СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заголовки к фотографиям в группе «У победы наши лица» как текст в социальной сети "Отдноклассники"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Заголовки к фотографиям в группе «У победы наши лица» как текст в социальной сети "Отдноклассники"»

Заголовки к фотографиям в группе «У победы наши лица» как текст

Заголовки, которые  тем или иным образом «обратили  на себя внимание» и стали основой для анализа. Отталкиваясь от теории, изложенной в первой части работы, все они были проанализированы с  точки зрения особенностей построения, смысловой нагрузки и использования языковых средств выразительности.

Все проанализированные заголовки состоят  из простых (например, «Они были в Берлине» и др. ), либо неполных предложений («Дню победы посвящается!» и др.) , а так же из словосочетаний («Лётчики и авиатехники», «Дети войны» , «Мои родители» и др.) .

Заголовки к фотографиям группы были изучены  и «рассортированы» согласно используемым выразительным средствам по трём большим группам.

Первая группу составили заголовки с использованием тропов. Например, «Вечная память», «Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...» и др. В заголовках чаще используются эпитеты. Например, «Военная техника», « Вечная память», «Глубокий тыл» и др. Используется такие средства выразительности, как метафора. Например, «Они ковали Победу в тылу» и в данном случае слово «ковали» звучит метафорично сравниваются с тем, что можно сотворить в мастерской наковальней, поэтому здесь очевидно использование тропа – метафора.

Вторую группу составили заголовки использованием фигур слова и фигур мысли. Самым частым явлением здесь является риторические восклицания. Например, «Мы гордимся ими!», «Они подошли к Берлину!», «мы это помним!», «Участники Великой Отечественной войны и те, кто в послевоенные годыпродолжил служить в Вооружённых силах Советского Союза и России!!» и др.

Третью группу составили заголовки без использования средств выразительности. Чаще всего это именно так называемые « числовые» заголовки или «именные». Например, «Репины Николай Яковлевич и Лизавета Кузьминична - 08.01.1924г. - в гор. Новониколаевске, нынешнем Новосибирске - это родители моей мамы», «Лохматов Иван Герасимович (дед 1900-1937) и Лохматова (Гапонова) Наталья Моисеевна (бабушка 1998-1985). Фото до 1937 г. Омская область», «Мой дедушка (по маминой линии) Николай Григорьевич» ( в альбоме «Мои дедушка и бабушка») и др.

Несмотря  на то, что выборка заголовков осуществлялась бессистемно, в итоге они распределились по трём этим группам сравнительно равномерно. Это говорит о том, что в группе «у победы наши лица» равноценно сосуществуют различные методы языковой выразительности, без преуменьшения возможностей каждой из них. Заголовки, представляющие наибольший интерес для анализа будут перечислены далее, с сопроводительными комментариями.

Важным моментом при анализе является рассмотрение заголовков с точки зрения текстовой содержательности. Ведь текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Каждый текст имеет тему и идею.

Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея– это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции.

Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Следует отметить, что заголовки к фотографиям в группе «У победы наши лица» не имеют деления на абзацы, они емки и несут в себе тему и идею. Таково большинство заголовков. Следует отметить , что несмотря на то, что большинство из них на абзацы не делятся, но признаки текста все же сохраняют в себе. Рассмотрим подробнее.

Заголовок – текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств.

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения. Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Все эти признаки сохраняются в заголовках и поэтому заголовки к фото в группе «У победы наши лица» можно по праву называть текстами.

Например, в альбоме «Те, кто подарил нам жизнь» есть фотография и заголовок – текст к ней : «ФОМИН Ефим Моисеевич (Колышки Витебской губ., 15.01.1909 - 30.06.1941, Брест) - полковой комиссар, зам. командира 84 стрелкового полка 6 дивизии, один из руководителей обороны Брестской крепости  в июне 1941 года». Этот заголовок несет в себе смысл и содержательность, тематическую и идейную целостность. Так, темой этого заголовка является – Фомин Ефим Моисеевич, идея – это «подтекст» статьи – призыв автора чтить память каждого героя. Такого рода заголовки – это заголовки – минитексты.

В этом же альбоме есть более яркий заголовок – текст : «Самый дорогой наш человек-отец троих детей, дедушка пятерых внуков и прадедушка шестерых правнуков!!!!! Дожил до 65- летия Великой Победы!». В этом заголовке есть структурное отражение: завязка - самый дорогой наш человек( для кого – отец, для кого- дед), развитие действия – повествование о том, сколько внуков и детей имеет и развязка - Дожил до 65- летия Великой Победы- ведь это личная гордость и гордость семьи и всего народа. Самым важным недочетом этого заголовка является то, что нет конкретики, то есть нет ни имени, ни фамилии этого героя. А это грубое нарушение в формулировании заголовка.

Таким образом, заголовки к фотографиям в группе «У победы наши лица» могут называться текстами, но важно отметить, что это минитексты , содержащие в себе не более 4 -5 предложений.

При анализе заголовков очевидным стало то, что существуют определенные критерии написания заголовков к фотоматериалам. Мы также рассмотрели некоторые правила написания заголовков и их текстовую нагрузку. Некоторые из них общепризнаны (либо почти общепризнаны), другие же - индивидуальны для каждой фотографии.

Важно отметить, что большинство заголовков ( примерно 95% ) – предложения с положительной оценкой, без отсутствия отрицательного смыслового значения. Наоборот, в большинстве заголовков присутствуют риторические восклицания, несущие в себе призыв и радость за жизнь гордость за наших героев.

В заключении следует отметить, что помимо заголовков в объявлении можно использовать и подзаголовки. Иногда подзаголовок просто уточняет, расшифровывает заголовок и направляет читателя к информационной части. Но особенно подзаголовки важны в случае большого объема текста. Такого явления не наблюдается, поэтому подзаголовки к фотографиям отсутствуют.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!