СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа ВсОШ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания могут быть использованы для тренировки выполнения олимпиадных заданий

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа ВсОШ по русскому языку»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЫКУ

5-6 класс

Задание 1.

Говорите правильно! Расставьте ударение в следующих словах:

шарфы, каталог, столяр, дефис, кухонный, зубчатый, красивейший, грушевый, сливовый, прибыл, углубить, черпать.

Задание 2.

В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм. Обоснуйте свой выбор. Объясните смысл фразеологических оборотов.

А) Со всех ног, черепашьим шагом, во всю прыть, на всех парусах.

Б) Поминай как звали, только его и видели, как сквозь землю провалился, откуда ни возьмись.

В) Нем как рыба, точить лясы, словно воды в рот набрал, словно язык проглотил.

Задание 3.

Проведите анализ морфемной структуры следующих слов: ободрить, обожать, ободрать, оборудовать, обособить.

Выясните, какое из данных слов содержит приставку обо-.

Задание 4.

Чем различаются данные слова: военный -воинский — войсковой.

Распределите следующие существительные по трем группам таким образом, чтобы они образовали правильные в смысловом отношении словосочетания с одним из трех прилагательных:

Время, должность, звание, искусство, атаман, конфликт, приветствие, разведка, сборы, служба, тайна, тактика, транспорт, традиции, угроза.

Задание 5.

Даны грамматические характеристики трех имен существительных. Найдите в одной из них ошибку, объясните, в чем она состоит.

Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ж.р., 2 скл., ед.ч., В.п.

Имя существительное, неодушевленное, собственное, ср.р., 2скл., ед.ч., П.п.

Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., 2скл., мн.ч., И.п.

Задание 6.

Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.

Задание 7.

В каком случае существительные вечер, зима, град, гурьба, миг, прах могут стать наречиями? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.


7 - 8 класс

Задание 1.

Говорите правильно! Расставьте ударение в следующих словах:

сливовый, шарфы, каталог, кухонный, зубчатый, обеспечение, клала, прибыл, углубить, черпать, досуха, втридорога.

Задание 2.

Чем различаются данные слова? Для обоснования ответа на этот вопрос составьте с данными словами словосочетания. Каким научным термином называется это явление?

Болотистый – болотный, звериный – зверский, каменистый – каменный, конный – конский, ледовый – ледяной, мороженый – морозный.

Задание 3.

Ученик, выполняя домашнее задание, записал следующие примеры устойчивых выражений:

Был да всплыл; хоть кол на голове чеши; в душе не чаял; в коем-то веке.

Правильно ли он выполнил задание? Исправьте, если это необходимо, ошибки. Объясните смысл фразеологических оборотов.

Задание 4.

Какое из приведенных слов образовано не так, как все остальные? Обоснуйте свой выбор.

Сталевар, снегоход, книголюб, хлебозавод.

Задание 5.

Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах XII – XVII вв.:

Полтретьяста – 250; полшестадесять – 55; полпята – 4,5.

  1. Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять?

  2. Есть ли ситуации, в которых мы используем ту же логику обозначения количества в современном русском языке?

  3. Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

Задание 6.

Определите часть речи выделенных слов.

  1. Что посеешь, то и пожнешь.

  2. Что за безобразие!

  3. Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.

  4. Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.

  5. Что тебе еще предложить?

Задание 7.

Ниже приводятся существительные, образованные от прилагательных морфолого-синтаксическом способом (путем субстантивации). Разбейте их на две группы в соответствии с особенностями их синтаксического поведения.

Булочная, водяной, выходной, гнедая, горячее, докладная, животное, запятая, исподнее, котельная, мостовая, ночное, подлежащее, прачечная, суточные, учительская.

Задание 8.

Учитель написал на доске слово «отодвинут» и попросил учеников определить его морфологические признаки. Один из учеников сказал, что морфологические признаки этого слова определить невозможно, и заслужил оценку «отлично». Почему?


ОТВЕТЫ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЫКУ

г. Чебоксары. Школьный этап. 2017 – 2018 учебный год

5 - 6 класс

1

2

3

4

5

6

7

Итого

Количество

баллов

6

12

6

10

5

5

6

50


Задание 1.

Говорите правильно! Расставьте ударение в следующих словах:

шАрфы, каталОг, столЯр, дефИс, кУхонный, зубчАтый, красИвейший, грУшевый, слИвовый, прИбыл, чЕрпать, углубИть.

За каждое правильное слово – 0,5 балла.

Всего – 6 баллов.


Задание 2.

В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм. Обоснуйте свой выбор. Объясните смысл фразеологических оборотов.

А) Со всех ног, черепашьим шагом, во всю прыть, на всех парусах.

Б) Поминай как звали, только его и видели, как сквозь землю провалился, откуда ни возьмись.

В) Нем как рыба, точить лясы, словно воды в рот набрал, словно язык проглотил.

Фразеологизмы «со всех ног, во всю прыть, на всех парусах» - синонимы, фразеологизм «черепашьим шагом» является их антонимом; фразеологизмы «поминай как звали, только его и видели, как сквозь землю провалился» - синонимы, фразеологизм «откуда ни возьмись» является их антонимом; фразеологизмы «нем как рыба, словно воды в рот набрал, словно язык проглотил» - синонимы, фразеологизм «точить лясы» является их антонимом.

Со всех ног, во всю прыть, на всех парусах – «быстро», черепашьим шагом - «медленно»; поминай как звали, только его и видели, как сквозь землю провалился - «исчез, пропал», «откуда ни возьмись» - «внезапно появился»; нем как рыба, словно воды в рот набрал, словно язык проглотил - «молчать», точить лясы - «болтать».

За каждый правильно найденный "четвертый лишний" фразеологизм – 1 балл.

За правильное обоснование – 3 балла. За правильное объяснение значений фразеологизмов – 6 баллов.

Всего – 12 баллов.


Задание 3.

Проведите анализ морфемной структуры следующих слов: ободрить, обожать, ободрать, оборудовать, обособить.

Выясните, какое из данных слов содержит приставку обо-.

О-бодр-и-ть, обожа-ть, обо-др-а-ть, об-оруд-ова-ть, об-особ-и-ть.

В глаголе ободрить выделяется приставка о-, ср. бодрый; глагол обожать исторически содержит корень-бог- и приставку о-, ср. родственное слово обожествлять, в современном русском языке выделяется корень обожа-; в глаголах оборудовать, обособить – приставка об-, появляющаяся, когда основа начинается с гласного звука, ср. орудие, особый. И только в глаголе ободрать перед корнем, в котором гласный чередуется с нулём звука, выступает приставка обо-, ср. драть, деру.

За каждый правильно выполненный разбор слова – 1 балл.

За правильно найденное слово – 1 балл.

Всего – 6 баллов.


Задание 4.

Чем различаются данные слова: военный - воинский — войсковой.

Распределите следующие существительные по трем группам таким образом, чтобы они образовали правильные в смысловом отношении словосочетания с одним из трех прилагательных:

Время, должность, звание, искусство, атаман, конфликт, приветствие, сборы, служба, тайна, тактика, транспорт, традиции, угроза.

Военный1. прилагательное от сущ. война. Относящийся к службе в армии, обслуживанию армии, военнослужащих.  2. Такой, как у военнослужащих, у армейцев, свойственный им.  3. То же, что военнослужащий.

Воинский прилагательное от сущ. воин. Относящийся к военному делу, военной службе.

 Войсковой -  1. Свойственный войску, войскам, характерный для них. 2.Принадлежащий войску, войскам.

военный

воинский

войсковой

Время, искусство, конфликт, сборы, служба, тайна, тактика, угроза.

Должность, звание, приветствие, традиции

Атаман, транспорт

За правильное объяснение значения каждого слова – 1 балл.

За каждое правильное распределение существительных – 0,5 баллов.

Всего – 10 баллов.


Задание 5.

Даны грамматические характеристики трех имен существительных. Найдите в одной из них ошибку, объясните, в чем она состоит.

Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ж.р., 2 скл., ед.ч., В.п.

Имя существительное, неодушевленное, собственное, ср.р., 2скл., ед.ч., П.п.

Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., 2скл., мн.ч., И.п.

Ошибка состоит в том, что имя существительное женского рода не может относиться ко 2 склонению (3 балла), например: мама, яблоня, Катя – относится к 1 склонению, мышь, дрожь – относится к 3 склонению (2 балла).

Всего – 5 баллов.


Задание 6.

Как вы понимаете фразу: «Столы в кабинете стояли покоем»? Прокомментируйте свой ответ.

«Столы в кабинете стояли буквой П» - 2 балла. В кириллице эта буква называлась «покой» - 3 балла.

Всего – 5 баллов.


Задание 7.

В каком случае существительные вечер, зима, град, гурьба, миг, прах могут стать наречиями? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

Существительные вечер, зима, град, гурьба, миг, прах могут стать наречиями, если их поставить в форму творительного падежа. Например:

  1. Вечером все туристы вернулись в лагерь.

  2. Зимой замело все дороги.

  3. Снаряды сыпались градом.

  4. Ребята гурьбой вошли в класс.

  5. Мигом все встало на свои места.

  6. Все пошло прахом.

За каждый правильный пример – 1 балл.

За правильное объяснение - 1 балл.

Всего – 6 баллов.




ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЫКУ

г. Чебоксары. Школьный этап. 2017 – 2018 учебный год

7 - 8 класс


1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Количество

баллов

6

8

8

5

12

5

10

6

60


Задание 1.

Говорите правильно! Расставьте ударение в следующих словах:

слИвовый, шАрфы, каталОг, кУхонный, зубчАтый, обеспЕчение, клАла, прИбыл, чЕрпать, углубИть, дОсуха, втрИдорога.

За каждое правильное слово – 0,5 балла.

Всего – 6 баллов.


Задание 2.

Чем различаются данные слова? Для обоснования ответа на этот вопрос составьте с данными словами словосочетания. Каким научным термином называется это явление?

Болотистый – болотный, звериный – зверский, каменистый – каменный, конный – конский, ледовый – ледяной, мороженый – морозный.

За правильное обоснование (слова различаются лексическим значением; явление – паронимия, слова-паронимы) – 2 балла.

За каждое правильно составленное словосочетание – 0,5 балла.

Всего – 8 баллов.


Задание 3.

Ученик, выполняя домашнее задание, записал следующие примеры устойчивых выражений:

Был да всплыл; хоть кол на голове чеши; в душе не чаял; в коем-то веке.

Правильно ли он выполнил задание? Исправьте, если это необходимо, ошибки. Объясните смысл фразеологических оборотов.

Был да всплыл - ошибка, правильно следует говорить был да сплыл, то есть «исчез».

Хоть кол на голове чеши - ошибка, правильно следует говорить хоть кол на голове теши. Это устойчивое выражение используется в отношении упрямого или бестолкового человека.

В душе не чаял - ошибка, правильно следует говорить души не чаять(в ком-либо),что значит очень любить (кого-либо).

В коем-то веке - ошибка, правильно следует говорить в кои веки. Так говорят о событии, которое происходит редко. Слово кои - форма мн. числа В.п. устаревшего местоимения кой (со значением который), а веки - устаревшая форма мн. числа В.п. слова век (совр. века)

За правильное исправление ошибок – 4 балла. За правильное объяснение значений фразеологизмов – 4 балла.

Всего – 8 баллов.


Задание 4.

Какое из приведенных слов образовано не так, как все остальные? Обоснуйте свой выбор.

Сталевар, снегоход, книголюб, хлебозавод.

За правильно найденное слово – 1 балл.

За правильное обоснование – 4 балла (слово «хлебозавод» образовано способом сложения с соединительной гласной О, слова «сталевар, снегоход, книголюб» образованы сложносокращенным способом).

Всего – 5 баллов.


Задание 5.

Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах XII – XVII вв.:

Полтретьяста – 250; полшестадесять – 55; полпята – 4,5.

  1. Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять?

  2. Есть ли ситуации, в которых мы используем ту же логику обозначения количества в современном русском языке?

  3. Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?


  1. Полшестаста – 550; полтретьядесять – 25 (за каждый правильный ответ — 2 балла).

  2. Обозначения времени типа полседьмого, четверть третьего (5 баллов).

  3. Полтора - *полвътора, полтораста - *полвътораста (5 баллов).

Всего – 12 баллов.


Задание 6.

Определите часть речи выделенных слов.

1) Что посеешь, то и пожнешь. (относительное местоимение)

2) Что за безобразие! (в составе частицы)

3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла. (подчинительный союз)

4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно. (в составе подчинительного союза)

5) Что тебе еще предложить? (вопросительное местоимение)

За каждое правильное объяснение — 1 балл.

Всего – 5 баллов.


Задание 7.

Ниже приводятся существительные, образованные от прилагательных морфолого-синтаксическом способом (путем субстантивации). Разбейте их на две группы в соответствии с особенностями их синтаксического поведения.

Булочная, водяной, выходной, гнедая, горячее, докладная, животное, запятая, исподнее, котельная, мостовая, ночное, подлежащее, прачечная, суточные, учительская.


Все указанные существительные образованы от прилагательных путем субстантивации (это разновидность конверсии: перехода слова из одной части речи в другую). Но одни из них еще соотносятся с производящими прилагательными, которые могут выступать в качестве определений при существительных (ср.: выходной день, гнедая лошадь, горячее блюдо, докладная записка, исподнее белье, суточные средства, учительская комната), а другие полностью утратили такую возможность: никакого существительного к ним «подставить» уже нельзя (булочная, водяной, животное, запятая, котельная, мостовая, ночное, подлежащее, прачечная).

За каждое правильное объяснение — 1 балл.

За каждое правильно распределенное слово — 0,5 балла.

Всего – 10 баллов.


Задание 8.

Учитель написал на доске слово «отодвинут» и попросил учеников определить его морфологические признаки. Один из учеников сказал, что морфологические признаки этого слова определить невозможно, и заслужил оценку «отлично». Почему?

Это омонимичные формы слова, неотличимые вне контекста (2 балла). Это может быть и форма будущего времени от глагола «отодвинуть», и форма краткого причастия прошедшего времени «отодвинутый» (по 1 баллу).

Например:

  1. Когда отодвинут все шкафы, можно будет покрасить стены в кабинете.

  2. Шкаф был отодвинут от стены.

За каждый правильный пример – 1 балл.

Всего – 6 баллов.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!