СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания с использованием новых технологий

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит уч-с 9-11 классов при работе над изучаемыми по лиературе темами применить  новые технологии, что разнообразит работу и заинтересует уч-ся.

Просмотр содержимого документа
«Задания с использованием новых технологий»

Задания с использованием новых технологий

Составитель:

Финагина Наталия Анатольевна

Бибиковский филиал

МБОУ «Умётская СОШ»





1 Тестовые задания 

1.Задания с выбором ответов (закрытые задания).
а) Задания с выбором одного правильного ответа. Как назывался самый популярный журнал второй половины XIX века? 
1) «Огонёк»

2) «Современник»

3) «Колокол»

4) «Отечественные записки»


б) Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)
Какой из рассказов не принадлежит перу Чехова?
1) «Смерть чиновника»
2) «Кавказский пленник»
3) «Хамелеон»
4) «Толстый и тонкий»
 в) Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)
Узнай литературного героя. 
Осанистая женщина, 
Широкая и плотная, 
Лет тридцати осьми. 
Красива; волос с проседью, 
Глаза большие, строгие, 
Ресницы богатейшие, 
Сурова и смугла. 
а) Марфа Игнатьевна

б) Матрёна Тимофеевна

в) Агафья

г) Катерина 
 г) Задания с выбором нескольких правильных ответов.Гончаров написал романы:
а) «Обломов»

б) «Олеся»

в) «Обрыв»

г) «Обыкновенная история»

2. Задания с открытым ответом  (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа) 
а) Задания на завершение (дополнение) высказывания  (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)
И.С.Тургенев дал общую оценку политического содержания романа «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против» Закончите предложение:
б) Задания на установление правильной последовательности.
Установите последовательность написания пьес Чехова
а) «Чайка» б) «Вишневый сад»в) «Дядя Ваня»г) «Три сестры»

2 Творческое самостоятельное дом. или классное задание по литературе

Раздаточный материал «Мои открытия»

Раздаточные листы, которые учащиеся заполняют в процессе изучения художественного произведения. В течение учебного года эти листы могут составить портфолио учащихся, которые они могут поместить в файловые папки. Такая информация в сжатом виде может им в дальнейшем пригодиться при подготовке к государственным или вступительным экзаменам. Более того, это позволяет ребенку отразить свои самые сильные впечатления, зафиксировать свои мысли и чувства в процессе работы над произведением.

Пример оформления работы.

Дата начала чтения книги: ________

Автор: В.Г. Распутин

Название: «Прощание с Матерой»

Дата создания произведения: 1976 г.

Биография автора: Родился в деревне Аталанке на берегу реки Ангары в 1937 г. Родители — крестьяне, выходцы с русского Севера (Мурманска и Архангельска).Отец — герой войны, работал начальником почты. Здесь Валентин Распутин закончил 4 класса, в 1957 г. — Усть-Удинскую среднюю школу, поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Начинает печататься в местной газете, а в 1961 г. выходит в альманахе «Ангара» его первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки». Хотел стать учителем. Работал на телевидении редактором литературно-драматических программ, затем переехал в Красноярск и снова стал работать в газете. В 1967 г. выходит его первая книга рассказов и повесть «Деньги для Марии».

Краткое содержание: Для строительства гидроэлектростанции чиновники решили затопить деревню Матеру, которой 300 лет. Она находится на острове и тянется на 5 с лишним верст. Людей решили переселить на правый берег Ангары. Но население деревни противится этому. Оставшиеся старухи и старик Богодул, понимая, что это земля их предков, не могут решиться оставить кладбище, дома, где прошла жизнь нескольких поколений. Клавка Стригунова и Петруха сожгли свои дома без сожаления, за что их осуждают другие жители. В свою очередь, против старух ополчились и «пришлые рабочие», которые хотят сжечь все дома, уничтожить погост. Это им удается. В финале старухи, помыв свои дома, побелив и украсив цветами, в последний раз объединившись друг с другом и с маленьким Колюней, возносятся на небеса, равно принадлежа и живым и мертвым.

Понравилась ли эта книга: Очень, потому что заставляет нас размышлять о духовных проблемах современности: кто мы на этой земле? Что для нас эта земля — мать или мачеха? Земля, взрастившая нас, или же только территория? Книга потрясает искренностью, неравнодушным отношением к людям, к жизни.

Чему учит эта книга:Писатель предупреждает нас, что бездуховность начинается там, где существует философия беспутья, где человек перестает ценить то, что сделано другими, где один другому — волк. Он предупреждает нас, учит противостоять таким явлениям хотя бы в сознании, быть Человеком.

Герои: Старухи: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима, Аксинья.

Богодул, Павел (сын Дарьи), Колюня, Андрей.

Никита Зотов (Петруха), Воронцов, Жук, Клавка Стригунова.

«Хозяин острова», «Царский листвень».

Характеристика героев: Дарья Васильевна Пинигина — русская крестьянка, живущая в соответствии с народной моралью. За плечами у нее долгая трудовая, как и у других старух, жизнь, прожитая по совести, в дружбе и взаимопомощи с людьми. Размышления о продолжении рода у Дарьи перемешиваются с тревогой о необходимости сохранения памяти. Ощущая за собой строй поколений предков, она не может смириться с тем, что порвется цепь времен, и просит сына перенести могилы на новое место. Перед сжиганием Дарья моет свою избу, потом белит стены и украшает пихтой и цветами, совершая над домом акт «прощания с покойником». Для нее неприемлемо, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно рубил сук, на котором сидит.

Другие старухи — ведут общую жизнь миром, их девиз: «Греть и греться», т.е. дарить душевное тепло друг другу. Жилье и вещи для них — это одушевленная предками часть их жизни. Род — это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые.

Никита Зотов — 40-летний сын Екатерины, болтун и пьяница. Его принцип — «лишь бы прожить сегодняшний день». Народным мнением он лишен своего имени и превращен в Петруху, который, заблудившись в тумане вместе с Воронцовым и Павлом, будет, как маленький, звать свою мать глухо и безнадежно. Накричавшись, заснет и уже ничто не сможет разбудить его (эпизод, символизирующий его душевное равнодушие, глухоту, смерть).

Андрей — внук тетки Дарьи, работающий на строительстве ГЭС. Его манит суета большой стройки. Отрицает извечные ценности, споря до хрипоты с отцом и бабушкой. Он уже не чувствует себя ответственным за связь поколений, род, землю, предков: он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней.

Отрывки или эпизод, поразивший тебя больше всего: Когда пришлые работяги трижды хотели сжечь лиственницу — старое дерево, которым, по поверью, Матера крепилась к земле, являясь символом стойкости природного корня жизни, величия природы. Они и топором ее рубили, но ничего не сумели сделать.

Значение каких неизвестных слов и выражений ты узнал из книги: …наберет в сидор ниток, иголок…(Сидор — мешок).

…бренчало на шее… ботало (Ботало — деревянный звонок или вид глухого колокольчика, который привязывается к шее скота, чтобы его можно было найти в лесу).

Ты сказывал, там подполье… (Подполье — погреб).

Ухваты, сковородник, квашня, мутовки… (Квашня — кадка, в которой квасят тесто, ставят хлеб; мутовка — палочка с крестом, кружком, рожками для мешания и замешивания жидкости).

…достали литовки… (Литовка — большая русская коса)

Иллюстрация:

Дата окончания чтения книги: ________

Какие книги этого автора ты хотел бы прочитать: («Что передать вороне?», «Век живи — век люби», «Нежданно-негаданно», «Видение».)



3 Игра – тренажёр. Литературное лото (Работа в парах) Закрепление изученного материала.

Урок русской литературы в 9-м классе. Тема. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Соотнесите названия частей романа и жанр

1) «Бэла»

а) романтическая повесть

2) «Максим Максимыч»

б) психологическая повесть

3) «Тамань»

в) путевые заметки

4) «Княжна Мери»

г) философская повесть

5) «Фаталист»

д) рассказ

4 Цифровой диктант Диктуются предложения. Нужно определить предложение с прямой речью и поставить цифру, обозначающую номер этого предложения.

1“Ах ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно: во всем лесу у нас такой певицы нет!” 2. “Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит; в нем проку мало вижу я…” 3. Однажды Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись… 4. “Ах ты, обжора! Ах, злодей! – тут Ваську Повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе, не только что людей?” 5. Мартышка к старости слаба глазами стала. 6. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру… 7. “Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твоей, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. Сказал и в темный лес Ягненка поволок.( Ответы:.2,4,7.)





5 Мозговой штурм.

- Раздел лингвистики, который изучает правильную постановку знаков препинания.

- Раздел лингвистики, который изучает построение словосочетаний, предложений. текста.

- Что такое словосочетание?

- Назовите типы словосочетаний.

- Что такое предложение?

- Какие группы членов предложения вам известны?

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Какими бывают предложения по цели высказывания?

- Какими бывают предложения по интонации?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Чем может быть осложнено простое предложение?

- Что такое однородные члены предложения?

- Что такое обращение?

- Назовите виды сложных предложений.

6 Составление синквейна ( 5 строк) Задание: Проанализируйте образ Герасима и составьте синквейн.

  • Герасим

  • добрый, трудолюбивый

  • заботится, любит, работает

  • не должен страдать из – за жестокости людей

  • человек

Синквейн – самая лёгкая по алгоритму форма стихотворений. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, еоторое пишется по определённым правилам.

Первая строка – одно слово – существительное. Это тема синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

Третья строка- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвёртая строка – фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых учащийся выражает своё отношение к теме.

Пятая строка - это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, даёт ей новую интерпретацию.



7фишбоун (рыбная кость) Урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла. Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун (рыбная кость)









Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова

Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет

Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма – хвост

8«Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

Урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути», 10 класс.

Задание: просмотреть видео -лекцию. Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты.



Конспект-опора

1. Где родился Толстой?________________________________

2. Почему в 13 лет Толстой оказался в Казани?___________________________________________________

3. Какое образование удалось получитьТолстому?___________________________________________________

4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?______________________________________

5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого? 1)____________________________________________________

2)___________________________________________________

3)____________________________________________________

6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?

_____________________________________________________

7. Толкование дневниковой записи «Писать историю МД»: 1)___________________________________________________

2)___________________________________________________

3)___________________________________________________

8. Под каким названием печатает Некрасов в «Современнике» 1-ю повесть Толстого?____________________________________________________

9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?____________________________________________

10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого __________________________________________________

11. Что важно для сюжетной линии трилогии?_______________________________________________________________

2. Какие две вещи отмечает Чернышевский – автор рецензии на трилогию Толстого? 1) ______________________________

_________2) _________________________________________

13. Что такое «диалектика души»?________________________

14. Каким терминов в 20 в. названо свойство «чистота детского воззрения на мир»?_____________________________

15. Главная особенность трилогии «Севастопольские рассказы»:____________________________________________

16. Какую роль сыграла трилогия «Сев. рассказы» в творческой судьбе Толстого?___________________________

9 Эссэ урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии

Задание: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? Сочинение – эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам»







10 Кластер








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!