СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закономерности распространения почв.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почвы России и их использование.

Просмотр содержимого документа
«Закономерности распространения почв.»

Урок по географии.

8 класс.

Разработан учителем географии

МАОУ СОШ №70

Польщиковой Н.К.


Тема урока: Закономерности распространения почв.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Познакомить учащихся с закономерностями размещения типов почвенного покрова.

  • сформировать представление о почвах Тюменской области.

  • Углубить знания о типах почвы России.

2. Развивающие:

  • продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);

  • развивать логическое мышление, речь и память учащихся при работе с текстом учебника.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (чернозем).

Оборудование: физическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», географические атласы,


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос: (7 минут)

Вопросы:

  1. Что такое почва?

  2. Основатель науки почвоведения.

  3. Какова роль микроорганизмов, содержащихся в почве?

  4. Что такое почвенный профиль?

  5. В каком горизонте наибольшее количество корней растений?

  6. Какое значение имеет механический состав почвы?

  7. Из каких частей состоит почва? Назовите эти части.

  8. От чего зависит темный цвет почвы?

  9. Из чего состоит минеральная часть почвы? Откуда она в почве?

  10. Назовите типы почв по механическому составу.

  11. Как различают типы почв по структуре?

  12. Какую структуру имеют черноземы?

2. Выполнение тестового задания – Взаимопроверка теста.

Каждому учащемуся выдаются карточки с тестовыми заданиями.

(10 минут)

1. Почвы отличаются от горной породы:

а) плодородием;

б) увлажнением;

в) твердостью.

2. Горизонт вымывания имеют почвы:

а) черноземы;

б) подзолистые;

в) тундрово-глеевые.

3. Материнская порода – это горизонт:

а) А1;

б) А2;

в) В;

г) С.

4. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:

а) растения;

б) насекомые;

в) млекопитающие.

5. Плодородие почвы зависит от наличия в почве:

а) влаги;

б) минеральных солей;

в) воздуха;

г) гумуса.

6. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:

а) личинок насекомых;

б) червей;

в) бактерий;

г) грибков.

7. Способностью удерживать перегной обладают:

а) пески;

б) известняки;

в) глина.

8. В умеренно-континентальном климате при достаточном увлажнении под широколиственными лесами формируются почвы:

а) подзолистые;

б) дерново-подзолистые;

в) серые лесные.

Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – а; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – в.

К оценке прибавляется балл, полученный учеником при фронтальном опросе.


Актуализация знаний

В различных природных условиях формируются разные типы почв, отличающиеся по своим свойствам – мощности, структуре, механическому составу, содержанию гумуса, особенностям почвенного профиля.

Большинство факторов почвообразования (за исключением рельефа) изменяются зонально, т.е. в направлении от экватора к полюсам. В этом же направлении сменяют друг друга и основные почвы


III. Изучение нового материала осуществляется на основе презентации (15 минут)

Слайд №1.

- Перед вами почвенная карта России. Назовите типы почв при движении с севера на юг. (Арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, серо-бурые полупустынные).

Слайд №2

- Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Западно-Сибирской равнины равнины. (Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине.)

Слайд №3

-Тип почвы соответствует типу растительности. «Почва – зеркало ландшафта».

Учитель: Ребята, докажите данное высказывание, используя текст параграфа п.18, стр.100..

Слайд №4

Учитель задаёт вопрос»: Продолжите предложение, которое не закончено на слайде презентации и зачитайте его. Даётся время (до 3 минут). Дети зачитывают предложение и по слайду приводят примеры.

Слайд №5

Сообщение учащегося о В.В.Докучаеве и его заслугах в изучении почвы

(5 минут)


Далее учитель рассказывает о типах почв России, а учащиеся заполняют таблицу:

Слайд №6

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования






- Почвы России разнообразны. Каждому типу растительности соответствует свой тип почвы. Мы проследим смену почв двигаясь с севера на юг.

Слайд №7

При заполнении таблицы обращаем внимание на Слайд №7.




IV. Закрепление.

- Какие почвы формируются под лесами? (Подзолистые, серые лесные.)

- В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (В степях.)

- Какие почвы самые плодородные? (Черноземы.)

- Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (Идет промыв почвы, т.к. увлажнение избыточно.)

- В какой зоне происходит накопление солей? (Полупустынь.)

- Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в Европейской части, таежно-мерзлотные? (В Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву.)

- Почему в лесной зоне, несмотря на большую биомассу растений, гумуса мало? (Растительность многолетняя, опад неблагоприятен – хвоя; идет промыв почв, т.к. k1, ибыточный.)







V. Домашнее задание.

Параграф 18. Докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта.

Рефлексия. Учитель: оцените урок смайликом, представленным на доске.

Приложение1. Типы и свойства почв различных природных зон


Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1.Арктическая пустыня

часто от-сутствуют или аркти-ческие

крайне мало

не плодо-родная

мало тепла и рас-тительности

2.Тундра

тундрово-глеевые

мало

маломощ-ные, име- ют слой глеевой

вечная мерзлота, мало тепла, пере-увлажнение, не-достаток кислоро-да

3.Лесная зона


а) тайга

подзолис-тые

мало (1-2%)

промывные, кислые

k1, растительные остатки – хвоя

б) тайга Вос-точной Сиби-ри

таежно-мерзлот-ный

мало

малоплодородные холодные

вечная мерзлота

в) смешанные леса

дерново-подзолистые

больше, чем в подзолис-тых

более плодород-ные

промыв весной, больше растительных остатков

г) широколис-твенные леса

серые лесные

4-5%

4.Степи

чернозе-мы, кашта-новые

10-12%

самые плодород-ные поч-вы, зер-нистая структура

k=1 и 0,8-0,9; много раститель-ных остатков ежегодно, много тепла

5.Полупусты-ни

бурые по-лупустынь серо-бу-рые

гумуса мень-ше

засоление почв

Сухой климат, раз-реженный расти-тельный покров, k




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!