точностью до года). Свой ответ оформите в виде таблицы [10 баллов].

А. «Большой и тяжёлый бой выдержали чапаевцы [бойцы 25-й стрелковой дивизии В.И. Чапаева] под… [название населенного пункта]. Колчаковцы надеялись остановить красных на реке Белой и создали здесь сильно укреплённые позиции. «Неприятель ушёл за реку, взорвал все переправы и ощетинился на высоком … берегу жерлами орудий, пулеметными глотками, штыками дивизий и корпусов», – вспоминал комиссар Чапаевской дивизии Дмитрий Фурманов.

Июньской ночью на плотах и лодках, на бревнах и досках переправлялись бойцы через быструю реку. На … берегу разгорелись жестокие схватки. Отбив утром следующего дня мощную, «психическую» атаку дивизии В.О. Каппеля, чапаевцы ворвались в … [название населенного пункта]…»


Б. «То был первый мощный удар молодой, ещё недостаточно хорошо организованной Красной Армии на Восточном фронте…

Красная Армия перешла в наступление и начала штурм … [название населенного пункта]. С трёх сторон наступали на … [название населенного пункта] красноармейские части, выбивая врагов из окопов и опорных пунктов. Под ураганным огнем противника к городу подошли корабли Волжской военной флотилии. Пока пулеметчики на кораблях отвлекали внимание вражеских артиллеристов, на берег высадился небольшой отряд. Он занял батарею противника, открыв путь красноармейцам в город. Это произошло 10 сентября …».


В. «…9 марта … [год] на улицах … [название населенного пункта] – единственного на тот момент незамерзающего в течение года порта на побережье Северного Ледовитого океана раздались барабанная дробь, послышались звуки военного марша. От гавани к центру города шли английские солдаты, высадившиеся с крейсера «Глори». Так появился на советский земле первый отряд … [термин], сформированный Антантой…»


Г. «Свидетельствую о высочайшей доблести, проявленной геройской пехотой при штурмах Сиваша и Перекопа. Части шли по узким проходам под убийственным огнем на проволоку противника. Наши потери чрезвычайно тяжелы. Некоторые дивизии потеряли три четверти своего состава. Общая убыль убитыми и ранеными при штурмах перешейков не менее 10 тысяч человек. Армии фронта свой долг перед Республикой выполнили. Последнее гнездо российской контрреволюции разорено, и … [название полуострова] вновь станет советским. М.В. Фрунзе».

Д. «…В 8 часов утра 12 февраля после артиллерийской подготовки снова начался бой. Он длился три часа. Прорвавшись через проволочные заграждения, бойцы ринулись в штыковую атаку. Волочаевка была взята…

Преследуя отступающего противника, наши войска с боями продвигались к Тихому океану, освобождая от врага … Разгромив белогвардейцев в трехдневном бою под Спасском, отряда Народно-Революционной армии подошли к … [название населенного пункта]. В порту царила суматоха. Спешно грузились на морские транспорты японские оккупанты. С ними бежали остатки белогвардейских войск.

Под вечер 25 октября … [год] рабочие и служащие … [название населенного пункта], высыпавшие на улицы, радостно встречали Народно-Революционной армии. Гражданская война в континентальной части страны закончилась…»

Буква

Событие (обязательно с указанием города или п-ова)

Датировка (год)

А




Б




В




Г




Д





Задание № 2. Соотнесите хронологически близкие события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах 5-ти лет). Для событий отечественной истории дайте датировку с точностью до года. Ответ оформите в виде таблицы [8 баллов].

Событие отечественной истории

Событие всемирной истории

1. Принятие Соборного Уложения

А. Начало войны за «австрийское наследство»

2. Присоединение Финляндии и Аландских островов к России

Б. Подписание Тильзитского мира с наполеоновской Францией

3. Арест Э.-И. Бирона. Установление регентства Анны Леопольдовны

В. Развязывание Пруссией Семилетней войны

4. Основание Московского университета

Г. Окончание Тридцатилетней войны


Отечественная история

1

2

3

4

Датировка события отечественной истории (год)





Всемирная история (буква)






Задание № 3. (суммарно – 12 баллов):

А. Вставьте в пропуски текста термины, характеризующие социально-экономическое и политическое развитие страны в XVIIIXIX вв. [7 баллов]:

«В правление Петра Первого все податные сословия были обложены единым налогом – ____________________________(1) [термин], взимавшемся персонально с каждого мужчины зрелого возраста. В случае с крестьянами раз в 15-20 проводились переписи, итоговым документом которых являлись «_____________________________» (2) [термин] (этот термин встречается у Н.В. Гоголя в «Мертвых душах»), где фиксировались умершие и вновь подросшие налогоплательщики. Каждый представитель податного сословия в налоговых документах значился как «_________________» (3) [термин].

В правление Екатерины II крестьянство делилось на следующие основные категории. Это _____________________ (4) [термин], находившиеся в полной и фактически безраздельной власти помещиков; государственные или _____________________________(5) [термин] (второе название). Кроме того, возникла новая категория крестьян, де-факто государственных – _________________________ (6) [термин], появившиеся в результате секуляризации 1764 г. из числа бывших монастырских. Существовали и _________________

______(7), принадлежавшие непосредственно императорской фамилии, и переименованные временно Павлом Первым в удельных….»


Б. Вставьте названия фронтов в пропуски текста, описывающего ход Курской битвы [5 баллов] (названия фронтов выберите из прилагаемого перечня, данного в алфавитном порядке):

«Утром 5 июля 1943 г. началась реализация германского плана «Цитадель». В его основе лежало нанесение двух сходящихся ударов по Курску с целью окружения огромной массы советских войск на одноимённом выступе. С севера удар по позициям _________________

________________ (1) [название фронта] фронте (командующий – Рокоссовский К.К.) наносила группа армий «Центр». Её главный удар пришёлся 13-ю, 48-ю и 70-ю армии… С юга в полосе советского _______________________ (2) [название фронта] фронте (командующий – Н.Ф. Ватутин) наносила группа армий «Центр», бившая прежде всего по позициям 6-й и 7-й гвардейских армий. На (1) фронте противника удалось в целом остановить своими ресурсами; на (2) фронте для этого потребовался ввод дополнительно двух армий из состава _________________(3) фронта [название фронта], бывшего по сути резервным – 5-й гвардейской общевойсковой и 5-й гвардейской танковой. Её ввод в сражение под Прохоровкой окончательно изменил ход боевых действий в пользу советских войск…

Тем временем для облегчения положения войск на Курском выступе перешли в наступление войска двух фронтов на орловском направлении: _______________________(4) [название фронта] (командующий – В.Д. Соколовский) и ________________________ (5) [название фронта] (командующий – М.М. Попов) фронтов…»


Названия фронтов: Брянский; Воронежский; Западный; Степной; Центральный.


Задание № 4. Перед Вами известные исторические киноленты. Ваша задача – назвать каждую из них и те исторические события, которые описываются в них. Свой ответ оформите в виде таблицы [6 баллов].

Примечание: все представленные киноленты названы в честь известных исторических деятелей

А.

Б.


В.


Буква

Название фильма

Что описывается

А



Б



В




Задание № 5. Дайте краткое обоснование ряда, назвав каждого из представленных исторических деятелей [9 баллов].

1.А. Б. В. Г.

__________________ ___________________ __________________ __________________


Обоснование ряда № 1: ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. А. Б. В.

_____________________ _______________________ _____________________

Обоснование ряда № 2: ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Задание № 6. Внимательно изучите представленную ниже карту Северной войны и ответьте на вопросы к ней [11 баллов].

1. Какой буквой обозначено место Полтавской битвы? Когда она произошла (с точностью до года)? В чём состояло её значение? (не менее 1-го положения) ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(3 балла)

2. Какое сражение Петр Великий называл «матерью Полтавской баталии»? Почему? (не менее 1-го положения). Какой буквой обозначено место этого сражения? ______________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(3 балла)

3. Какое сражение гребного флота России с парусным флотом Швеции получило название «морской Полтавы»? Какой буквой обозначено место этого сражения? Когда (год) оно произошло? ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________(3 балла)

4. Какие территории, согласно карте, Россия получила по итогам Северной войны? (не менее 3-х исторических территорий) ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(2 балла)







Б

Е

Д

А

В

Г





Задание № 7. Краеведение. Соотнесите названия имений и населенных пунктов Подмосковья, с известными литераторами, творившими в них [6 баллов].

! Каждая буква может быть использована ТОЛЬКО один раз.

1. Даровое А. Блок А.А.

2. Авдотьино Б. Достоевский Ф.М.

3. Мелихово В. Лермонтов М.Ю.

4. Коломна Г. Новиков Н.И.

5. Середниково Д. Лажечников И.И.

6. Шахматово Е. Чехов А.П.

Имение, населённый пункт

1

2

3

4

5

6

Литератор








Задание № 8. Внимательно изучите представленный ниже документ и ответьте на вопросы к нему [8 баллов].

«Божию милостию великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Великия и Малые Руси самодержцу и иных многих государств государю и обладателю вашему царскому величеству Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и все войско Запорожское ниско до лица земли челом бьет.

Богу милостивому и вашему царскому величеству велико благодарим, получившие ныне, что от веку жаждали есмо, промыслом Божиим и милостию неизчетною вашего царского величества. Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, принятии изволили, мы, Богдан Хмельницкий, и все войско Запорожское за милость, неизреченную вашему царскому велтичеству паки и паки до лица земли челом бьем…»

1. Назовите событие, по итогам которого был составлен данный документ. Укажите датировку данного события (до года) ______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________(2 балла)

2. Исходя из документа, насколько широкие народные массы поддерживали воссоединения с Россией? Чем это было обусловлено (не менее 2-х положений) __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(3 балла)

3. Почему царское правительство не сразу согласилось на удовлетворение просьбы, описанной в документе? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

4. К каким военно-политическим последствиям привело опубликование данного документа? (не менее 2-х положений) ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________(2 балла)


Задание № 9. Внимательно изучите представленную ниже таблицу и ответьте на вопросы к ней [10 баллов].

Внешняя торговля СССР в 1960-1980-е гг. (млн. руб.)

Направления торговли

1960 г.

1965 г.

1970 г.

1975 г.

1980 г.

Экспорт, в т.ч.

1 615

7 359

11 520

24 034

49 364

в социалистические страны

1 350

5 002

7 530

14 584

26 903

в капиталистические страны

236

1 347

2 154

6 140

15 882

развивающиеся страны

29

1 010

1 836

3 310

6 869

Импорт,

1 310

7 252

10 559

26 670

44 463

из социалистических стран

1 023

5 049

6 873

13 967

23 650

из капиталистических стран

204

1 469

2 540

9 704

15 271

из развивающихся стран

83

734

1 146

2 999

5 092

1. Какие две основные тенденции в развитии экспорта СССР на рассмотренном временном отрезке можно выделить? Чем была обусловлена каждая из них?

Первая тенденция: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________Причинная обусловленность: ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________(2 балла)

Вторая тенденция: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________Причинная обусловленность: ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________(2 балла)

2. Каким (положительным или отрицательным) было торговое сальдо1 во внешнеэкономических сношениях СССР и капиталистического мира в 1965-1975 гг.? Приведите расчеты. Чем это было вызвано? _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(3 балла)

3. На каких из пятилетних временных отрезков наиболее бурно росли объёмы внешней торговли? Чем это было обусловлено? Приведите не менее 1-й внутри- и 1-й внешнеэкономической причины __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(3 балла)


Задание № 10. Верно или неверно? Номера верных суждений занесите в левый столбик, неверных – в правый [5 баллов].

! Каждое положение можно использовать только ОДИН раз

1. Олег Вещий установил контроль над всеми восточнославянскими племенами, кроме уличей, тиверцев и полян.

2. Игорь Старый погиб в результате восстания дреговичей.

3. Вятичи были впервые подчинены Святославом Игоревичем.

4. В эпоху Владимира Святого Русь ни разу не воевала с Византией.

5. К началу XI века Русь не имела выхода к морю.

6. После победы над Святополком Окаянным в битве на р. Альта Ярослав Владимирович не вёл ни одной междоусобной войны.

7. После поражения под Киевом (1036) от Ярослава Мудрого печенеги более не совершали набегов на Русь.

8. Первый съезд удельных князей был организован по инициативе Изяслава Ярославича.

9. Святополк Киевский отказывался участвовать в общерусских походах на половцев.

10. Владимир Мономах сел на киевский престол во время крупных народных выступлений в Киеве.

Верно

Неверно




Творческое задание (эссе или развернутый ответ, 15 баллов)

Исторические эссе

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

5. Представляете позиции исследователей-историков по избранной Вами теме.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Умение сформулировать и раскрыть проблему, содержащуюся в теме эссе

3. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

4. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

5. Четкость и доказательность основных положений работы.

6. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы эссе

1. «Святослав был не только великим воителем, но и политическим деятелем, хорошо понимавшим интересы Древней Руси, в том числе на перспективу».

Л.Н. Гумилев

2. «Заслуга Александра Невского прежде всего состояла с сохранении всего того, что осталось у Руси после нашествий Батыя – пусть и ценой сближения с монголами».

С.В. Бушуев


3. «Иван Великий смог максимально эффективно использовать уникальную историческую обстановку, когда Литва и Орда уже не могли, а Турция и Швеция ещё не были способны угрожать самому существованию Руси».

Н.А. Шефов

4. «Огромные внутри- и внешнеполитические успехи первых лет правления Ивана Четвёртого неразрывно связаны с деятельностью «Избранной рады» – круга энергичных реформаторов».

А.А. Зимин

5. «Огромный рост социальной напряжённости на рубеже XVI и XVII веков всё же следует признать главной, осевой причиной Смуты».

Р.Г. Скрынников

6. «Пётр Первый создал мощную державу слишком дорогой ценой – ценой огромного разрыва между крестьянскими массами и дворянско-купеческой верхушкой. Первые остались приверженцами старых московских традиций, а вторые – европейских новшеств».

Е.В. Анисимов

7. «В эпоху Александра Первого были созданы все условия для революционного брожения. Власть до Николая Первого оказалась не способна пресечь их на ранней стадии...»

О.И. Киянская

8. «Реформы Александра III оказались во многом половинчатыми, незавершенными, а потому так легко были пересмотрены Александром III».

Н.П. Еропкин

9. «Несмотря на Манифест 17 октября 1905 г., дореволюционную монархию никак нельзя считать парламентской. Это оставался всё тот же монархический строй, слегка сменивший внешний фасад».

В.И. Коваленко

10. «Если 150 миллионов русских хотят красных и не хотят белых, то последним помогать бесполезно».

Р. Нокс

11. «Сталин сумел подготовить страну к Войне во всех отношениях – без броска экономического, политического, военного в 1930-е гг. СССР вряд ли одолел бы нацистского зверя».

Ю.Н. Жуков


12. «По своему масштабу, глубине и политическим последствиям операция «Багратион» вполне сопоставима с Курской битвой или Сталинградским сражением».

А. Исаев

13. «Хрущев не смог оторваться от своего прошлого, он не предложил в реальности никакой новой, альтернативной мобилизационной, модели развития страны».

А.С. Барсенков

Темы развёрнутых ответов

А. В чём состояли отличительные черты внешней политики Владимиро-Суздальской Руси в домонгольский период феодальной раздробленности?

Б. Какие основные этапы в процессе «собирания земель» Москвой можно выделить? Чем характеризовался каждый из них?

В. Каковы основные направления внутриполитического развития страны в эпоху Ивана Четвертого?

Г. Каким образом последствия Смутного времени сказывались на развитии страны при первых Романовых?

Д. В чём заключались особенности внутриполитического развития России в эпоху дворцовых переворотов?

Е. Что общего и различного было в «охранительных курсах» Николая Первого и Александра Третьего?

Ж. Каковы ход и итоги «Великих реформ» Александра Второго?

З. В чём кроются причины победы большевиков в Гражданской войне?

И. Каково роль и место битвы за Днепр в деле разгрома Германии в Великой Отечественной войне?

К. Какие особенности социально-экономического развития России в 1990-е гг. Вы можете выделить?

темы эссе или буква темы развёрнутого ответа

______________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Итого – 100 баллов

Время выполнения – 3 часа (180 минут)

Желаем удачи!

1Разница между экспортом и импортом. – Прим. сост.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!