Урок по географии.
8 класс.
Разработан учителем географии
МАОУ СОШ №70
Польщиковой Н.К.
Тема урока: Закономерности распространения почв.
Цели урока:
1. Образовательные:
-
Познакомить учащихся с закономерностями размещения типов почвенного покрова.
-
сформировать представление о почвах Тюменской области.
-
Углубить знания о типах почвы России.
2. Развивающие:
-
продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
-
развивать логическое мышление, речь и память учащихся при работе с текстом учебника.
3. Воспитательные:
Оборудование: физическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», географические атласы,
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение. Проверка домашнего задания.
-
Фронтальный опрос: (7 минут)
Вопросы:
-
Что такое почва?
-
Основатель науки почвоведения.
-
Какова роль микроорганизмов, содержащихся в почве?
-
Что такое почвенный профиль?
-
В каком горизонте наибольшее количество корней растений?
-
Какое значение имеет механический состав почвы?
-
Из каких частей состоит почва? Назовите эти части.
-
От чего зависит темный цвет почвы?
-
Из чего состоит минеральная часть почвы? Откуда она в почве?
-
Назовите типы почв по механическому составу.
-
Как различают типы почв по структуре?
-
Какую структуру имеют черноземы?
2. Выполнение тестового задания – Взаимопроверка теста.
Каждому учащемуся выдаются карточки с тестовыми заданиями.
(10 минут)
1. Почвы отличаются от горной породы:
а) плодородием;
б) увлажнением;
в) твердостью.
2. Горизонт вымывания имеют почвы:
а) черноземы;
б) подзолистые;
в) тундрово-глеевые.
3. Материнская порода – это горизонт:
а) А1;
б) А2;
в) В;
г) С.
4. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:
а) растения;
б) насекомые;
в) млекопитающие.
5. Плодородие почвы зависит от наличия в почве:
а) влаги;
б) минеральных солей;
в) воздуха;
г) гумуса.
6. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:
а) личинок насекомых;
б) червей;
в) бактерий;
г) грибков.
7. Способностью удерживать перегной обладают:
а) пески;
б) известняки;
в) глина.
8. В умеренно-континентальном климате при достаточном увлажнении под широколиственными лесами формируются почвы:
а) подзолистые;
б) дерново-подзолистые;
в) серые лесные.
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – а; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – в.
К оценке прибавляется балл, полученный учеником при фронтальном опросе.
Актуализация знаний
В различных природных условиях формируются разные типы почв, отличающиеся по своим свойствам – мощности, структуре, механическому составу, содержанию гумуса, особенностям почвенного профиля.
Большинство факторов почвообразования (за исключением рельефа) изменяются зонально, т.е. в направлении от экватора к полюсам. В этом же направлении сменяют друг друга и основные почвы
III. Изучение нового материала осуществляется на основе презентации (15 минут)
Слайд №1.
- Перед вами почвенная карта России. Назовите типы почв при движении с севера на юг. (Арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, серо-бурые полупустынные).
Слайд №2
- Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Западно-Сибирской равнины равнины. (Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине.)
Слайд №3
-Тип почвы соответствует типу растительности. «Почва – зеркало ландшафта».
Учитель: Ребята, докажите данное высказывание, используя текст параграфа п.18, стр.100..
Слайд №4
Учитель задаёт вопрос»: Продолжите предложение, которое не закончено на слайде презентации и зачитайте его. Даётся время (до 3 минут). Дети зачитывают предложение и по слайду приводят примеры.
Слайд №5
Сообщение учащегося о В.В.Докучаеве и его заслугах в изучении почвы
(5 минут)
Далее учитель рассказывает о типах почв России, а учащиеся заполняют таблицу:
Слайд №6
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
| | | | |
- Почвы России разнообразны. Каждому типу растительности соответствует свой тип почвы. Мы проследим смену почв двигаясь с севера на юг.
Слайд №7
При заполнении таблицы обращаем внимание на Слайд №7.
IV. Закрепление.
- Какие почвы формируются под лесами? (Подзолистые, серые лесные.)
- В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (В степях.)
- Какие почвы самые плодородные? (Черноземы.)
- Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (Идет промыв почвы, т.к. увлажнение избыточно.)
- В какой зоне происходит накопление солей? (Полупустынь.)
- Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в Европейской части, таежно-мерзлотные? (В Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву.)
- Почему в лесной зоне, несмотря на большую биомассу растений, гумуса мало? (Растительность многолетняя, опад неблагоприятен – хвоя; идет промыв почв, т.к. k1, ибыточный.)
V. Домашнее задание.
Параграф 18. Докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта.
Рефлексия. Учитель: оцените урок смайликом, представленным на доске.
Приложение1. Типы и свойства почв различных природных зон
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
1.Арктическая пустыня | часто от-сутствуют или аркти-ческие | крайне мало | не плодо-родная | мало тепла и рас-тительности |
2.Тундра | тундрово-глеевые | мало | маломощ-ные, име- ют слой глеевой | вечная мерзлота, мало тепла, пере-увлажнение, не-достаток кислоро-да |
3.Лесная зона | |
а) тайга | подзолис-тые | мало (1-2%) | промывные, кислые | k1, растительные остатки – хвоя |
б) тайга Вос-точной Сиби-ри | таежно-мерзлот-ный | мало | малоплодородные холодные | вечная мерзлота |
в) смешанные леса | дерново-подзолистые | больше, чем в подзолис-тых | более плодород-ные | промыв весной, больше растительных остатков |
г) широколис-твенные леса | серые лесные | 4-5% |
4.Степи | чернозе-мы, кашта-новые | 10-12% | самые плодород-ные поч-вы, зер-нистая структура | k=1 и 0,8-0,9; много раститель-ных остатков ежегодно, много тепла |
5.Полупусты-ни | бурые по-лупустынь серо-бу-рые | гумуса мень-ше | засоление почв | Сухой климат, раз-реженный расти-тельный покров, k |