СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗАДАНИЕ 11 Синтаксический анализ сложного предложения. Количество частей сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение видеть количество частей сложного предложения — это основа его синтаксического анализа. Без этого умения невозможно говорить об адекватном понимании письменной речи, а также о пунктуационной грамотности. Важно помнить, что в сложном предложении столько структурных частей, сколько грамматических основ. Следовательно, начать выполнение задания стоит с определения грамматических основ. Если предложение большое или трудно сразу сориентироваться в его структуре, лучше выписать его на черновик и подчеркнуть в нём грамматические основы. Чтобы верно подсчитать количество грамматических основ, стоит посмотреть, нет ли среди них однородных подлежащих при одном сказуемом или однородных сказуемых при одном подлежащем. Для наглядности можно обозначить части сложного предложения, воспользовавшись скобками: прямыми — для относительно независимых частей и для главных частей сложноподчинённого предложения, круглыми — для придаточных частей сложноподчинённого предложения. Такой анализ поможет повысить уровень как пунктуационной грамотности, так и понимания смысла предложения.  

Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЕ 11 Синтаксический анализ сложного предложения. Количество частей сложного предложения»

Синтаксический анализ сложного предло




ЗАДАНИЕ 11

Умение видеть количество частей сложного предложения — это основа его синтаксического анализа. Без этого умения невозможно говорить об адекватном понимании письменной речи, а также о пунктуационной грамотности.

Важно помнить, что в сложном предложении столько структурных частей, сколько грамматических основ. Следовательно, начать выполнение задания сто­ит с определения грамматических основ. Если предложение большое или трудно сразу сориентироваться в его структуре, лучше выписать его на черновик и под­черкнуть в нём грамматические основы. Чтобы верно подсчитать количество грамматических основ, стоит посмотреть, нет ли среди них однородных подлежа­щих при одном сказуемом или однородных сказуемых при одном подлежащем. Для наглядности можно обозначить части сложного предложения, воспользовав­шись скобками: прямыми — для относительно независимых частей и для глав­ных частей сложноподчинённого предложения, круглыми — для придаточных частей сложноподчинённого предложения.

Такой анализ поможет повысить уровень как пунктуационной грамотности, так и понимания смысла предложения.


Ответом к заданию 11 является цифра, которую следует записать в по­ле ответа в тексте работы


11.1 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­
пишите цифрой.

Развёртываю, а там... вот этот самый, дамский, как вы его обозвали, платочек.

Ответ: .

11.2 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­
пишите цифрой.

И смутно ему, какие-то дали зовут его, и города зовут.

Ответ: .

11.3 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­
пишите цифрой.

Остров наш — самый красивый уголок в мире, и другого такого нет!

Ответ:

11.4 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Смолкали одна за одной непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки, затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы.

Ответ:


11.5 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Никто не услышал, как на гулкий широкий лист лопуха, теряя свинцовую свою тяжесть, бухнулись две холодные слезы.

Ответ:

11.6 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой.

Ответ:

11.7 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Он видел, подходя к ней, как она от нетерпения встала, резким движением сло­жила веер и уже приподымала машинально, сама этого не замечая, левую руку, чтобы опустить её на его плечо.

Ответ: .



11.8 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

А закат прекрасен, а на лугах туман, как разлив, и черна полоска леса на гори­зонте, и черны верхушки стогов.

Ответ: .

11.9 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Лошадь была мохнатая, словно плюшевая, на лоб свисала залихватская чёлка, и вообще вид был у неё какой-то хулиганский: нижняя губа оттопырена, задняя нога полусогнута — только сигареты и гитары не хватало.

Ответ: .

11.10 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

С крыш уже прямо льёт, и на заднем дворе, у подтаявших штабелей сосновых, начинает копиться лужа — верный зачин весны.

Ответ: .

11.11 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите цифрой.

Об этом постоянно говорили по телефону его родители, и даже по местному телевидению сообщали о небывалом количестве грибов.

Ответ:





11.12

11.13

11.14

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Он взглянул на побледневшую, но улыбающуюся физиономию Борьки, и ему сде­лалось почему-то хорошо и спокойно.

Ответ: .

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Пахло сыростью, тиной, вода была чёрной, ветлы почти закрыли всё небо.

Ответ: .

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Вот будут соревнования, и приходи, я тебе билет достану, с ребятами позна­комлю...

Ответ: .


11.15

11.16

11.17

11.18

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Онемевшая от ужаса Динка забывает жгучую боль в спине; спотыкаясь и падая, как подбитая птица, она бросается на помощь.

Ответ: .

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Уши его распускались, хвост останавливался, тело обмякало и замирало, только часто колотилось сердце.

Ответ: .

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Неожиданно открылась дверь, и вместе с морозным паром в землянку ворвался солдат Абай, в руках он держал завёрнутого в полушубок маленького, только на­родившегося жеребёнка.

Ответ: .

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Каждый раз, когда мы проходили мимо согнанных в ночное лошадей, Рувим спра­шивал меня, о чём думают лошади ночью.

Ответ: .

11.19| Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Как же быть, Серёжа, — говорю я, — нехорошо художнику остаться без новой одежды.

Ответ:


11.20

11.21

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Бери, дёшево отдам!

Ответ: .

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Наклонились мы, смотрим, а она барахтается, хватается за края льда, лёд под её руками обламывается.

Ответ: .

11.22 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Но ему редко удаётся наслушаться вдоволь: то я делаю уроки, то читаю, то Людмила выполняет срочную работу, готовится к каким-нибудь зачётам.

Ответ: .

11.23

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

И подарок привезён им особенный: чашка с блюдцем из сервиза, которым многие годы лично пользовался и незадолго до смерти передал ему сам Горький.

Ответ: .

11.24 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.

Ответ: .

11.25 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

С ней не поговоришь, она на истории всегда математику делает.

Ответ:

11.26

11.27

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Скажите, — сурово обратился я к нему, — что это такое?

Ответ: .

Л'

Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

В эту самую минуту чуть приоткрылась дверь в Катину комнату, и на одно мгно­вение Наташа увидела лицо Кати, которая глядела им вслед.

Ответ:

11.28 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Сегодня у них был трудный день: они минировали мосты, заваливали дороги спиленными деревьями, сбивали самолёты, уничтожали технику и живую силу не­мецко-фашистских захватчиков.

Ответ: .

11.29 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Понимаешь, любезный, твой летательный аппарат прекрасен, спору нет, но здесь он ни к селу ни к городу.

Ответ: .

11.30 Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ за­пишите цифрой.

Много раз я пытался нарисовать тот воздух, вернее пространство между нашими домами и разъездом, но у меня ничего не получалось.

Ответ:


ЗАДАНИЕ 11

Синтаксический анализ сложного предложения.

Количество частей сложного предложения


варианта задания

Правильный ответ

11.1

2

11.2

3

11.3

2

11.4

4

11.5

2

11.6

3

11.7

3

11.8

4

11.9

6

11.10

2

11.11

2

11.12

2

11.13

3

11.14

3

11.15

2

11.16

4

11.17

3

11.18

3

11.19

3

11.20

2

11.21

3

11.22

3

11.23

2

11.24

2

11.25

2

11.26

3

11.27

3

11.28

2

11.29

2

11.30

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!