СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие кружка внеурочной деятельности по русскому языку «Школа развития речи» в 4 классе по теме: «Словари – наши друзья и помощники»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие кружка внеурочной деятельности по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка внеурочной деятельности по русскому языку «Школа развития речи» в 4 классе по теме: «Словари – наши друзья и помощники»»











Занятие кружка внеурочной деятельности

по русскому языку

«Школа развития речи» в 4 классе по теме:

«Словари – наши друзья и помощники»







Автор:

Сотникова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла







Орёл, 2021 год


Пояснительная записка

Для участия в конкурсе представлен конспект занятия кружка внеурочной деятельности по русскому языку «Школа развития речи» по теме «Словари – наши друзья и помощники».

Актуальность темы обусловлена тем, что умение пользоваться различными словарями на уроках русского языка и литературного чтения является одним из требований стандартов начального общего образования, предъявляемых к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу. Возникает необходимость в усовершенствовании методов и приёмов работы со словарями как на уроках начального курса образования, так и во внеурочной деятельности. Психологи доказали научно, а учителя знают из своей повседневной практики, что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции. Для того, чтобы учение было интересным, увлекательным и успешным, педагоги начальных классов используют занимательные задания и игровые формы обучения, которые побуждают детей активнее размышлять, искать и находить правильное решение грамматических задач. Поэтому была выбрана форма проведения – викторина.

Занятие  разработано для учащихся 4 класса.

Цели: Совершенствовать методы работы со словарями, формировать лексикографические умения обучающихся, развивать способность пользоваться различными источниками информации для получения знаний;

Способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

Осознавать богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД

Умение формулировать учебную задачу; выделять существенные признаки; умение слушать, задавать вопросы. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД

Уметь слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывания; уметь вести поиск и выделять необходимую информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД

Умение работать в командах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её.

Форма проведения: викторина.

На данном занятии используются игровая технология и технология проблемного обучения; словесные методы – эвристическая беседа, словарная работа, наглядные методы – презентация, практические методы – работа со словарями, игра, конкурс и др.


Оборудование:

Карточки с заданиями, различные словари на столах каждой из трех команд (толковый, фразеологический, орфоэпический, сборник пословиц и поговорок), мультимедийная презентация, смайлики по количеству участников.













Ход занятия

Актуализация знаний и деятельности.

Учитель: Послушайте стихотворение поэтессы Екатерины Ушениной

Мне интересны словари.
Уйдя в них с головою,
Брожу я где-то до зари
Неведомой тропою.
А вот уже дороги след,
И близятся бульвары...
Из тьмы я выхожу на свет
Широких тротуаров.

Познанья необычен мир,
 В нём никогда не тесно.
Словарь - чудесный эликсир,
Советник бессловесный!

 - Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (работе со словарями). Согласны ли вы с мнением автора, что словарь- чудесный эликсир и наш советник? Постараемся ответить на этот вопрос в конце занятия.

- Что вы ждёте от этого занятия? Какие цели перед собой ставите?

- Я приглашаю вас продолжить дружбу с замечательными словарями русского языка.

-Ребята, а какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? (орфографический, словообразовательный, толковый) В каких случаях словари приходят к нам на помощь? С какими мы ещё работали на занятиях кружка?( орфоэпический, словарь синонимов и антонимов, фразеологический)

Ребята, а зачем, для чего нам нужны словари? (Учитель принимает все ответы обучающихся, обобщает, хвалит)

-Действительно, вы правы, ребята, работать над грамотной речью и обогащением своего словаря, над более ярким, точным способом выражения своих мыслей, переживаний каждый из нас должен всю жизнь. Этому поможет вдумчивое чтение художественной литературы и всевозможные лингвистические словари.

Практическая работа

Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».

-Сегодня я предлагаю поучаствовать в викторине по материалам занятий кружка, посвященным словарям. Путешествовать мы будем по страницам:

«Пословицы и поговорки»

«К истокам слова»

«Говорите правильно»

«Крылатые фразы»

Каждой страницей заведует один из словарей или сборников. Узнаете, какой, успешно справитесь с заданием.

Оценивать работу команд-соперников будете сами: оценочные листы лежат на столах каждой команды. Будьте внимательны!


Итак, начнем викторину. Наши три команды уже готовы.

-Скажите, что это?

«Мы ценим их за народную мудрость. В кратких и внешне очень простых народных изречениях содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Писатель, этнограф и лингвист Владимир Иванович Даль собрал целый сборник в своем словаре»

(Это пословица. В.И.Даль издал сборник «Пословицы русского народа»)

Первая страница викторины называется «Пословицы и поговорки». Каждой команде я задаю вопрос, отвечаете по очереди.

1) «Закончи пословицу»

  • Старый друг …..(лучше новых двух)

  • Ученье – свет, а ….(неученье – тьма)

  • Терпение и труд…..( все перетрут)

  • Нет друга – ищи, а ……(нашёл – береги)

  • Век живи, век….(учись)

  • Куда иголка, туда и ….(нитка)

Подведение итогов ( за верный ответ 1 балл, выставление баллов дети обязательно комментируют).

2) «Магические числа»

-Каждой команде предлагается за 5 минут написать как можно больше пословиц и поговорок, в которых используется число:

1 команде – один

2 команде – два

3 команде – семь

Можно воспользоваться помощью сборника В.И.Даля или школьного словаря.

(Семеро одного не ждут. Семь бед один ответ. Семь раз отмерь – один отрежь. Лук от семи недуг. У семи нянек дитя без глазу.

Один в поле не воин. Один за всех, все за одного. Одно яйцо два раза не высидишь. Один с сошкой, семеро с ложкой. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Два сапога пара. Ум хорошо, а два лучше. Скупой платит дважды. Как две капли воды. Дважды в год лето не бывает.)

Подведение итогов ( за каждую пословицу 1 балл).


-Скажите, какой словарь мог бы о себе так сказать:

Если думаешь с сомненьем,

Где поставить ударение,

Открывай меня скорее,

Станешь во сто крат умнее.

(Это орфоэпический словарь.) В чем его особенность? (Он содержит слова в их правильном нормативном литературном произношении.)


-Вторая страница викторины «Говорите правильно»

Командам предлагается текст с заданием: поставить ударение в выделенных словах и прочитать его. Чтобы не допустить ошибок, нужно пользоваться словарём.

1.Августовским вечером, мастерски держа строевой шаг, шёл солдат по дороге – раз-два: косая сажень в плечах, смельчак, ни разу не осужденный за трусость, честный христианин, а не вандал какой-нибудь, ищущий добычи, хотя военное обеспечение, конечно, оставляло желать лучшего. Солдат не был избалован жизнью, никого у него не было на всем белом свете, но оставался он благороден и храбр: никогда не гнался за чином, не знал слова «завидно», зато с саблей наголо бежал на самого страшного врага. Мимо, улыбнувшись и махнув ему рукой, прошла девушка в ожерелье из ракушек, собранных на берегу в часы досуга.



2. Небо прояснилось, издалека доносился благовест. «Славно звонит», - подумал солдат. Вдыхая облегченной грудью вечерний воздух, солдат вдруг кашлянул, после чего все же решил укрыть шею шарфом. Таков уж феномен: не боится солдат пули, но боится коклюша. Проголодался служилый. Зашёл в местную таверну, которая славилась певцами и танцовщицами…. да разве могут зрелища занять того, кто за сутки съел всего лишь гренок? Это ведь мизер для рослого мужчины!

3.Но хозяйка таверны, красавица с нарядными бантами на чёрных косах, была наслышана о доблести нашего героя и в честь его подвигов, даже не попросив документов, принесла за счет заведения слегка поперченные тефтели, ломоть пшеничного хлеба, полезный салат из свеклы, руколы и щавеля, паштет из гуся, жирный творог, большой кусок вафельного торта, а еще нашла в кладовой банку сливового варенья!

Подведение итогов ( за правильно выполненное задание 5 баллов).


-Назначение следующего словаря – дать историю и происхождение слов. Работая с ним, можно проследить жизнь слова. У каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Он помогает проникать в суть слова, в истинное значение, в первоначальный его смысл. Какой это словарь?

Это этимологический словарь.

-Следующая страница викторины – «К истокам слова». Она называется так же, как и недавняя тема занятия кружка.

Каждая команда получила домашнее задание: выяснить, пользуясь этимологическим словарём, происхождение некоторых слов, связанных со школой.

1 команда – «портфель»

2 команда – «каникулы»

3 команда – «карандаш»

Кроме того, было и творческое задание: изменить две известные пословицы, включив в них своё слово, чтобы предложить командам-соперникам объяснить смысл этих пословиц. Давайте проверим выполнение этих заданий. (представители от команд выходят и рассказывают историю происхождения слов)

Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырёхугольная сумка с застёжкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. Школьный портфель так называли потому, что в него складывали тетради и книги.

Слово «каникулы» обязано своим происхождением небу. В буквальном переводе с латинского слово «каникулы» означает «собачки». «Каникулой» древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого пса - Сириус. «Каникула» - Сириус – ежегодно появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета. А так как в это жаркое время года студентов и школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулами. Раньше этим словом называли только летний отдых, а теперь и всякий перерыв в учении.

Слово «карандаш» произошло от тюркского «кара» ( чёрный) и «таш» (камень). Свой путь карандаш начинает от свинцовых чёрных палочек для письма. След от таких палочек был тонким. А руки покрывались тонким налётом. Потом уже люди догадались вставить эти палочки в футляры – кожаные, металлические, и, наконец, деревянные.

(За правильный ответ команда получает 3 балла.)

-Какие пословицы вы приготовили для своих соперников?

1 команда.

За словом в портфель не лезет. (о находчивом, разговорчивом человеке)

Покажи свой портфель, и я скажу, кто ты.( содержимое и порядок в портфеле могут многое рассказать о его владельце, его прилежании)

2 команда.

Ему про учебу, а он про каникулы. (о ленивом человеке)

Учёба хорошо, а каникулы лучше.(о времени более приятном из возможного)

3 команда.

Что написано карандашом, не вырубишь топором. (о невозможности исправить написанное на бумаге)

Семь раз отмерь, а один – начерти.( о взвешенном отношении к чему-либо)

За каждую пословицу, которую верно истолковали, прибавляется еще 1 балл.


-Догадайтесь, о каком словаре идет речь:

«Это особый тип толкового словаря, в котором даётся около 4 тысяч

устойчивых сочетаний слов, выражений. В словаре даны толкования значений таких выражений, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение. Он интересен для людей любых профессий и любого возраста. Нельзя изучить язык, не изучив его ….. (фразеологии)».

Это фразеологический словарь.


Четвёртая страница викторины – «Крылатые фразы»

Первое задание называется «Картинная галерея». Каждой команде предлагается, взглянув на экран презентации, отгадать, какой фразеологизм на ней изображен. Мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально. Объясните смысл фразеологизма. (За каждый верный ответ 1 балл)

Ответ: Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке.

Второе задание «Найдите фразеологизмы-синонимы».

В конверте лежит карточка с заданием и несколько вариантов ответов на отдельных листах. На карточке в первом столбике записаны фразеологизмы. Напротив каждого из них нужно наклеить подходящий по смыслу фразеологизм-синоним. При затруднении - обращайтесь к словарю.

1) Хоть пруд пруди.

2) Кто во что горазд.

3) Как снег на голову.

4) Рукой подать.

5) Куда ноги несут.

6) С пустыми руками.

7) Ни кровинки в лице.

8) Доводить до белого каления.

Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, водить за нос, куда глаза глядят, в двух шагах, куры не клюют, кто в лес, кто по дрова, как гром среди ясного неба, приводить в бешенство, несолоно хлебавши, как мел.

1) Хоть пруд пруди

Куры не клюют

2) Кто во что горазд

Кто в лес, кто по дрова

3) Как снег на голову

Как гром среди ясного неба

4) Рукой подать

В двух шагах

5) Куда ноги несут

Куда глаза глядят

6) С пустыми руками

Несолоно хлебавши

7) Ни кровинки в лице

Как мел

8) Доводить до белого каления

Приводить в бешенство

(За каждый верно найденный фразеологизм – 1 балл)

Подведение итогов.

- Согласны ли вы теперь с мнением автора, что словарь- чудесный эликсир и наш советник? Докажите.

Выводы: Умение работать со словарем – важнейший навык образованного человека. Словари дают нам определённые знания и делают речь богаче. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Рефлексия.

- Вы добились от этого занятия того, что хотели? (Обучающиеся дают ответы)

- Что на занятии было интересно?

- Какие задания были самые лёгкие для вас?

- Над чем надо работать ещё?

- За что бы вы себя похвалили?

На доске располагается «Дорожка успеха»:

Не знаю

Знаю и понимаю

Понимаю и могу применить

Могу научить другого

Прикрепите свой смайлик к той её части, на которой вы сейчас находитесь по уровню самостоятельности при работе со словарями.( анализ результатов самооценки обучающихся)

-Если вам захотелось продолжить работу со словарями, то можно получить различные задания на дом на ваш выбор (задания предлагаются на карточках):

1. Вставить из чайнворда одно из пропущенных во фразеологизме слов:

1) … до Киева доведёт;

2) … носа не подточит;

3) … плюнуть;

4) … ушла из-под ног;

5) … раздора;

6) … царя небесного;

7) …- соль.

я


з

ы

к


о

м

а

р

а

з


е

м

л

я


б

л

о

к

о


л

у

х


л

е

б


2. Разгадаешь ребус – прочтёшь пословицу! Удачи!


3. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Алфавит, брала, занята, километр. 

Включит, ожила, поняла, арбуз. 

Взяла, столяр, документ, издавна.

Красивее, досуг, изредка, ворота.

 





Заключение

Если на ранних этапах обучения ребёнку привить потребность обращаться к словарям, если у него сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то он наверняка станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей и сможет сам добывать необходимые знания. Вот почему работа со словарями должна начинаться в начальных классах и присутствовать на разных уроках и внеурочной деятельности. Игровая форма такой работы делает её более успешной. Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от проблемы) войдет в привычку, есть основание считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой вопросы и осознанно искать на них ответы.


Литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред.Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995г.

  2. Жуков В.П, Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 1989г.

  3. Журнал «Весёлый затейник» №4, 2003г.

  4. Ожегов. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1992г.

  5. Ушакова. Этимологический словарик школьника-СПб.: Издательский Дом “Литера”,2007г.

  6. Иллюстрации из доступных источников сети Интернет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!