СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закрепление изученного по теме "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока предназначена для учащихся 4 класса при закреплении изученного по теме части речи.

Просмотр содержимого документа
«Закрепление изученного по теме "Части речи"»

Тема: Закрепление изученного по теме «Части речи».    

 

Цель: Обобщать и систематизировать  знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их  по  существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и русский язык.

  • Формирование ценностей многонационального российского общества, осознание роли языка и речи в жизни людей

  •  Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:  

  • Умение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • анализировать сравнивать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • Развивать  умение высказывать своё предположение;;

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Общеучебные:

  • формирование и развитие умений в области работы с информационно-коммуникационными технологиями, ИКТ компетенции. (интерактивная презентация, доска, работа с интерактивным пером) 

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

 

Логические: Развивать  умения извлекать информацию из схем и текстов для установления причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные: 

  • Развивать умение слушать и понимать других;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • уметь  работать в паре.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним.

Оборудование:  интерактивная презентация; карточки; документ-камера; интерактивная доска, приставка, перо;

 

Планируемые результаты:

  • Совершенствование навыка классификации  частей речи, навыка определять грамматические признаки  , находить и различать части речи в предложениях и тексте. 
     

 

 

Содержание урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок .

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

     Чтобы гости дорогие  захотели вновь прийти.

 

- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?

- А я жду от вас грамотных ответов и  активности на уроке.

 А девизом нашего урока  станут слова:

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи»

- Почему эти слова важны для нас на уроке?

Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.

  1. Определение темы урока, постановка учебных задач.

- Прочитайте эпиграф на доске. Как вы его понимаете?

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... 
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью. 

Александр Иванович Куприн – писатель

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «русский язык»?

- А что для вас значит страна, в которой вы живете? (Родина)

– Что для вас понятие Родина? Вы убедились: это понятие очень широко, слово              Родина многозначно. Заглянем в толковый словарь.

Родина, -ы, ж.  (таблица)
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины

-Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему  Родина.(устно, фронтальная работа)

- Я составила вот такой синквейн.

1. Родина.
2. Малая, большая.
3. Родиться, жить, помнить.
4 .Место, где родился человек.
5.Отечество.

- Как можно проверить правильно ли составлен этот синквейн?

- Давайте определим в 1,2,3 пунктах какими частями речи являются слова.

- Скажите, а чем отличаются данные слова?

- Определите тему урока. А та тема для вас новая?

- Поставьте учебные задачи. В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.

3. Актуализация знаний. Обобщение.

Дополните схему (презентация, карточки) на какие вопросы отвечают и что обозначают?

                                                 Части речи

 

__________________                                       _____________________

1.                                                                              1.

2.                                                                              2.

3.                                                                               3.

4.

- Теперь проверим по учебнику стр. 67

Оцените свою работу. У вас на столе стоят коробочки ,возьмите из нее знак + (если справились) или знак – (Если не справились) и положите на край стола.

 

- Что вы знаете о частях речи?

- Как определить какой частью речи является слово?

- Давайте попробуем это сделать.

4. Применение знаний и умений.

1.Работа в парах.  (Один ученик вслух читает текст)

-Как вы думаете почему я приготовила  текст про г. Иркутск?

 - Из текста выпишите в таблицу по 1 примеру каждой части речи.

 

Иркутск

                 Иркутск не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. Начавшись с крохотного зимовья среди тайги, с маленького острога на берегу Ангары, он постепенно рос и развивался, став центром огромного региона, он не раз сгорал, но, как Феникс, возрождался из пепла.

                “Иркутск – город исторический. Он играет огромную роль в истории России, он не случайно отнесен к городам-музеям, так как сохранил много старины, романтический облик старинной застройки, сияние церковных куполов над синим кипением Ангары.

Освоение территории Иркутской губернии русские начали в  семнадцатом веке. 

 

Существ

Прилаг.

Глагол

Местоим.

Числит.

Предлог

Союз

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка 1 ученика на документ – камере.

- (Дети зачитывают другие варианты.)

- Оцените свою работу.

 

2.

- Откройте тетради, запишите число, классную работу.

 - Запишите предложение в тетрадь, определите часть речи каждого слова.

Проверка по цепочке у доски записывают пером.

Оцените данное задание.

 

3.

- Части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)

           1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?

          2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?

           3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?

            4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?

Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.

Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.

Оцените свою работу.

- Предлагаю повторить падежи.

1чел- расставляет правильный порядок падежей.

2 чел- порядок вопросов.

- А теперь отдохнём

Физкультминутка

(Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)

И.п  - русский язык

Р.п  -  русского языка

Д.п – русскому языку

В.п – русский язык

Т.п – русским языком

П.п – о русском языке

Оцените работу

 

  1.  

- Вспомните, какие орфограммы вы знаете?

-На доске записаны слова

 

Горо__, р_дной, г__ржусь, чудес_ная.

 

- запишите их в столбик вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

Проверка: выборочно 4 человека у доски, работа пером.

- А затем определите и подпишите у слов

  • . – число

  • – род

Глагол – время

Проверка: сравнивают ответы с доской.

Оцените работу.

- Составьте простое предложение о своем городе используя эти слова запишите его и подчеркните основу предложения.

 

- Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.

5.Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция

Назовите мне  учебную задачу нашего урока.

  • А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»

  • Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей? (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)

6.  Рефлексия учебной деятельности.

-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)

«Дело мастера боится»

«Добрый разум не наживают сразу»

- Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!